Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 09:03, реферат
К концу XX в. США становятся крупнейшей мировой державой с собственной колониальной империей. Во многом благодаря чрезвычайно благоприятным природным, демографическим, внешнеполитическим условиям, а также энергии и предприимчивости народа они выходят на первое место в мире по основным экономическим показателям. Население страны многократно увеличилось в немалой степени за счет эмигрантов, прежние отечества которых тратили средства на их воспитание, образование, здоровье, а новое пожинает плоды трудов достигших зрелого возраста людей. Мировые войны, в которых участвовала страна, фактически не затронули ее территории.
Введение
1.Особенности развития государства и права США новейшего времени
2.Деятельность государства по поддержанию политической и экономической стабильности
3.Изменение в системе избирательного права
4.Централизация федеральной власти
5.Расширение законодательной деятельности Конгресса
Заключение
В первой четверти 20 века США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому, центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антантам вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории вечного процветания этого государства. Как потом выяснилось, что это оказалось «великой иллюзией». Действительность опрокинула эти надежды. В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. включительно и сильнее всех поразил именно США. Кризис начался в Нью-Йорке с краха на фондовой бирже. Он охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. Этот кризис, ставший для Америки историческим рубежом, получил название «Великая депрессия». По своему характеру он представлял собой циклический кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. Кризис оказал сильное воздействие на внешнюю политику США. Последствиями его явились резкий упадок мировой торговли, усиление борьбы за рынки сбыта товаров, обострение противоречий между государствами. В мире капитала развернулась настоящая торговая и таможенная война. Следствиями кризиса явились также обесценение валюты, нарушение международных финансовых связей, банкротства банков, создание стерлингового блока под эгидой Великобритании. При отсутствии государственной системы социальной защиты жертв обрушившихся на страну экономических бедствий, кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни.
Первые попытки остановить волну банкротств путем государственного кредитования были предприняты в США в 1932 г. правительством Гувера. С этой целью была создана Национальная кредитная корпорация, преобразованная в начале 1932 г. в Реконструктивную финансовую корпорацию. Другая правительственная организация - Федеральное фермерское бюро - была призвана поддерживать уровень цен на сельскохозяйственную продукцию. Эти мероприятия потерпели полную неудачу. Правительство Гувера не смогло остановить сползания страны к надвигающемуся финансово-экономическому краху. Федеральная Резервная Система не справлялась со своими задачами помощи банкам в условиях биржевых лихорадок, так как возглавляющий ее Совет управляющих не был в это время наделен необходимыми властными полномочиями.
Весной 1933 г., когда кризис достиг своего апогея, на пост президента вступил кандидат демократической партии Ф. Рузвельт, дальновидный политик, понимавший необходимость радикальных мер для создания в стране эффективно действующего антикризисного механизма, проведения социальных реформ, способных приостановить развитие массового движения протеста в Америке по революционному пути. Разработанная правительством Рузвельта программа антикризисных мер получила в истории США название «Нового курса», основные реформы которого были проведены в период первых «ста дней» его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.
На следующий день, после принятия присяги, Рузвельт своим решением приостановил операции во всех банках страны. Была объявлена программа срочных мер по оздоровлению банков и защите вкладов. На основании принятого Конгрессом Чрезвычайного банковского закона, предоставившего президенту широкие полномочия в финансовой сфере, был наложен временный арест на счета всех банков страны с целью их полной ревизии. Десятого марта, Ф. Рузвельт издал исполнительный приказ, ставший первым шагом к установлению полного государственного контроля над золотом, находившимся ранее в обращении, как на внутреннем, так и на международном рынке. Это предотвращало утечку золота за границу и его накопление в частных руках с целью спекулятивной деятельности.
На основе Закона о банковской деятельности 1933 г. были созданы в 1934 г. Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ), а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений (ФКСС), призванные восстановить доверие к банкам, защитить банковские вклады населения. Закон о помощи сельскому хозяйству, принятый 12 мая 1933 г., давал президенту право (не обязывая его) выпустить большую сумму необеспеченных бумажных денег, прибегнуть к чеканке серебряной монеты или уменьшить золотое содержание доллара. Администрация Рузвельта воспользовалась третьим вариантом. Девальвация доллара, изъятие монетарного золота из частных рук и запрещение свободного обмена бумажных денег на золото, облегчение под нажимом государства доступа к кредиту создавали механизм инфляционного развития американской экономики, действие которого в полной мере стало ощущаться лишь после второй мировой войны.
В
1934 г. был принят Закон об обращении
ценных бумаг, на основании которого
была создана Федеральная комиссия
по ценным бумагам и биржам (ФКЦББ).
