Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 04:24, реферат
При современном развитии многопартийной системы возрастает интерес к изучению общественно-политической практики России начала XX века. Особое значение представляет изучение истории партий и движений, которые были против коренного перелома существовавшего политического строя и системы социальных отношений. Важность этой темы обуславливается тем фактом, что в настоящее время возрождаются политические партии, организации и общественные движения, поднимающие на вооружение идеи монархизма, как это делали черносотенные организации в первое десятилетие ХХ века.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………….5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………16
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………………………………17
САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ
ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
российской истории
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
Выполнил:
студент 5 курса очного отделения
специальности «история»
Ветров А.А.
Проверила:
к.и.н., доцент
Кузмищева
М.В.
Южно-Сахалинск
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………………………………17
ВВЕДЕНИЕ
При современном развитии многопартийной системы возрастает интерес к изучению общественно-политической практики России начала XX века. Особое значение представляет изучение истории партий и движений, которые были против коренного перелома существовавшего политического строя и системы социальных отношений. Важность этой темы обуславливается тем фактом, что в настоящее время возрождаются политические партии, организации и общественные движения, поднимающие на вооружение идеи монархизма, как это делали черносотенные организации в первое десятилетие ХХ века.
Среди партий и движений, вышедших на политическую арену после Манифеста 17 октября 1905 года, значились и презрительно именовавшиеся “черной сотней”. Возможно, срабатывала ассоциация: черный – значит, темный и реакционный. Сами черносотенцы не отказались от названия, имевшего уничижительный оттенок в устах демократов.
Проводя исторические параллели (в средневековой Руси “черной сотней” именовалось податное посадское население), “Руководство монархиста-черносотенца” вопрошало: “Почетное ли это название – черная сотня? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников...” Черносотенцы занимали крайне правый фланг российского политического спектра, причем за свой экстремизм они заслужили репутацию “революционеров справа”.
Правый фланг консолидировал свои ряды значительно позже демократов и либералов. Объяснялось это, помимо прочего, тем, что в самодержавной монархии правящие круги не нуждались в каких-либо политических организациях. Их идеология была государственной доктриной, а интересы защищались всей мощью карательного аппарата империи. Лишь на рубеже XIX – XX веков возникли общества, которые можно определить как предшественников черносотенцев.
Подобно всем политическим
партиям, черносотенцы до своего организационного
оформления прошли стадию идейного становления.
Поскольку всякий социально-экономический
кризис проявляется в первую очередь
в сфере человеческой мысли, уличным
схваткам всегда предшествует бескровная,
но не менее ожесточенная борьба по философским,
историческим и литературным вопросам.
Ревнители старины, убедившись, по их собственным
словам, “в той опасности, которую представляла
для русского дела космополитичность
высших слоев высшего общества, признали
желательным дать жизнь националистическому
кружку”. Так было создано Русское собрание,
в руководство которого вошли писатель
князь Д.П.Голицын, правнук декабриста
князь М.В.Волконский, литератор В.Л.Величко.
В деятельности Собрания принимали участие
видные представители художественной
интеллигенции, включая И.Е.Репина и Н.К.Рериха.
Ученые доклады о славянских и русских
древностях, художественные выставки
и музыкальные вечера, которые устраивались
в Русском собрании, были подчинены задачам
борьбы против распространения казавшихся
чуждыми западных веяний. Противоположные
позиции занимали умеренные либералы,
объединившиеся в кружок “Беседа”. И
хотя они не выходили за цензурные рамки,
ни для кого не было секретом, что под видом
отвлеченных теорий обсуждались злободневные
дела. Обе организации стали школой для
будущих черносотенцев и кадетов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основные организации и их лидеры
Первая черносотенная организация — Русское Собрание — возникла в январе 1901 года. Это был немногочисленный литературно-аристократический кружок во главе с князем Дмитрием Голицыным. Кружок ставил перед собой в основном культурные задачи: изучение русской народной жизни, сохранение чистоты русской народной речи и т.п.
Сначала власти даже собирались запретить эту организацию, подозревая крамолу, но потом изменили своё отношение к ней. Министр внутренних дел Вячеслав Плеве стал покровителем и почётным членом общества.
Наиболее здоровым
черносотенцы считали общество допетровской
Руси. Они видели в нём своеобразный идеал
единения и гармонии всех сословий. Что
же нарушило эту социальную гармонию?
Привнесение чужого, иноземного влияния
начиная с Петра I. Роковую роль сыграло
знаменитое «окно, прорубленное в Европу».
Один из вождей черносотенства журналист
Владимир Грингмут замечал, что Пётр приказал
России «забыть самобытные русские предания,
броситься в погоню за европейскими обычаями
и учреждениями безо всякого разбора,
не отличая в них драгоценного золота
от обманчивой мишуры».
