Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 10:06, контрольная работа
Китай или Срединное царство, как с незапамятных времён именуют его китайцы, - страна, раскинувшаяся на необъятных просторах Восточной и Центральной Азии. Здесь около 6 тыс. лет назад зародилась одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на развитие всех народов, населявших страны Дальнего Востока. Китайская письменность стала основой письменности корейцев, вьетнамцев и японцев. Многие изобретения китайцев, такие как шёлк, порох, компас, сейсмограф, водоподъёмный насос, механические двигатели, использующие силу падающей воды, являются достоянием всего человечества.
1. Введение................................................................................................ 3.
2. История древнего Китая. Китай в эпоху Лего и Чжаньго................. 4.
3. Китай в эпоху империй Цинь и Хань……………………………….. 6.
4. Раннее средневековье в Китае. Северный и Южный Китай............. 8.
5. Китай в период Сунской империи………………………………..… 10.
6. Китай в период династии Мин……………………………………… 14.
7. Китай в годы борьбы против чужеземных захватчиков…………... 18.
8. Выводы.................................................................................................. 20.
9. Литература…………………………………………………………… 21.
Вэйские государи жертвовали большие средства церкви и давали золото на изготовление статуй Будд. К VI в. в государстве Северный Вэй насчитывалось до 50 тыс. монастырей и до 2 млн. монахов.
Южное государство имело довольно широкие связи с народами Индокитая и Индии. В Китай нередко прибывали буддийские проповедники. Вместе с религиозными миссиями приезжали купцы и привозили из далеких стран ценные товары. В Индию из Китая постоянно отправлялись на поклонение святым местам буддийские монахи.
Культура раннего средневековья отражает значительное влияние буддизма. Сохранились многочисленные скульптурные изображения Будд громадных и самых малых размеров.
Политика осуществления
надельной системы
Во второй половине VI в. экономические и политические различия между Севером и Югом значительно смягчились. На смену власти тобийских правителей в северо-восточном государстве Ци и в северо-западном – Чжоу пришли китайцы.
Кочевники Центральной Азии, создав союз, возглавленный тюрскими племенами, угрожали вторжением в Поднебесную. Внутренние и внешние причины настоятельно диктовали необходимость объединения всей страны.
Объединение отдельных
царств и прекращение междоусобицы
вызвали экономический и
Во время
внутренних войн и нашествия кочевников
в IV – V вв. почти все города Китая
были разграблены или сожжены. Древние
столицы Чанъань и Лоян превратились
в руины. В Южном Китае сохранились
ранее возникшие
Города возникали
как пограничные города-
В городах жили
влиятельные сановники и
В разных районах страны возникали горнодобывающие и плавильные промыслы.
В провинции Цзянси сложился центр производства керамических и фарфоровых изделий; в Янчужоу строились корабли.
Из «города парчи» Чэнду шелковые ткани вывозили в столицу или отправляли на запад по Великому шелковому пути. Чэнду был также центром по изготовлению бумаги.
Добыча соли, обработка металлов и камня, вываривание сиропа из сахарного трасника велись в широких масштабах.
Каменотесы, резчики по дереву и камню, лепщики строили и украшали дворцы, храмы, жилые помещения.
Вместе с буддистами в Китай пришло искусство монументальной скульптуры, строительство многоэтажных пагод и скальных храмов.
В стране возводились прочные мосты без опор. Мост, выстроенный под Лояном, используется и в наши дни.
В городских лавках-мастерских полировали ртутью бронзовые и серебряные зеркала, шили одежду и туфли, делали колбасы, музыкальные инструменты, украшения из серебра, золота, драгоценных камней, изготавливали весы и разновесы.
В VII - VIII вв. значительного развития достигло казенное ремесло. Продукция казенных рудников и плавилен, оружейных, ткацких мастерских, монетных дворов, мастерских по вырезанию печатей, по изготовлению экипажей и т.д. шла ко двору и никак не влияла на формирование рынка.
В VII в. была установлена единая государственная денежная единица (цянь) – крупная монета с квадратным отверстием, которая обращалась в стане более 1200 лет. Эти монеты нанизывали на шелковый шнурок, образуя связку.
