Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:18, контрольная работа
В 1206 г. на великом съезде – курултае монгольские племенные вожди провозгласили своего предводителя Темучина Чингисханом, «Повелителем вселенной». Это событие положило начало созданию крупнейшей империи в истории человечества, протянувшейся на 4800 км.
За несколько лет до этого было предсказано, что Темучин именно тот человек, которому суждено вновь объединить когда-то гордые монгольские кланы, давно разбредшиеся по центральноазиатским степям и занимавшиеся разведением овец, лошадей, верблюдов и другого скота. Чингис особенно страстно желал, чтобы монголы с помощью грабежа вновь обрели богатство, которым они когда-то владели.
За 2 десятилетия непрерывных военных походов Темучин приобрел славу грозного воина. Он был жесток к врагам, но справедлив по отношению к друзьям.
Получив титул Чингисхана в возрасте примерно 45 лет, он принялся за создание военной машины нового типа. Игнорируя власть племенных вождей и введя смертную казнь для тех из них, кто продолжал провоцировать междоусобицы, Чингис поставил себе на службу традиционную военную систему, основанную на всеобщей воинской повинности- все мужчины от 15 до 60 лет были военнообязанными – и преданности. Каждый воин был на самообеспечении, имея несколько сильных, коренастых монгольских лошадок и собственное вооружение. Чингис разделил свое войско на тумены,3 тумена составляли армию. В тумен входили 10 полков, каждый по 1000 человек. Полки состояли из 10 эскадронов, в каждом из которых было 10 отрядов по 10 человек. Основной боевой единицей его армии были полки (тысячи), командиров которых назначал сам Чингис. Элитный 10-тысячный отряд осуществлял функции секретной службы и личной охраны хана. За год он создал 120-тысячную кавалерийскую армию.
1. Покорение Руси монголо-татарами
2. Монголо–татарское иго.
3. Этапы освобождения Руси от монголо-татар.
4. Конец монголо-татарского ига.
История борьбы и взаимоотношений с монголо-татарами.
План:
Методические указания:
Введение.
2. Покорение Руси монголо-татарами.
В 1206 г. на великом съезде – курултае монгольские племенные вожди провозгласили своего предводителя Темучина Чингисханом, «Повелителем вселенной». Это событие положило начало созданию крупнейшей империи в истории человечества, протянувшейся на 4800 км.
За несколько лет до этого было предсказано, что Темучин именно тот человек, которому суждено вновь объединить когда-то гордые монгольские кланы, давно разбредшиеся по центральноазиатским степям и занимавшиеся разведением овец, лошадей, верблюдов и другого скота. Чингис особенно страстно желал, чтобы монголы с помощью грабежа вновь обрели богатство, которым они когда-то владели.
За 2 десятилетия непрерывных военных походов Темучин приобрел славу грозного воина. Он был жесток к врагам, но справедлив по отношению к друзьям.
Получив
титул Чингисхана в возрасте примерно
45 лет, он принялся за создание военной
машины нового типа. Игнорируя власть
племенных вождей и введя смертную казнь
для тех из них, кто продолжал провоцировать
междоусобицы, Чингис поставил себе на
службу традиционную военную систему,
основанную на всеобщей воинской повинности-
все мужчины от 15 до 60 лет были военнообязанными
– и преданности. Каждый воин был на самообеспечении,
имея несколько сильных, коренастых монгольских
лошадок и собственное вооружение. Чингис
разделил свое войско на тумены,3 тумена
составляли армию. В тумен входили 10 полков,
каждый по 1000 человек. Полки состояли из
10 эскадронов, в каждом из которых было
10 отрядов по 10 человек. Основной боевой
единицей его армии были полки (тысячи),
командиров которых назначал сам Чингис.
Элитный 10-тысячный отряд осуществлял
функции секретной службы и личной охраны
хана. За год он создал 120-тысячную кавалерийскую
армию.
Сначала Чингис привлек на свою сторону племена тангутов, чьи земли лежали по обе стороны Великой Китайской стены, построенной за 1400 лет до этого для защиты от кочевников. Затем началась долгая война в Северном Китае. В 1214 г. Чингисхан взял в осаду Бэйцзин, современный Пекин.
Оставив позади себя разоренную страну, голодающие монголы были вынуждены питаться своими мертвецами. В конце концов Чингис согласился на контрибуцию. От него откупились 3000 лошадей,500 детей-рабов и таким количество золота, серебра и шелка, которое могли унести на себе его воины. На следующий год Чингис, применяя осадную тактику, которой научился у своих противников, вернулся за новой добычей. И город пал.
