История экономической мысли Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:55, доклад

Описание работы

Промышленный переворот, охвативший в первой половине XIX в. многие европейские страны, предопределил зарождение разнообразной критики основополагающих постулатов смитианского учения. Эту критику правомерно соотнести с тремя альтернативными классической школе направлениями экономической мысли: экономический романтизм, утопический социализм, немецкая историческая школа (социально-историческое направление). Представители каждого из указанных направлений выступали в качестве противников классической политической экономии, предлагая иные, чем у классиков, модели идеального социально-экономического устройства общества.

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 14.92 Кб (Скачать)
 

Доклад 

Тема: История экономической мысли Древнего Рима 
 
 
 

Выполнила:  Киреева Т.Г .гр М-29

                                                                                                        Проверила: Дрокина К.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таганрог 2011 

Промышленный переворот, охвативший в первой половине XIX в. многие европейские страны, предопределил зарождение разнообразной критики основополагающих постулатов смитианского учения. Эту критику правомерно соотнести с тремя альтернативными классической школе направлениями экономической мысли: экономический романтизм, утопический социализм, немецкая историческая школа (социально-историческое направление). Представители каждого из указанных направлений выступали в качестве противников классической политической экономии, предлагая иные, чем у классиков, модели идеального социально-экономического устройства общества.  

Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773 – 1842) является завершителем классической школы во Франции и родоначальником экономического романтизма. Основной труд С. Сисмонди называется «Новые начала политической экономии» (1819 г.). В нем он критикует систему капитализма, показывая всю невыгодность положения рабочего.

С. Сисмонди считал, что политическая экономия – это нравственная наука, за основу в которой взят человеческий фактор (чувства, потребности и т.д.). Дня него характерна абстрактная трактовка нравственных категорий («свобода», «счастье» и др.), представление, согласно которому изучение истории должно служить для извлечения из нее практических уроков.

Идеальной экономической  системой он считал мелкое товарное производство; защищал патриархальность быта и  цеховую регламентацию производства.

С. Сисмонди глубоко изучил процесс реализации совокупного продукта.

Его взгляды в  этом вопросе идут вразрез с классической школой. Он считает кризисы перепроизводства постоянным явлением в экономике, так  как для полной реализации продукта стоимость должна соответствовать  доходам общества. Причина кризисов – недопотребление из-за существования  процесса накопления. Слабое место  в теории кризисов С. Сисмонди в том, что он не различал производственное и личное потребление.

Конкуренция и наемный  труд, по С. Сисмонди, являются причинами возникновения неравенства. В условиях капитализма свободная конкуренция сталкивает интересы товаропроизводителей, и поэтому ее следует законодательно ограничивать. К законодательным мерам по ограничению конкуренции следует относить:

• поощрение мелкого  капитала;

• ограничение использования  новой техники;

• участие рабочих  в процессе формирования прибыли.

Государство должно руководить процессами производства и  распределения богатства в интересах  мелкого производителя.

С. Сисмонди разработал социальные программы реформ по улучшению экономического положения рабочего класса.

Его экономические  взгляды были восприняты народниками, отстаивавшими особый, некапиталистический  путь развития России. 

Пьер-Жозеф Прудон (1809 – 1865) – идеолог мелкобуржуазной политической экономии в период сложившегося капитализма.

Главной работой  является труд под названием «Что такое собственность», где собственность  описывается как причина нарушений  равенства. При этом П. Ж. Прудон не выступает  против собственности – его возмущают  факты злоупотребления ею.

Перед лицом усиливающегося могущества крупного капитала и развития фабрично-заводской промышленности ученый счел необходимым переход  крупных промышленных предприятий  и железнодорожного транспорта в  руки ассоциаций рабочих и служащих, но продолжал отстаивать сохранение частной собственности на средства производства во всей остальной промышленности и в стране.

Другой широко известный  труд П. Ж. Прудона – «Система экономических  противоречий, или Философия нищеты» (1848 г.). В нем автор стремится  достигнуть в обществе равенства  путем создания акционерных обществ.

П. Ж. Прудон выработал  практическую программу социальной реформы.

Суть реформы –  создание банка на началах акционерного общества.

П. Ж. Прудон был противником  ростовщичества, так как считал процент  основной формой присвоения прибавочного труда.

Развивая свои концепции  в годы Второй империи, Прудон сделал вывод, что решение общественных противоречий мыслимо лишь посредством уравновешивания действующих в обществе социальных сил, в осуществлении идеи справедливости и моральном совершенствовании личности человека. Одно из условий воплощения в жизнь своих идеалов Прудон видел в отказе женщин от работы в промышленности и от участия в общественной жизни.

 
     
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1. «Всемирная история экономической мысли» Изд. «Мысль»

2. «История экономических  учений» Агапова И.И

Информация о работе История экономической мысли Древнего Рима