Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:51, контрольная работа
История государства и права изучает государство и право стран мира в процессе их возникновения и развития в определённой конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.
Введение…………………………………………………………………………..….3
1. Государство средневекового Китая……………………………………………...4
1.1 Общественный строй…………………………………………………………....7
1.2 Государственный строй………………………………………………………....8
2. Право средневекового Китая…………………………………………………....10
2.1 Источники права………………………………………………………………..10
2.2 Уголовное право………………………………………………………………..12
2.3 Регулирование имущественных отношений……………………………….....19
2.4 Судопроизводство……………………………………………………………...21
2.5 Брак и семья…………………………………………………………………….22
2.6 Наследование…………………………………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………………26
Список используемых источников………………………………………………..27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Государство
средневекового Китая…………………………
1.1 Общественный
строй…………………………………………………………...
1.2 Государственный
строй………………………………………………………....
2. Право средневекового Китая…………………………………………………....10
2.1 Источники
права……………………………………………………………….
2.2 Уголовное
право……………………………………………………………….
2.3 Регулирование имущественных отношений……………………………….....19
2.4 Судопроизводство……………………………………
2.5 Брак и семья………………………………………………
2.6 Наследование………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников………………………………………………..
Введение
История государства и права изучает государство и право стран мира в процессе их возникновения и развития в определённой конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.
Эволюция средневекового восточного общества шла особым путём, отличным от Запада. Господство социально-экономических и социально-политических традиционных структур определяло крайне замедленный характер этой эволюции.
Так как в Европе средневековье – синоним феодализма, то столь же условным надо считать и применение понятия средневековья к восточным обществам в силу крайней трудности определения его нижних и верхних хронологических границ.
Если говорить о Средневековом Китае, то низший хронологический рубеж (V-VII вв.) здесь можно выделить достаточно чётко. Именно в это время здесь окончательно утверждается специфическая «азиатская» социально-экономическая и социально-политическая структура с традиционными формами земельной собственности эксплуатации крестьян, укрепляется централизованное государство в форме империи, складывается нормативная основа традиционного права.
Определённые
качественные социально-экономические
изменения, связанные с развитием капиталистических
отношений, происходят в странах Востока
не одновременно, что затрудняет определение
верхнего хронологического рубежа восточного
средневековья. Для Китая такой вехой
можно считать время революционных перемен
начала ХХ в.
1.
Государство средневекового
Китая
Во II в. н. э. в результате внутренних противоречий пала одна из величайших мировых держав древности — Ханьская империя. Народные восстания, в первую очередь восстание «Желтых повязок», разрушили старую систему органов власти. И, хотя восстания были подавлены, реставрировать прежний порядок управления было невозможно.
Распад Ханьской империи нанес удар по устоям рабовладельческого общества. Начинается время утверждения феодальных отношений, в рамках которых продолжало существовать рабство, не уничтоженное до конца. В 280 г. император Сыма Янь издал указ, изменявший систему землепользования. В соответствии с ним каждый трудоспособный земледелец (мужчина или женщина в возрасте от 16 до 60 лет) имел право на полный надел земли, с которого 2/5 собранного урожая шло в пользу государства, остальное пользователь земли оставлял себе. Лица в возрасте от 13 до 15 лет и от 61 до 65 лет могли пользоваться лишь половиной надела. Дети и старики не имели земельных наделов и не платили податей. Податное население помимо указанного взноса платило налог в виде шелковой ткани и шелковой ваты и, кроме того, отрабатывало на казенных работах до 20 дней в году. С целью привлечения на службу образованных людей чиновникам в качестве вознаграждения давались земельные наделы, размеры которых зависели от ранга и занимаемой должности. Государство стремилось увеличить площадь принадлежащей ему земли и количество зависимых от него земледельцев. Борьба между государством и крупными землевладельцами, а также народные волнения ослабляли государственную власть.
В конце III в. в Северный Китай вторглись гунны, а затем и другие племена, кочевавшие вдоль границ Китайской империи. Население покоренных северных районов перебиралось на юг. Пришельцы с севера теснили местных жителей, зачастую захватывая их земли. В то же время между представителями господствующих слоев разгорелась борьба за землю, за закрепощение крестьян, в результате которой образовались крупные землевладения. Государственная власть была слаба и не могла противостоять этому. Поглощенный борьбой за землю двор не предпринимал попыток вернуть завоеванные северные земли. Попытки отдельных полководцев осуществить походы на север не получили поддержки. Между тем на территории Северного Китая установилось господство племени тоба и утвердилась власть тобийской династии Северных Вэй. С воцарением этой династии войны прекратились, и в Северном Китае стала налаживаться мирная жизнь. Здесь также началась борьба за землю, за крестьян.
В 485 г. был издан императорский указ, установивший надельную систему землепользования. Утверждалась государственная собственность на землю, и крестьяне, свободные от власти отдельных феодалов, были держателями государственных наделов. Указ определял размер участка и обязанности держателей. Закрепляя верховенство государственной собственности на землю, указ не препятствовал образованию крупных землевладений феодальной знати.
Органы власти и управления формировались по древнекитайскому образцу. Китайские чиновники играли важную роль в управлении государством. Китайский язык стал государственным, тобийцы приняли китайскую культуру и религию. В государстве Северных Вэй сложилась раннефеодальная централизованная монархия.