Закон 1934 г. предусматривал предоставление
всем участникам торгового рынка равных
условий, гарантирующих свободный доступ
к важнейшей информации о деятельности
компаний. В государственно-
Аграрная политика «Нового курса» прошла в своем развитии несколько этапов. Подписанный Ф. Рузвельтом 12 мая 1933 г. билль о помощи фермерам был сложным законодательным актом. Его основной раздел, известный как закон о регулировании сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Act — ААА), ставил главной целью поднять уровень цен настолько, чтобы восстановить такое их соотношение (паритет) на продававшуюся и покупавшуюся фермерами продукцию, которое существовало в период с августа 1909г. по июль 1914г. В 1935 году было начато проведение широкой программы помощи фермерам. Создана Администрация по переселению, которая в начале 1937 г. была преобразована в Администрацию по охране фермерских хозяйств, в обязанности которой входило строительство лагерей для сельскохозяйственных рабочих и мигрантов, оказание помощи беднейшим фермерам путем их переселения на более плодородные земли, создание сбытовых кооперативов мелких фермеров и пр. С подписанием 1 марта 1936 г. закона о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка открылся второй этап в аграрной политике «Нового курса». Цель правительства осталась прежней - поднять цены на продукцию, поставлявшуюся на рынок крупным фермерством, однако способ ее достижения значительно видоизменился. Закон предусматривал выплату премиальных платежей собственникам земли, соглашавшимся изымать земли из-под посевов тех культур, которые ее истощали. Закон о регулировании сельского хозяйства, подписанный 16 февраля 1938 г., открыл завершающую фазу аграрной политики «Нового курса». Сохранив идею улучшения плодородия земли, статут 1938 г. сделал крупный шаг в сторону усиления регулирующих предписаний государства относительно поступления на рынок основных сельскохозяйственных продуктов. Закон 1938 г. вводил концепцию «всегда нормальной житницы» (Ever-normal granary), согласно которой поддержание цен в отличие от принципов 1933 г. достигалось не путем уничтожения «излишней» продукции, а с помощью ее хранения, сопровождавшегося выплатами фермерам в счет еще не проданных ими товаров. Больше всего правительство беспокоила проблема безработицы. 12 мая 1933 г. администрация Рузвельта одобрила закон об ассигновании 500 млн. долл. на оказание помощи безработным. Зимой 1933-34 г. под влиянием чрезвычайных обстоятельств, правительству пришлось взяться за проведение общественных работ. Их цель заключалась в том, чтобы чем-нибудь занять безработных и ослабить социальную напряженность. Ф. Рузвельт создал Администрацию гражданских работ (Civil Works Administration - СВА).
Одним
из важнейших актов внутренней политики
«Нового курса» было создание системы
социального обеспечения, которая затем
получила дальнейшее развитие. Принятый
в августе 1935 г. закон предусматривал страхование
двух типов - по старости и безработице,
был первым в истории США общефедеральным
нормативным актом такого рода. Общими
чертами обоих видов страхования были
изъятие из сферы действия статута больших
групп трудящихся (сельскохозяйственные
рабочие, домашняя прислуга, государственные
служащие и др.), низкий уровень страховых
выплат, множество оговорок права получения
пособия. Но имелись и важные различия.
Пенсионное обеспечение было полностью
федеральной программой. Страхование
по безработице строилось на федерально-штатной
основе. Реформы «Нового курса» заложили
фундамент современного государственного
регулирования условий труда и взаимоотношений
организованных рабочих с предпринимателями.
В 1936 г. был принят закон Уолша - Хили об
установлении максимальной продолжительности
рабочей недели и минимума заработной
платы для рабочих, занятых на предприятиях,
которые выполняют заказы федерального
правительства. Важнейшим завоеванием
рабочего класса США следует признать
принятие закона Вангера, биль которого
был внесен на рассмотрение Конгресса
после отмены НИРА. В биле признавались
необходимость коллективной защиты рабочими
своих интересов через профессиональные
союзы и путем заключения с предпринимателями
коллективных договоров. За рабочими признавалось
право на стачки. Не менее важное значение
имел закон о социальном обеспечении,
принятый несколько недель спустя после
закона Вагнера. Им вводилась система
пенсий по старости и пособий по безработице.
Однако закон распространялся на рабочих
крупных промышленных предприятий и не
охватывал рабочих и служащих торговли,
сферы обслуживания. Современные США -
экономически высокоразвитое государство
со сложной экономической географией.
Сохраняя лидерство в области научно-технического
прогресса и международной политике, эффективно
используя внутренние природные и трудовые
ресурсы, а также международное разделение
труда и усиление мировой интеграции,
оно занимает первое место в мире по величине
ВНП.
