Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:29, лекция
Чандрагу́пта Мау́рья, в греческой транскрипции Сандрокотт, правил в 322—298 до н. э. — первый в истории объединитель Индии, основавший империю Маурьев. О событиях его царствования немало упоминаний в индийских, цейлонских, греческих и даже римских источниках.
Чандрагупта считается первым царём из варны кшатриев из Магадхи. Многие историки полагают, что принадлежность к варне кшатриев «приписана» Чандрагупте, и, соответственно, весьма сомнительна.
6. Чандрагу́пта Мау́рья, в греческой транскрипции Сандрокотт, правил в 322—298 до н. э. — первый в истории объединитель Индии, основавший империю Маурьев. О событиях его царствования немало упоминаний в индийских, цейлонских, греческих и даже римских источниках.
Чандрагупта считается первым царём из варны кшатриев из Магадхи. Многие историки полагают, что принадлежность к варне кшатриев «приписана» Чандрагупте, и, соответственно, весьма сомнительна.
Чтобы стать царём, Чандрагупте пришлось выдержать упорную борьбу с Нандами, а также с греческими гарнизонами, оставленными в Индии Александром Македонским. В индийских и античных источниках сохранились многие интересные свидетельства о различных этапах борьбы Чандрагупты за власть, хотя среди исследователей ведутся жаркие споры о последовательности этой борьбы.
Согласно традиции, в ранние годы Чандрагупта учился в Таксиле, где он встретился со своим наставником Чанакьей. Они разработали в Таксиле план захвата магадхского престола. Чанакья вместе с Чандрагуптой начали собирать войско. Воины нанимались в разных областях, и вскоре была создана огромная армия под руководством Чандрагупты.
У Плутарха (46—126) имеется сообщение о встрече юного Чандрагупты с Александром Македонским. Эта встреча, если она в действительности была, могла произойти уже после первого столкновения Чандрагупты с нандским царем. Чандрагупта, по словам Плутарха, очень нелестно отзывался о нандском царе Аграмесе и склонял на свою сторону Александра, убеждая его направить армию на восток, против всеми презираемого индийского царя. Однако Александр, как известно, не предпринял похода вглубь Индии и был вынужден двинуться обратно на запад.
Первая попытка Чандрагупты свергнуть Нандов была неудачной, так как он не обеспечил своего тыла. В этот период Чандрагупта, естественно, не мог выступить и против очень сильной армии греко-македонцев. Впоследствии, когда основное войско Александра покинуло Индию, для Чандрагупты сложились довольно благоприятные условия.
Александр разделил завоеванную им территорию на сатрапии, отдав часть земель и индийским правителям. Вскоре стали вспыхивать восстания, направленные против македонцев, начались столкновения за власть между сатрапами, особенно после смерти Александра в 323 до н. э. В этот период Чандрагупта, находясь в Пенджабе, был готов начать борьбу с остатками македонских гарнизонов. А когда в 317 до н. э. последний сатрап Эвдем вынужден был уйти из Индии, Чандрагупта стал фактическим правителем Пенджаба. В это же время был убит один из главных его конкурентов — могущественный индийский царь Пор, который управлял большой территорией, полученной им в свое время от Александра. Основное внимание теперь было направлено на захват магадхского престола, и Чандрагупта, заручившись поддержкой некоторых республиканских объединений Северо-Западной Индии, двинул свои войска против Нандов.
Борьба с Нандами была очень упорной. Нандские цари имели огромную армию, и в решающем сражении, как рассказывалось в буддийском сочинении «Милинда-панха», погибло 1 млн солдат, 10 тыс. слонов, 100 тыс. лошадей и 5 тыс. колесничих.
Коронация Чандрагупты произошла после 317 до н. э. Эта датировка хорошо согласуется с данными индийских (буддийских, джайнских) и античных источников, хотя многие исследователи относили начало Маурийской династии к более раннему времени.
Получив власть, Чандрагупта воспользовался войском своих предшественников, и набрал 400 000 воинов с 4000 слонами. С этими силами он занял всю северную Индию, установив империю от Бенгальского залива до Аравийского моря. Затем он двинулся к реке Инд и занял также значительную территорию в Центральной Индии.
Из античных источников известно о
столкновении Чандрагупты с Селевком Никатором — бывшим сподвижником Александра, а
затем царем Сирии — и заключении между
ними мира. По мирному договору Чандрагупта
передал Селевку 500 боевых слонов, а к Маурьям
отошли Пароламис, Арахосия и Гедросия
Селевк послал ко двору Чандрагупты своего посла Мегасфена, который написал о своем пребывании в столице Чандрагупты сочинение в четырёх книгах — «Индику». Слава о Чандрагупте разнеслась по всему эллинистическому миру, и послы к нему были направлены из Египта Птолемеев и из Сирии.
В конце жизни Чандрагупта отказался от трона и принял аскезу, руководствуясь указаниями джайнского учителя Бхадрабаху, закончив жизнь от добровольного голодания в Шраванабелагола в провинции Карнатака, где до сих пор стоит храм около пещеры, где он умер.
