История и современность Бендер

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:37, творческая работа

Описание работы

В начале XV века Молдавское княжество охватывало территорию от Карпат до Чёрного моря с восточной границей по реке Днестр. Первое упоминание о Бендерах присутствует в грамоте молдавского господаря Александра Доброго от 8 октября 1408 года, выданной львовским купцам. Эта грамота давала право на торговлю в городах, расположенных на Днестре, а Бендеры упоминались в ней под названием Тягянакача.

Содержание

1.История города Бендеры.
2.Современность города Бендеры.

Работа содержит 1 файл

Копия Копия Копия Тираспольский колледж бизнеса и сервиса.docx

— 614.99 Кб (Скачать)

       Министерство просвещения ПМР                                                                        ГОУ «Тираспольский колледж бизнеса  и сервиса».

 

                                                   

       Творческая работа                                           

на  тему: «История и современность Бендер »                    по дисциплине: «краеведение»                                                                                               

                                                                                       

 

 

 

 

 

                                                                                            Выполнила: студентка 1 курса группы М-1                  Казак Ю.С.                                                                         Проверил преподаватель:

                                                                                          Белоус  Людмила Николаевна.                                                                                                           Тирасполь 2012 год.                  

                                   План:         1.История города Бендеры.                  2.Современность города Бендеры.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История города Бендеры.

В начале XV века Молдавское княжество  охватывало территорию от Карпат до Чёрного  моря с восточной границей по реке Днестр. Первое упоминание о Бендерах присутствует в грамоте молдавского  господаря Александра Доброго от 8 октября 1408 года, выданной львовским  купцам. Эта грамота давала право  на торговлю в городах, расположенных  на Днестре, а Бендеры упоминались  в ней под названием Тягянакача. В грамоте, написанной на славянском языке, перечисляются таможенные пункты Молдавского государства, где торговцы должны были платить установленную  пошлину, в том числе и Тягянакача: «А кто не едет на Белый город  толко иметь дати на Тягянакачю, коло у Белом-город, опроче перевозовъ, а на сторожу отъ каждого воза по двенадесяте грошь…». В грамоте  от 24 февраля 1452 года город упоминается  как Тигина, в 1456 году — как Тягянякяч, а с 1460 до 1538 года город снова назывался Тигина.Стефан III Великий поставил стражу вдоль тракта львовских купцов, проходившего и через Тигину. В городе оживилась торговля, развивались ремёсла. В некоторых более поздних нелетописных источниках Стефану приписывается даже строительство крепости в Тигине, однако при этом не приводятся какие-либо ссылки на свидетельства, нет данных о времени и условиях её возведения или характеристиках. В большинстве же документов, связанных с правлением Стефана III Великого, Тигина не упоминается, так что строительство Стефаном крепости в Бендерах вероятнее всего является вымыслом.

В августе 1538 года турецкий султан Сулейман Великолепный во главе многочисленного  войска напал на Молдавское княжество. После ожесточённых сражений и в  результате предательства бояр турки  заняли всю территорию страны. Господарём был назначен Стефан Лакуста, который  дал согласие на аннексию Тигины турками. Город и прилежащие 18 сел были превращены в турецкую райю под названием  Бендеры. Об этом извещает польско-молдавская хроника, хранящаяся в Национальной библиотеке Варшавы. В ней говорится, что «турецкий царь, побыв немного  в Сучаве, пошёл обратно в Турцию, в земле приказал ничего не портить, однако до того взял в своё владение один замок молдавский Тигину». На месте  таможни по плану знаменитого  турецкого архитектора Коджи  Синана была построена Бендерская крепость.

Крепость  была сооружена по образцу западноевропейских крепостей бастионного типа. Она  была обнесена высоким земляным валом  и глубоким рвом, который никогда  не заполнялся водой. Крепость делилась на верхнюю, нижнюю части и цитадель. Общая площадь — около 20 га. С юго-западной стороны крепости располагался посад. Выгодное стратегическое положение на возвышенном берегу Днестра недалеко от его впадения в Чёрное море сделало город одним из опорных пунктов турков в русско-турецких войнах. Бендерскую крепость называли «крепким замком на османских землях».

В 1709 году в Бендерах умер украинский гетман Иван Мазепа, бежавший сюда вместе со шведским королём Карлом XII после  поражения в Полтавской битве. В 1713 году в Бендерах произошла битва  между войсками шведского короля Карла XII и турками, которые сначала  предоставили ему и гетману Мазепе убежище, а потом попытались взять  в заложники.

