Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:08, реферат
Казахстан - это страна с богатым историческим и культурным прошлым. Расположенный в центре Евразии, Казахстан оказался на перекрестке древнейших цивилизаций мира, на пересечении транспортных артерий, социальных и экономических, культурных и идеологических связей между Востоком и Западом, Югом и Севером, между Европой и Азией, между крупнейшими государственными образованиями евразийского континента.
                              
Предмет истории, ее цель и задачи.
1. История 
Казахстана: прошлое, 
настоящее и будущее. 
История в развитии. 
Казахстан - это страна с богатым 
историческим и культурным прошлым. Расположенный 
в центре Евразии, Казахстан оказался 
на перекрестке древнейших цивилизаций 
мира, на пересечении транспортных артерий, 
социальных и экономических, культурных 
и идеологических связей между Востоком 
и Западом, Югом и Севером, между Европой 
и Азией, между крупнейшими государственными 
образованиями евразийского континента. 
На различных этапах истории на территории 
Казахстана возникали и развивались государства 
с самобытной культурной историей, наследником 
которой стал современный Казахстан.  
КАЗАХСТАН 
В ДРЕВНЕЙШИЕ ВРЕМЕНА  
Иллюстрация к реконструкции М.Горелика
 
"Строительство 
погребального кургана для 
В первые века I-го 
тысячелетия нашей эры на территории 
степной зоны Центральной Азии процветала 
кочевая скифо-сакская 
В последующие 
века в степях современного Казахстана 
сформировалась могучая гуннская держава, 
оказавшая огромное влияние на геополитическую 
карту мира той эпохи. Под ударами 
гуннских воинов Атиллы пала Великая Римская 
империя. Вместе с завоеваниями гунны 
принесли в Европу и культурные достижения, 
оказавшие значительный вклад в формирование 
современного облика культурного человека.  
В дальнейшем преемниками 
гуннов стали тюркоязычные племена, создавшие 
несколько крупных государственных образований 
- каганатов, простиравшихся от Желтого 
моря на Востоке, до Черного моря на Западе. 
Эти государства отличались передовой 
для того времени культурой и основывались 
не только на кочевом типе хозяйствования, 
но и создали оригинальную городскую культуру, 
имевшую богатую торгово-ремесленную 
традицию. Так, в оазисах Центральной Азии 
(территория Южного Казахстана) возникли 
города и караван-сараи, через которые 
проходил знаменитый караванный торговый 
путь, известный как Великий Шелковый 
путь, связывавший Византию и Китай.  
Важное значение 
имел и караванный путь вдоль берегов 
Сырдарьи, который вел в Приаралье 
и на Южный Урал, а также так 
называемая "соболья дорога" через 
Центральный Казахстан и Алтай в юго-западные 
районы Сибири, через которую весь Ближний 
Восток и Европа получали дорогую пушнину. 
На этих путях образовывались крупные 
города и торговые центры, наиболее известные 
из которых Отрар (Фараб), Тараз, Кулан, 
Яссы (Туркестан), Сауран, Баласагун и другие.  
Великий Шелковый 
путь не только стимулировал развитие 
торговли, но и явился трансформатором 
передовых идей в области науки 
и культуры. К этой эпохе относится 
деятельность философа аль-Фараби (870-959), 
родившегося в Фарабском округе, 
прозванном на Востоке Вторым Учителем 
после Аристотеля за свои глубокие исследования 
в области философии, астрономии, теории 
музыки и математики. В XI веке здесь жил 
выдающийся филолог-тюрколог Махмуд Кашгари, 
написавший трехтомный "Словарь тюркских 
наречий" и обобщивший в нем фольклорный 
и литературный опыт тюркских народов. 
Здесь родилось "Кутадгу Билиг" ("Благодатное 
знание") Юсупа Баласагуни - известного 
поэта-философа, стоявшего у истоков современной 
социально-политической и этической мысли. 
