Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:27, реферат
Ковыльные степи и полупустыни, простирающиеся от Алтая и Тянь-Шаня до Каспия и Волги, - страна классического кочевого скотоводства. В течение многих столетий скотоводческие племена Южной Сибири и Центральной Азии, приходили сюда, в северные районы Средней Азии, и закреплялись здесь, сливаясь с потомками аборигенов и более ранних пришельцев. В начале XVI в. здесь возникло Казахское ханство, образовавшееся, как и государство узбеков, на развалинах Золотой Орды.
ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ
КАЗАХСКОГО НАРОДА И ОТДЕЛЬНЫХ
История и этнография казахского народа (обзор)
Издания по истории и этнографии казахского народа
Иллюстрации по истории
и этнографии казахского народа
Ковыльные степи
и полупустыни, простирающиеся от Алтая
и Тянь-Шаня до Каспия и Волги, - страна
классического кочевого скотоводства.
В течение многих столетий скотоводческие
племена Южной Сибири и Центральной Азии,
приходили сюда, в северные районы Средней
Азии, и закреплялись здесь, сливаясь с
потомками аборигенов и более ранних пришельцев.
В начале XVI в. здесь возникло Казахское
ханство, образовавшееся, как и государство
узбеков, на развалинах Золотой Орды. Подобно
другим крупным феодальным образованиям
кочевников, оно было недолговечным и
вскоре распалось на три самостоятельных
владения - "жуза": Старший - на востоке,
Средний - в Центральном Казахстане и Младший
- в его западных областях. Жузы сохраняли
свою самостоятельность до присоединения
Казахстана к России, которое проходило
во второй половине XVIII - первой половине
XIX в. Несмотря на политическую раздробленность
в течение столетий, этническое единство
казахского народа не было утрачено и
его воссоединение в составе Российского
государства создало условия для консолидации
казахов, которая в 20-30-е годы XX в. привела
к образованию казахской нации.
Территориальная близость
казахов к Поволжью, Уралу и
Западной Сибири способствовала установлению
тесного общения между казахами
и населявшими Россию народами. Вместе
с русскими крестьянами и горнозаводскими
рабочим Урала, татарами и башкирами казахи
участвовали в Крестьянской войне под
предводительством Емельяна Пугачева.
С XVIII в. в северном и восточном Казахстане
стали селиться русские казаки и крестьяне-переселенцы.
Приток переселенцев усилился во второй
половине XIX в. и особенно возрос в годы
столыпинской реформы. Включение Казахстана
в систему общероссийских экономических
связей привело к возникновению на его
территории капиталистической промышленности,
росту товарности хозяйства, появлению
национальной буржуазии, развитию земледелия
и оседлости, но одновременно увеличилось
число обедневших казахов, потерявших
землю и скот.
Освоение казахами
новых видов хозяйственной
Процесс изменения
хозяйственного и бытового уклада шел
в Казахстане во второй половине XIX
в. столь активно, что к началу
XX в. только небольшая часть казахов
сохранила чисто скотоводческое
кочевое хозяйство. Значительная часть
казахских семей - в северных районах до
50% - перешла к оседлому земледелию, а около
25% - сочетали земледелие с более или менее
оседлым скотоводством. С изменением удельного
веса земледелия менялся и состав стада,
а соответственно происходило изменение
приемов скотоводства. До середины XIX в.
основными видами скота у казахов были
овцы, лошади и верблюды, а формой скотоводства
- круглогодичное содержание животных
на пастбище. С увеличением роли земледелия
и массовой оседлостью возросло значение
крупного рогатого скота и стали широко
практиковаться содержание животных в
зимних загонах и сенокошение.
В отличие от горцев-киргизов
большая часть казахов кочевала
в равнинной степи. Весной скот перегоняли
с юга на север, а осенью обратно.
Весь домашний скарб и утварь, упакованные
во вьюки, во время перекочевки перевозили
с собой. Основными средствами передвижения
были лошади, быки и верблюды, использовалась
также волокуша. Казахи знали двухколесные
и четырехколесные арбы, но использовали
их мало. Протяженность маршрута перекочевки
была различна, но иногда составляла более
тысячи километров. Зимники обычно располагались
в местах, прикрытых от снежных заносов,
а летовки - в открытых долинах вблизи
водопоев. Выход на весенние пастбища
сопровождался празднествами и общественными
пиршествами. Это было время появления
молодняка и начала дойки, стрижки овец
и снятия шерсти с верблюдов, первой объездки
лошадей и таврения жеребят-однолеток.
На весенних пастбищах отощавший за зиму
скот вновь набирал силу.
