История архитектурных стилей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:07, реферат

Описание работы

Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского», описывая истоки возникновения искусства Древней Руси, рассказывает, как «Владимир, увидев, подобно бабке своей, заблуждение язычества, стал искать истины в разных верах». Многие послы рассказывали ему о своих верах, но всё не нравилось князю. Наконец философ, присланный греками из Византии, поведал Владимиру историю сотворения мира, первых людей, рая, христианского искупления и в заключение нарисовал картину Страшного суда с праведными, идущими в рай, и грешными, осуждённые на вечную муку. Поражённый этим, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым.!» - «Крестись, - ответствовал философ, - и будешь в раю первым».

Содержание

1. Архитектура Киевской Руси…………………………………………………...3
2. Архитектура в период феодальной раздробленности………………………..5
3. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества…………………………..7
4. Архитектура Новгорода и Пскова…………………………………………...10
Литература……………………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 32.82 Кб (Скачать)

Фасады всех новгородских храмов имеют  обычно трёхлопастное   завершение,    крыши,    как   правило, восьмискатные. Такое отступление в строении крыши от обще-византийского    стиля    определялось    местными климатическими условиями - частыми холодными дождями, снегопадами.   Нетрадиционное   устройство   внутренних посводных перекрытий продиктовало и особую организацию внутреннего пространства новгородского храма:  столбы, поддерживающие  своды,  широко  расставлены  и  близко придвинуты к стенам. Из-за этого внутри храм кажется выше.

Новгородские храмы  строили целиком из кирпича или  из разноцветного булыжника с  вставками из плоского кирпича - плинфы, что обеспечивало переливы цвета  от серовато-голубого до ярко-красно-коричневого  и сообщало зданию необычайную живописность.

Украшали храмы  очень  скромно:  вставленными  в кладку крестами из кирпича; тремя маленькими прорезями там, где должно было быть одно большое окно; «бровками» над окнами и типично псковско-новгородским узором на барабане.  Узор   этот   состоял   из   квадратов   и треугольников.  Выше  орнаментального  пояса,  а  иногда вместо него шла цепь кокошников - дуговых ступенчатых углублений.  Алтарную  апсиду  оформляли  вертикальными валиковыми разводами, соединённые поверху дугами. Особо следует сказать про свойственные  только новгородским церквам так называемые голосники:  горшки и кувшины, вмазанные горизонтально в стены,  в барабан купола,  в «паруса» и своды и служившие своеобразными микрофонами.

Главные культовые  постройки Пскова располагались  на территории кремля и в Довмонтовом  городе - участке, тесно примыкавшем  к  кремлю.  Все  псковские  церкви невелики по размерам,  приземистые,  обширные в нижней части,  и выглядят  они  чрезвычайно  устойчиво.  Для создания  большей  устойчивости  и  внешней  мягкости очертаний мастера слегка «заваливали» стены внутрь. Все они одноглавые, на четырёх либо шести столбах, с одной (редко  с  тремя) апсидой,  притвором  и  позакомарным покрытием.

Церковные   паперти   были   весьма   массивными сооружениями, основу которых составляли мощные каменные столбы. На них укладывали один конец арки, а другим она упиралась  в  стену.  Нередко  сверху  арки  обрамляли щипцовой кровлей.

Отличительной   особенностью   псковских   церквей являлось  наличие  подклета  -  специального  подвала, предназначавшегося для хранения церковного имущества, товаров и даже оружия.

Характерный   признак   псковского   церковного зодчества - асимметрия, создававшаяся наличием придела и звонницы. Придел - небольшая церковка, имеющая главу и апсиду на востоке и посвящённая какому-либо святому, пристраивался к храму с южной либо северной стороны. Входили в него через главный храм, но часто он имел свой притвор. Звонницы, появившиеся впервые в псковском зодчестве, либо возвышались над западным притвором или над  папертью  придела, являясь  неотъемлемой  частью храма, либо представляли собой отдельно расположенное столпообразное  сооружение-колокольню  с  проёмами  для колоколов и двускатной крышей, увенчанной главкой.

Склонность  псковских  мастеров  к  асимметрии особенно  просматривается  в  церкви  Николы на  Усохе, построенной на  границе  осушаемого  болота  -  усохе. Церковь  представляет  собой  одноглавый  храм  с  тремя апсидами, подклетом,  притвором,  крыльцом-папертью.  С северной  стороны к  нему  примыкает  обширный  придел, имеющий притвор,  над  которым  возведена  звонница.  К южной апсиде пристроена одноглавая часовня «Неугасимая свеча», имеющая сильно выступающее крыльцо-паперть. Вся эта    конструкция    представляет    собой    сложную асимметрическую композицию.

Построенные вновь  храмы непременно украшали. И если   в   Киевской   Руси   и   крупных   княжествах первоначального периода феодальной раздробленности храмы украшали в основном мозаичными композициями и фресками, то во второй половине XXI в. главенствующая роль отводится иконе.

Литература

1. Гнедич П. П.  Всемирная история искусств. –  М., 1996.

2. Емохонова Л.  Г. Мировая художественная культура. – М., 2000.

3. Любимов Л. Д.  Искусство Древней Руси. – М., 1996.

Информация о работе История архитектурных стилей