Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:08, реферат
Казахстан - это страна с богатым историческим и культурным прошлым. Расположенный в центре Евразии, Казахстан оказался на перекрестке древнейших цивилизаций мира, на пересечении транспортных артерий, социальных и экономических, культурных и идеологических связей между Востоком и Западом, Югом и Севером, между Европой и Азией, между крупнейшими государственными образованиями евразийского континента.
Предмет истории, ее цель и задачи.
1. История
Казахстана: прошлое,
настоящее и будущее.
История в развитии.
Казахстан - это страна с богатым
историческим и культурным прошлым. Расположенный
в центре Евразии, Казахстан оказался
на перекрестке древнейших цивилизаций
мира, на пересечении транспортных артерий,
социальных и экономических, культурных
и идеологических связей между Востоком
и Западом, Югом и Севером, между Европой
и Азией, между крупнейшими государственными
образованиями евразийского континента.
На различных этапах истории на территории
Казахстана возникали и развивались государства
с самобытной культурной историей, наследником
которой стал современный Казахстан.
КАЗАХСТАН
В ДРЕВНЕЙШИЕ ВРЕМЕНА
Иллюстрация к реконструкции М.Горелика
"Строительство
погребального кургана для
В первые века I-го
тысячелетия нашей эры на территории
степной зоны Центральной Азии процветала
кочевая скифо-сакская
В последующие
века в степях современного Казахстана
сформировалась могучая гуннская держава,
оказавшая огромное влияние на геополитическую
карту мира той эпохи. Под ударами
гуннских воинов Атиллы пала Великая Римская
империя. Вместе с завоеваниями гунны
принесли в Европу и культурные достижения,
оказавшие значительный вклад в формирование
современного облика культурного человека.
В дальнейшем преемниками
гуннов стали тюркоязычные племена, создавшие
несколько крупных государственных образований
- каганатов, простиравшихся от Желтого
моря на Востоке, до Черного моря на Западе.
Эти государства отличались передовой
для того времени культурой и основывались
не только на кочевом типе хозяйствования,
но и создали оригинальную городскую культуру,
имевшую богатую торгово-ремесленную
традицию. Так, в оазисах Центральной Азии
(территория Южного Казахстана) возникли
города и караван-сараи, через которые
проходил знаменитый караванный торговый
путь, известный как Великий Шелковый
путь, связывавший Византию и Китай.
Важное значение
имел и караванный путь вдоль берегов
Сырдарьи, который вел в Приаралье
и на Южный Урал, а также так
называемая "соболья дорога" через
Центральный Казахстан и Алтай в юго-западные
районы Сибири, через которую весь Ближний
Восток и Европа получали дорогую пушнину.
На этих путях образовывались крупные
города и торговые центры, наиболее известные
из которых Отрар (Фараб), Тараз, Кулан,
Яссы (Туркестан), Сауран, Баласагун и другие.
Великий Шелковый
путь не только стимулировал развитие
торговли, но и явился трансформатором
передовых идей в области науки
и культуры. К этой эпохе относится
деятельность философа аль-Фараби (870-959),
родившегося в Фарабском округе,
прозванном на Востоке Вторым Учителем
после Аристотеля за свои глубокие исследования
в области философии, астрономии, теории
музыки и математики. В XI веке здесь жил
выдающийся филолог-тюрколог Махмуд Кашгари,
написавший трехтомный "Словарь тюркских
наречий" и обобщивший в нем фольклорный
и литературный опыт тюркских народов.
Здесь родилось "Кутадгу Билиг" ("Благодатное
знание") Юсупа Баласагуни - известного
поэта-философа, стоявшего у истоков современной
социально-политической и этической мысли.