Во  время Русско-турецкой войны 1768—1774 годов, в июле — сентябре 1770 года 33-тысячная вторая русская армия под командованием графа Петра Ивановича Панина осаждала Бендерскую крепость, которую защищал 18-тысячный турецкий гарнизон. Во взятии принимали участие Михаил Илларионович Кутузов Пётр Александрович Румянцев-Задунайский, Емельян Иванович Пугачёв, Пётр Алексеевич Пален. Крепость была взята с большими потерями с обеих сторон.

Второе  взятие произошло во время Русско-турецкой войны 1787—1792 годов в ночь с 3 на 4 ноября 1789 года. Эту победу во многом предопределили умелые действия командующего конницей Кутузова, разбившего на подступах  к Бендерам трёхтысячное войско Буджакских татар, деморализовав этим оборонявшихся. В соответствии с обещаниями Потёмкина, всё мусульманское население  города было отпущено с возможностью продажи домов, имущества и скота. В соответствии с Ясским мирным договором  от 1791 года к России отошли земли  к востоку от Днестра. Правобережная  территория Молдавского княжества  вместе с Бендерами вновь перешла  во владение Турции.

Бендеры окончательно отошли к Российской империи  только в ноябре 1806 года в ходе русско-турецкой войны 1806—1812 годов. 24 ноября 1806 года корпус генерала Мейендорфа подошёл к Бендерам. Здесь, с помощью подкупа, заставили  турок впустить их в крепость. Только после этого султан объявил войну  России. Мейендорф тогда официально заявил, что турецкий гарнизон с  того моментов считается пленённым. Военные действия начали вестись  на Дунае, Бендеры же стали тыловой  базой.

16 мая 1812 года был подписан Бухарестский  мирный договор, в соответствии  с которым территория между  Прутом и Днестром, позже названная  Бессарабия, отошла к Российской  империи. Бендеры, указом от 29 апреля 1818 года были объявлены  уездным городом. Город застраивался  по определённому плану: на  расстоянии 500 метров южнее крепости  были заложены 8 широких улиц параллельно  Днестру и 8 перпендикулярно. Заселение  города происходило вначале за  счёт гарнизона, военных чиновников  и писарей, а впоследствии за  счёт старообрядцев и беглых  крепостных. В 1818 году в Бендерах  проживало около 5100 человек. Город  оброс сёлами переселенцев из  различных частей России, включая  Украину и Бессарабию.

На  месте развалин турецких казарм 22 августа 1815 года началось строительство Преображенского  собора, который задумывался как  символ освобождения края от турецкого  ига. Главный купол собора исполнен в виде шлема древнерусского воина. 29 сентября 1827 года собор был освящён, но работы ещё продолжались и расписан он был только в 1934 году известным  молдавским живописцем и скульптором  Александром Плэмэдялэ.

2 апреля 1826 года был утверждён  герб города: «Щит разделён на  два поля; в верхнем, золотом,  двуглавый орёл, украшенный золотою  короною, держащий в обеих лапах  молнии, коих пламя обращено в  низ, со щитом на груди, на  коем в красном поле изображён  Св. Великомученик и Победоносец  Георгий, сидящий на белом коне  и поражающий копьем змия; в  нижнем, чёрном поле, изображён лежащий  лев, в память затруднительного  положения , шведского короля  Карла XII, после Полтавской битвы». Этот же герб является официальным  гербом города на сегодняшний  день.

В 1872 году был составлен новый проект герба Бендер: «В лазоревом щите золотой с червлёными глазами  и языком, стоящий на задних лапах  лев, на все положена зубчатая с обеих  сторон серебряная перевязь вправо, которая  обременена 3 чёрными полумесяцами. В вольной части щита герб Бессарабской губернии. Щит увенчан серебряной стенчатой короной и окружён  золотыми колосьями, соединёнными Александровской  лентой». Проект не был утверждён.

В 1871 году началось строительство участка  железной дороги Тирасполь — Кишинёв и моста через Днестр. На строительстве этой дороги было занято около полутора тысяч рабочих, из них 400 в районе Бендер. Условия труда были крайне тяжёлыми, и поэтому, доведённые до отчаяния рабочие Бендерского участка, организовали экономическую, а затем и политическую стачку. Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор в своём донесении на имя прокурора Одесской судебной палаты писал, что стачка рабочих в Бендерах — «явление совершенно новое, до сего времени не проявлявшееся в сердце нашего рабочего движения».

В 1877 году, личным составом железнодорожных  войск вооружённых сил России, была построена железная дорога Бендеры — Галац, на строительстве которой работал инженером писатель Н. Г. Гарин-Михайловский.

В 1912 году жители Бендер отмечали столетие победы в Отечественной войне 1812 года и присоединения Бессарабии к России. К этой дате было приурочено открытие памятника Русской славы (55-му пехотному Подольскому полку).

