Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:11, контрольная работа
Развитие Казахстана на разных этапах истории. Характеристики памятников эпохи древнего каменного века. Образование Казахского ханства, особенности междоусобных войн. Основные задачи реформы 1867 – 1868 года.
1.Введение – стр. 3
2.Исторические памятники каменного века – стр. 3 - 8
3.Казахское ханство XV веке – стр. 8 - 10
4.Реформа в 1867 – 1868 годах. – стр. 10 - 14
5.Список литературы – стр. 15
Неолит – это время расцвета техники
в обработке камня. Происходит все большая
специализация в производстве орудий
труда. Наряду с совершенствованием техники
отжимной ретуши появились новые технологические
приемы обработки камня: шлифование, сверление,
пиление: использовались все труднообрабатываемые
породы камня, изготавливались каменные
топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты.
Важнейшей чертой эпохи является зарождение
скотоводства и земледелия так называемого
производящего хозяйства, пришедшего
на смену присвоению готовых продуктов
природы, — собирательству и охоте, возникают
зачатки горного дела и ткачества, ему
известна уже керамическая посуда. В социальном
отношении эпоха неолита была временем
родовых общин, господства коллективного
труда и общей собственности на средства
производства. Вместе с тем это было время
более высоких форм организации общества:
образования племен или племенных объединений.
Племена состояли из нескольких (большего
или меньшего числа) родовых общин, объединенных
кровнородственными узами и однородным
характером хозяйства. В настоящее время
на территории Казахстана известно свыше
5000 неолитических и энеолитических памятников,
однако абсолютное большинство исследовано
выборочно. Неолитические стоянки по характеру
расположения на местности делятся на
четыре типа: родниковые, речные, озерные
и пещерные. Как правило, на стоянках речного
и озерного типов содержится значительное
количество находок, что свидетельствует
о постоянном или продолжительном пребывании
здесь человека. Основной инвентарь таких
стоянок — ножевидные пластины и изделия
на них. Наиболее распространены на территории
Казахстана родниковые стойбища, чаще
всего временные, сезонные местопребывания
бродячих охотников. Одна из особенностей
неолитических памятников — пустынно-степного
Казахстана в том, что большая их часть
— стоянки открытого (наземного) типа.
На всех стоянках найдены каменные орудия
из местных материалов: наконечники стрел
и копий, топоры, долота, ножи, скребки.
Разнообразие сырья способствовало развитию
разных технических приемов его обработки
и их совершенствованию. Неолитические
памятники Казахстана образуют несколько
территориальных групп, возможно соответствующих
районам обитания родственных племен,
близких друг к другу по культуре.
Неолитическая стоянка в пещере Караунгур
находится на правом берегу одноименной
реки, в 1,5 км к северу от с. Караунгур, Тюлькубасского
района Южно-Казахстанской области, или
в 43 км к северо-востоку от г. Шымкента''.
Сама пещера находится на высоте 7 м от
русла реки. Ширина v входа 20—25 м, высота
около 2—16 м. Пещера состоит из двух залов:
передний, длиной 20 м, и дальний — 9 м. В
процессе раскопок 1959 г. X. А. Алпысбаев
получил довольно большую коллекцию культурно-бытовых
остатков (каменные и костяные изделия,
керамика, кости животных и т. д.) древнейших
обитателей пещеры. Объектом охоты были
куланы, медведи, олени, джейраны. косули,
кабаны, лошади, волки, быки. кеклики. фазаны,
черепахи. Об этом свидетельствуют костные
остатки, обнаруженные в пещере'". В
Западном Казахстане выделяется лишь
один вариант кельте-минарской культуры
— западно-казахстанский — предложенный
еще С. П. Толстовым. Датируется ксльтеминарская
культура концом IV — началом II тыс. до
н. э. и охватывает значительную территорию
Казахстана и Средней Азии. Каменная индустрия
характеризуется заготовками в виде пластин
средних размеров и микропластин, обломков
пластин и отщспов. В качестве примера
можно привести неолитические стоянки
и местонахождения, обнаруженные в 1989—1990
гг. в Атырауской области: Шатпаколь, Кульсары
I—V, Шандыаул, Кыз-Емшек, Кайнар, Жылан-Кабак,
Койкара, Сарыкамыс, Шаянды и др". Местонахождение
Шатпаколь находится в 12 км к северу от
с. Шокпартогай Эмбинского района. Каменные
изделия — ножевид-ные пластины, отщепы,
фрагменты керамики — обнаружены на небольшом
склоне у родника. Стоянки Кульсары 1—5
находятся вокруг пгт Кульсары. Почти
все они разрушены в результате строительства
дорог и прокладки газопровода. Среди
множества индустрии выделены ножевидные
пластины как с ретушью, так и без них,
скребки на отщепах и пластинах, резцы,
черешковые наконечники стрел двусторонней
обработки, анкоши — орудия с боковыми
выемками, нуклевидные сколы и призматические
нуклеусы. Большинство фрагментов керамики
без орнамента, только некоторые имеют
вдавленные горизонтальные линии, от которых
идут вниз прямые или вертикальные линии.
