Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:41, реферат
После смерти Ши-хуанди начались восстания бедноты, а также старой знати, которая стремилась восстановить свои права.
Сельский староста Лю Бан, который возглавил один из отрядов армии повстанцев, разгромил остатки правительственных войск и захватил столицу. Циньская династия была свергнута.
История империи Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
После смерти Ши-хуанди начались восстания бедноты, а также старой знати, которая стремилась восстановить свои права.
Сельский староста Лю Бан, который возглавил один из отрядов армии повстанцев, разгромил остатки правительственных войск и захватил столицу. Циньская династия была свергнута.
В 202 г. до н.э. Лю Бан провозгласил начало новой династии – Хань и принял титул императора Гао-цзу . Он начал править в разоренной войнами стране, где были заброшены ирригационные сооружения, не обрабатывались плодородные земли, резко сократилось население.
В этих условиях Гао-цзу решил пойти на уступки народу. Он сократил налоги и трудовые повинности, объявил свободными всех, кому пришлось продать себя в рабство во время голода. Но самые большие привилегии получила знать.
Расцвет империи Хань пришелся на правление императора У-ди (140-87 гг. до н.э.). Он укрепил управление страной, наладил хозяйство и торговлю. При У-ди возник знаменитый Великий шелковый путь, по которому купцы из Поднебесной везли до самого Рима драгоценные шелковые ткани и другие товары.
Но длительные войны с соседями отвлекали большое количество земледельцев от своих хозяйств. В императорской казне не хватало денег. Во второй половине I в. до н.э.
Ханьская империя вновь переживала тяжелые времена.
Возобновились борьба знати за власть, народные волнения. В начале I в. н. э. «краснобровые» (они красили себе брови в красный цвет, чтобы отличить в бою своих) сумели даже захватить дворец и убить императора. Во II в. н.э. вспыхнуло новое мощное восстание «желтых повязок». Восстания были жестоко подавлены, но страна оказалась в еще большем запустении. В 220 г. н.э. империя Хань погибла. На ее обломках возникли три самостоятельных государства.
Шли на север армии рабов,
Шло в неволю множество людей,
Был повсюду слышен свист кнутов,
Был повсюду слышен визг бичей!
По утесам голым и немым
В зной и холод люди шли и шли,
Было велено построить им
Стену в десять тысяч долгих ли...
Умирали, гибли не от стрел,
Не в бою за близких и родных,
Беглецам же был один удел –
Замуровывали в стену их..
Жестокая власть Цинь Шихуанди,
которая держалась на силе оружия и запугивании,
не могла продолжаться долго. После его
смерти повсеместно вспыхнули восстания
крестьян, городской бедноты, а также старой,
родовой знати, которая потеряла свои
привилегии и хотела их вернуть. Случилось
так, что во главе государства не было
человека, который мог бы сплотить ее силы
против восставших. Крестьянская армия
нанесла поражение государственным войскам
и захватила столицу. Предводитель восстания
Лю Бан стал правителем государства под
титулом императора Гао-цзу (202 г. до н.э.
– 195 г. н.э.) и провозгласил новую династию – Хань.
Лю бан, гао-цзу, гао-ди. Кит. император 202 — 195 до н.э., основатель династии Хань. Происходил из земле-владельцев, был деревенским старостой. Примкнул к начавш. в 209 до н.э. нар. восстанию против династии Цинь и в 206 объявил себя царем Хань. В 202 до н.э. Л. Б. был провозглашен императором.
Эта династия правила в Китае
в течение четырех веков. Она
унаследовала от династии Цинь крепкое
централизованное управление, которое
обеспечивало порядок и спокойствие. Но
страна была истощена войнами, хозяйство
пришло в упадок, население голодало, повсюду
свирепствовали эпидемии и неурожаи.
К тому же соседние тюрко-монгольские
кочевые народы, почувствовав ослабление
империи, объединились в союз под властью
династии Сюнну и начали нападать на земли
Китая. Это заставило императора Гао-цзу
провести реформы в армии. Он создал легкую,
подвижную конницу. Заработали конные
заводы. Для торгового обмена с Западом
был создан Великий шелковый
путь. Тяжелое вооружение – копья
и алебарды – было заменено на мечи и арбалеты.
Император создал в пограничной зоне военные
поселения, которые образовывали защитную
полосу от нападения. Постепенно китайские
гарнизоны закрепились в Средней Азии
до границ Парфянского царства.
Во времена императора Гао-цзу были уменьшены
налоги, освобождены от рабства должников.
