Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:25, контрольная работа
В конце XIX – начале XX века происходила глубокая трансформация азиатских обществ. В значительной степени импульсом к этим изменениям служило непосредственное влияние западных стран.
История Индии в начале XX века
В конце XIX – начале XX века происходила глубокая трансформация азиатских обществ. В значительной степени импульсом к этим изменениям служило непосредственное влияние западных стран.
Процесс английских территориальных завоеваний завершился в первой половине 19 в. Бирма была покорена англичанами в результате войн 1824–1826 гг., 1852 г. и 1885 г., Пенджаб – после двух англо-сикхских войн 1845–1846 гг. и 1848–1849 гг., а Синд был аннексирован в 1843 г. С помощью генерала-губернатора Индии лорда Дальхузи Англии удалось присоединить к своей Ост-Индской компании несколько небольших индийских княжеств: Сатару (1848), Нагпур и Джанхси (1853) и Ауд (1856), - сделав их подконтрольными Британской империи. В 1858 г. Ост-Индская компания была упразднена из-за крупного восстания сипаев. Британские власти провели ряд административных реформ, в результате чего управление колонией перешло в руки монарха. Статс-секретарь по делам Индии, при котором функционировал консультативный совет, стал контролировать положение дел в колонии из Лондона. После проведения ряда реформ (прежде всего судебной) в стране появился Законодательный совет во главе с генерал-губернатором Индии, а также законодательные советы в провинциях. В Индии создавались организации, требовавшие предоставления местным права занимать государственные посты. Генерал Рипон, генерал-губернатор Индии, создал систему самоуправления по английскому образцу (округа, муниципалитеты и т.д.). В 1885 г. был создан Индийский национальный конгресс (ИНК). Закон об индийских советах повысил их значимость на центральном и провинциальном уровне и придал им характер представительных органов. Суть закона состояла в том, что они могли формироваться из представителей любых организаций, а не назначаться генерал-губернатором.
В Индии существовали трения между конфессиями. Индуисты смогли привыкнуть к смене власти, с одобрением воспринимали большинство инноваций английских властей. Мусульмане же выступали категорически против изменений в системе образования, необходимости учить английский язык. Саид Ахмад-хан, мусульманский лидер, опасался изменений в управлении на основе представительства. Он считал, что это ущемит интересы мусульман в Индии.
В конце XIX века английские власти приняли закон, запрещавший девочкам до 12 лет вступать в брак. Индуисты восприняли этот закон враждебно. Ортодоксальные индуисты заявляли, что они будут бороться против нарушения их обычаев.
В 1905 году был проведен раздел Бенгалии по плану Керзона в целях лучшего для английских наместников управления страной. Провинция раскололась на Западную с центром в Калькутте, населенную индуистами, и Восточную с центром в Дакке, где большинство в управлении было у мусульман. Последние восприняли это решение с радостью, но индуисты посчитали это ущемлением интересов индуистов Бенгалии. Раздел провинции привел к усилению движения экстремистов.
В 1912 г. это решение было отменено. Но оно уже успело усилить межконфессиональную напряженность. Мусульмане осознали необходимость создания собственной политической организации. В 1906 г. была создана Мусульманская лига, призванная защищать права мусульман.
В 1909 г. правительство провело очередную реформу, вошедшую в историю под названием реформа Морли-Минто. Согласно этому преобразованию увеличилось число независимых индийцев в законодательном совете при генерал-губернаторе и в провинциальных советах. Кроме того, генерал-губернатор больше не одобрял кандидатов, внедрялась новая система, при которой выборы проводились по окружным и муниципальным органам, социальным группам (торговые палаты, курии землевладельцев и др.). Также вводилось раздельное голосование для индусов и мусульман.
В начале Первой мировой войны лидеры Индийского конгресса выступать в единстве с английским правительством против агрессоров. Но в ходе войны индийские солдаты, их семьи принесли в Индию новые, передовые идеи свободы, равенства. И в 1916 г. Мусульманская лига вступила в ряды Индийского национального конгресса для того, чтобы вместе бороться за реализацию принципа самоуправления. Конгресс видел будущее Индии в качестве доминиона.
В ходе борьбы Ганди и ИНК предполагали реализацию трех принципов: сварадж – самоуправление, свадеши – поощрение национальной промышленности, сатьяграха – сатьяграха – ненасильственное, мирное сопротивление. В ходе формирования национального движения и борьбы с англичанами за независимость было сформирована программа сатьяграхи: первая ее часть - радикальная, негативная, отрицающая любые европейские нововведения (отказ от должностей, предоставляемых англичанами, бойкот иностранных товаров, бойкот выборов в законодательное собрание), и на втором этапе сатьяграхи предполагалось перейти к отказу от уплаты налогов. Вместе два плана составляли программу ИНК. В 1922 г. Ганди сосредоточил свои усилия на решении социальных проблем: развитии домашнего ткачества (прядение на ручной прялке), борьбе с неприкасаемостью (т.е. с социально-бытовой дискриминацией индийцев, находившихся вне кастовых сословий индийского общества) и пропаганде индусско-мусульманского единства. Сам Ганди назвал свою программу конструктивной.
