Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа
Тема курсовой работы очень актуальна в наше время, так как в истории молодой Российской Федерации до 1925 года насчитывается 2 Конституции - соответственно 1918 г. и 1925 г. Сроки их действия составляли последовательно 7 и 12 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций. Кроме того, в 1924 году была принята Конституция СССР. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних. Изучение порядка разработки и принятия каждой из этих конституций, общего их содержания относится к предмету истории государственного управления в РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...………...3
ГЛАВА1. ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОГО ПРАВА. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г.…………………………………………………………………..…5
1.1. Процесс оформления современного законодательства......................5
1.2. Конституция РСФСР 1918 г……………………….…...……………..8
1.3. Развитие советского права в 20 – е гг……….……………................21
ГЛАВА2. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924г……………………………………....29
2.1. Принятие Конституции 1924 года ……….…………………….…...29 2.2. Структура и содержание Конституции 1924г. ………………..……33
ГЛАВА3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918 г. и КОНСТИТУЦИИ СССР 1924г. …………………………… ……………..……37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………....42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…….………………………….………....43
В Декларации отражены принципы добровольности и равноправия при объединении республик в Союз ССР. За каждой союзной республикой оставлялось право свободного выхода из СССР. В Договоре закреплялось объединение республик в одно союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали: руководство вооруженными силами, внешняя политика и торговля, общее планирование всего народного хозяйства Союза, единая денежная и кредитная система, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, установление основ судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, общих мер в области народного здравоохранения и просвещения. Верховные органы СССР решали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками.
Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.21
Верховным органом власти СССР являлся съезд Советов СССР. Он избирался от городских Советов из расчета 1 депутат на 25 тыс. избирателей и от губернских или республиканских съездов Советов из расчета 1 депутат на 125 тыс. жителей. В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, в количестве 414 человек. Они представляли все союзные и автономные республики, автономные области и губернии. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик по 5 от каждой и по одному представителю от автономных областей и утверждался съездом Советов СССР. Конституция не устанавливала количественного состава Совета Национальностей. Образованный Вторым съездом Советов СССР Совет Национальностей состоял из 100 человек. Союзный Совет и Совет Национальностей для руководства своей работы избирали президиум. Законопроекты, рассмотренные ЦИК СССР, получали силу закона лишь при условии их одобрения, как Союзным Советом, так и Советом Национальностей.
ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год. В период между сессиями ЦИК СССР, высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека. Происходило раздельное голосование палат при выборе Президиума. ЦИК СССР избирал из состава своего Президиума четырех председателей по числу союзных республик, что также подчеркивало их равноправие.
ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом. В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти.
Для
руководства отраслями
В последние годы в литературе высказывалось мнение, что СССР не был федерацией или что он утратил характер федеративного государства с установлением "личной диктатуры Сталина". Это - идеологические, а не правовые оценки. Из того факта, что вплоть до конца 80-х годов в СССР не было достаточно сильных сепаратистских настроений, можно сделать лишь вывод, что всегда имеющиеся межнациональные противоречия эффективно разрешались, а подрывные действия маргинальных националистических групп подавлялись. Это происходит в любой федерации с авторитетной и ответственной властью.
Особое значение имело повышение статуса органов госбезопасности. Если в РСФСР ГПУ было подразделением НКВД, то с созданием СССР оно приобретает конституционный статус объединенного наркомата - ОГПУ СССР, имеющее подчиненные ему наркоматы в республиках. Председатель ОГПУ был членом Совнаркома СССР (с совещательным голосом).
Наркоматы
СССР возглавлялись народными
В связи с образованием СССР была принята новая Конституция РСФСР 1925 г. В ст. 1 отмечалось, что она исходит из основных положений "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. Проект был разработан в НКЮ, затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК. Она привела Конституцию РСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1924 г., оформила правовой
статус автономных республик и областей РСФСР. Из проекта была исключена "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и введена статья "Об основах экономического строя РСФСР". Проект обсуждался, затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г. Конституция СССР 1924 г. и республиканские Конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию.
Конституция
состояла из двух разделов — Декларации
об образовании СССР и Договора об образовании
СССР. Декларация об образовании
СССР содержала изложение сугубо политических,
а не юридических аспектов образования
СССР. В ней, в частности, подчеркивалось,
что в то время как "в лагере капитализма
— национальная вражда и неравенство,
колониальное рабство и шовинизм, национальное
угнетение и погромы, империалистические
зверства и войны", "в лагере социализма
— взаимное доверие и мир, национальная
свобода и равенство, мирное сожительство
и братское сотрудничество народов".
