История кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

Торговля наиболее крупная отрасль деятельности потребительской кооперации, в ней используется значительная часть экономических ресурсов и занято 2/3 общей численности работников системы. Потребительская кооперация осуществляет внутрисистемную оптовую и розничную торговлю.

Содержание

Вопрос № 6.

Кооперация в экономической программе христианских социалистов.

Вопрос № 20.

Образование Российского союза потребительских сообществ и развитие потребительской кооперации до начала 80-х годов.

Вопрос № 27.

Характеристика отраслей (видов) хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Функции магазина XXI века.

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ КООПЕРАЦИИ.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

               
 
 
 

                                                             Содержание. 
 
 

Вопрос № 6.

Кооперация в  экономической программе христианских социалистов. 

Вопрос № 20.

Образование Российского  союза потребительских сообществ  и развитие потребительской кооперации до начала 80-х годов. 

Вопрос № 27.

Характеристика  отраслей (видов) хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Функции  магазина XXI века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ВОПРОС № 27.

ХАРАКТЕРИСТИКА  ОТРАСЛЕЙ (ВИДОВ) ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ. ФУНКЦИИ МАГАЗИНА XXI ВЕКА. 

1. Характеристика отраслей хозяйственной деятельности потребительской кооперации. 

Экономика потребительской  кооперации включает в себя несколько  отраслей подотраслей:

О

Т

Р

А

С

Л

И 

И 

В

И

Д

Ы 
 

Д

Е

Я

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

И

Торговля Оптовая
Розничная
Общественное  питание  
Закупки с/х продуктов и сырья  
Производственная  деятельность Производство товаров народного потребления
Производство торгового оборудования, стройматериалов для нужд кооперации
Производство и ремонт тары
Звероводство  и промысловое хозяйство Клеточное звероводство
Отстрел диких зверей
Сбор дикорастущей продукции
Подсобное сельское хозяйство Выращивание и откорм скота и птицы
Рыбоводство и вылов рыбы
Овощеводство и цветоводство
Оказание  услуг населению Образовательные
Строительные, транспортные
Медицинские, гостиничные
Раскрой тканей, пошив одежды и т. д.
Капитальное строительство Хозяйственным способом
Подрядным способом
Транспорт Водный
Гужевой
Автомобильный
Внешнеэкономические связи  
 
 
 
  • Торговля наиболее крупная отрасль деятельности потребительской кооперации, в ней используется значительная часть экономических ресурсов и занято 2/3 общей численности работников системы. Потребительская кооперация осуществляет внутрисистемную оптовую и розничную торговлю.

Оптовая торговля-это продажа товаров специальным организациям и предприятиям для их последующей продажи и переработки. Функция опта - снабжение товарами кооперативной розничной торговли.

Розничная торговля - конечная продажа магазинами и предприятиями общественного питания преимущественно товаров народного потребления индивидуальным потребителям и коллективным. Розничная торговля завершает процесс обращения товаров.

  • Общественное (массовое) питание - отрасль, где реализации кухонной продукции (блюд) предшествует ее производство (приготовление), а также создает условия для приема пищи (потребления), т.е. сочетает выполнение трех функций - производство, реализация и потребление.

В розничном товарообороте потребительской кооперации удельный вес общественного питания не велик, но экономическое и социальное значение отрасли не подлежит сомнению.

  • Закупочная деятельность – традиционная отрасль потребительской кооперации. Она закупает сельскохозяйственные  продукты и сырье, изделия и продукцию личных подсобных хозяйств и помыслов (в общей сложности свыше 60 видов) у граждан и юридических лиц.

Закупленные продукты и сырье реализуются через  магазины самой потребительской кооперации, используются в качестве сырья в кооперативном производстве, отгружаются потребителям, предприятиям пищевой и легкой промышленности, поставляются на экспорт.

  • Промышленность потребительской кооперации насчитывает 6 тыс. предприятий (главным образом малых), каждое второе из них – это хлебозавод и пекарня. Большинство производственных предприятий базируется на местном сырье, а их продукция реализуется в основном через магазины потребительских обществ.

Удельный вес  собственной продукции в продаже через магазины потребительской кооперации очень значителен. Кроме пищевой продукции кооперативная промышленность выпускает непродовольственные товары народного потребления, а также торгово-технологическое оборудование и некоторые строительные материалы. 

