Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:20, курсовая работа
Цель исследования: Проанализировать благотворительную деятельность в современной России.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятийные аспекты благотворительной деятельности.
Изучить генезис благотворительной деятельности с древнейших времен до 90-х годов XX века
Изучить современное состояние благотворительности в России
Рассмотреть нормативно правовое обеспечение благотворительности на современном этапе
Проанализировать возможные перспективы развития благотворительности в будущем.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Российская благотворительность и генезис благотворительной деятельности.
1.1 Благотворительность: анализ понятийного аппарата……………………7
1.2 История благотворительности с древнейших времен до XIX века…….9
1.3 История благотворительности в XIX - 90 года XX веках………………14
Глава II. Благотворительность частных лиц и общественных организаций в современной России.
2.1 Благотворительность на современном этапе…………………………….19
2.2 Нормативно-правовое обеспечение благотворительной деятельности в современной России…………………………………………………………….26
2.3 Перспективы развития благотворительности в России………………….31
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………………………………….35
Задачи исследования:
Глава I.
Российская благотворительность
и генезис благотворительной
деятельности
1.1 Благотворительность:
анализ понятийного аппарата
За последнее десятилетие в нашу жизнь стало входить множество новых и старых понятий связанных с благотворительностью. Мы не редко слышим о спонсорах и фондах, технической помощи, грандах и пожертвованиях. Пишут о донорах, филантропах и меценатах. Итак, приступая к рассмотрению благотворительности на современном этапе, вначале следует определиться с рядом основных понятий.
Фирсов М.В. дает различную трактовку понятия благотворительность (charity) в зависимости от исторической эпохи до ХХ века «под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственная форма помощи нуждающимся; в ХХ веке до 90-х годов данное понятие интерпретируется как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе; сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся». Фирсов М.В. История социальной работы в России. -М.: Гумм. Издат. центр ВЛАДОС, 2001. - стр.221
С одной стороны, благотворительность - это помощь нуждающимся, проявление сострадания к ближнему. В этом смысле благотворительность тесно связана с милосердием (mercy) которое есть «сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых)» Бахмин В.И. О фондах в России. - М: Логос, 2004 - стр. - 10 Такая благотворительность осуществляется чаще всего через пожертвования или подаяния, а получателем помощи являться страждущие люди, можно сказать, что это чистая благотворительность или благотворительность в узком смысле слова. От милосердия произошел ряд таких понятий как милостыня (подаяние, плата), милость (благосклонность), миление (сострадание).
К
благотворительности тесно
Благотворительные средства могут быть направлены на повышение благосостояния частного лица или организации, что способствует активизации его деятельности. Можно дать деньги или оборудование больнице или школе, театру или музею, не требуя взамен ничего, даже благодарности. Если у благотворителя выявились свои пристрастия, и ему понравилось регулярно поддерживать нечто общественно полезное, а особенно культуру, его могут называть меценатом.
В толковом словаре русского языка, «меценат - это богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует, какому либо делу или начинанию». Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковом словарь русского языка - М.: ИТИ Технологии, 2005, - стр. 429 Произошло это понятие от древнеримского вельможи Мецената (I век до н.э.), покровительствовавшего когда-то поэтам и художникам.
Еще есть спонсора и о них мы слышим чаще всего. Спонсоры обычно поддерживают, какое либо важное мероприятие, строительство или создание чего-нибудь, помогают полезной, на их взгляд, организации. Поддержка оказывается как деньгами, так и услугами или продукцией спонсора. Так же существует понятие информационного спонсора акции или события.
Среди основных форм благотворительной поддержки различают пожертвование, грант и техническую помощь.
«Техническая
помощь это вид безвозмездной
помощи (содействия), предоставляемой
в целях оказания поддержки в
осуществлении экономической, социальной
реформ». Бахмин В.И. О фондах в России.
- М: Логос, 2004 -
стр. - 12 Техническая помощь предоставляется
иностранным организациям и правительствам,
часто в рамках межправительственных
соглашений, и направлена на содействие
реформ в стране.