Во второй половине VI в. север и юг Китая были объединены под верховенством династии Суй. Первые представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось дальнейшим закрепощением земледельцев и наступлением на древние деревенские организации. Разосланные на места чиновники провели учет населения и выявили крестьян, не внесенных ранее в податные списки. Был уменьшен размер надела, а налог, напротив, возрос, увеличилась трудовая повинность. Такая политика стала причиной повсеместных народных восстаний.
Крупные феодальные землевладельцы, получившие жалованные и служебные земли, были также недовольны политикой правительства. Кроме того, их пугала неспособность правительства подавить крестьянские восстания, прокатившиеся по стране. Воспользовавшись неудачным корейским походом, феодалы подняли мятеж. Смута и борьба за власть привела на престол новую правящую династию — Тан. Чтобы прекратить народные волнения, новый император издал ряд указов, направленных на улучшение положения крестьян: была ликвидирована податная задолженность за прошлые годы, ограничивались сроки государственной барщины, освобождались проданные в рабство крестьяне, феодалам запрещалось убивать крестьян.
Представители танской династии стремились ограничить крупное землевладение, увеличивая государственное землевладение и количество государственных податных крестьян. В 624 г. был издан декрет, устанавливающий льготные условия для крестьян: каждый взрослый мужчина имел право на садово-огородный надел, являющийся вечным владением семьи, и на пахотный надел, бывший держанием на время трудоспособности. Престарелые, женщины и подростки получали небольшие наделы. Землю могли получить также государственные рабы. Пахотные наделы подлежали перераспределению ежегодно на каждом 10-м месяце. Земли, находящиеся в вечном владении, могли быть предметом сделок, пахотные земли продавать и закладывать разрешалось в исключительных случаях. В пользу государства земледельцы были обязаны вносить продуктовую ренту-налог и отрабатывать на государственных землях 20 дней в году. Крестьяне, бывшие основной производительной силой в государстве, оказались прикрепленными к земле и зависимыми (не только экономически, но и лично).
В
первые годы существования Танской
империи крупных родовых
Во
время правления танской
1.1
Общественный строй
Танской империи
С
развитием феодальных отношений
население Китая было организовано
в сложную иерархическую
Многочисленные чиновники делились на девять рангов. Каждому рангу соответствовала оплата в виде определенного земельного владения или жалованья. Продвижение по бюрократической лестнице было возможно при условии сдачи государственных экзаменов.
Самый многочисленный слой населения — крестьянство — также не был единым. Большая часть крестьян принадлежала к «доброму народу», в обязанности которого входили обработка земли и своевременное исполнение всех повинностей. Большинство «доброго народа» составляли бедняки. Особое положение занимали сельские старосты, главы родов, богатые крестьяне. В самом низу социальной лестницы находился «дешевый народ» — держатели земли у частных лиц, слуги, рабы.
Каждая
социальная группа вела образ жизни,
присущий только ей, строго соблюдая правила
поведения, используя определенный
тип одежды, украшений, заселяя соответствующие
жилища. Запрещалось, минуя близлежащую
ступень, обращаться к людям, стоящим выше.
Несмотря на препоны, существовавшие между
многочисленными социальными группами,
возможность передвижения по иерархической
лестнице не исключалась.
1.2
Государственный
строй
Верховная власть в государстве принадлежала императору, который обладал неограниченными правами и должен был править на основе традиций и законов. Императора называли Сыном неба. Его ближайшими помощниками являлись два цзайсяна. Эти должности занимали члены императорского дома или влиятельные сановники. Часто именно они фактически решали государственные дела. Управление страной осуществлялось через три ведомства — три палаты: одна ведала органами исполнительной власти, две другие готовили и обнародовали императорские указы, организовывали торжественные церемонии. Деятельностью каждой палаты руководили начальник и два его помощника — правый и левый. Первой палате подчинялись шесть ведомств, делившихся на две группы. К первой относились: ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников; ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью; ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов. Вторую группу ведомств составляли военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи; ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы; ведомство работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных.
При императорском дворце находились особые управления, обслуживающие императорскую особу, дворцовое имущество.
Важное место среди государственных учреждений занимала палата инспекторов, в задачу которой входило наблюдение за центральным и местным аппаратом. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.
Империя была поделена на провинции, округа, уезды. На каждом из этих уровней существовала своя организация чиновников, назначаемых и смещаемых центром. Более мелкой, чем уезды, единицей были деревни, возглавляемые старостами, а самой мелкой — объединение 4-5 дворов. Создание таких единиц способствовало разрушению родовых связей, еще сильных в деревне.
Замещение
государственных должностей строилось
по системе государственных экзаменов.
2. Право средневекового Китая
2.1
Источники права
В
Китае важными источниками
Самым
древним китайским
статей. Такое обилие объяснялось в достаточной степени казуистическим
способом изложения, тщательностью классификации и дифференциации
различных видов преступлений, которые в то время различались 500
разновидностями. Ссылки на исключительную давность китайских кодексов –
дань традиции, конфуцианскому учению, что правитель "не создает право, а
передает его, доверяя древним и любя их".
Развитие китайского средневекового права проходило главным образом по линии разработки норм уголовного права, регулирования сословно-ранговых различий, налоговых повинностей населения, обязанностей различных категорий держателей государственных земель, а также лиц, ответственных за сохранение государственной собственности, за пополнение государственной казны. Все эти тесно связанные между собой нормы и составляли содержание многочисленных правовых памятников, династийных сводов законов, получивших название кодексов.
Информация о работе История государства и права средневекового Китая