Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:59, реферат
Подводное плавание зародилось значительно позже надводного морского
судоходства, поэтому ко времени появления подводных лодок надводные корабли
уже имели многовековую историю. В России первая подводная лодка была построена Ефимом Никоновым, опытным мастером-плотником. Он работая на верфи, где строились военные корабли, подал в 1718г. на имя Петра 1 челобитную с предложением построить «потённое судно», «которым в море в тихое время можно будет из снаряду разбивать корабли…».Царь вызвал Никонова в Петербург, лично побеседовал с ним,ознакомился с его проектом, по достоинству оценил изобретение и приказал Адмиралтейской конторе построить небольшое «образцовое судно»
Введение
Подводное плавание зародилось значительно позже надводного морского
судоходства, поэтому ко времени
появления подводных лодок
уже имели многовековую историю. В России первая подводная лодка была построена Ефимом Никоновым, опытным мастером-плотником. Он работая на верфи, где строились военные корабли, подал в 1718г. на имя Петра 1 челобитную с предложением построить «потённое судно», «которым в море в тихое время можно будет из снаряду разбивать корабли…».Царь вызвал Никонова в Петербург, лично побеседовал с ним,ознакомился с его проектом, по достоинству оценил изобретение и приказал Адмиралтейской конторе построить небольшое «образцовое судно»
Никонову была выделена строительная площадка на Галерном дворе, где в сарае , «таясь от чужого глазу», он построил в 1721 г. Свою модель. Которую испытал в присутствии Петра , после чего было приказано начать постройку «потённого…судна большого корпуса».Построено оно было осенью 1724г.Но смерть царя 25 января 1725г. лишила Никонова покровителя. Несмотря на это, весной 1725г. «потаённое судно» спустили на воду, но обнаружилась течь в корпусе, и оно было поднято на берег. Интерес у чиновников Адмиралтейств-коллегии к продолжению опытов Никонова пропал.
Также среди русских изобретателей достойный упоминания проекты К.Черновского, А.Подолецкого, К.Шильдера и других. Общим для этих проектов являлось применение мускульной силы для движения лодки под водой. Изобретатели были в большинстве случаев самоучки, каждый из них создавал свой проект самостоятельно, без учета опыта предшественников.
Во время крымской войны 1853-1856 гг.
в России было предложено множество
проектов пл для уничтожения
И.Александровскому удалось построить первую отечественную пл с механическим двигателем. В дальнейшем он изобрел торпеду (1874г.) разработал и в 1875 представил проект переделки своей пл в полупогружающееся миноносное судно водоизмещением 630 т. Свыше 35 лет трудился учёный над своим изобретением. Но его деятельность не нашла поддержки у царского правительства. Он разорился и в 1894г. умер, забытый всеми, в больнице для бедных.
Первую в России пл с электрическими аккумуляторами построил выдающийся инженер и изобретатель Степан Карлович Джевецкий, которого мы имеем все основания считать первым подводником на Черном море.
Дело в том, что в 1877г. он поступил добровольцем на Черноморский флот и павал рядовым на вооруженном пароходе «Веста», котоый под командованием капитана 2 ранга Баранова в том же году 11 июлля отличился в бою с турецким броненосцем «Фехт-Булленд».В этом сражении среди особо отличившихся был Джевецкий, награжденный за храбрость Григорьевским крестом.Тогда-то он, получивший высшее техническое образование в Центральном инженерном училище предложил командованию построить пл, проект которой начал разрабатывать ещё в 1876г.Не получив никакой материальной помощи, он на свои средства всё же построил одноместную пл длинной около 5 метров. Её движение обеспечивалось вращением гребного винта при помощи педального привода. Для дыхания внутри корпуса лодки и для продувания водяного балласта из цистерны при всплытии использовался запас воздуха в баллоне.Она в течение пяти месяцев испытывалась на Одесском рейде специальной комиссией, в присутствии которой подошла в подводном положение к барже, стоявшей на якоре, прикрипила к её днищу мину, отошла и взорвола её при помощи электрического заряда. На основании этих опытов комиссия высказала пожелание о постройке такой же модели, но только большего размера, отметив, «что подобная лодка будет вполне пригодной для практических военных целей ». Опытами заинтересовалось военное ведомство, в 1881г. было построено 50 пл третьей модели, из них 34 отправили по железной дороге в Севастополь. Они пробыли в строю около 5 лет, но с появлением торпед устарели.
Степан Джевецкий предлагал и строил ещё несколько проектов лодок, изобрел наружные торпедные аппараты, а с появлением аккумуляторов разработал вариант пл с электродвигателем, впервые в мире применил водометный движитель.
В 1881 г. в США изобретатель Джон Ф. Голланд построил опытную пл водоизмещением 19 т с двигателем внутреннего сгорания мощностью 15 л.с., работающим на керосине. В 1899 г. он создал вариант пл с раздельной энергоустановкой: для надводного хода-бензиновый двигатель внутреннего сгорания мощностью 50л.с., для подводного –гребной электродвигатель с аккумуляторной батареей.