Пожертвование можно определить как взнос или дар в пользу другого лица. Пожертвования могут делаться гражданским, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты, благотворительным, научным и учебным учреждениям, музеям, фондам и т.д.
Наиболее сложным и в тоже время достаточно новым для России является понятие гранта (grant). Перевод этого английского слова на русский язык имеет много значений, среди которых: «а) дар, подарок; б) субсидия, дотация; в) пособие единовременная денежная выплата; г) стипендия». О, Брайен М.А. Англо- Русский словарь. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 703 стр. 489 Таким образом, можно сделать вывод о том, что гранд это единовременная субсидия, присуждаемая научному учреждению, творческому коллективу или отдельному исполнителю труда. Из всего, что известно о грандах в российской и международной практике, можно остановиться на следующих важнейших его характеристиках: а) безвозмездности; б) целевом характере; в) общественной полезности.
Еще одно понятие, получившее значение
немалое распространение в последнее
время, - фонд. «Различают два типа фондов:
один тип учреждается для оказания материальной
помощи каким - либо социальным слоям или
группам населения; другой тип - общественная
организация, ведающая сбором и распределением
средств на определенные общественные
нужды». Бахмин В.И. О фондах в России. -
М: Логос, 2004 - стр. - 14 Среди фондов есть
такие, которые созданы с целью финансирования
различных благотворительных программ
за счет средств фирм, банков, организаций
и отдельных граждан.
Эти
фонды называются
Так же интерес представляет еще одно новое понятие - донор, чаще всегда под этим словом понимается человек, отдающий свою кровь, но это очень узкая интерпретация понятия, донор это тоже своего рода благотворитель. Донорами называют и богатые регионы, которые отдают часть своих доходов и бюджет более отсталым субъектам, донорами называют и иностранные государства, или их международные учреждения. Можно сказать, что донор это тот, кто безвозмездно нечто отдает.
В
итоге следует сказать о том,
что наиболее используемыми понятиями
являются благотворительность, милосердие,
пожертвование. Так же существует ряд
новых для России понятий таких как донор,
спонсор, гранд, которые, несмотря на свою
новизну все же входят понятийный аппарат
благотворительности как теории. Появление
новых понятий можно объяснить развитием
общества и государства, а так же увеличением
объемов помощи стороны иностранных государств,
и как следствие внедрением иностранных
понятий.
1.2
История благотворительности
с древнейших времен
до XIX века
Простейшее виды благотворительности, заключавшиеся в кормлении нищих, практиковались на Руси с древности. Исходя из летописей, благотворительностью занимались отдельные люди («нищелюбцы»), из которых выделялись князья и духовенство.
Развитие благотворительной деятельности связано с принятием христианства как основного вероисповедания. Исполнение заповедей божьих, главнейшими из которых являются, любить Бога и ближнего своего, - являлось залогом милости Божьей. На практике исполнение заповедей заключалось в кормлении нищих, помощи бездомным, посещение больных и заключенных в тюрьме, помощь внутри общины. Исходя из этого, благотворительность не была остро необходима обществу, а была необходима самому благотворителю, чтобы поднять уровень собственного духовного совершенствования. Нищий для благотворителя был лучшим богомольцем, своеобразным посланником богу, который попросит милости для своего благодетеля.
В летописях восхваляются князья, которые занимались благотворительностью. Св. Владимир занимался широкой благотворительной деятельностью. “Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и даже, заботясь о тех, которые почему-то сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питье”. История государства Российского: Жизнеописания. IX-XVIвв. - М.: «Книжная палата», 1996 г. - С. 63.
Празднуя в Васильеве устранение грозившей Владимиру от печенегов опасности, роздал бедным много хлеба, меду и триста гривен серебра из своей казны. Есть предположение, что при этом же князе были учреждены первые на Руси больницы. Хотя прямого подтверждения этого в памятниках древней письменности и не встречается, тем не менее, известно, что больные во время его княжения получали не только призрение, но и врачебную помощь. Кроме Св. Владимира история указывает еще целый ряд других христолюбивых и нищелюбивых князей.
