История конфликтологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:29, лекция

Описание работы

Чандрагу́пта Мау́рья, в греческой транскрипции Сандрокотт, правил в 322—298 до н. э. — первый в истории объединитель Индии, основавший империю Маурьев. О событиях его царствования немало упоминаний в индийских, цейлонских, греческих и даже римских источниках.
Чандрагупта считается первым царём из варны кшатриев из Магадхи. Многие историки полагают, что принадлежность к варне кшатриев «приписана» Чандрагупте, и, соответственно, весьма сомнительна.

Работа содержит 1 файл

история конфликтологии.docx

— 44.79 Кб (Скачать)

6. Чандрагу́пта Мау́рья, в греческой транскрипции Сандрокотт, правил в 322—298 до н. э. — первый в истории объединитель Индии, основавший империю Маурьев. О событиях его царствования немало упоминаний в индийских, цейлонских, греческих и даже римских источниках.

Чандрагупта считается первым царём из варны кшатриев из Магадхи. Многие историки полагают, что принадлежность к варне кшатриев «приписана» Чандрагупте, и, соответственно, весьма сомнительна.

Чтобы стать царём, Чандрагупте пришлось выдержать упорную борьбу с Нандами, а также с греческими гарнизонами, оставленными в Индии Александром Македонским. В индийских и античных источниках сохранились многие интересные свидетельства о различных этапах борьбы Чандрагупты за власть, хотя среди исследователей ведутся жаркие споры о последовательности этой борьбы.

Согласно традиции, в ранние годы Чандрагупта учился в Таксиле, где он встретился со своим наставником Чанакьей. Они разработали в Таксиле план захвата магадхского престола. Чанакья вместе с Чандрагуптой начали собирать войско. Воины нанимались в разных областях, и вскоре была создана огромная армия под руководством Чандрагупты.

У Плутарха (46—126) имеется сообщение о встрече юного Чандрагупты с Александром Македонским. Эта встреча, если она в действительности была, могла произойти уже после первого столкновения Чандрагупты с нандским царем. Чандрагупта, по словам Плутарха, очень нелестно отзывался о нандском царе Аграмесе и склонял на свою сторону Александра, убеждая его направить армию на восток, против всеми презираемого индийского царя. Однако Александр, как известно, не предпринял похода вглубь Индии и был вынужден двинуться обратно на запад.

Первая попытка Чандрагупты свергнуть Нандов была неудачной, так как он не обеспечил своего тыла. В этот период Чандрагупта, естественно, не мог выступить и против очень сильной армии греко-македонцев. Впоследствии, когда основное войско Александра покинуло Индию, для Чандрагупты сложились довольно благоприятные условия.

Александр разделил завоеванную им территорию на сатрапии, отдав часть  земель и индийским правителям. Вскоре стали вспыхивать восстания, направленные против македонцев, начались столкновения за власть между сатрапами, особенно после смерти Александра в 323 до н. э. В этот период Чандрагупта, находясь в Пенджабе, был готов начать борьбу с остатками македонских гарнизонов. А когда в 317 до н. э. последний сатрап Эвдем вынужден был уйти из Индии, Чандрагупта стал фактическим правителем Пенджаба. В это же время был убит один из главных его конкурентов — могущественный индийский царь Пор, который управлял большой территорией, полученной им в свое время от Александра. Основное внимание теперь было направлено на захват магадхского престола, и Чандрагупта, заручившись поддержкой некоторых республиканских объединений Северо-Западной Индии, двинул свои войска против Нандов.

Борьба с Нандами была очень упорной. Нандские цари имели огромную армию, и в решающем сражении, как рассказывалось в буддийском сочинении «Милинда-панха», погибло 1 млн солдат, 10 тыс. слонов, 100 тыс. лошадей и 5 тыс. колесничих.

Коронация Чандрагупты произошла после 317 до н. э. Эта датировка хорошо согласуется с данными индийских (буддийских, джайнских) и античных источников, хотя многие исследователи относили начало Маурийской династии к более раннему времени.

Получив власть, Чандрагупта воспользовался войском своих предшественников, и набрал 400 000 воинов с 4000 слонами. С этими силами он занял всю северную Индию, установив империю от Бенгальского залива до Аравийского моря. Затем он двинулся к реке Инд и занял также значительную территорию в Центральной Индии.