Шандыаул находится в 22 км на северо-восток
от пгт Кульсары. Каменные изделия выявлены
недалеко от современного кладбищ; Дккизтогай.
Среди них скребки на пластинках, дкухконцевые
скребки, отщепы и керамика. Местонахождение
Кыз-Емшек обнаружено недалеко от горы
Иман-Кара, в 37 км к юго-юго-востоку от железнодорожной
станции Жантерек. На вершине горы подобраны
нуклеусы призматического характера,
ножевидные пластины с ретушью по граням
со стороны спинки и фрагменты керамики.
Подобные артефакты выявлены у высокого
обрыва р. Кайнар. Для местонахождений
Жылан-Кабак и Коикара характерно наличие
фрагментов керамики с орнаментом ^елочка»
и мелкой «гребенкой". Каменный инвентарь
идентичен индустриям вышеназванных стоянок.
Стоянки Сарыкамыс и Шаянды обнаружены
на дюнах в 3—4 км на юг от с. Сарыкамыс
Эмбинского района Атырауской области.
Здесь собрано большое количество ножсвидных
пластин без следов утилизации; несколько
пластин с ретушью со стороны спинки, орудия
с выемкой на пластинах и отщепы. На фрагментах
керамики орнамент в виде косых насечек,
вдавленных в сосуд, горизонтальные линии
и геометрические фигуры в виде треугольников.
Окрашенная керамика отсутствует.
Находки, относящиеся к неолитическому
времени, выявлены в районе заброшенного
с. Сатчы-Кыз на второй надпойменной террасе
правого берега р. Кызыл-Су, в 2—2,5 км от
с. Бслокаменки Семипалатинской области.
В данном месте террасу прорезают выходы
кремнистого сланца и кварца. Стоянка
Кызыл- Су находится на возвышенном участке,
внизу которого находится маленький родник.
Рядом, перпендикулярно к пойме реки, проходит
глубокий овраг, на дне которого была обнаружена
треугольная пластина с ретушью по боковым
краям и отщеп из темно-кремнистой породы.
что и послужило толчком к обнаружению
стоянки. Каменные изделия (а их более
100) собраны на поверхности. Площадь распространения
находок 30 х 30 м. В двух местах был заложен
шурф, размером 1 х 0,5 м. В шурфе наблюдалась
следующая стратиграфия: дерн, мощностью
0,05 м; серо-желтая супесь с мелкой щебенкой,
мощностью галечник с мелкими валунчиками
и крупнозернистый песок. Коллекцию подъемного
материала составляют нуклеусы, наконечники
стрел, скребки, ножевидные пластины, микролиты
и отходы производства. Нуклеусы призматического
скалывания, аморфные, небольшого размера.
Присутствуют необработанные заготовки
нуклеусов. Большее число орудий составляют
концевые скребки на пластинах с овальным
рабочим краем. У некоторых ретушированы
боковые стороны. Имеются скребки высокой
формы. Наконечники стрел двусторонней
обработки, небольшие. Встречены и заготовки
наконечников. Некоторые изделия представлены
пластинками с притупленным краем. которые
обработаны с двух или одной из сторон
и невелики по размерам. Изделия в основном
из яшмы, халцедона, опала. На территории
Казахстана обнаружено пока несколько
неолитических погребений, в основном
в Суеверном Казахстане. Ни одно из захоронений
не имеет внешних признаков на поверхности.
Во всех могилах вместе с костями лежали
наконечники стрел, что указывает не только
на то, что наши предки занимались охотой,
но и на то, что они вступали в частые военные
конфликты. В погребениях мало керамики,
а в некоторых ее нет вовсе.
3. Казахское ханство XV веке.