Кроме основных отраслей потребительская кооперация имеет подсобные вспомогательные  отрасли и подотрасли, которые  прямо или косвенно связаны с  ее торговой, производственной и заготовительной деятельностью; играют важную роль в обеспечении функционирования всей системы. К таким отраслям относятся: подсобное сельскохозяйственное производство; промысловое хозяйство и клеточное звероводство; капитальное строительство магазинов, столовых и других кооперативных объектов; собственный транспорт, используемый для перевозки товаров, закупленной сельскохозяйственной продукции и т. д., оказание услуг. Но ключевая отрасль потребительской кооперации - торговля. Именно округ нее интегрируются все остальные отрасли и подотрасли. 
 

2.Функции  магазина XXI века. 

Магазин становиться центром организации и проведения работы по всем направлениям деятельности потребительской кооперации: торговой, заготовительной, кредитной, информационной, консультационной, организационно- массовой, сервисной. 

Магазин – приемозаготовительный  центр – центр кооперативного участка выполняет следующие функции:

  • Осуществление торговли:   – по заказам;

                                                         – в кредит;

                                                        – круглосуточно;

                                                        – через филиалы, киоски, ларьки;

                                                         – через магазины на дому;

                                                         – через аптеки, зооаптеки.

  • Закупка всех видов сельскохозяйственной продукции и сырья.
  • Услуги, включая придорожный сервис.
  • Работа с надомниками.
  • Выявление трудовых ресурсов и занятий населения.
  • Прием заказов на бытовые услуги.
  • Привлечение заемных средств обслуживаемого населения.
  • Информирование пайщиков.
  • Ведение книги данных о подворьях.
  • Кооперирование населения.
 

B XXI веке магазины становятся центрами кооперативных участков, приемозаготовительными пунктами. Они призваны осваивать и внедрять новые виды услуг и коммуникаций. В решении задач, стоящих перед потребительскими обществами, предусматривается повышение роли основного звена потребительского общества – магазина. 
 
 
 

ВОПРОС  № 6

КООПЕРАЦИЯ  В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ПРОГРАММЕ ХРИСТИАНСКИХ СОЦИАЛИСТОВ.

В 30—40-х годах XIX века в европейских странах возникает одна из разновидностей кооперативного социализма – христианский социализм. Христианский социализм — направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску. Идеологи христианского социализма рассматривали капитализм как антихристианский строй и предлагали преобразовать его на началах производственной ассоциации, отказа от конкуренции и эгоизма. В экономических программах многих христианских социалистов большое место занимали различные планы создания профессиональных и кооперативных организаций рабочих, ремесленников, мелких торговцев и крестьян под эгидой католической, протестантской, англиканской и других церквей.

Острейший интерес  был проявлен христианскими социалистами к судьбам крестьянского хозяйства, целый ряд наблюдений касался самых разных форм организации труда. В социальной теории распределения особый вес был придан социальным факторам хозяйства. Было подвергнуто критике упрощенное понимание труда, обоснована равнозначность экономически непроизводительного и живого труда. Идеологи христианского социализма провозгласили лозунг "общего блага" для всех людей, которого можно достичь путем нравственного оздоровления и объединения ремесленников и рабочих в религиозно-сословные корпорации типа средневековых цехов. Социально-экономическая доктрина, сформулированная христианскими социалистами, имеет определенную стройность и завершенность. Они исходили из того, что корни экономического поведения находятся в сфере сознания и культуры. Хозяйственная необходимость соотносилась с правом человека на выбор форм хозяйственной деятельности. Носители идей христианского социализма много говорили о необходимости уловить динамику в смене хозяйственных мировоззрений.

Важное место  в экономической программе христианского  социализма  отводилось кооперативам. Идеолог французского христианского социализма Ф. Бюше (1796—1865) в своей научной и практической деятельности уделял большое внимание кооперативному движению. Он, как и У. Кинг, предложил создавать общественный капитал, с помощью которого рабочие и ремесленники могли бы освободиться от эксплуатации капиталистов путем выкупа их предприятий. Но если у Кинга общественный капитал не имел конкретного выражения, то у Бюше - это неделимый фонд, который создает каждый производственный кооператив из отчислений от чистой прибыли в размере 20%. Не менее практичными были и остальные принципы предложенные Бюше: распределение 80 % прибылей пропорционально выполняемой работе, неограниченное число членов в ассоциации, их самодеятельность и демократическое управление, возможность для лиц, работающих в ассоциации по найму стать ее членами по истечении года.