К XII веку относится деятельность знаменитого 
на весь мусульманский мир поэта-суфия 
Ходжи Ахмета Ясави, написавшего сборник 
поэтических мыслей "Диван-и-Хикмет" 
("Книга мудрости"). Особенно примечателен 
факт напряженных и многоликих религиозных 
исканий в регионе. Разнообразна палитра 
религиозных конфессий, мирно сосуществовавших 
здесь на протяжении многих веков. Это 
и буддийские монастыри, и зороастрийские 
общины, и христианское течение несторианского 
толка, мусульманские мечети и суфийские 
ордена, причудливо сочетавшие свои проповеди 
с традиционным представлением тюрков 
- тенгрианством (культ Неба и других природных 
стихий). Все это впоследствии в синкретическом 
виде оказало влияние на мировоззренческий 
облик казахского народа.  
Выдающимся наследием 
того времени является изящная городская 
архитектура. Архитектурные памятники 
- мавзолеи Арыстан Баба, великого суфия 
Ходжи Ахмета Ясави (Туркестан) и Айша 
Биби (Тараз) сохранились до наших дней. 
Вместе с тем еще древнейшими кочевниками 
региона была изобретена совершенная 
для их быта и мировосприятия юрта (куполообразное, 
легко разбирающееся переносное жилище 
из деревянных решеток и войлока).  
В 1221 году монгольские 
племена под предводительством 
Чингисхана завоевали Центральную 
Азию. Монгольское нашествие оказало 
значительное влияние на историю казахского 
народа. В числе мер, которые предпринимал 
Чингисхан в отношении казахских кочевников, 
были попытки заменить родоплеменное 
деление территориальным управлением 
и объединить кочевников в качестве правящего 
класса под верховной властью самого Чингисхана 
и его преемников.  
Большая часть 
нынешнего Казахстана вошла в 
состав Золотой Орды, улуса, который 
принадлежал наследникам Джучи, 
старшего сына Чингисхана. Казахские 
ханы впоследствии являлись его прямыми 
потомками, и их прерогатива на верховную 
власть в стране не подвергалась сомнению. 
В период своего политического и военного 
могущества Золотая Орда оказала значительное 
влияние на становление русской государственности 
и в целом определила геополитическую 
расстановку сил в Восточной Европе. При 
этом Восток в ее лице стал донором и катализатором 
этнокультурных процессов в этой части 
света.  
На рубеже XIV-XV 
в.в. на территории Южного Казахстана и 
Средней Азии образовалась могущественная 
империя Темирлана (1336-1405 г.г.), подчинившего 
своей власти огромные пространства Среднего 
Востока и Северной Индии. До сегодняшних 
дней прекрасно сохранились памятники 
архитектуры этой эпохи, богатые собрания 
книг из библиотеки Улугбека, религиозные 
и исторические трактаты, исследования 
путешественников, с восторгом описывавших 
достижения культуры государства тимуридов.  
/ оглавление /  
ОБРАЗОВАНИЕ 
КАЗАХСКОЙ НАЦИИ  
Ко второй половине 
XV века в регионе начался процесс 
консолидации народов кочевой степи, 
сложившихся из многообразных этнокультурных 
субстратов на основе общей ментальности 
и образа жизни.  
Стали образовываться 
первые казахские ханства, а к 
первой половине XVI века формирование 
единой нации завершилось. Этноним 
"казах" в переводе с древнетюркского 
языка означает "вольный, независимый" 
и вполне отражает характер народа, во 
все времена устремленного к независимому, 
самостоятельному существованию.  
В первые века своего 
существования казахскому ханству 
под руководством мудрых правителей-ханов 
Аз-Джанибека, Тауке-хана удавалось сохранить 
государственную мощь и территориальную 
целостность. Была разработана правовая 
система, отражавшая нормы кочевого быта 
и взаимоотношения между различными слоями 
казахского общества. Казахский народ 
идейно оформился как мусульманский этнос. 
Система образования и письменность строятся 
на основе арабской графики, мусульманского 
образования и традиционного кочевого 
воспитания. К этому времени относится 
расцвет традиционной устно-поэтической 
и музыкальной традиции казахов, что является 
и до сегодняшних дней своеобразной культурной 
"визитной карточкой" казахской нации.  