Образование
Казахского ханства. Как мы уже говорили
в предыдущих Разделх, султаны Жанибек
и Керей откочевали от Абулхаира и обосновались
в Западном Жетысу.
Правитель Могулистана Есен-Буга, занятый
борьбой со своим братом Юнусом и попытками
сохранить развалившееся государство,
не имел реальных сил, чтобы остановить
сторонников Жанибека и Керея и в 1459 г.
был вынужден предоставить им территорию
в долине реки Шу, Кочевники, поселившиеся
в Жетысу, получили прозвище "казак",
которое впоследствии распространилось
на всех подданных Жанибека и Керея и постепенно
превратилось в этноним. Ослабление Могулистана
и неспособность могульских ханов сдерживать
усилившийся в середине XV в. натиск ойратов
поставили казахских султанов перед необходимостью
создания собственного государства. В
этих условиях в долинах Шу и Таласа в
1465 г. было провозглашено Казахское ханство,
первым ханом которого стал Керей (1465-1474).
Абулхаир, обеспокоенный усилением казахов,
пытался организовать поход в Жетысу,
но в 1468 г. умирает, после чего его государство
перестало существовать. Керей и Жанибек
вернулись в Дешт-и-Кыпчак и к ним присоединилось
основное население центрально-казахстанских
степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское
ханство выходит на политическую арену
как самостоятельное государство кочевых
племен Дешт-и-Кыпчака. Политическая жизнь
казахских степей после распада государства
Абулхаира характеризовалась попытками
шайбанидов вернуться к власти, борьбой
за присырдарьинские города. Мухаммед
Шайбани, бежав в Туркестанский вилайет,
начал собирать здесь своих сторонников,
заручился поддержкой тимуридов Мавераннахра.
Однако уже в 1470 г. в присырдарьинских
степях появились казахские отряды. Старший
сын Жанибека Махмуд занял Созак, а другой
его сын Еренши - Сауран. Здесь Еренши столкнулся
с войсками Мухаммеда Шайбани, который
в последовавшей битве был разгромлен
и вынужден был бежать в Бухару. В 1472 г.
Шайбани заключает союз с Муса мырзой,
правителем Мангытского Йурта, получил
военную помощь тимуридов и начал новый
поход на Сырдарью. Ему сдалась небольшая
крепость Аркук, которую он сделал своей
главной опорой в борьбе за присырдарьинские
города. Вначале Мухаммеду Шайбани и Муса
мырзе сопутствовал успех. Муса обещал
даже провозгласить Мухаммеда ханом всего
Дешт-и-Кыпчака. Союзникам удалось взять
Сыгнак, но на этом их успех закончился.
Из Западного Жетысу на помощь казахским
отрядам прибыла большая армия под командованием
султана Мурундыка -сына Керея. Встреча
союзников с казахами произошла у перевала
Сагунлык в Каратауских горах. Войска
Мусы и Мухаммеда Шайбани были наголову
разбиты, а несостоявшийся хан бежал в
Мангастау. Таким образом, в 60-70 гг. XV в.
были уничтожены последние следы государства
Абулхаира и на политической карте Евразии
появились три новых государства, населенных
казахами. Степи от Едиля до Нуры и Есиля,
Приаралья и Мангыстау занимало Мангытское
государство, населенное родами мангыт,
алшын, тама, керей, найман, кыпшак. Территории
севернее Нуры, долины То-была, Есиля и
Ертиса входили в состав Сибирского ханства,
главной опорой которого были кереи, найманы,
уаки и кыпчаки. Наконец, Жетысу, долины
Сырдарьи и Сарысу составляли территорию
Казахского ханства, населенного аргынами,
дулатами, канглы и жалаирами.
Борьба за сырдарьинские города. Молодое
Казахское ханство с начала своего образования
повело борьбу за объединение всех казахских
племен и присоединение присырдарьинских
городов. Со смертью Муса мырзы большая
часть ногайцев присоединилась к Казахскому
ханству и его территория вышла на западе
к Едилю. После смерти Керея в 1474 г. ханом
стал его сын Мурундык (1474-1511). При его правлении
были проведены значительные меры по централизации
государственной власти, укреплению позиции
ханства в западных и южных районах Казахстана. С
начала 80-х годов начинается новый период
войн с Мухаммедом Шайбани за присырдарьинские
города. Эта борьба была осложнена вмешательством
могульских ханов, пытавшихся овладеть
Ферганой и средним течением Сырдарьи.