Прошло немного времени, и в руках у Чингиса оказались весь Северный Китай и Корея. Из Китая он отправился на запад.
В 1222 г. их отряд перешел Кавказ и напал на половцев. Половецкий хан Кобяк обратился за помощью к Руси. Некоторые князья откликнулись на его призыв. В 1223 г. у р. Калки соединенные силы русичей и половцев встретили монголо-татар и в жестокой битве потерпели сокрушительное поражение. Но захватчики, которые слишком далеко оторвались от основных своих сил, не решились воспользоваться плодами победы и повернули на родину. А князья быстро забыли преподанный им урок и вернулись к династическим распрям.
В 1237 году Чингисхан умер, обширные владения монголов были разделены на области, управлявшиеся его сыновьями и внуками. Внуку Чингисхана Батыю досталась часть земель от Иртыша на запад. Эту территорию предстояло еще завоевать. Поэтому в 1235 году на курултае – съезде монгольских князей – в Каракоруме было принято решение об общемонгольском походе на Запад.
Зимой 1237 году огромное войско монголов двинулось против Руси. Завоевав царства камских болгар, монголы, которых на Руси называли татарами, подошли к Рязанскому княжеству. Лишенное помощи со стороны других русских земель, Рязанское княжество в одиночку приняло на себя первый удар татаро-монгольских войск. Захватив территорию княжества, Батый подверг ее такому разорению, что ряд городов навсегда исчезли с лица земли. Опустошив Рязанскую землю, войска Батыя двинулись на Владимиро-Суздальскуое княжество.
Рязанский боярин по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове. Услышав он о нашествии Батыя на родную землю и помчался с малой дружиной в Рязань. Приблизился к пределам рязанской земли и увидел ее опустошенной: села разорены, церкви разграблены, дома сожжены, люди перебиты. Въехал Епатий в Рязань, и еще более страшное зрелище предстало перед его глазами: город разрушен до основания, церкви осквернены, люди иссечены, река красна от крови.
Горе и скорбь переполнили душу Евпатия. Решил он отомстить безбожникам, несущим погибель земле русской. Стал Евпатий собирать немногих уцелевших от Батыева погрома людей. Собрал Евпатий дружину в 1700 человек. И помчались воины догонять вражеское войско. Нагнали его в суздальской земле и напали на стан Батыя. Монголы этого не ожидали, и почудилось им, что это мертвые восстали. Пришлось Батыю поворачивать фронт. Евпатий и его дружина грозно обрушилась на врагов и стали их нещадно бить, не испытывая к ним милости и сострадания. Сам Евпатий-богатырь во гневе был страшен. Он рубил направо и налево так, что даже булатный меч его притупился. Он бросил его, взял другой и снова бился, насквозь прорубая плотные монгольские полки.
Стала изнемогать то тяжелой сечи Евпатиева рать. Было их совсем мало, и враги намного превосходили их числом. Наконец удалось монголам схватить пятерых русских дружинников, изнемогающих от ран. Привели их к Батыю. Стал их хан расспрашивать: «Какой вы веры? Какой земли? Зачем мне зло творите?»
Ответили хану дружинники: «Веры мы христианской, слуги мы князя Юрия Рязанского, полку Евпатия Коловрата. А тебя, сильного царя, хотим мы почествовать, с честью выпроводить!» Подивился хан их гордому ответу. Не часто приходилось встречаться с такими отважными войнами. Позвал он своего родственника Хостоврула, дал ему свежие и сильные монгольские полки и послал на Евпатия.
Съехались
Хостоврул с Евпатием, и завязался страшный
поединок. Евпатий был
исполин-богатырь и силой обладал недюжинной.
Поднял он свой меч и рассек Хостоврула
пополам до самого седла. С новой силой
стал Евпатий рубить «силу татарскую».
Многие войны вражеские полегли тогда
от его меча. Но и сам сложил голову.