Из античных источников известно о  столкновении Чандрагупты с Селевком Никатором — бывшим сподвижником Александра, а затем царем Сирии — и заключении между ними мира. По мирному договору Чандрагупта передал Селевку 500 боевых слонов, а к Маурьям отошли Пароламис, Арахосия и Гедросия.

Селевк послал ко двору Чандрагупты своего посла Мегасфена, который написал о своем пребывании в столице Чандрагупты сочинение в четырёх книгах — «Индику». Слава о Чандрагупте разнеслась по всему эллинистическому миру, и послы к нему были направлены из Египта Птолемеев и из Сирии.

В конце жизни Чандрагупта отказался от трона и принял аскезу, руководствуясь указаниями джайнского учителя Бхадрабаху, закончив жизнь от добровольного голодания в Шраванабелагола в провинции Карнатака, где до сих пор стоит храм около пещеры, где он умер.

 

Чанакья Пандит(Каутилья)

(около 370—283 гг. до н. э.), известный также под именами Каутилья, Вишнугупта и Ватсьяяна — знаменитый в индийской истории брахман, игравший главную роль в возведении Чандрагупты на престол царства Магадха (321 до н. э.) и в уничтожении прежней династии — Нанда (317 до н. э.). Он выдавался своей хитростью и тонким политическим умом, и сравнивается историками Индии с Макиавелли, труды которого увидят свет лишь 1800 лет спустя. Его перу приписывают трактат о политике и нравственности, известный под заглавием Чанакья-сутра, а также трактат Чанакья-раджанитишастра. Также под именами Каутилья и Вишнугупта, является автором политического трактата «Артхашастра», что в переводе с санскрита значит «Наука о пользе». Данная работа оформлялась на протяжении IV века до нашей эры. И являлась первой в мире книгой в которой были сформулированы основные принципы деятельности спецслужб. Чанакья считается пионером в области экономики и политической науки, его основной труд мыслится как важный предшественник классической экономики. Чанакья был учителем в древнем образовательном центре Таксила, а также ответственным за создание единой империи Маурьев, первой в своем роде на Индийском субконтиненте. Его произведения были утрачены на закате существования государства Гуптов, и не находились до 1915 года.

Чанакья является главным действующим лицом в известной драме Вишакхадатты — «Мудраракшаса».

Книга Чанакьи Артхашастра подробно рассматривает вопросы денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, социальное обеспечение, международные отношения и военные стратегии. Другая работа Нити-шастра (Наставления в этике) представляет собой трактат об идеальном образе жизни, и показывает глубокое знание автором индийского образа жизни. Чанакья также разработаны афоризмы Нити-сутры (или Чанакья-сутра), которые рассказывают людям о правильном поведении. Из известных 455 сутр, около 216 относятся к «Чанакья-раджанитишастра» (что нельзя делать при правлении царством). Очевидно, Чанакья использовал эти сутры для наставления молодого Чандрагупты и других избранных учеников в искусстве государственного управления.

Он был очень образованным человеком, также сведущим в астрологии. Мысли Чанакьи о астрологии можно найти в тексте, названном «Саравали».

Историк Томас Траутман перечисляет следующие элементы, общие для различных вариантов легенд о Чанакье:

  • Чанакья родился с полным набором зубов, в знак того, что он станет верховным правителем, но это не пристало рождённому в касте браминов. Поэтому ему вырвали зубы, после чего было возвещено, что Чанакья будет царствовать посредством другого.
  • Свергнутый впоследствии царь из династии Нанда исключил Чанакью из числа своих приближённых, спровоцировав того дать клятву о мести.
  • Чанакья ищет достойного кандидата, чтобы проводить через него свою политику. На этом пути он встречает молодого Чандрагупту Маурья, который даже будучи ребёнком проявляет качества прирожденного лидера.
  • Первоначальная попытка Чанакьи к свержению династии Нанда терпит неудачу, после чего он встречает мать, которая бранит своего ребёнка, который обжёгся кашей, зачерпнутой в середине миски, а не с её края, где каша не такая горячая. Чанакья понимает в чём была его изначальная стратегическая ошибка и, вместо того, чтобы нападать на центральные части территории, подконтрольной династии Нанда, начинает постепенно отрывать от неё окраины.
  • Чанакья разорвал союз с горным царём Парватой из-за его упрямства и несоблюдения им соглашения по совместным действиям двух союзнических сторон.
  • Чанакья прибегает к услугам фанатичного ткача, чтобы избавиться от мятежников.
  • Чанакья добавляет яд в пищу воцарившегося Чандрагупты, чтобы сделать того неуязвимым для отравителей. Не знающий о том, Чандрагупта подаёт часть отравленной еды царице, которая находится на девятом месяце беременности. Для того, чтобы спасти будущего наследника престола, Чанакья рассекает царицу и извлекает плод. Царевича, рождённого таким способом, нарекают Биндусара.
  • Политическое соперничество Чанакьи с Субандху приводит к его смерти.