Юнус хану в 1482-1485 гг. удалось овладеть
Сайрамом и Ташкентом и вплотную приблизиться
к владениям Мурындыка и Мухаммеда Шайбани.
Последнему удалось на короткое время
овладеть Сыгнаком. Казахи осадили Отрар,
Туркестан, Аркук, вынудив Шайбани
вновь бежать, на этот раз в Хорезм. Могульский
хан Султан Махмуд, правивший в Сайраме
и Ташкенте, пытался расширить свое влияние
в Туркестане и с этой целью в начале 90-х
годов овладел Отраром и призвал в качестве
союзника Мухаммеда Шайбани. Получив этот
важный в стратегическом отношении город
Шайбани смог овладеть Саураном и Туркестаном.
В Сауране был посажен брат Мухаммеда
Махмуд султан.
Казахские султаны, встревоженные союзом
моголов с озбе-ками, вновь двинули войска
в долину Сырдарьи. В последовавших двух
битвах могулы были разбиты, а население
Саурана, подняв восстание против озбекского
гарнизона, открыло ворота перед казахами,
выдав Махмуд султана со всем его окружением.
Мурындык хан пытался с ходу овладеть
Отраром, но это ему не удалось. Отрар,
как и Туркестан, остался в руках Шайбани.
Таким образом, к концу XV в. долина Сырдарьи
оказалась разделенной между тремя государствами
- Озбекским, Казахским и Могульским. Хан
Косым. Опираясь на присырдарьинские города,
Мурындык хану удалось объединить кочевые
роды Жетысу, Центрального и Западного
Казахстана.
4. Реформа в 1867 – 1868 годах.
Последняя
треть XIX в. - важный и во многом переломный
период в истории Казахстана. Это
время полной потери независимости
и окончательной колонизации Казахстана
Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся
современная территория Казахстана полностью
вошла в состав Российской империи. Этот
процесс совпал с буржуазными реформами
в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали
развитию капитализма в целом.
В 1865 г. царское правительство создало
комиссию для изучения хозяйственных
особенностей различных регионов Казахстана,
существующей системы управления, обычного
права и выработки проекта реформы. В состав
комиссии вошли не только чиновники различных
учреждений, но и ученые. Как известно,
в работе комиссии активное участие приняли
Ш. Уалиханов и известный исследователь
Казахстана А. Левшин.
В результате работы комиссии был составлен
проект реформы управления степными областями.
Для окончательного уточнения проекта
реформы административного управления
Средней Азии и Казахстана в марте 1867 г.
был создан комитет во главе с военным
министром Д. Милютиным. 11 июля 1867 г. было
издано "Временное положение об управлении
в Семиреченской и Сырдарьинской областях",
21 октября 1868 г. утверждено "Временное
положение об управлении в степных областях
Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства".
Главной и основной задачей реформы было
объединение подвластных России народностей
под одно управление, устранение от власти
местной аристократии, ослабление родовых
начал, "чтобы добиться постепенного
слияния киргизских (казахских) степей
с прочими частями России". Реформы
были вызваны стремлением царизма обеспечить
русскому капиталу наиболее выгодные
условия для эксплуатации коренного населения
казахских степей и природных богатств
края.
Реформа управления. На основании реформы вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей. В Оренбургское вошли Уральская и Тургайская области. Оренбург, являвшийся административным центром всего генерал-губернаторства, одновременно был и центром Тургайской области. Центр Уральской области - город Уральск. Западно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром в Омске подчинялись Акмолинская и Семипалатинская области. Административный аппарат Акмолинской области находился в Омске, а областным центром Семипалатинской явился Семипалатинск. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Семиреченская область с центром в г. Верном и Сырдарьинская, областной центр которой находился в Ташкенте. Однако названные области не охватывали всей территории современного Казахстана. Земли Букеевского ханства вошли в состав Астраханской губернии, а Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, несколько позже - в состав Закаспийской области.
Генерал-губернатор,
стоявший во главе генерал-губернаторства
сосредотачивал в своих руках
всю полноту военной, гражданской
власти и являлся в то же время командующим
войсками военного округа. Во главе областной
администрации стоял губернатор, который
также был наделен военной и гражданской
властью. Командование войсками в областях
возлагалось на военных губернаторов.
Он же считался наказным атаманом казачьих
войск, расположенных на территории области.
При военном губернаторе учреждалось
областное управление, в состав которых
входили три отдела: распорядительный,
хозяйственный и судебный. Председатель
правления считался вице-губернатором.