Социальные столкновения и нашествия кочевников, происходившие в годы перехода от рабовладения к феодализму, не нарушали приемлемость китайской культуры, хотя и вызывали некоторый ее упадок. Из шелковых свитков, на которых были написаны сочинения, шили одежду и мешки. Создание новых творений человеческой мысли в новых условиях было затруднено. Однако на Севере, как и на Юге, многие ученые и писатели продолжали свою деятельность.
После объединения страны сложились новые возможности для развития научных знаний, искусства, литературы.
Средневековые инженеры и математики использовали свои знания при строительстве городов, каналов и крепостных стен.
Наблюдения за сменой сезонов, за небесными светилами способствовали развитию астрономических знаний, а также составлению гороскопов и предсказаний.
Большое развитие
в VII в. получило историописание. Ли Ши-минь
превратил это занятие в
Суйские и танские императоры начали собирание древних трудов, за доставленные в императорскую библиотеку свитки или фрагменты произведений платили шелком. Специальные ученые восстанавливали многие из них или переписывали на бумагу. В ту пору большого подъема достигло искусство каллиграфии.
При дворе императора Ли Лун-цзи в VIII в. было создано высшее собрание ученых, позднее получившее название академии Ханьлинь.
Высокого расцвета достигла китайская поэзия. Ее прославила плеяда блестящих поэтов от Тао Цяня (365 – 427) с его социальной утопией «Персидский источник» до творений великих стихотворцев Ли Бо (699 – 762) и Ду Фу (712 – 770).
Среди китайских
живописцев особую школу создал Ван
Вэй. Большое распространение
На искусстве
и архитектуре сказалось
При императорском дворце развилось светское искусство, в стихах и красках прославлялась земная простота, природа и веселье. Был создан театр, показывавший пантомимы.
5. Китай в период Сунской империи.
В социальной жизни китайской империи X – XII вв. произошли некоторые изменения.
В X – XII вв. в феодальном Китае продолжался процесс обособления города от деревни. Наряду с административными центрами к городам причислялись и военные крепости. Кроме того, начали складываться новые торгово-ремесленные пункты, которые назывались чжень и ши.
Города обычно были обнесены высокими стенами и рвами, ворота на ночь закрывались. За городскими стенами вырастали торгово-ремесленные посады, которые вновь окружали стенами, образуя внешний город.
К XI в. довольно высокого уровня достигло строительное искусство. Дворцовые постройки и дома знати с этого времени возводились в два-три этажа. Они отличались большой пышностью, были украшены резьбой, красным лаком и цветной черепицей.
В крупных городах имелось довольно хорошо налаженное городское хозяйство: специальные цехи занимались доставкой воды, очисткой городов от мусора и нечистот, несением пожарной службы.
Особенность ремесленного производства являлось увеличение добычи и обработки металлов. Одновременно расширилась добыча свинца, олова, ртути, золота, серебра; совершенствовалась техника плавки и обработки металлов; стали применяться каменный уголь и химические реактивы, а также гидрометаллургический метод плавки меди.
Большое распространение получило кузнечное дело. Основной продукцией ремесленников, изготовлявших металлические изделия, было оружие, ножи, гвозди, котлы, обручи, посуда.
Дальнейшего развития достигло производство высококачественных тканей. Десятки видов различных шелковых тканей изготавливались в южных провинциях (Чжэнцзян, Цзянсу, Сычуань); был изобретен способ тканья декоративного полотна. В XI в. в Китае появилось сырье, необходимое для изготовления хлопчатобумажных тканей: из Средней Азии и островов Индокитайского океана был завезен хлопок. Изобретение станка для очистки хлопка и многоверетенной прялки дало китайским мастерам возможность уже в XII –XIII вв. выпускать ткани из сплошной хлопчатобумажной нити без применения льна и конопли.
В сунский период
значительно
В то же время возникли и новые отрасли ремесла, которые обусловили новые научные открытия. Так, средневековые алхимики изобрели порох, нашедший применение в пиротехнике.