Советская власть была установлена в Бендерах в начале января 1918 года, но просуществовала  она недолго, и в конце 1917 — начале 1918 годов начинается военная интервенция со стороны Румынии. В течение двух недель длилась оборона Бендер, но, несмотря на упорное сопротивление, 7 февраля 1918 года город был взят. Возле забора паровозного депо, впоследствии получившего название «Чёрный забор», было расстреляно более 500 участников обороны города. Прошла волна арестов и обысков. Большевики во главе с Г. И. Борисовым (Старым) ушли в подполье. О жестоком режиме, который был установлен оккупантами, выдающийся французский писатель Анри Барбюс писал: «В Бессарабии знают, что стоит только поднять голову, как она слетит с плеч».

Во  время нахождения в составе Румынии  город назывался Тигина (Tighina). На протяжении двадцати двух лет Бессарабия входила в состав Румынии. В течение  этого времени в регионе произошло  несколько восстаний. 27 мая 1919 года началось Бендерское вооружённое восстание. На сторону восставших перешла часть  солдат 4-го и 37-го французских полков. К восставшим примкнули многие солдаты, дезертировавшие из румынской армии. После некоторого сопротивления  выбросил белый флаг капитуляции  и весь гарнизон румынских солдат, расположенных в Бендерской крепости. Но через некоторое время к  Бендерам были подтянуты свежие силы румынских войск, которые после  артиллерийской подготовки повели наступление  на город. Восставшие продержались всего  один день. Несмотря на поражение, Бендерское вооружённое восстание оказало  огромное влияние на развитие коммунистического  движения в Бессарабии, направленного  на восстановление Советской власти и объединение с СССР. Росла  деятельность большевистских подпольных групп, широко опиравшихся в своей  работе на подпольные комсомольские  организации, а впоследствии и на легальный рабоче-крестьянский блок, профсоюзные организации и комитеты МОПР.

После неудавшегося восстания многие педагоги средних и начальных школ города отказались принять присягу на верность Румынии, за что были уволены с  работы. В знак протеста, многие родители перестали пускать детей в  школы, а учащиеся старших классов  сами побросали учёбу. Педагоги были заменены выходцами из-за Прута. Неравенство  в оплате труда румынских и  бессарабских педагогов сохранялось  вплоть до присоединения Бессарабии к СССР. Закон о государственном  начальном образовании 1934 года закрепил привилегии румынских преподавателей. В 1930-е годы усилился курс на румынизацию. Перестали выходить газеты на русском  языке, за разговоры на русском в  общественных местах полагались штрафы. Бендерские железнодорожные мастерские были вывезены в Румынию, город потерял  своё промышленное значение. Преобладало  мелкотоварное производство, в основном сезонного характера. Торговля в  основном велась еврейскими коммерсантами. Повысилась безработица, рабочий день зачастую достигал 13 часов.

Румынская газета «Вяца Басарабией» в марте 1936 года в статье «Тигина — столица несчастных» писала: «В городе как на кладбище. Всюду печать медленного, но верного разрушения».

28 июня 1940 года территория Бессарабии вошла в состав Молдавской ССР.

Но 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С приближением фронта началась эвакуация. 23 июля 1941 года Красная Армия оставила Бендеры. Сразу же после начала оккупации в городе было создано гетто. Тогда же 58 евреев были расстреляны во рву Бендерской крепости, многие евреи были убиты в предместье Бендер. 31 августа 1941 года Германия и Румыния подписали в Бендерах соглашение о депортации евреев в концентрационные лагеря в Транснистрии. В течение трёх лет длилась немецко-румынская оккупация города. Бендеры были освобождены 23 августа 1944 года в ходе Ясско-Кишинёвской операции сводным отрядом 68-го стрелкового корпуса 57-й армии под командованием подполковника Е. И. Ермакова. Остатки немецкого гарнизона, засевшего в крепости, капитулировали. Более тысячи советских солдат погибли в боях за город. Они похоронены в братских могилах на Площади Героев. Это открытый пантеон, увенчанный монументом в виде трёхгранного штыка русской винтовки. У подножия — Вечный огонь.

За время войны город  был разрушен почти до основания. В Бендерах не уцелело ни одно промышленное предприятие, действовавшее до войны. Были разрушены и разграблены  консервный, спиртоводочный пивоваренный заводы, мельницы, маслобойки, электростанция и водопровод. Были уничтожены социально-культурные учреждения. Жилой фонд был уничтожен  на 80 %. При помощи союзных республик город был отстроен в кратчайшие сроки и стал одним из красивейших городов Молдавии. В 1950-е годы было начато строительство крупнейших предприятий лёгкой, пищевой, электротехнической промышленности, которые сегодня являются основой экономики города. В 1956 году строится железнодорожный вокзал на месте взорванного в годы Великой Отечественной войны.

Информация о работе История и современность Бендер