Ганди боролся за неведомые ранее индийцам европейские демократические идеалы, и, чтобы сделать их понятными народу, он подкреплял их религиозно-философскими понятиями близкими индуистам. Таким образом, М. Ганди перенес на индийскую почву перенятые им в Англии политические традиции, но попытался сохранить местные традиции, вплетя идеи демократии в канву традиционных взглядов. В индийской религиозо-философской системе существовали понятия, отвечающие о своей сути идеалам демократии. Именно к ним и аппелировал Ганди. Благодаря нему в стране появились массы, готовые сражаться за демократию, основываясь на традиционных концепциях, таких, как сатьяграха. Именно в индуизме находили религиозное оправдание и освящение национальной борьбы и расценивали ее как религиозный долг. Восток перенимал западные идеалы, не сумев создать их сам, но в то же время трансформировал их в соответствии с собственными желаниями, мироощущениями, традициями. Вестернизация происходила не бесконтрольно, а обдуманно, разумно.
Генерал-губернатор Индии Ф. Дж. Челмсфорд и статс-секретарь Э. С. Монтегю заявляли, что их основной задачей является постепенное формирование в Индии представительского правительства, расширение числа институтов для обеспечения самоуправления индийцами страной при непосредственном вхождении Индии в состав Британской империи.
Английские власти пытались умиротворить экстремистские настроения. В 1919 г. была проведена реформа Монтегю-Челмсфорда, согласно которой примерно 4% неевропейского населения получили право избирать своих представителей в законодательный совет при вице-короле Индии в Дели и в местных законодательных собраниях. Были расширены права индийцев в самоуправлении: вводились должности министров-индийцев, решавших некоторые задачи местной администрации. Кроме того, индийцы получили право голосовать за решения по поводу судьбы своей родины.
Таким образом, система управления, установленная в Индии, становилась диархической. Подкреплялась эта система свободой генерал-губернатора страны в финансовых вопросах и право Индии выступать на международной арене самостоятельно.
Но в мусульманской общине все чаще слышались призывы к установлению халифата.
В 1927 г. английское правительство создало комиссию для проведения дальнейших преобразований в сторону установления в Индии конституции. При этом Индия должна была стать английским доминионом. ИНК выступал за обретение полной независимости. Для преодоления напряжения вице-король Индии барон Ирвин предложил провести ряд заседаний Круглого стола между представителями колониальных властей, индийских князей и ряда партий с индийской стороны и трех ведущих политических партий парламента Великобритании (1930, 1931, 1932 гг.). Конгрессисты бойкотировали первую и третью конференции. Вскоре после первого заседания был подписан Делийский пакт, согласно которому гайндийцы прекращали акции неповиновения, а правительство выпускало из тюрем политических заключенных. В ходе второй конференции принял участие М. Ганди. Он решительно пресек желания неприкасаемых, мусульман и других меньшинств создать религиозно-общинные избирательные курии.
Махатма Ганди, вернувшийся из Южной Африки в 1915 г., где он активно использовал сатьяграху для борьбы за права индийцев, сформулировал доктрину ИНК, основу его действий: никаких классовых и личностных розней, единство труда и капитала, землевладельца и арендатора – метод создания индийской общности, объединяющей богатых и неимущих, брахманов и неприкасаемых. Ганди хотел объединить все социальные группы и классы, все партийные структуры под руководством ИНК.
В 1935 г. правительство приняло закон об управлении Индией. Значительно расширялись права местных властей в вопросах законотворчества и налогообложения. Кроме того, правительства имели право на проведение силовых акций для установления спокойствия и порядка. ИНК выступил решительно против последнего. Этот закон способствовал лишь передаче власти в руки индуистской верхушки и разжиганию межкастовой, межэтнической и межконфессиональной вражды.
Произошел и раздел страны на провинции. Раздел Бенгалии нивелировал ИНК. Административная реформа привела к тому, что Индия становилась совокупностью провинций под управлением англичан. Также планировалось оставить некоторые княжества, которые бы не управлялись непосредственно, контроль осуществлялся через радж.
У индийцев не было опыта управления страной. Было еще рано для них выходить на политическую арену и действовать самостоятельно. Сварадж реализовывался только на местном уровне. ИНК должен был искать ответы для ситуации, созданной англичанами, искать пути выхода из нее.