Развитие судостроения
и мореходства потребовало
Важнейшим достижение китайской науки было изобретение книгопечатанья.
Широко было распространено изготовление бумаги.
На улицах китайского города располагалось бесчисленное количество мастерских по изготовлению одежды и обуви, мебели, домашней утвари, вееров, зонтов, туши, жертвенной утвари, ювелирных изделий и т.д.
Разделение труда между различными мастерскими происходило весьма интенсивно и сопровождалось увеличением числа ремесленных профессий: в ткацком производстве выделялись прядение, ткачество и крашение.
Основным типом
ремесленных предприятий в
В XII – XIII вв. в ремесленных кварталах возникли уже мастерские и лавки значительных размеров. В XIV в. в Ханчжоу имелась шелкоткацкая мастерская, где по найму работали свыше 10 человек, получавших от хозяина одежду, пищу и ежедневную денежную плату.
С XI в. цехи превратились в официальные и обязательные объединения. Существовала определенная иерархия цехов.
В XII – XIII вв. существовал наем рабочей силы. В крупных городах определялись места найма, - это были мосты или чайные, куда по утрам собирались все, кто искал работу или хотел нанять работника или слугу.
Препятствием для развития ремесла и рынка являлась казенная монополия на добычу соли и сбыт металлических руд, соли, на литье монеты, обжиг и продажу древесного угля, на производство и сбыт чая, вина, дрожжей, уксуса.
Казенные мастерские были сосредоточены в крупных ремесленных пунктах, в местах добычи полезных ископаемых и в обеих сунских столицах – Кайфыне и Ханчжоу. Наиболее крупными были оружейные, судостроительные, шелкоткацкие мастерские, печатные и монетные дворы.
Продукция мастерских шла на удовлетворение потребностей императора и высшей знати, на оснащение армии, на уплату дани чжурчжэням и киданям, и частично на внешний рынок.
По большим праздникам собирались ярмарки, чаще всего проходившие на территории храмов и монастырей.
С потерей в
XII в. Севера и окончательном перемещении
центра экономической жизни в
юго-восточные провинции
Прочные и устойчивые китайские корабли могли брать на борт до 600 – 700 человек и большое количество грузов.
Подчинение
властям ремесленных и
Новые веяния в политической жизни вынудили сунскую династию постоянно заботиться об идеологическом укреплении своей власти. В связи с секуляризацией церковных земель и острой критикой доктрин буддизма и даосизма правительство считало поддержку со стороны церковнослужителей недостаточной.
В поисках государственной доктрины, призванной служить идеологической опорой феодальной монахи, сунский дом обратился к конфуцианству, бывшему на протяжении многих веков воплощением «государственной мудрости». Указом императора Конфуций был канонизирован, в честь его сооружали храмы, а его потомкам предоставлялись разнообразные льготы.
Одним из существенных элементов конфуцианства был культ императора – Сына неба, что как нельзя лучше можно было приспособить для целей усиления централизации власти.
Китайское феодальное общество в X – XII вв. было отмечено значительным подъемом научных знаний.
Особенного развития достигли науки о природе и физиологии человека.
Немалую роль в
распространении знаний сыграло
книгопечатание с резных досок –
ксилография. Появление ксилографической
книги резко удешевило
В столице и других городах открылись казенные и частные типографии, появилось много книжных лавок, создавались частные и казенные библиотеки, развивалось школьное образование.
В дворцовых
книгохранилищах велась многообразная
литературная работа по комментированию,
изданию классических произведений
древности и различных
К этому времени относится деятельность ученых-энциклопедистов. В X в. ими был создан колоссальный энциклопедический сборник, куда вошло около 1690 произведений. Наиболее выдающимся ученым-энциклопедистом был Шэнь Ко (1030 – 1093) – автор многих трудов. Он предложил новый солнечный календарь без 13-го вставочного месяца, конструировал астрономические приборы, занимался математическими науками, химией, физикой, медициной, биологией.
Ученый Цзя Сянь написал труд об искусстве счета; Шао Юн выдвинул теорию развития вселенной и предложил новые методы лечения при помощи уколов и прижиганий. Чжан Цзы писал труды по военному искусству.