К началу 20 века ни в одном военно-морском флоте мира не было боевых подводных лодок. К их строительству экономически развитые государства приступили опчти одновременно в 1900-1903 гг. Лодки стали рассматриваться как оружие, дающее возможность защищаться на море против сильнейшего врага ночью и днем. В одной из докладных командующему морскими силами Тихого океана 30 января 1900г. начальник штаба Порт-Артурской эскадры контр-адмирал Вильгельм Карлович Витгефт писал: «Вопрос о подводных лодках в настоящее время настолько подвинулся вперед, что уже обращает на себя внимание всех флотов. Не давая ещё вполне удовлетворительного решения в боевом отношении, подводная лодка, однако, является уже оружием, производящим сильное нравственное воздействие на противника, раз он знает, что такое имеется против него. Русский флот в этом вопросе шел впереди других и, к сожалению, по разным причинам остановился после первых более или менее удачных опытов – остались только лодки Джевецкого. Лодки эти далеко не совершенны, но в известном случае могли бы иметь значение при защите рейдов..»
Многие консервативно настроенные офицеры считали излишним тратить средства на сооружение пл, считая, что они под водой ничего не видят и поэтому должны атаковать корабли противника «ощупью», выпуская торпеды вслепую и не имея никаких шансов попасть в цель. Когда же вопрос о необходимости постройки подводных лодок был решен, то мнения вновь разделились: кое-кто предлагал приобретать их у иностарнных фирм, приводя в пример Англию, которая сама не строила лодки, а закупала их у американской фирмы Голанда. Но фирма при оформлении заказа выставляла обязательным условием постройку не менее десяти лодок стоимостью по 190 тысяч долларов каждая. Морское министерство России это условие признало неприемлемым и решило строить лодки своими силами, подобрав для этого необходимые кадры из числа специалистов флота.
К весне 1901 г. был разработан проект первой отечественной пл, а 5 июля 1901 г. последовало распоряжение Балтийскому заводу о её постройке. Лодка получила название «Дельфин».
«Дельфин» имел некоторые преимущества, например, больше были: глубина погружения - на 20 м. мощность мотора - на 140 л.е., мощность электродвигателя для подводного хода - на 50 л.с., вооружение больше на один торпедный аппарат (ТА). Решётчатые ТА располагались в нише надстройки вне прочного корпуса, в отличие от трубчатых они могли поворачиваться на угол от 0 до 90 градусов.
Удачные испытания «Дельфина» доказали возможность самостоятельной постройки пл на отечественных заводах. В связи с этим Морское министерство 13 августа 1903 г дало указание начать разработку проекта пл увеличенного водоизмещения (до 140 т), которая получила название «Касатка» Предполагалось построить к 1914 году 10 таких единиц.
26 января 1904 г Япония, не объявляя войны, неожиданно напала на крепость Порт-Артур. Флот понёс серьёзные потери. Урон, нанесённый японцами русской эскадре, вынудил царское правительство искать пути к восстановлению нарушенного равновесия сил на море. Одним из путей решения этой задачи являлась срочная постройка пл. К концу марта Балтийскому заводу был выдан заказ на строительство 6 пл типа «Касатка» на средства, собранные комитетом по сбору пожертвовании на усиление флота. Так как у Балтийского завода были ограниченные производственные возможности, то Морское министерство одновременно выдало заказ Невскому заводу на постройку 6 пл по проекту Голланда типа «Фультон». В первую очередь новостройки отправлялись по железной дороге во Владивосток. Для этого были построены специальные железнодорожные платформы-транспортёры.
19 марта 1906
г. считается официальной
В августе 1907 г на Черное море по железной дороге прибыли первые боевые пл «Лосось» и «Судак». Командовали этими первыми на Чёрном море лодками старший лейтенант Б.Быков и лейтенант Б. Безкровный.
В 1907 г фирма Круппа закончила постройку для России трёх пл - «Карп», «Карась» и «Камбала». Все они предназначались для ЧФ, получив название тип «К». Эти три пл в разобранном виде 4 мая 1908 года привезли по железной дороге в Севастополь.
Учебные торпедные атаки пл на Чёрном море обычно выполняли в районе Бельбека. В качестве мишени чаще других выбирался крейсер «Память Меркурия» учебного минного отряда. Бывало, торпеды при ударе о бронированный корпус корабля теряли герметичность и тонули, как, например, это случилось 20 мая 1909 года при стрельбе с пл «Карп». Их списывали за счет казны, несмотря на то, что стоили они больших денег - более 4500 царских рублей. Списывали, даже если в результате расследования устанавливали ошибку слушателя учебного отряда подводного плавания, который самостоятельно готовил торпеду к стрельбе. Его оправдывали как ученика. Такое доверие к освоению новой техники воодушевляло офицеров на более совершенное владение оружием.