3.Изменения
в системе избирательного права
Конституция США содержит лишь некоторые положения, регулирующие выборы. Федеральные законы об избирательном праве 1965, 1970, 1972, 1974 гг. существенно дополнили конституционные положения. По-прежнему большая часть норм избирательного права устанавливается законодательством штатов. В конституции записано: «Избиратели каждого штата должны отвечать тем требованиям, которые установлены для избирателей наиболее многочисленной палатой Законодательного собрания штата» (разд. 2, ст.I). Следовательно, конституция вопрос о требованиях, предъявляемых к избирателям, полностью передает на усмотрение штатов. Однако практически федеральные власти вмешивались в компетенцию штатов по вопросам избирательного права. Прежде всего, это касается принципов избирательного права. Принцип всеобщих выборов вводился федеральными властями в течение целого века. В 1870 г. XV поправка к конституции США наделила избирательными правами негров и лиц других рас. В 1920 г. новая поправка (ХIХ) предоставила право голоса женщинам. В 1964 г. поправка XXIV отменила избирательный налог. Закон 1970 г. снизил ценз оседлости на федеральных выборах. В 1971 г. поправка XXVI сократила возрастной ценз для избирателей до 18 лет.3 Избирательный закон 1975 г. окончательно отменил ценз грамотности. В настоящее время сохранился лишь один ценз оседлости: на президентских выборах - 30 дней, на других - от одного дня до 30 дней (устанавливаются законодательством штатов). В 17 штатах и федеральном округе Колумбия цензы оседлости для избирателей отменены. В конституции США ничего не сказано о принципе равных выборов. Реализацией этого принципа занимались штаты, которые часто создавали неравные по численности избирательные округа. Таким образом, в США зародилась специальная наука – «избирательная география» (джерримендеринг) как способ нарезки избирательных округов, предоставляющий преимущества какой-либо партии на выборах.4 Федеральный закон 1872 г. предписывал штатам создавать избирательные округа с равным количеством избирателей. Однако многие штаты не соблюдали этого положения. В защиту принципа равных выборов выступил Верховный суд. В 1964 г. Суд определил, что разд. 2 ст.I конституции подразумевает равное представительство при выборах депутатов палаты представителей. В 1969 г. Верховный суд конкретизировал свою позицию, указав, что каждый штат должен приложить «добросовестные усилия для достижения точного математического равенства» округов.
Принцип прямых выборов первоначально конституция США провозгласила только в отношении выборов в нижнюю палату Конгресса - палату представителей. Сенаторы избирались на основе многостепенных выборов: законодательными собраниями штатов. Лишь в 1913 г. было установлено, что сенаторы должны избираться «народом штата» (XVII поправка). Президент и вице-президент по-прежнему избираются косвенным путем (выборщиками). Принцип тайного голосования обеспечивается применением избирательных бюллетеней или специальных машин для голосования. Избирательные машины упрощают технику голосования, затрудняют фальсификацию при подсчете голосов, обеспечивают надежную тайну голосования. Для кандидатов на выборные должности конституция и законы США установили дополнительные условия: возрастной ценз (25-35 лет), срок пребывания в гражданстве США, проживание в момент избрания на территории того штата, от которого избирается кандидат. Ныне в США формируется новая норма конституционного права: кандидат должен проживать в том избирательном округе, от которого он избирается.
Победители
на выборах в США определяются
по мажоритарной системе относительного
большинства. При этой системе для завоевания
депутатского мандата кандидату достаточно
получить хотя бы на один голос больше,
чем любой другой кандидат, независимо
от общего числа проголосовавших избирателей.5
Подобная система не адекватно выражает
волю избирателей. Многие депутаты избираются
незначительным большинством голосов.
В 2002 году Сенат Соединенных Штатов Америки
проголосовал за реформу избирательной
системы страны, необходимость которой
стала очевидной после проведения президентских
выборов 2000 года. Сенаторы одобрили законопроект,
который вводит единый стандарт подсчета
голосов для всей страны. Согласно нему
оборудование, используемое во время выборов,
и система регистрации избирателей должны
были быть стандартизированы по всей стране
к 2006 году. Избиратели также впервые получили
возможность исправить ошибки, допущенные
при заполнении бюллетеней, перед тем
как опустить их в урну для голосования.
Кроме того, предполагалось создание специального
федерального агентства для недопущения
нарушений избирательного законодательства
и наблюдения за финансированием кампаний
кандидатов.
4.Централизация
федеральной власти
Конституция 1787 г. преобразовала Соединенные Штаты из Конфедерации в федерацию. Конституция и ныне продолжает служить правовой основой американского федерализма. Федерация была образована с целью усиления государственной власти путем ее централизации и, как сказано в конституции, для «обеспечения внутреннего спокойствия».
После долгих дебатов среди творцов американской Конституции возобладало представление о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, то есть сосредоточиться в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально установился принцип единоначалия. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки: «Исполнительная власть представляется Президенту Соединенных Штатов Америки. Он занимает свою должность в течение четырехлетнего срока и вместе с вице-президентом, выбираемым на тот же срок, избирается следующим образом... (Ст. II, раздел 1)».6 Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами. На протяжении всей истории США президенты оставляли свой след в американской политике. Однако вплоть до XX века они чаще всего были на заднем плане, не принимая активного участия в процессе выработки решений Конгрессом. Проводимая ими политика обычно не оказывала большого влияния за пределами США и даже не имела особого значения для большинства американцев. Со времени президентства Ф.Д. Рузвельта (1933 -1945) существенно изменилась роль президентской деятельности и значимость самого института президентства.
Информация о работе История государства и права США новейшего времени