Чанакья являлся проницательным наблюдателем за природой. Однажды воинам Маурьев пришлось скрыться в пещере, где не было никакой пищи. Выйти из пещеры они не могли, поскольку это угрожало их жизни. Тогда Чанакья увидел что муравей нёс рисовое зернышко, хотя нигде поблизости не было никакого риса. Помимо того, зёрнышко было сварено. Чанакья послал разведать, и нашли, что их враги сошлись обедать под пещерой. Получив известие об этом, воины выбрались из пешеры и бежали, быв таким образом спасены.

4. Джина Махавира и основные принципы джайнизма

(в буддийских писаниях  известен под именем Нигантха Натапута, VI век до н. э.) — основатель джайнизма и джайнской философии, проповедник. Современник Будды Гаутамы. Сын Сиддхартхи, правителя племени личчхавов и Тришалы, сестры Четаки, правителяВайшали. Младший брат Нандивардханы. При рождении получил имя Вардхамана. Имя Махавира (великий воин, санскр.) получил в юности за укрощение кобры и взбесившегося слона. Джина означает победитель, т. е. тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей.

Родился в 599 год до н. э. в Кундапуре, предместье города Вайшали, умер в 527 год до н. э. в Павапуре. Происходил из княжеской семьи, принадлежал к касте кшатриев. Согласно каноническим преданиям, Махавира получил блестящее образование, с детства проявлял незаурядные способности и храбрость. Через два года после кончины родителей, с согласия старшего брата, ушёл из мира и в 30 лет стал странствующим аскетом. Воспринял различные духовные практики того времени, и однажды, как говорят джайнские каноны, достиг всеведения. После этого он основал собственное учение, которое, несмотря на внутренние неурядицы, закрепилось в Индии и за её пределами и по сей день насчитывает несколько миллионов последователей. Основным принципом его учения является ахимса. Махавира скончался («ушёл в нирвану» — как выражаются его последователи) за полтора часа до рассвета, в городке Пава (близ современной Патны) в семидесятидвухлетнем возрасте .

Основные положения джайнизма


  • Всё живое, каждая вещь обладают душой.
  • Каждая душа священна и обладает врожденным бесконечным знанием, восприятием, силой и счастьем (скрытых в её карме).
  • Поэтому следует относиться ко всему живому как к себе, никому не вредить и нести добро.
  • Каждая душа ответственна за свою жизнь в настоящем и будущем.
  • Когда душа освобождается от кармы, она становится свободной и приобретает божественное (чистое) сознание, бесконечное знание, восприятие и счастье.
  • Совершенное воззрение, Совершенное знание и Совершенное поведение («три драгоценности джайнизма») открывают путь к идеалу. В джайнизме нет понятия высшего божественного создателя, спасителя или уничтожителя. Вселенная саморегулируется, и каждая душа потенциально может достичь божественного сознания (сиддха) собственными усилиями.
  • Основной молитвой в джайнизме является мантра Навокар. Её можно петь в любое время дня. Практикуя эту мантру, человек показывает свое уважение освободившимся душам, заключенным всё ещё в человеческие формы (арихантам), полностью освободившимся душам (сиддхам), духовным учителям (ачарьям) и всем монахам. Обращаясь к ним, джайны приобретают вдохновение и встают на путь истинного счастья и полной свободы от кармы. В этой главной молитве джайны не просят об одолжениях или материальных благах. Эта мантра служит как простой показатель глубокого уважения к тем, кто более развит духовно. Мантра также напоминает приверженцам джайнизма о конечной цели —нирване и мокше.
  • Сознание души, а не сознание тела является основой совершенного воззрения, условием совершенного знания и основой совершенного поведения. Оно ведёт к состоянию отрешения от земных вещей, а значит, к непредвзятости, ненасилию, что означает сострадание, прощение в мыслях, словах и действиях в отношении к другим существам, а также к уважению взглядов других (неабсолютизму).
  • Джайнизм особенно подчёркивает важность контроля чувств, так как привязанность к земному, зависимость от материального мира, боязнь утрат могут удалить человека от настоящей природы его души и завести в тёмный туннель невежества, ненависти и насилия.
  • Цель джайнизма — освобождение души от негативных эффектов, вызванных неправильными действиями, мыслями и речами. Эта цель может быть достигнута через очищениекармы, если использовать «три драгоценности джайнизма».
  • Основными божествами в джайнизме являются Джины, Ариханты и Тиртханкары, которые побороли внутренние страсти и приобрели божественное (чистое) сознание. Джайнизм признает, что существуют якши и якшини. Якши и якшини относятся к категории божеств, называемой «вьянтара» («блуждающие»), и обладают рядом сверхъестественных сил, включая способность изменять размер и форму. По джайнской легенде, царь богов Индра повелел якшам и якшиням следить за благополучием тиртханкаров: по этой причине они и окружают каждого джину во время его земной жизни[16]. Эта вера нашла своё отражение и в джайнском искусстве: их изображения присутствуют в каждом храме и рядом с любой статуей джины. Они неизменно изображаются в паре: якша (божество мужского пола) — справа от тиртханкары, а якшиня (божество женского рода) — слева. Даже несмотря на то, что они наделены высшими силами, Якши и якшини также блуждают в цикле рождений и смертей, как и большинство обыкновенных душ. В ранние века джайнской истории их рассматривали просто как преданных джины, но с течением времени люди начали поклоняться и им.