После
монголы разорили и сожгли Коломну
и Москву. В феврале 1238 года они
подошли к столице княжества
– городу Владимиру – и взяли
его после ожесточенного
Монгольское войско разделилось на 2 группы: первая осталась во Владимирском княжестве, захватывать остальные города, вторая направилась к Новгороду. Дойдя до Торжка, монголы вынуждены были задержаться на 2 недели в результате героической обороны города. Не дойдя 100 вёрст до Новгорода, монголы повернули назад, так как весна, распутица, конное войско монголов не могло передвигаться по болотистой лесистой местности, по другой версии новгородцы откупились. На обратном пути неожиданно татаро-монголы задержались на 6 недель благодаря героической обороне города Козельска, в котором сидел малолетний князь Василий, из рода черниговских князей. «Нужды нет, что наш князь мал, - сказали козельцы на вече. – Умрем за него и примем славу здесь, в этом мире, а там, на том свете, венцы непленные получим от Христа Бога». Бились они пока все не полегли. Батый прозвал их город «злым городом». Первый поход на Русь закончился.
Факторами победы монголо-татар в основном послужили политическая раздробленность и постоянные княжеские усобицы.
3. Монголо-татарское иго.
К концу 1242 году все монгольские войска расположились на зимовку в причерноморских и прикаспийских степях, известных у восточных летописцев под названием Дешт-и-Кыпчак. Именно эта территория и стала ядром будущего государства, известным под названием Золотая Орда. Столицей ее стал город Сарай в низовьях Волги. Отсчет его политической истории можно начать с самого начала 1243 года, когда Ипатьевская летопись сообщила, что Бату «воротился есть изо Оугорь» (Венгрия) и когда великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение. Власть золотоордынских ханов распространилась на Среднюю Азию, Западная Сибирь, Кавказ, Крым, степи от Каспийского моря до Дуная. Русские княжества не вошли непосредственно в состав Монгольской феодальной империи и сохранили местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась баскаками и другими представителями монголо-татарских ханов. На территории Руси не было постоянного монголо-татарского войска. Монголо-татарское иго поддерживалось карательными походами и репрессиями против непокорных князей.
Татары
наложили на русский народ тяжкую
дань. Известно 14 видов «ордынских тягостей».
Были присланы татарские численники,
которые переписали все население
и установили, чтобы каждый человек,
бедный и богатый, малый и большой,
даже однодневный младенец, давал
ежегодно дань по шкуре медведя, бобра,
соболя, черно-бурой лисицы и хорька;
называлась эта дань «выходом». Кто
не мог заплатить «выход», того уводили
в плен. Сбор дани татары поручили хивиским
и
бухарским купцам, которых на Руси называли
«бесерменами». Ведали сбором дани и учетом
населения в завоеванных землях «баскаки»
(чиновники монгольского хана). Они имели
военные отряды, с помощью которых подавляли
выступления покоренного населения против
монголо-татарского ига.
Дань собирали с «сохи», окладной единицы, соответствовавшей большой семье - в «соху» входили «два мужа работника» и две-три лошади. С ремесленников и торговцев тоже брали дань, к примеру, кузница и лавка шли за одну «соху», а ладья – за две «сохи». «Соха» одновременно являлась и мерой площади – это был участок, который можно было обработать одной упряжкой. Характерно, что поначалу окладной единицей была не «соха», а «плуг»; «плуг» однажды упоминается в русской летописи (под 981 годом) как единица обложения; с другой стороны, эта единица обложения известна и на Востоке – это персидский «джуфт» или арабский «фаддан», поэтому ее использование ордынскими «численниками» выглядит вполне естественным. В источниках дань называют так же десятиной; в этой связи нужно отметить, что на курултае перед походом на Русь был установлен налог в десятину «для расходования на бедных». Хорошо известно, что десятина в пользу бедных – это «закят», единственный налог, устанавливаемый Кораном. Таким образом, дань представляла собой объединенный поземельно-подворный поимущественный налог, совмещавший китайские традиции переписей и имущественного учета, а также местные и мусульманские традиции налогообложения. Помимо дани, существовала «тамга», такой же, как в Китае, рыночный сбор в 3% с цены товара; торговцы платили также подорожные сборы, «костку» и «мыт». Среди повинностей летописи упоминают «ям» и «подводу» – обязанность поставлять ямщиков, лошадей и подводы для организованных монголами почтовых станций. В порядке постойной повинности крестьяне были вынуждены содержать монгольских послов и их многочисленную свиту – поэтому никто не селился у дорог, по которым ездили послы из Орды. Кроме того, монголы ввели всеобщую воинскую повинность; время от времени баскаки проводили принудительный набор рекрутов. Почтовая и воинская повинности также копировали китайские образцы. От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели старались использовать для укрепления своей власти.
Информация о работе История борьбы и взаимоотношений с монголо-татарами