Во главе отдела находился старший советник.
Области делились на уезды, начальники
которых назначались генерал-губернаторами
по представлению военных губернаторов
областей из числа офицеров. При них назначались
два помощника, обычно из среды казахской
родовой аристократии. Уездным начальникам
подчинялись войска, расквартированные
на территории уезда. Кроме того учреждалась
должность уездного судьи, назначенного
правительством. Если при окружных приказах
власть была коллегиальной, то по новой
административной системе она ликвидировалось.
Отмечалось, что "если коллегия вредит
полицейским учреждениям в коренных русских
провинциях, то тем вреднее будет она в
стране с кочевым населением, на преданность
которого нельзя вполне надеяться, и где
потому действия полицейской власти должны
осуществляться особенно энергией и быстротою".
Функции полицейского аппарата также
находились в руках уездного начальника.
Таким образом, политика царизма в казахской
степи была направлена на сосредоточение
всей полноты власти в низовых звеньях
колониального управления и установление
военно-оккупационного режима на местах.
Уезды состояли из волостей, во главе которых
ставились выборные волостные управители.
Волости создавались не по родовому принципу,
а по территориальному. В каждую волость
входили 10-12 административных аулов. Вместо
старых родовых названий аулов была введена
их цифровая нумерация. Во главе аула,
примерно 120-200 семей, ставились выборные
старшины. При создании волостей не учитывалось
родовое деление, то есть на территории
волости размещались аулы разных родовых
делений. Этим царское правительство хотело
ослабить родовое начало и роль родовой
знати в степи. Переход аула из одной волости
в другую разрешался только уездным начальником.
Переход хозяйства из одного аула в другой
также мог производиться с разрешения
родового старшины или волостного управителя.
Волостные управители и аульные старшины
выбирались, а затем утверждались уездной
администрацией. Выборы были двухстепенными,
т.е. от каждых 50 хозяйств выбирался один
выборщик, съезд которых избирал волостного
управителя. Аульный старшина выбирался
на сходе выборщиков от каждых 10 хозяйств.
Областная и уездная администрация имели
право отменять результаты выборов. В каждом
волостном управлении предусматривалась
должность письмоводителя, и переписка
велась на русском языке. Таким образом,
введение новой системы управления позволило
родовой знати захватить все низшее звено
административного аппарата. На должности
волостного управителя и родового старшины
не всегда избирались авторитетные, болеющие
за интересы народа, люди. Выборы обычно
сопровождались подкупами, подлогами,
борьбой различных групп за власть. Волостной
управитель сосредотачивал в своих руках
распорядительную и полицейскую власть.
А в свою очередь аульные старшины имели
такие же права в пределах аула. В оседлых
районах юга Казахстана каждый населенный
пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков
сроком на три года. Он также утверждался
губернатором. Большие селения и города
с коренным населением разделялись на
кварталы, во главе которых находился
аксакал. Квартальные аксакалы приравнивались
к правам волостных управителей. В городах
и селениях на сходках выборщиков были
учреждены также "общественные хозяйственные
управления", цель которых - раскладка
податей, всяких сборов и заведование
общественным хозяйством городов и селений.
Управление состояло из трех-пяти человек,
с председателем во главе. Избранный председатель
утверждался губернатором. Аксакал обычно
не вмешивался во внутренние дела управления,
деятельность которого контролировалась
уездным начальником. Аксакалы и управления
являлись таким образом аппаратом угнетения
коренного населения. Итак, наряду с организацией
сильного военного аппарата царское правительство
широко использовало местное байство,
чтобы, опираясь на него, сформировать
угодное царизму управление. Реформа административного
управления наносила новый удар по правам
и привилегиям султанов, так как все казахское
население, в том числе и султаны, были
отнесены к "сельским обывателям".
Правительство лишало таким образом султанов
их былых сословных привилегий. Султаны
имели право быть избранными, но исключительного
права на занятие выборных должностей
им не было предоставлено. Однако казахская
аристократия в силу своего экономического
положения и традиций продолжала оказывать
большое влияние на политическую жизнь
Казахстана. Росло байство, связанное с
рынком и занимавшееся ростовщичеством.