 

5.Гуру Нанак  Дэв и основные принципы сикхизма 

15 апреля 1469 — 22 сентября 1539) — основатель религии сикхизма и первый сикхский гуру из Десяти гуру сикхов. У него имеется много других имён и титулов, его называют также Нанак-шах или Баба-Нанак. В Пенджабе его почитают не только сикхи, но и индуисты и мусульмане.

Жизнеописания гуру Нанака собраны в сочинениях, которые называются Джамансакхи . Наиболее известное жизнеописание написал Бхай Бала перед смертью Нанака. Критически настроенные учёные однако считают, что по стилю и языку жизнеописание относится определённо к периоду после его смерти.

Сочинение Бхай Гурдаса тоже было собрано после смерти гуру Нанака и содержит меньше подробностей, но высоко почитается сикхами и считается заслуживающим доверия.

Нанак родился 15 апреля 1469 в семье Беди, принадлежащей индуистскому клану Кхатри. Его отец Мехта Калу был патвари — чиновником правительства, производящим расчёт доходов от земель. Он работал на мусульманского землевладелца Рай Буллара. Мать Нанака носила имя Мата Трипта, у него была также старшая сестра Биби Нанки.

Сикхская традиция рассказывает, что однажды Нанак пропал, и уже все стали считать, что он утонул, когда ходил купаться утром на реку Кали Бейн, но через три дня он снова появился, и на все вопросы отвечал только одно: «Там нет хинду, там нет мусульман». С этого момента Нанак стал распространять своё учение, и считается, что это было началом сикхизма. Он совершил четыре больших поездки, преодолев много тысяч километров, точный его маршрут служит предметом споров. Первая поездка имела целью Бенгалию и Ассам, вторая — на Цейлон через Тамил-Наду, третья — на север в Кашмир, Ладакх и Тибет, последняя — в Багдад и Мекку.

Нанак женился на Сулакни, дочери Мулчанда Чона, торговца рисом из города Батала. У него было два сына. Старший сын Шри Чанд стал аскетом, погруженным в себя. Младший сын Лакшми Дас был полностью погружен в мирские заботы. Нанак считал, что оба сына не могут перенять у него статус гуру.

Три столпа сикхизма


В Султампуре Нанак сформулировал три основных положения (столпа) сикхизма:

  1. Симран и Наан Джапна — практика медитации на Бога и пение специальных мантр с Именем Бога — Вахегуру.
  2. Кират Карни — чтобы все сикхи жили в своих домах, вели хозяйство и своим физическим или умственным трудом обеспечивали себе жизнь, принимая дары и благословления Бога.
  3. Ванд кай Шако — разделение имущества с сикхской общиной.

Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности. Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно. Бог рассматривается в двух аспектах — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь. Форма поклонения Богу в сикхизме — медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.

Информация о работе История конфликтологии