Вся современная 
казахская духовная культура основана 
на знании и реконструкции лучших 
образцов поэтической импровизации 
и мудрости таких известных акынов 
и биев той эпохи как Асан-кайгы, 
Казтуган-жырау, Толе би, Айтеке би, Казыбек 
би, Бухар-жырау и других. В то же время, 
несмотря на этнокультурное единство, 
Казахстан представлял собой образец 
своеобразной "кочевой демократии" 
с неустойчивой политической структурой. 
Племена южного и юго-восточного Казахстана 
сформировали Старший жуз, племена средней 
части - Средний жуз, а племена западного 
Казахстана - Младший жуз. В состав племен 
входили роды, которые возглавлялись биями. 
Несколько родов подчинялись султанам 
- "торе" (потомкам Чингисхана). Во 
главе государства стоял хан, избранный 
из числа султанов-чингизидов представителями 
всех племен и родов казахской степи.  
Кочевали казахи 
главным образом в 
   
КОЛОНИЗАЦИЯ 
КАЗАХСКИХ СТЕПЕЙ 
РОССИЕЙ  
В геополитическом плане, сложившись между двумя крупнейшими государствами Евразии - Китаем и Россией - кочевой Казахстан, всецело зависящий от природных процессов, стал объектом притязаний более устойчивых в экономическом и политическом смыслах оседлых соседей.
 
В XVII-XVIII веках, направляемые 
китайскими богдыханами, джунгарские 
кочевые племена разворачивают 
широкомасштабную войну против казахского 
ханства. По всей степи происходят ожесточенные 
сражения, но крайне ослабленные родоплеменной 
раздробленностью и слабостью экономических 
и военно-политических связей различных 
регионов страны, в 1723 году казахи терпят 
жестокое поражение, что в народе до сегодняшнего 
дня помнят как трагедию "Ак табан шубырынды".  
Благодаря мужеству 
казахских батыров, решительности 
хана Аблая, возглавившего сопротивление, 
дипломатическим способностям казахских 
биев Толе би, Казбек би, Айтеке би и 
самоотверженности народа, Казахстан 
удалось сохранить от полного захвата 
и физического уничтожения населения. 
В целях обретения гарантий собственной 
независимости и безопасности, казахские 
ханы стали искать военной защиты у Российской 
империи, которая в то время активно расширяла 
свои границы на восток - вглубь Сибири. 
Однако, вместе с военной помощью началось 
повсеместное строительство городов-крепостей, 
массовое переселение русского населения 
из внутренних районов России, передача 
пастбищных земель под крестьянские угодья, 
территориальное деление по образцу российского 
административно-
Несмотря на 
героическое сопротивление 
Дальнейшая судьба 
Казахстана в общих своих чертах 
связана с европейской моделью 
общественного прогресса и, в 
частности, с судьбой Российской 
государственности и ее народов.  
В первой половине 
XIX века все больше казахов переходит 
к оседлому образу жизни и начинают 
заниматься земледелием, что объясняется 
отчуждением у казахов обширных 
плодородных площадей в пользу переселившихся 
русских крестьян из внутренних областей 
России. Экономика Казахстана все больше 
входила в орбиту хозяйственной деятельности 
России. На его территории начинают быстро 
развиваться многие отрасли промышленности, 
транспорт, торговля. Шло формирование 
национального рабочего класса, интеллигенции.  
Вместе с бурными 
социально-экономическими экспериментами 
в Казахстане осуществляются попытки 
этнокультурного синтеза и 
Трагична судьба 
следующего поколения казахских интеллектуалов, 
возглавивших национально-освободительное 
движение казахского народа и организовавших 
в 1917-1918 годах партию "Алаш" и правительство 
"Алаш-Орда", которые стремились к 
освобождению казахского народа от колониального 
ига и национальной независимости Казахстана. 
Это Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, 
Миржакип Дулатов и другие, занимавшиеся 
не только политической деятельностью, 
но и осуществлявшие огромную культурно-просветительскую 
работу, литературно-публицистическую 
деятельность, научные исследования. Особенна 
роль выдающегося поэта-мыслителя Шакарима 
Кудайбердыева, проповедовавшего непреходящие 
общечеловеческие гуманистические ценности 
в своих изысканиях. Почти все они были 
репрессированы и расстреляны в годы Советской 
власти. 
Информация о работе История Казахстана: прошлое, настоящее и будущее. История в развитии