Идеи Ф. Бюше оказали заметное влияние на английских христианских социалистов – Ч. Кингсли (1819-1875), Д. Мориса (1805-1872), Э. Нила (1810-1892) и др. Они также рассматривали капиталистический строй, как антихристианский и предлагали преобразовать его на началах производственной ассоциации, отказа от конкуренции и эгоизма; добавив к этой уже известной схеме новый лозунг — участие рабочих в прибылях (копартнершип), вошедший впоследствии в программы многих реформистских партий.

Наиболее полное выражение теория кооперативного социализма нашла во взглядах социалистов Л. Блана и Ф. Лассаля и в созданной ими теории производственной кооперации. К социализму через производственную кооперацию, с помощью государства. По мнению идеологов производственной кооперации, по мере накопления капитала кооперативные мастерские станут преобладать в каждой отрасли производства и вся промышленность, таким образом, станет кооперативной. Если план Бюше был рассчитан преимущественно на ремесленников, то его соотечественник социалист Луи Блан (1811-1882) решил приспособить его для объединения промышленных рабочих. Он обосновал идею устройства кооперативных мастерских на средства государства, доказывал, что правительство должно стать "банкиром бедных" и на первых порах организовать управление этими мастерскими. Блан выдвинул принцип солидарность вместо взаимной борьбы. Он полагал, что кооперативные мастерские станут ячейками будущей системы ассоциации, где не останется места кризисам и безработице. Но попытка осуществления этих идей  окончилась полной неудачей. Фердинанд Лассаль (1825-1864) тоже выдвинул программу учреждения производственных ассоциаций, финансируемых юнкерско-буржуазным правительством. Он предложил создать рабочую партию, добиться всеобщего избирательного права и народного большинства в парламенте. В это же время Лассаль считал бесполезными и даже вредными увлечения немецких рабочих потребительскими обществами.

Оценивая, в целом, деятельность христианских утопистов  можно сказать, что, несмотря на отдельные утопические идеи в их учении, в практической деятельности имелись и положительные моменты. Английские христианские социалисты активно участвовали в кооперативном движении, явились проповедниками производственной кооперации среди пролетарских слоев. Отдельные кооперативные мастерские созданные при их участии продемонстрировали возможность организации производства и самоуправления. Христианские социалисты широко пропагандировали идеи кооперации, взаимопомощи и солидарности среди рабочих, добились издания в 1852 г. первого кооперативного Закона в Англии, внесли значительный вклад в налаживание международного сотрудничества кооперативов разных стран, в создание Международного кооперативного Альянса. 

ВОПРОС  № 20.

ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО СОЮЗА  ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ  ОБЩЕСТВ И РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ  КООПЕРАЦИИ ДО НАЧАЛА 80-Х  ГОДОВ. 
 

У истоков кооперативного движения России стояли декабристы. Первое потребительское общество «Большая артель»  было создано ссыльными декабристами на Петровском заводе в 1831 году. У "Большой артели" были письменный устав, выборные органы, разрешение властей на ведение хозяйственной деятельности. Устав артели содержал такие кооперативные принципы, как добровольность членства, демократическое управление и контроль, которые и поныне являются основными в мировом кооперативном движении. К концу 90-х годов ХIХ века в России было зарегистрировано  уже 557 потребительских обществ. В 1898 году был создан Московский союз потребительских обществ (МСПО). Он стал первым всероссийским объединением кооператоров. С 1903 года МСПО является членом Международного кооперативного альянса. После Февральской революции 1917г. Московский союз потребительских обществ был переименован во Всероссийский центральный союз потребительских обществ (Центросоюз). В 1918 году в Центросоюз были принудительно включены все союзы потребительской кооперации, а в марте 1919 года создана система потребительской кооперации со следующей структурой: первичное потребительское общество — райсоюз — губсоюз — Центросоюз. Так возникли советский Центросоюз и советская потребительская кооперация — полугосударственные образования, сохранившие лишь некоторые признаки кооперации.1 октября 1928 года по решению 41-го собрания уполномоченных из Центросоюза СССР выделился Центросоюз РСФСР как самостоятельная организация. В июле 1930 года на втором съезде потребительской кооперации в Москве было решено объединить Центросоюз СССР и Центросоюз РСФСР с общим управлением и контролем.

Информация о работе История кооперации