Народ почувствовал некоторое облегчение.
Большинство привилегий правитель государства
вынужден был отдать знати, которую таким
способом удалось подчинить своей власти.
В конце I тыс. до н.э. на территории Китая
стала активно развиваться работорговля.
Ремесленное производство развивалось
тогда в основном благодаря эксплуатации
рабов. В сельском хозяйстве рабство применялось
значительно меньше – здесь использовали
труд крестьян-общинников. Крестьяне также
уплачивали налоги и должны были служить
в армии.
Во II в. до н.э. Ханьская империя расширяет
свои границы на территорию Кореи и Вьетнама.
Китай поддерживает активные хозяйственные
отношения с другими государствами Средней
Азии и Ближнего Востока. Такая активная
внешняя политика вызвала новый рост налогов,
что привело к ухудшению положения населения.
Негодование народа вылилось в новые восстания.
Ван Ман
В I в. н.э. в Китае вспыхнуло крестьянское
восстание, в результате которого власть
захватил Ван Ман (9-23 гг.
н.э.). Новый император провел реформы о
владении землей. При сборе налогов он
запретил работорговлю лицам, убрав ее
в руки государства. В селе была введена
система «круговой поруки». Согласно с
ней, налоги собирались из нескольких
дворов («колодца») вместе. Каждый из дворов
отвечал за уплату всех налогов «колодцем».
Это истощало крестьянское хозяйство.
Экономическая ситуация в стране еще больше
ухудшилась.
В 23 г. н.э. в стране вспыхнуло восстание
«Краснобровых».
Столицу было захвачено, императора Ван
Мана убито, государство оказалось на
краю гибели. Власть захватил Гуан У-ди (25 г.
н.э.), потомок династии Хань. Подавив восстание
«Краснобровых», он попытался ограничить
рабство, особенносоотечественников,
облегчить состояние трудящегося населения.
Хозяйственная и
повседневная жизнь
Со II в. н.э. начинается быстрое закрепление
крестьян к земле. Крестьянские хозяйства
стали сами производить все необходимое
для себя. Отпадает необходимость товарообмена
между поселками. Это привело к почти полному
прекращению торговли по всей территории
государства Хань. Из обращения изымают
деньги, в которых теперь не было необходимости.
Фактически происходило зарождение феодальных
отношений. В Китае этот процесс начался
на много веков раньше Европы.
В те времена возникает форма подписания
мирных соглашений «о мире и родстве».
В 162 г. н.э. был заключен договор, объявлявший
Хань и Сюнну соседними равноправными
государствами. Договор открыл новую страницу
в межгосударственных отношениях древнего
Китая.
Есть два основных типа отношений между
государствами, характеризующие древнекитайскую
цивилизацию.
Первый тип – равноправие государств,
обеспепеченый «клятвенными договорам»,
заключенным перед духами.
Второй тип – наличие заложников. Это
обычная форма в отношениях Ханьской империи
с соседними странами. Заложники говорили
о том, что страны, из которых они происходят,
подчиняются императору. В конце II в. н.э.
империю встряхнуло восстания «Желтых повязок».
Повстанцы выступали против несправедливых
порядков «Синего неба» (символ империи
Хань). Желтые повязки символизировали
«Желтое небо» – государство всеобщего
благосостояния. Стотысячные ряды повстанцев
несколько лет воевали с имперской армией.
Наконец восстание подавили, но силы империи
Хань также были истощены. В 220 г. Ханьская
империя распалась на три новых царства,
в которых стали активно развиваться феодальные
порядки.
Императорская печать династии Хань
После падения династии Хань в Китае
царствовали междоусобицы. Тогда за власть
боролись три главных государства: Вэй – на севере; Шу – на юго-западе; У – на низовых
землях Янцзы. Поэтому этот период назван
«Три царства».
Победителем в этой борьбе вышла совсем
другая династия Цзинь – Западная Цзинь
(265-316 гг.)
В ханьский период
истории Китая было произведено специальный
ритуал приема послов. Его цель: подчинить
человека императору. Ханьские послы как
представители Сына Неба не могли предполагать
унижения.
Так, посла Чжэн Чжуна отправили в 165 г.
для подписания союза с северным Сюнну.
Их правитель «заставлял ханьского посла
сделать поклон, в ответ на это Чжэн Чжун
схватил меч и поклялся скорее себя убить,
чем поклониться перед ша-ньюем».
.
|
Информация о работе История империи Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)