К XII веку относится деятельность знаменитого
на весь мусульманский мир поэта-суфия
Ходжи Ахмета Ясави, написавшего сборник
поэтических мыслей "Диван-и-Хикмет"
("Книга мудрости"). Особенно примечателен
факт напряженных и многоликих религиозных
исканий в регионе. Разнообразна палитра
религиозных конфессий, мирно сосуществовавших
здесь на протяжении многих веков. Это
и буддийские монастыри, и зороастрийские
общины, и христианское течение несторианского
толка, мусульманские мечети и суфийские
ордена, причудливо сочетавшие свои проповеди
с традиционным представлением тюрков
- тенгрианством (культ Неба и других природных
стихий). Все это впоследствии в синкретическом
виде оказало влияние на мировоззренческий
облик казахского народа.
Выдающимся наследием
того времени является изящная городская
архитектура. Архитектурные памятники
- мавзолеи Арыстан Баба, великого суфия
Ходжи Ахмета Ясави (Туркестан) и Айша
Биби (Тараз) сохранились до наших дней.
Вместе с тем еще древнейшими кочевниками
региона была изобретена совершенная
для их быта и мировосприятия юрта (куполообразное,
легко разбирающееся переносное жилище
из деревянных решеток и войлока).
В 1221 году монгольские
племена под предводительством
Чингисхана завоевали Центральную
Азию. Монгольское нашествие оказало
значительное влияние на историю казахского
народа. В числе мер, которые предпринимал
Чингисхан в отношении казахских кочевников,
были попытки заменить родоплеменное
деление территориальным управлением
и объединить кочевников в качестве правящего
класса под верховной властью самого Чингисхана
и его преемников.
Большая часть
нынешнего Казахстана вошла в
состав Золотой Орды, улуса, который
принадлежал наследникам Джучи,
старшего сына Чингисхана. Казахские
ханы впоследствии являлись его прямыми
потомками, и их прерогатива на верховную
власть в стране не подвергалась сомнению.
В период своего политического и военного
могущества Золотая Орда оказала значительное
влияние на становление русской государственности
и в целом определила геополитическую
расстановку сил в Восточной Европе. При
этом Восток в ее лице стал донором и катализатором
этнокультурных процессов в этой части
света.
На рубеже XIV-XV
в.в. на территории Южного Казахстана и
Средней Азии образовалась могущественная
империя Темирлана (1336-1405 г.г.), подчинившего
своей власти огромные пространства Среднего
Востока и Северной Индии. До сегодняшних
дней прекрасно сохранились памятники
архитектуры этой эпохи, богатые собрания
книг из библиотеки Улугбека, религиозные
и исторические трактаты, исследования
путешественников, с восторгом описывавших
достижения культуры государства тимуридов.
/ оглавление /
ОБРАЗОВАНИЕ
КАЗАХСКОЙ НАЦИИ
Ко второй половине
XV века в регионе начался процесс
консолидации народов кочевой степи,
сложившихся из многообразных этнокультурных
субстратов на основе общей ментальности
и образа жизни.
Стали образовываться
первые казахские ханства, а к
первой половине XVI века формирование
единой нации завершилось. Этноним
"казах" в переводе с древнетюркского
языка означает "вольный, независимый"
и вполне отражает характер народа, во
все времена устремленного к независимому,
самостоятельному существованию.
В первые века своего
существования казахскому ханству
под руководством мудрых правителей-ханов
Аз-Джанибека, Тауке-хана удавалось сохранить
государственную мощь и территориальную
целостность. Была разработана правовая
система, отражавшая нормы кочевого быта
и взаимоотношения между различными слоями
казахского общества. Казахский народ
идейно оформился как мусульманский этнос.
Система образования и письменность строятся
на основе арабской графики, мусульманского
образования и традиционного кочевого
воспитания. К этому времени относится
расцвет традиционной устно-поэтической
и музыкальной традиции казахов, что является
и до сегодняшних дней своеобразной культурной
"визитной карточкой" казахской нации.