Оно постепенно оттесняло от власти старую
казахскую аристократию (султанов) и родовую
знать (биев, батыров). Нанося удар по правам
и привилегиям султанов, русское правительство
в то же время предоставило большие права
и власть волостным управителям и старшинам,
избиравшимся обычно из баев. Введение
новой системы укрепляло власть царизма
и колониальный режим в Казахстане. Судебное
устройство. "Временные положения"
1867 и 1868гг. внесли изменения в судебное
устройство в степи. В Казахстане было
введено в действие право и суд Российской
империи, хотя частично и оставались действующими
обычное право и суд биев, которые были
ограничены и приспособлены к новой системе
управления. Учреждены новые органы судебной
власти, военно-судебные комиссии, уездные
судьи. В аулах сохранился институт суда
биев. Суд кази имел распространение у
оседлого населения Сырдарьинской области.
При решении вопросов суд биев руководствовался
нормами обычного права, а суд кази - только
правилами шариата. Новая реформа предоставляла
право суда общим присутствиям областных
правлений. Высшей судебной инстанцией
считался Правительственный Сенат.
Крупные уголовные дела рассматривали
военные суды (военно-судебные комиссии),
которые судили по военным законам за
такие преступления, как измена, сопротивление
властям, убийство должностных лиц, нападение
на казенный транспорт, почту, повреждение
телеграфа и по общим уголовным законам
империи - за убийство, разбой, грабеж,
нападение на купеческие караваны, за
поджог и т.д. В областном правлении разбирались
уголовные и гражданские дела, не подсудные
военному суду: преступления по должности
и иски на сумму свыше 2 тысяч рублей, жалобы
на приговоры и решения уездных судей. Уездные
судьи разбирали дела по преступлениям,
за которые не предусматривалось "лишение
прав состояния" и длительные тюремные
заключения, а также гражданские иски
на сумму не выше 2 тысяч рублей. По реформам
1867-1868 гг. по каждой волости выбирались
и утверждались военным губернатором
от 4 до 8 биев. Из ведения суда биев и кази
изымались все крупные уголовные дела,
им были оставлены лишь дела по временным
искам не выше 300 рублей у кочевников и
не выше 100 рублей в оседлых районах. Жалование
биям не полагалось, но за ними сохранялось
прежнее право получать с виновного бийлик. Бии
разбирали дела единолично, на основе
действовавших в степи норм обычного права.
Решение бийского суда приводил в исполнение
волостной управитель. Существовали волостной
и чрезвычайный съезд биев. В функции первого
входили разбор исков на сумму до 500 рублей
(25 лошадей, 250 баранов), апелляция по решениям
биев. Кроме того, недовольные приговором
биев по делам брачным и семейным могли
обратиться с жалобой к уездному начальнику,
который решал дело по своему усмотрению.
На чрезвычайных съездах рассматривались
дела между волостями. Решения съездов
считались окончательными. По "Временным
положениям" казахам-кочевникам разрешалось
обращаться непосредственно в русский
суд, минуя суд биев, а в оседлых районах
недовольным решениями кази - для пересмотра
дела шли к уездному судье. Отменялись
права судов биев и казиев присуждать
к телесным наказаниям, смертной казни.
Были уничтожены зинданы, вместо них во
всех уездах, городах строились тюрьмы.
Новым в судопроизводстве биев было то,
что приговоры волостных и чрезвычайных
съездов биев записывались в специальную
книгу, в случае требования копии приговоров
выдавались сторонам. Таким образом, новая
судебная система содержала тщательно
продуманную программу укрепления органов
колониальной власти. Сочетание имперской
системы суда с так называемой "народной"
системой суда биев укрепляла социальную
опору царизма казахской степи в лице
байства. Оно также способствовало более
широкому применению всех форм эксплуатации
народных масс. С другой стороны, эти нововведения
лишали основную часть казахской родовой
знати их былых прав и привилегий.
Основным в реформах 1867-1.868 гг. был земельный
вопрос. По этим документам (пункт 199. Положения)
вся земля в Казахстане объявлялась собственностью
государства и только передавалась в пользование
казахским аульным общинам. Личной собственностью
признавались лишь те земельные участки,
которые были пожалованы царем ханским
потомкам. В конце XIX-начале XX вв. со времени
массового переселения крестьян Центральных
губерний в Казахстан пункт 199 Положения
явился юридическим основанием колониального
захвата казахских земель. Собственные
земли казахских трудящихся передавались
им же за определенную плату. Плодородные
земли на берегах степных рек и озер закреплялись
за казачьими войсками. За кочевание на
этих землях казахи должны были платить
арендную плату. Крестьяне-переселенцы
получали ряд льгот. В уездных центрах
они имели право получать бесплатно землю
под пашню и усадьбу, лес для застройки,
заниматься земледелием, торговлей и ремеслом.