Достигнув летних выпасов,
начинали заготовку молочных продуктов
впрок. Занимались этим исключительно
женщины. Дважды в день они доили
овец, коров и коз, четыре-пять раз
- кобылиц и верблюдиц. Свежее молоко
казахи не употребляли. Молоко овец и коров
кипятили и затем заквашивали. Из кислого
молока приготовляли основные продукты
питания: подобие простокваши - "катык"
и "айран", масло - "сары май",
кислый сушеный сыр - "курт", сладкий
сухой творог - "ырымшык" и т.д. Из
кобыльего и верблюжьего молока делали
кумыс. Здесь же женщины занимались обработкой
шерсти весеннего настрига, выделкой шкур,
изготовлением одежды и кожаной утвари
(мешки, бурдюки, ведра, фляги, подойники
и пр.), широко употреблявшейся в кочевом
быту.
В начале осени передвигались
на осенние пастбища, расположенные по
пути к зимникам. Здесь проводили подготовку
к зиме: ремонтировали жилища, катали войлоки,
изготавливали теплую одежду и запасали
топливо. После осенней стрижки отбирали
скот для забоя на мясо. Богачи резали
для этой цели лошадей, верблюдов и овец.
Бедняки довольствовались овцами и козами.
Мясо обычно вялили, реже - солили, делали
колбасу. Мясная пища употреблялась в
основном в осенне-зимний период и, как
правило, ежедневно была доступна лишь
владельцам больших стад.
Казахский скот был
относительно хорошо приспособлен к
кочеванию зимой, а накопленный
в течение многих столетий народный
опыт помогал в трудных условиях
пастбищного содержания сохранить
основное поголовье до весны. Однако
наступавшие периодически гололеды
- "джуты" и эпизоотии приводили нередко
к массовой гибели скота и обнищанию целых
родов и племенных групп, вынуждая их менять
способ производства, отказываться от
скотоводческого хозяйства и переходить
к земледелию и оседлости.
Земледелие, до середины
XIX в. в основном практиковавшееся в районе
зимников в южной части равнины, основывалось
на искусственном орошении, системы которого
были подобны применявшемуся таджиками
и узбеками. В некоторых районах (по Сырдарье)
применялась, однако, и более архаическая
система - посев на освободившихся от половодья
берегах рек и озер - так называемое лиманное
орошение. Технология и орудия земледелия
у казахов были такими же, как и у других
народов Средней Азии. С появлением на
территории Казахстана русских и украинских
крестьян казахи начали переходить к неполивному
земледелию, приемы которого усваивали
от переселенцев. От них казахи заимствовали
тяжелый степной плуг, борону с деревянными
или железными зубьями, русский серп и
косы. В конце XIX в. в богатых хозяйствах
появились первые сельскохозяйственные
машины, работавшие на конной тяге, - молотилки,
жнейки, сеялки. Наряду с традиционными
культурами - просо, джугара, получили
распространение пшеница, ячмень, овес
и рожь. Развитие земледелия непосредственно
сказывалось на пищевом режиме казахов:
в их пищу вошел хлеб - "нан" - вначале
это были лепешки из пресного, а затем
под влиянием русского населения, и из
кислого теста. Больше стали потреблять
крупяных и мучных похлебок, получили
распространение различные виды каш и
лапши.
В натуральном хозяйстве
казахов охота и рыболовство
не играли существенной роли. Их значение
возросло только в конце XIX в., когда
часть потерявшего скот населения
занялась пушным промыслом в степи,
а другая, осев в богатых рыбой
районах (Каспий, Арал, Балхаш, дельта Сырдарьи),
вынуждена была перейти к рыболовству,
которое постепенно приняло товарный
характер. Как и у других кочевых народов,
у казахов наиболее распространены были
коллективные виды охоты - гоньба зверя
по степи на лошади, охота с загоном, а
также охота с ловчими птицами. Во второй
половине XIX в. распространилась ружейная
охота.
Ремесла у казахов
не сформировались в самостоятельные
отрасли производственной деятельности.
Все виды операций, связанные с
выработкой шерсти - основного вида
волокна, были повседневным домашним занятием
женщин. Особого искусства казахские женщины
достигли в изготовлении цветных войлоков
со вкатанным орнаментом - "алакииз"
и с орнаментом-аппликацией - "сырмак".
Обработкой шкур и выделкой кожи и изделий
из нее равно занимались и женщины, и мужчины.
Изготовление утвари из дерева и все металлургические
работы были делом мужчин. Вместе с тем
среди казахов встречались и мастера,
работавшие на заказ. Как правило, это
были кузнецы, оружейники, шорники, резчики
по дереву - седельники, мастера, изготовлявшие
каркасы юрт, детские колыбели, резные
кровати, сундуки, посуду и другую утварь.
У казахов существовали
два типа жилищ, соответствующие
их образу жизни. Основным типом жилища
и до середины XIX в. безраздельно господствующим
была решетчато-войлочная юрта с
высоким куполообразным верхом - "киизюй"
("войлочный дом"), подобная юрте
киргизов и каракалпаков. Во второй половине
XIX - начале XX в. юрта сохранилась как основное
жилище только у тех групп, которые продолжали
кочевать. У групп, которые переходили
к оседлости, юрта стала преимущественно
летним жилищем, а у бедняков, потерявших
скот и перешедших к земледелию, юрта почти
вышла из употребления. Помимо юрт у казахов
существовали постоянные жилища, которые
вначале служили только помещениями для
зимовья, а по мере оседлости стали использоваться
в течение всего года. В различных районах
степи зимние жилища были различны. Они
возводились из самана, пластов дерна,
из обмазанного глиной плетня и камыша,
а в северных и восточных районах нередко
также из бревен. Как правило, это были
однокамерные постройки, связанные с крытыми
помещениями, предназначенными для содержания
скота, окруженные открытыми загонами.
