История города Балахна

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:33, доклад

Описание работы

Балахна - старинный русский город, основанный в 1474 году. Поселение на этом месте существовало за три-четыре тысячелетия до объявления его городом. Под собственным именем Балахна впервые упоминается в Патриаршей летописи с момента постройки в ней крепости в 1536 году. В пользу этого свидетельствует замечание С.Герберштейна начала XVI века о том, что «в двух милях от Нижнего Новгорода было очень много домов, наподобие города или поселка, где вываривалась соль».

Работа содержит 1 файл

История города.doc

— 105.00 Кб (Скачать)


История города

Балахна - старинный русский город, основанный в 1474 году. Поселение на этом месте существовало за три-четыре тысячелетия до объявления его городом. Под собственным именем Балахна впервые упоминается  в Патриаршей летописи с момента постройки в ней крепости в 1536 году. В пользу этого свидетельствует замечание С.Герберштейна начала XVI века о том, что «в двух милях от Нижнего Новгорода было очень много домов, наподобие города или поселка, где вываривалась соль».

В 1536 году Казанский хан Сафа - Гирей практически уничтожил город Балахну. Выступившие на защиту «черные люди балахонцы.. не умеючи воинского дела» были жестоко разбиты.

После этого мать Ивана Грозного Елена Глинская велела построить здесь крепость «20 июня того же года… был почат град делати у Соли на Балахне того ради, что посад велик и людей много», которая сгорела в 1730 году.

Крепость, стоящая на расстоянии около 500 м от промыслов, заняла стратегически выгодное место, перекрыв старинную дорогу из Нижнего Новгорода в Кострому. Она расположилась на правом берегу Нетечи (бывш.Железницы) при слиянии с нею протока из Петровского озера, получив с северной и восточной стороны естественную защиту. С южной и западной сторон крепость была ограждена рвом с ослонным тыном на дне. Окруженная со всех сторон водными преградами, крепость имела близкий к квадрату план. Судя по описанию XVII века, ее окружали мощные рубленые стены толщиной 4,4 м, стоящие на земляных валах («осыпях»), и высокие боевые башни. Из 9 башен 4 были проезжими. В ней располагались административные постройки, воеводский двор, арсенал и осадные дворы. Одной из первых построек внутри крепости была соборная Вознесенская церковь, которая упоминается в источниках уже в 1541 году.

От этого времени сохранилась самая старая постройка Балахны, по древности в Нижегородской области уступающая только Нижегородскому Кремлю – Никольская церковь. Строительством этого храма в 1552 году в Балахне была отмечена победа русских войск над Казанью.

Балахна в древней Руси была единственным значительным центром соляной промышленности. В семидесятых годах семнадцатого века, а именно в 1674-1676 гг.  в Балахне насчитывалось 33 рассольных трубы с почти 25-ю тысячами бадьями рассола, который выпаривался на 86 варницах, и получалась соль. Соль продавалась на месте, но большую ее часть вывозили в стругах по Волге, Оке и Клязьме.

По более значительному количеству вываренной соли последним был год 1870. К  концу 19 века солеварение прекратилось.

Балахнинцы наряду с солеварением были известны на Руси как первоклассные судостроители, и Балахна исстари славилась своим судостроением. Настоящее свое искусство балахнинские строители показали в 1636 году, построив по заказу Гольштинского посольства один из громаднейших для того времени (первый построенный в России) корабль “Фридрих”. Во времена царствования Петра I, начиная с 1699 года, Балахна стала одним из центров строительства парусных военных судов для Азовского похода царя. На строительстве судов  работали не только местные жители, но и мастера, пришедшие из Костромской, Владимирской  и других губерний.


Баржа-беляна. XIX век.

В начале XIX века Балахна становится крупнейшим на Волге центром деревянного судостроения, особенно прославившись своими расшивами и белянами, а затем и баржами. Ежегодно в Балахне строили около 100 барж. Интересно отметить, что Т.Шевченко, возвращаясь в 1857 году из ссылки и задержавшись в Нижнем Новгороде, специально выезжал «взглянуть на эту родительницу бесчисленных живописных расшив». Однако баржестроение продолжалось только до конца 19 века. Балахнинское судостроение  не выдержало конкуренции со стороны построенного в 1849 году по соседству Сормовского судостроительного завода.