Свои идеи подводники сами проверяли на практике. В этот период лодки считались «дневным оружием» из-за слабой оптики в перископах. Подводники изыски- зали способы применения своих кораблей и в ночных условиях. В мае 1909 года заведующий отрядом капитан 2 ранга Н.Белкин поставил задачу - провести учебную ночную атаку надводных кораблей. И она была осуществлена. 29 мая 1909 г. пл «Камбала» выполнила учебную атаку по черноморской эскадре линкоров, но после атаки произошла катастрофа из-за столкновения с линкором «Ростислав» лодка затонула, погибли 20 подводников.
Со дня гибели «Камбалы» прошло всего три месяца, когда царь Николай II, следуя на отдых в Ливадию, 1 сентября посетил Севастополь и на рейде произвел смотр подводникам. Государь император остался доволен «блестящим состоянием подводных лодок и бодрым видом команд». В своем приказе он объявил «высочайшее благоволение» офицерам и «царское спасибо» с пожалованием денежного вознаграждения нижним чинам: кондукторам флота - по 10 рублей, боцманам и старшим специалистам - по 5 рублей, прочим унтер-офицерам - по 3 рубля и рядовым - по 1 рублю. Этим он показал своё глубочайшее уважение и внимание Царской фамилии к тяжёлой службе подводников.
В подводники дозволено было брать исключительно добровольцев. Служба была опасной, трудной, требовала серьезного знания техники. Контр-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович, возглавивший создание подводных сил в России, автор «Положения о прохождении службы в Подводном плавании» и инструкций по обслуживанию пл в базе и в море, определил такие критерии при отборе первых подводников (7 офицеров и 20 матросов) в свой Учебный отряд подводного плавания: «Каждый человек, выбранный на службу на лодках, должен быть высоко нравственный, непьющий, бравый, смелый, отважный, не подверженный действию морской болезни, находчивый, спокойный, хладнокровный и отлично знающий дело».
Определяющим фактором нахождения корабля в подводном положении являлось количество воздуха для дыхания. Поэтому очень высокие требования предъявлялись к соблюдению санитарных норм: поддерживалась образцовая чистота, хранение грязной одежды и мусора запрещалось. О курении не могло быть и речи. Перед выходом в море и с возвращением в базу экипаж мылся. Все эти требования были изложены в инструкции «О мерах, принимаемых для сохранения чистоты воздуха подводной лодки» и в руководстве «Санитарные мероприятия для команд подводных лодок».
Служба на пл сближала офицеров и рядовых, так как у них были общая судьба и слава. В «Положении о прохождении службы в Подводном плавании» было начертано: « Член экипажа подводной лодки, не пользующийся признанием и авторитетом среди офицеров и нижних чинов, подлежит списанию с нее». Это был самый позорный повод для схода на берег.
30 сентября 1909 г. отряд подводного плавания был переформирован в дивизион. Он включал в свой состав 5 кораблей. Численность дивизиона составляла 250 человек. Начальником дивизиона был назначен капитан-лейтенант В. Клочковский. 15 ноября 1910г начальником дивизиона назначается капитан 2 ранга А.Гадд. В июле 1911 г дивизион был включён в состав сформированной в это время Черноморской минной дивизии.
В 1911 г. Морское министерство выдало заказы на постройку для Чёрного моря трёх пл Балтийскому (пл «Морж», «Тюлень», «Нерпа») и трёх пл - Невскому (пл «Нарвал», «Кит», «Кашалот») заводам, открывшим свои отделения в Николаеве. Из этого заказа удалось к началу первой мировой войны построить только пл «Тюлень».
В 1913 г. дивизион совершил поход в Евпаторию, а пл «Карась» и «Карп» - в Балаклаву, Алупку. В августе 1913 г. Севастополь посетил Ниюлай П с семьёй Начальник дивизиона, отмечая это событие, писал: Следуя на катере от Царской пристани на яхту «Штандарт», царь изволил здороваться с командами судов дивизиона. Того же числа, произведя смотр судам подводного плавания и оставшись вполне доволен блестящим состоянием судов, порядком на них. бодрым и молодцеватым видом команд, в приказе своём по Морскому ведомству от 13 августа № 348 изъявил монаршее благоволение начальнику дивизиона подводных лодок и командирам лодок «Карась», «Карп», «Судак», «Лосось».
В апреле 1914 г. дивизион пл был выделен в самостоятельную часть, а 15 сентября 1914 года на основании приказа по ЧФ № 49 была сформирована бригада пл в составе двух дивизионов. Начальником ее стал капитан 1 ранга Вячеслав Евгеньевич Клочковский (1873 - 1930 гг.), участник Цусимского сражения в должности старшего штурмана броненосного крейсера «Адмирал Нахимов».
Информация о работе История и развитие подводных сил Черноморского флота