Все это объясняло, с точки зрения авторов
Конституции, необходимость и неизбежность
создания и расширения Союза ССР.22 Договор
состоял из 11 глав. В первой определялись
предметы ведения верховных органов власти
СССР. Вторая определяла суверенные права
союзных республик. Отмечалось, что суверенитет
республик ограничен лишь в пределах,
указанных в главе первой (а она фактически
охватывала руководство всеми сторонами
жизни и деятельности). К числу прав республик
относилось право на выход из Союза и невозможность
без согласия самой республики изменить
ее границы. Для всех республик устанавливалось
единое гражданство Союза ССР. Третья глава
раскрывала порядок формирования и властные
функции съезда Советов СССР. Фактически
они оставались теми же, что и в Конституции
1918 г. Глава четвертая определяла полномочия
Центрального Исполнительного Комитета
СССР. Он состоял из двух палат — Союзного
Совета и Совета Национальностей. Союзный
Совет формировался съездом из представителей
союзных республик (пропорционально населению
каждой из них) общим составом всей палаты
414 членов. Совет Национальностей образовывался
из представителей союзных и автономных
республик (по 5 человек от каждой), а также
автономных областей (по 1 от каждой). Сессии
ЦИК должны были проводиться 3 раза в год.
В период между сессиями высшим органом
власти являлся Президиум ЦИК из 21 человека.
Совместное заседание палат было предусмотрено
при образовании ЦИК и СНК (путем раздельного
голосования). ЦИК избрал четырех председателей
по числу союзных республик. Пятая глава
определяла полномочия Президиума ЦИК,
объявленного "высшим законодательным,
исполнительным и распорядительным органом
власти" СССР. Он имел право отменять
или приостанавливать решения правительства
и всех других органов власти в стране,
издавать любые собственные решения и
указания. Глава шестая определяла состав
и полномочия Совета Народных Комиссаров
(правительства) СССР, являвшегося "исполнительным
и распорядительным органом" ЦИК. СНК
состоял из 12 человек: председателя, его
заместителя, председателя ВСНХ и 9 наркомов.
На местах действия СНК могли лишь опротестовываться
через Президиум ЦИК, но не приостанавливаться.
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918 г. и КОНСТИТУЦИИ СССР 1924г.
Конституция
РСФСР 1918г. - первая Конституция, принятая
вскоре после октябрьского переворота,
роспуска Учредительного Собрания, имела
следующие особенности:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первая союзная Конституция, принятая в 1924 г., в отличие от
Конституции РСФСР 1918 г., дала исчерпывающий перечень предметов ведения (хотя в ряде случаев в ней речь шла и о конкретных полномочиях) высших органов власти Союза ССР и определила, что суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. Принятая Конституция 10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов. Состояла из шести разделов. В первый, по предложению Ленина, была включена в полном объеме Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а принятая Конституция 31 января 1924 г. II съездом Советов СССР. Состояла из двух разделов — Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Декларация об образовании СССР содержала изложение сугубо политических, а не юридических аспектов образования СССР. В ней, в частности, подчеркивалось, что в то время как "в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны", "в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов". Все это объясняло, с точки зрения авторов Конституции, необходимость и неизбежность создания и расширения Союза ССР. Договор состоял из 11 глав. В первой определялись предметы ведения верховных органов власти СССР.
В отличие от Конституции 1918г. Конституция СССР 1924 г. не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», однако записала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них. Конституция 1924 г. в значительной мере сохранила некоторые черты, свойственные Конституции 1918г. Оставаясь открыто классовой, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Конституция 1924 г. стала юридически более строгой и сняла общие политические положения, присущие Конституции 1918г.
По своему содержанию Конституция СССР
1924 г. весьма своеобразна
и отличается от последующих советских
конституций. В ней отсутствует
характеристика общественного устройства,
положения о правах
и обязанностях граждан,
избирательном праве, местных органов
власти и управления. Все эти
вопросы решались республиканскими законодательствами.
Основное внимание Конституция СССР
1924 г. уделила факту окончательного
юридического оформления образования
СССР, прав Союза ССР и союзных республик,
системе высших государственных
органов Союза ССР и союзных республик.
Информация о работе История государственного управления России