Например, Ярослав Владимирович, и его брат Мстислав (князь Тмутараканский). При Ярославе было открыто первое училище для юношей.
Во второй половине XI века можно отметить таких благотворителей как Изяслав Ярославич и Всеволод Ярославич, а также князья Тмутараканские Ростислав и Глеб. Но больше других, после Св. Владимира, нищелюбием прославился Владимир Мономах, который “Никогда не прятал сокровищ, никогда не считал денег, но раздавала обеими руками, а между тем казна его была всегда полна, потому что он был хорошим хозяином”. История государства Российского: Жизнеописания. IX-XVIвв. - М.: «Книжная палата», 1996 г. - С. 107. Несомненным памятником нищелюбства Владимира Мономаха служит его завещание, в котором он говорит детям: «всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите» Забияко А.П. История древнерусской культуры. - М.: «Интерпракс», 1995г. С. 265.. Сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала на свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам. Из преемников Мономаха на почве благотворительности выдвигаются сын его Мстислав, и затем Ростислав, раздавший бедным все имущество дяди своего Вячеслава, полученное им по наследству. Андрей Боголюбский, по примеру Св. Владимира, приказывал развозить по улицам и дорогам жизненные припасы и раздавать их бедным и заключенным в темницах. Всеволод Юрьевич, после бывшего в 1185 г. во Владимире сильного пожара помог восстанавливать жителям город.
Иоанн
Данилович прославился «
История знает немало примеров, когда князья, раздав все свое имущество, уходили жить жизнью обычных ремесленников или странников.
В основе
благотворительной деятельности князей
лежали нравственно-религиозные
С 996 года в «Церковном уставе» упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечительству за призрением бедных и обездоленных. Из этого следует, что любой монастырь, имеющий средства должен заниматься благотворительностью. Церковь была свободна от налогов и сборов, а средства на благотворительность выделялись огромные, поэтому контролировать суммы, вращающиеся в этой сфере, практически не контролировались государством.
Отличительной чертой благотворительности этого периода является раздача милостыни всем нуждающимся, не выяснялись причины их нищеты, их проблемы, им просто подавали. Помощь была разнообразной, и всегда соответствовала действительной нужде. Больше всего конечно раздавалось жизненных продуктов, так как денежное обращение в это время еще не было сильно развито.
Стоглавый собор Ивана Грозного, показал реальность проблемы нищенства в России. Нищие бродили из города в город, перенося с собой эпидемии и болезни, и к этому моменту количество бедняков в России достигло огромного числа. По наказанию собора всех бедных и нищих нужно было пересчитать, помыть, одеть и создавать специальные богадельни для помощи бездомным. По-прежнему попечение о бедных признается делом общества, которое доставляет средства на него и в лице выборных целовальников, вместе со священниками, заведует им. Но возлагая попеченье о бедных на обязанность общества. Собор признает необходимым регулировать его мерами государственными, путем царского повеления или, иначе говоря, законом. Для большинства нуждающихся он рекомендует закрытое призрение в богадельнях, впервые для этого различает разнообразные категории нищенствующих и для каждой из них устанавливает особые меры. Среди духовенства в этот период времени можно отметить такие монастыри как Сергиевский, Белозерский-Корнилиев.
Сын
Ивана Грозного, Федор отличался
особенной политикой в области
благотворительной
“Многие историки положительно оценивают деятельность Бориса Годунова в организации хозяйственных инициатив. В частности он пытался улучшить благосостояние людей особым вниманием к решению проблемы последствий неурожаев. Он не только оказывал голодающим действенную помощь, но и принял меры против монополизации хлебной торговли”. Горчеев А.Ю. Нищенство и благотворительность в России. - М.: «Духовное возрождение», 1999г. - С. 41. Кроме того, он заставлял богатых людей строить благотворительные постройки по всей стране за свой счет, во благо государству.