Англичане не учитывали тот факт, что Индия – полиэтничная страна. Лингвистические и этнические особенности населения не принимались во внимание при разделе Индии на провинции. У делийского правительства была прерогатива по собственному желанию реорганизовывать, создавать и объединять территории.
Разгневанное этим решением правительства, свараджийское движение активизируется. Под давлением участников движения Ганди разрешает участие членам ИНК в выборах в законодательные советы. Но они должны были не содействовать властям, а разлагать советы изнутри.
Таким образом, партия Конгресса была орудием борьбы за достижение свараджа. Так как партия представляла всю страну, то ее распад привел бы к расколу Британской Индии. Понимая это, англичане всячески способствовали начинаниям Конгресса.
Проводятся преобразования для создания унитарного государства. Единообразие Индии не может быть поставлено под вопрос.
Индийский конгресс начинает создавать организации в едином с ним ключе для того, чтобы заручиться поддержкой всех слоев населения, пройти в массы:
- профсоюзы,
- молодежное движение,
- женское движение и т.д.
Таким образом достигалось классовое, социальное, гендерное единство внутри страны. ИНК нужна была поддержка для проведения акций неповиновения, для чего участники многочисленных организаций, созданных Конгрессом, воспитывались в национальном духе.
Во второй половине XX века ИНК стал партией, ячейки которой возникали по всей Индии. Движения активно поддерживали Конгресс, формировали платформу для его действий и решений. ИНК по праву можно назвать мобилизационной партией, так как он имел разветвленную структуру (Всеиндийский комитет, Рабочий комитет, ячейки партии в провинциях), множество организаций, охватывающих все слои населения и представляющих их интересы. Благодаря этому у Конгресса всегда была возможность воспользоваться поддержкой населения во время выражения идей и призыва к их реализации.
Основным средством борьбы организации была сатьяграха – мощное средство давления на правительство для решения проблем и задач. Ганди несколько пересмотрел эту тактику, когда в деревне Чаури-Чаури крестьяне убили несколько полицейских и устроили пожар в участке. Он стал четко разрабатывать их планы, руководить ими. Кампании ни в коем случае не должны были приводить к насилию, а лишь привлекать внимание к конкретной проблеме, служить выражением настроений народа (например, недовольство монополией Англии на соль). Значительную роль получили в сатьяграхе индивидуальные акты неповиновения (самостоятельная сдача в полицию). Значительную помощь в борьбе Конгресса за независимость оказала сама Англия. Без свободы прессы, права на собрания Ганди не смог бы проводить кампании неповиновения, обращаться к общественности. Демократичность Великобритании сыграла на руку активистам ИНК.
В 1928 г. впервые рассматривался проект Конституции. М. Неру говорил: одна нация – одно государство, но необходимо учитывать интересы меньшинств.
В 1930 г. Мухаммед Икбал сказал, что северо-западные и восточные части Бенгалии должны будут составить самостоятельное мусульманское государство. Конгрессисты же пропагандировали роль хинди, принижая урду, национализировали индуистские символы. В 1937 г. Конгресс получил большинство во всех законодательных советах и во всех провинциях Индии. Организация, ранее бывшая верхушечной, состоящей из небольшой группы интеллигенции, стала массовой партией, выразителем интересов населения всей страны. Но это приводило к ущемлению интересов меньшинств. Ганди считал, что все этносы и представители всех религий имеют равные права, он боролся за их реализацию. Но в тоже время он отрицал любые возможности проявления ими самостоятельности. ПО его мнению, они не должны объединятся в собственные национально-освободительные движения.
По требованию мусульманской лиги, которая вышла из состава ИНК в 1939 г., была создана комиссия по рассмотрению случаев унижения, принижения дискриминации мусульман при приеме на работу.
В марте 1940 г. в городе Лахор состоялся конгресс мусульманской лиги. На нем обсуждались вопросы создания мусульманского государства Пакистан на севере Индии. Этот конгресс был назван историками Пакистанским съездом.
Таким образом, в стране обострились межэтнические и религиозные противоречия. Большинство не стремилось учитывать интересы меньшинства, рассчитывающего на равные права. В результате популяризации идей самоуправления и демократии меньшинство взяло эти идеи на вооружение и стало использовать для реализации собственных амбиций. Ошибкой же ИНК был то, что он не учел интересов всех конфессий и этносов. Ганди не мог понять и принять то, что мусульманам было трудно осмыслить его философское обоснование сатьяграхи, они искали свой путь развития, основанный на культурных ценностях ислама, и стремились к такому свараджу, который предоставлял бы им возможность для определенной обособленности, не только религиозной, но и культурной и политической. Признание специфики отдельных религиозных общин приходило в непримиримое противоречие со стремлением Ганди к единству всех индийцев, к принятию его принципов жизни и борьбы, основанных все же прежде всего на индусской традиции.