Чанакья Пандит(Каутилья)
(около 370—283 гг. до н. э.), известный также под именами Каутилья, Вишнугупта и Ватсьяяна — знаменитый в индийской истории брахман, игравший главную роль в возведении Чандрагупты на престол царства Магадха (321 до н. э.) и в уничтожении прежней династии — Нанда (317 до н. э.). Он выдавался своей хитростью и тонким политическим умом, и сравнивается историками Индии с Макиавелли, труды которого увидят свет лишь 1800 лет спустя. Его перу приписывают трактат о политике и нравственности, известный под заглавием Чанакья-сутра, а также трактат Чанакья-раджанитишастра. Также под именами Каутилья и Вишнугупта, является автором политического трактата «Артхашастра», что в переводе с санскрита значит «Наука о пользе». Данная работа оформлялась на протяжении IV века до нашей эры. И являлась первой в мире книгой в которой были сформулированы основные принципы деятельности спецслужб. Чанакья считается пионером в области экономики и политической науки, его основной труд мыслится как важный предшественник классической экономики. Чанакья был учителем в древнем образовательном центре Таксила, а также ответственным за создание единой империи Маурьев, первой в своем роде на Индийском субконтиненте. Его произведения были утрачены на закате существования государства Гуптов, и не находились до 1915 года.
Чанакья является главным действующим лицом в известной драме Вишакхадатты — «Мудраракшаса».
Книга Чанакьи Артхашастра подробно рассматривает вопросы
денежно-кредитной и налогово-бюджетной
политики, социальное обеспечение, международные
отношения и военные стратегии. Другая
работа Нити-шастра (
Он был очень образованным человеком, также сведущим в астрологии. Мысли Чанакьи о астрологии можно найти в тексте, названном «Саравали».
Историк Томас Траутман перечисляет следующие элементы, общие для различных вариантов легенд о Чанакье:
Чанакья являлся проницательным
наблюдателем за природой. Однажды воинам
Маурьев пришлось скрыться в пещере, где
не было никакой пищи. Выйти из пещеры
они не могли, поскольку это угрожало их
жизни. Тогда Чанакья увидел что муравей нёс рисовое зерныш
4. Джина Махавира и основные принципы джайнизма
(в буддийских писаниях известен под именем Нигантха Натапута, VI век до н. э.) — основатель джайнизма и джайнской философии, проповедник. Современник Будды Гаутамы. Сын Сиддхартхи, правителя племени личчхавов и Тришалы, сестры Четаки, правителяВайшали. Младший брат Нандивардханы. При рождении получил имя Вардхамана. Имя Махавира (великий воин, санскр.) получил в юности за укрощение кобры и взбесившегося слона. Джина означает победитель, т. е. тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей.
Родился в 599 год до н. э. в Кундапуре, предместье города Вайшали, умер в 527 год до н. э. в Павапуре. Происходил из княжеской семьи, принадлежал к касте кшатриев. Согласно каноническим преданиям, Махавира получил блестящее образование, с детства проявлял незаурядные способности и храбрость. Через два года после кончины родителей, с согласия старшего брата, ушёл из мира и в 30 лет стал странствующим аскетом. Воспринял различные духовные практики того времени, и однажды, как говорят джайнские каноны, достиг всеведения. После этого он основал собственное учение, которое, несмотря на внутренние неурядицы, закрепилось в Индии и за её пределами и по сей день насчитывает несколько миллионов последователей. Основным принципом его учения является ахимса. Махавира скончался («ушёл в нирвану» — как выражаются его последователи) за полтора часа до рассвета, в городке Пава (близ современной Патны) в семидесятидвухлетнем возрасте .
5.Гуру Нанак Дэв и основные принципы сикхизма
15 апреля 1469 — 22 сентября 1539) — основатель религии сикхизма и первый сикхский гуру из Десяти гуру сикхов. У него имеется много других имён и титулов, его называют также Нанак-шах или Баба-Нанак. В Пенджабе его почитают не только сикхи, но и индуисты и мусульмане.
Жизнеописания гуру Нанака собраны в сочинениях, которые называются Джамансакхи . Наиболее известное жизнеописание написал Бхай Бала перед смертью Нанака. Критически настроенные учёные однако считают, что по стилю и языку жизнеописание относится определённо к периоду после его смерти.
Сочинение Бхай Гурдаса тоже было собрано после смерти гуру Нанака и содержит меньше подробностей, но высоко почитается сикхами и считается заслуживающим доверия.
Нанак родился 15 апреля 1469 в семье Беди, принадлежащей индуистскому клану Кхатри. Его отец Мехта Калу был патвари — чиновником правительства, производящим расчёт доходов от земель. Он работал на мусульманского землевладелца Рай Буллара. Мать Нанака носила имя Мата Трипта, у него была также старшая сестра Биби Нанки.
Сикхская традиция рассказывает, что однажды Нанак пропал, и уже все стали считать, что он утонул, когда ходил купаться утром на реку Кали Бейн, но через три дня он снова появился, и на все вопросы отвечал только одно: «Там нет хинду, там нет мусульман». С этого момента Нанак стал распространять своё учение, и считается, что это было началом сикхизма. Он совершил четыре больших поездки, преодолев много тысяч километров, точный его маршрут служит предметом споров. Первая поездка имела целью Бенгалию и Ассам, вторая — на Цейлон через Тамил-Наду, третья — на север в Кашмир, Ладакх и Тибет, последняя — в Багдад и Мекку.
Нанак женился на Сулакни, дочери Мулчанда Чона, торговца рисом из города Батала. У него было два сына. Старший сын Шри Чанд стал аскетом, погруженным в себя. Младший сын Лакшми Дас был полностью погружен в мирские заботы. Нанак считал, что оба сына не могут перенять у него статус гуру.
В Султампуре Нанак сформулировал три основных положения (столпа) сикхизма:
Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности. Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно. Бог рассматривается в двух аспектах — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь. Форма поклонения Богу в сикхизме — медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.