Их конструкция и отопление чаще всего
были заимствованы казахами у оседлого
населения: на юге - у узбеков, на севере
- у русских и татар. Зимние жилища ярко
отражали имущественное и социальное
положение хозяев. Богачи возводили просторные
дома, со сложной планировкой и примыкающими
к ним хозяйственными помещениями, бедняки
ютились в тесных, дымных полуземлянках,
в которых нередко размещались не только
члены семьи, но и скот.
Имущественное и
социальное различие резко сказывалось
также в одежде, особенно в материале,
из которого она шилась. Зажиточное
население широко использовало покупные
ткани, бедняки - грубую домотканину, войлок,
кожи, шкуры. В состав мужского костюма
входили просторная рубаха с отложным
воротником и штаны с широким шагом, узкий
длиною до колен камзол - "бешпент",
который имел характерный стоячий воротник
и застежки, или длинная безрукавка, а
также стеганый туникообразного покроя
халат -"шапан". В холодную погоду
надевали вторые штаны, которые делались
из овчины, крашеной мягкой кожи или шерстяной
ткани, длинную шубу с крытым верхом - "ишик"
или нагольный овчинный тулуп - "тон".
Иногда вместо шубы носили несколько халатов.
До середины XIX в. держались некоторые
архаические виды одежды. Среди них - кафтан
из шкур жеребят, который кроился так,
чтобы вдоль спины и по рукавам сохранялись
гривы. В ненастную погоду поверх одежды
надевали суконный плащ - "шепкен".
Головные уборы
сохранили племенные и
Основными частями
женского традиционного костюма
были платье-рубаха - "кейлек", которое
состояло из двух частей - собственно туникообразной
рубахи, доходившей до талии, и пришивной
широкой юбки с оборками; широкие в шаге,
ссужающиеся к низу шаровары; приталенная
безрукавка - "камзол", длиною до колен,
или такой же длины "бешпент" с рукавами;
широкий прямой халат на меху или на вате,
который подпоясывали кожаным поясом
или кушаком. Все названные части костюма,
как правило, шились из покупных тканей
- платье и шаровары из хлопчатобумажных,
у богатых - из атласа и шелка, безрукавки
и бешпенты - из шерсти и бархата. Молодые
женщины выбирали для одежды обычно яркие
цвета - красный, зеленый, оранжевый, пожилые
- темные и белый. Одежда украшалась вышивками,
тесьмой, галунами. Девушки и молодые женщины
поверх платья носили украшенный серебряными
монетами, подвесками, бусами, кораллами
и т.п. нагрудник, имевший в древности значение
оберега. Каждой возрастной группе женщин
соответствовал особый головной убор,
его детали варьировали в зависимости
от племенной и социальной принадлежности.
Девушки носили цилиндрическую шапочку,
украшенную монетами, вышивкой, бисером,
с кисточкой или пучком перьев филина
на макушке. Молодухи - высокий конусообразный
убор - "суакеле", украшенный серебряными
и позолоченными подвесками, бляхами,
цветными камнями, нитками бус и т.п., поверх
которого накидывалась шаль или платок.
После рождения первого ребенка "саукеле"
заменяли "кимешеком" - мешкообразным
убором из белой ткани, имевшем вырез для
лица и прикрывавшем голову, плечи, грудь
и спину. На кимешек при посторонних повязывали
высокий белый тюрбан - "кундик", подобный
"элечеку" киргизок. Саукеле начали
выходить из употребления уже в конце
XIX в., кимешеки сохранились в одежде пожилых
женщин до настоящего времени.
Включение казахских
жузов в состав Российского государства
внесло значительные изменения в
социальную структуру казахского общества.
Была урезана власть и частично ликвидированы
привилегии аристократии - ханов и султанов,
которые возводили себя к династии Чингизидов,
считались высшим сословием - "белой
костью" ("ак-сюек") и стояли над
родоплеменными объединениями. Были также
предприняты шаги к разрушению родоплеменных
связей и несколько сокращены права родовых
старшин и предводителей - "биев"
и "батыров" и созданы условия для
перехода политической власти в руки "баев",
нарождавшейся сельской буржуазии. Вместе
с тем царская администрация не коснулась
основ общественного уклада и на уровне
сельской общины - "аила" по существу
закрепила сложившуюся систему социально-экономических
отношений, в которой сочетались пережитки
патриархально-родового строя (общинное
землепользование) и характерные формы
феодальной эксплуатации (отработка в
хозяйстве феодала и натуральные поборы),
обычно скрытые под маской родовой взаимопомощи.