Почему же тогда на смену деревянному судостроению в Балахне не пришло пароходостроение? Ответом на этот вопрос является то противодействие близоруких «отцов города», какое они всячески оказывали созданию здесь парового судостроения из опасений, что оно может подорвать деревянное судостроение. А в последнем «правители» Балахны, как владельцы верфей, были кровно заинтересованы. Так, по этой причине в Балахне и не развилось пароходостроение, хотя зачатки его имели место: здесь были построены один из первых нВ Волге пароходы «Пермь» и «Минин и Пожарский»; здесь первоначально намечалась и постройка Сормовского завода.

В  16–18 веках Балахна славилась производством печных и архитектурных изразцов. Изразцы использовались на строительстве церквей, облицовки домов и кладке печей. Переливчатыми изразцами, изготовленными балахнинскими мастерами, выполнены шатры храма Василия Блаженного в Москве. Мастера кирпичной кладки из Балахны принимали участие в сооружении Московского Кремля. В это же время широкое развитие имели кружевные балахнинские промыслы. Кружевоплетение прославило балахнинских кружевниц на всю Россию. Балахнинские кружева, соперничавшие с брюссельскими, находили большой спрос не только внутри страны, но и за границей. Кружевной промысел приносил плетеям (кружевницам) очень небольшой заработок, с конца 19 века промысел начал падать. В очень небольших размерах он сохранился до настоящего времени.

Самая яркая историческая достопримечательность Балахны – это то, что здесь родился будущий Нижегородский староста – Великий Герой и Гражданин России за всю ее тысячелетнюю историю – Кузьма Минин, спасший Русь вместе со своим военным предводителем Дмитрием Пожарским от полного развала, самозванщины, поругания и интервентов.

В советское время наступает возрождение города, становящегося важным промышленным центром. Балахна приобрела совершенно новую экономическую роль – она превратилась в большой энергоузел и крупнейший центр бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Здесь были построены гиганты социалистической индустрии – Балахнинская электростанция и целлюлозно-бумажный комбинат, а такие крупные предприятия, как картонная и мебельная фабрики.

Место строительства в Балахне электростанции определялось, с одной стороны, близостью к основному потребителю ее электроэнергии – городу Горькому, а с другой – наличием топливной базы, т.е. больших залежей торфа.

Балахнинская электростанция явилась одним из первенцев плана электрификации России (ГОЭРЛО). Сооружение ее было начато в 1923 году, а уже через год она дала первый ток. Балахнинская электростанция, которую А.А.Жданов в свое время назвал скелетом Нижегородской промышленности, составила энергетическую основу для бурного развития в последующие годы пятилеток Горьковского индустриального района.

Для обеспечения электростанции топливом было создано в окружении города несколько крупных торфопредприятий (Чернораменское, Первомайское, Чистое) с механизированной добычей торфа.

Район Балахны явился и весьма благоприятным местом для строительства целлюлозно-бумажного комбината, поскольку бумажное производство потребляет не только огромную массу сырья (древесины), но и нуждается в большом количестве энергии и воды.


Монтаж 2-й буммашины

Целлюлозно-бумажный комбинат имени Ф.Э.Дзержинского, как и электростанция, был построен в короткий срок: в 1925 году на его месте был еще пустырь, а в 1928 году комбинат дал стране первые тонны бумаги. Строительство его имело большое значение для освобождения от импорта бумаги.

В том же году была построена картонная фабрика, а в 1932 году на базе промкомбината организована мебельная фабрика. Таким образом, уже в самом начале периода индустриализации в Балахне был создан целый комплекс деревообрабатывающих и перерабатывающих производств, который затем дополнился связанный с ними химическими производствами.

Преобразилась Балахна и как город. Обрастая поселками, она расширилась и обновилась. Количество населения города, по сравнению с дореволюционным, только за довоенные годы почти удесятерилось. Один лишь Правдинск по числу жителей в три раза превзошел старую Балахну.

Железнодорожная ветка, которая подходит к городу, была построена в 1923 году и в 1948 году продолжена до Горьковской ГЭС.

До 1922 года Балахна была центром уезда. В 1922 году центр уезда был перенесен в с.Городец, а село преобразовано в город. В 1929 году был создан Балахнинский район с центром в г.Балахне. В 1930 году Балахна была отнесена к категории городов краевого подчинения. В 1932 году в городскую черту  было включено с.Кубенцово.

В 1940 году Балахна стала городом областного подчинения.

 

 



Информация о работе История города Балахна