Крестным
отцом российского
В монархических союзах и организациях четко различались руководящая верхушка и рядовые члены. Наибольшей известностью среди лидеров “черной сотни” пользовались помещики Владимир Митрофанович Пуришкевич и Николай Евгеньевич Марков. Также довольно известен был председатель Главного совета СРН Александр Иванович Дубровин - человек с уголовно-погромной репутацией, человек, считавший себя наиглавнейшим председателем и представителем интересов русского патриотического движения. В отличие от руководящей верхушки, рядовые члены крайне правых организаций принадлежали к неимущим слоям.
В октябре же 1905 года черносотенное движение переросло в массовое и распространилось по всей стране. Вышел первый номер газеты СРН «Русское знамя».
Вскоре отделения СРН образовались по всей стране. Кое-где крестьяне вступали в союз целыми деревнями. Руководители союза утверждали, что он резко отличается от любой политической партии. Если партия защищает сословные, классовые интересы, то РСН выражает интересы всех сословий и классов русского общества.
Через некоторое время, однако, в черносотенном движении сложились два различных направления. Одно направление в первую очередь защищало привилегии дворянства, землевладельцев. Это направление возглавляли Владимир Пуришкевич и Николай Марков. Последний как-то раз удачно сравнил весь класс помещиков с вымирающими зубрами. В защите этих «зубров» от вымирания он видел свою основную задачу.
Другое направление во главе с Александром Дубровиным было ближе к низам общества, охватывало часть крестьянства. В его лозунгах часто своеобразно отражались крестьянские требования. Например, А. Дубровин резко выступал против уничтожения общины в ходе столыпинской реформы.
Характерным
выразителем этого течения
Социальный состав
Социальный состав
черносотенцев в советской
Стержнем черносотенного движения являлось дворянство. Оно было представлено фактически во всех правых организациях, занимая, как правило, руководящие посты. Даже в Главном совете самой "демократичной" черносотенной организации - СРН - 17 из 34 членов принадлежали к дворянскому сословию. Среди 45 председателей губернских отделов СРН было 29 дворян. В Союзе русских людей среди 48 членов-учредителей 31 принадлежал к дворянскому сословию.
Крупная буржуазия не оправдала надежд монархистов, хотя и была представлена в черносотенных партиях, но в основном теми ее кругами, которые были связаны с самодержавием экономически, посредством правительственных заказов, субсидий, различных льгот и привилегий. Когда же стало ясно, что сохранить монархию в существующем виде не удастся, представители крупной буржуазии становятся сторонниками буржуазных реформ. К тому же стремление черносотенцев сохранить аграрное общество и их неприятие капитализма и буржуазной морали, основанной на наживе, в конце концов, развело монархистов и крупных предпринимателей по разные стороны баррикады, хотя мелкокупеческие слои в основном поддерживали монархическое движение.
Распространенное мнение о том, что интеллигенция игнорировала правые организации, не имеет достаточных оснований, во всяком случае в период 1906-1913 гг. Среди активных деятелей правых можно назвать академика А.И. Соболевского, ректора Новороссийского университета С.В. Левашова, профессоров А.С. Вязигина и Д.И. Пихно, известного историка Д.И. Иловайского, писателя Д.И. Голицына (Муравлина) и др. Интеллигенция, как и все русское общество, оказалась расколотой, часть ее выступала на стороне черносотенцев, служа идеологической элитой монархических союзов и организаций. Большая часть разночинной интеллигенции поддержала либерально-демократическую оппозицию. Но многие выходцы из дворянского сословия, а также те, кто достиг определенного общественного и финансового положения, выступали за сохранение самодержавия как гаранта своего благополучия. Наиболее высоким уровень доходов интеллигенции был в университетских центрах - Москве, Петербурге, Одессе, Киеве, Харькове, что и предопределило популярность правых идей в образованном обществе этих городов. Но в провинции представители свободных профессией были менее состоятельными, их экономические интересы теснее переплетались с интересами низших слоев населения. Несоответствие уровня образования провинциальной интеллигенции (достаточно высокого не только в крупных городах) уровню ее доходов вызывало оппозиционные настроения в ее среде.
Долгое время
считалось, что рабочий класс
не был широко представлен в рядах
крайне правых организаций. Но факты
свидетельствуют об обратном. Только
в Киеве Союз русских рабочих,
согласно донесению киевского вице-
Т. о., естественной социальной базой черносотенного движения стали, в первую очередь, состоятельные слои населения. Такие группы существовали во всех классах и сословиях Российской империи, что и обеспечило широкий социальный состав черносотенного движения.
Информация о работе История черносотенного движения в России в начале ХХ века