Вся современная
казахская духовная культура основана
на знании и реконструкции лучших
образцов поэтической импровизации
и мудрости таких известных акынов
и биев той эпохи как Асан-кайгы,
Казтуган-жырау, Толе би, Айтеке би, Казыбек
би, Бухар-жырау и других. В то же время,
несмотря на этнокультурное единство,
Казахстан представлял собой образец
своеобразной "кочевой демократии"
с неустойчивой политической структурой.
Племена южного и юго-восточного Казахстана
сформировали Старший жуз, племена средней
части - Средний жуз, а племена западного
Казахстана - Младший жуз. В состав племен
входили роды, которые возглавлялись биями.
Несколько родов подчинялись султанам
- "торе" (потомкам Чингисхана). Во
главе государства стоял хан, избранный
из числа султанов-чингизидов представителями
всех племен и родов казахской степи.
Кочевали казахи
главным образом в
КОЛОНИЗАЦИЯ
КАЗАХСКИХ СТЕПЕЙ
РОССИЕЙ
В геополитическом плане, сложившись между двумя крупнейшими государствами Евразии - Китаем и Россией - кочевой Казахстан, всецело зависящий от природных процессов, стал объектом притязаний более устойчивых в экономическом и политическом смыслах оседлых соседей.
В XVII-XVIII веках, направляемые
китайскими богдыханами, джунгарские
кочевые племена разворачивают
широкомасштабную войну против казахского
ханства. По всей степи происходят ожесточенные
сражения, но крайне ослабленные родоплеменной
раздробленностью и слабостью экономических
и военно-политических связей различных
регионов страны, в 1723 году казахи терпят
жестокое поражение, что в народе до сегодняшнего
дня помнят как трагедию "Ак табан шубырынды".
Благодаря мужеству
казахских батыров, решительности
хана Аблая, возглавившего сопротивление,
дипломатическим способностям казахских
биев Толе би, Казбек би, Айтеке би и
самоотверженности народа, Казахстан
удалось сохранить от полного захвата
и физического уничтожения населения.
В целях обретения гарантий собственной
независимости и безопасности, казахские
ханы стали искать военной защиты у Российской
империи, которая в то время активно расширяла
свои границы на восток - вглубь Сибири.
Однако, вместе с военной помощью началось
повсеместное строительство городов-крепостей,
массовое переселение русского населения
из внутренних районов России, передача
пастбищных земель под крестьянские угодья,
территориальное деление по образцу российского
административно-
Несмотря на
героическое сопротивление
Дальнейшая судьба
Казахстана в общих своих чертах
связана с европейской моделью
общественного прогресса и, в
частности, с судьбой Российской
государственности и ее народов.
В первой половине
XIX века все больше казахов переходит
к оседлому образу жизни и начинают
заниматься земледелием, что объясняется
отчуждением у казахов обширных
плодородных площадей в пользу переселившихся
русских крестьян из внутренних областей
России. Экономика Казахстана все больше
входила в орбиту хозяйственной деятельности
России. На его территории начинают быстро
развиваться многие отрасли промышленности,
транспорт, торговля. Шло формирование
национального рабочего класса, интеллигенции.
Вместе с бурными
социально-экономическими экспериментами
в Казахстане осуществляются попытки
этнокультурного синтеза и
Трагична судьба
следующего поколения казахских интеллектуалов,
возглавивших национально-освободительное
движение казахского народа и организовавших
в 1917-1918 годах партию "Алаш" и правительство
"Алаш-Орда", которые стремились к
освобождению казахского народа от колониального
ига и национальной независимости Казахстана.
Это Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов,
Миржакип Дулатов и другие, занимавшиеся
не только политической деятельностью,
но и осуществлявшие огромную культурно-просветительскую
работу, литературно-публицистическую
деятельность, научные исследования. Особенна
роль выдающегося поэта-мыслителя Шакарима
Кудайбердыева, проповедовавшего непреходящие
общечеловеческие гуманистические ценности
в своих изысканиях. Почти все они были
репрессированы и расстреляны в годы Советской
власти.
Информация о работе История Казахстана: прошлое, настоящее и будущее. История в развитии