Такие. же льготы представлялись казахам,
принявшим христианство.
Итак, земельное законодательство в Казахстане проводилось в интересах реакционной аграрной политики царизма. Налоговая политика. Большие изменения были внесены и в налоговую систему в Казахстане. Во-первых, кибиточный сбор с 1 руб. 50 коп. увеличен до 3 рублей с хозяйства. Размер имущества последних не учитывался, от налога освобождались потомки ханов Уали, Бокея и султана Айшуака. Во-вторых, вместо билетного сбора был введен общий для империи паспортный сбор по 1 руб. 50 коп., которые оплачивали казахи, уходившие из аула на заработки.
В-третьих,
устанавливался ряд земских повинностей.
Содержание волостного управителя, дело
производителя, родовых старшин, рассыльных
при них обходилось народу свыше
300 рублей в год. В-четвертых, в южных
областях Казахстана оседлое население
платило следующие налоги: харадж (одна
десятая часть урожая), зекет (налог с товара,
одна сороковая часть их стоимости), танапная
подать (вносится деньгами с земли, с которых
налоги не могли собираться в натуре). В-пятых,
для общественных нужд по приговору общества
собиралась "кара шыгын", "черная
подать" для ремонта дорог, мостов, строительства
мечетей и школ, содержание больниц, оспопрививание,
расходы в связи с борьбой с сельхозвредителями
и т.д. Налоги собирались родовыми старшинами
и волостными управителями, которые большей
частью злоупотребляли своей властью.
Иногда они взыскивали их несколько раз
в год. Некоторые, стремясь освободить
свой род, взваливали все тяжести налогов
на представителей "чужого" рода.
Размер налогов не зависел от имущественного
положения. Сборщики налогов обогащались
особенно за счет сбора "черной подати". Просвещение,
медицина, религия. По реформам 1867-1868гг.
намечалось проведение некоторых мероприятий,
связанных с развитием народного образования,
с медицинским обслуживанием населения.
По этим документам в уездных городах
должны были быть открыты начальные школы
и медицинские пункты, учреждались уездные
врачи и акушерки, вводилось оспопрививание.
Важным нововведением явилось открытие
в административных центрах уезда почтовых
отделений. Казахское население приравнивалось
в правах к "сельским обывателям",
то есть к крестьянам. На чиновников из
казахов распространялись правила о наградах
и присвоении почетного гражданства и
т.д. Царское правительство ограничивало
влияние исламской религии. Религиозные
дела казахов изымались из введения Оренбургского
муфтия. Муллы подчинялись общему гражданскому
управлению, а через него - министерству
внутренних дел. Муллы избирались населением
по одному на каждую волость из числа российских
подданных. Они утверждались в звании
и увольнялись областным управлением.
Запрещалось самовольное строительство
мечетей, меетебов и медресе. Царизм этим
стал уже контролировать духовное состояние
населения. Этому пример и некоторые пункты
реформ, направленных на распространение
христианства среди казахов. Реформа, таким
образом, ущемляла интересы мусульманской
общины и введение ее встретило ожесточенное
противодействие со стороны духовенства. Реформа
1891 года. В конце XIX в. в Казахстане проводилась
новая реформа, которая внесла некоторые
изменения в административное устройство,
налоговую систему и судебное устройство.
В 1891 г. было принято "Положение об управлении
степных областей", существовавшие
вплоть до 1917 г. Территория Казахстана
была разделена на области, уезды, волости
и аулы. Все области, за исключением Сырдарьинской,
вошли в состав Степного генерал-губернаторства. Права
и обязанности генерал-губернатора и военных
губернаторов областей оставались неизмененными.
В "Положении" права уездных начальников
были расширены. Во многих больших городах
учреждены полицейские управления. В Казахстане
были созданы переселенческие управления. В
результате проведения в жизнь реформ
в Казахстан проникли элементы капитализма.
Российский капитализм развивается вширь
за счет колонизации казахских земель.
Установленная система административного
управления облегчила колониальный гнет
коренного населения края. Она содействовала
сращиванию царского чиновничье-бюрократического
аппарата с местной родовой знатью. Реформы
в целом проводились в интересах русского
капитализма и юридически закрепили колониальное
положение казахской степи.