Фасады всех новгородских
храмов имеют обычно трёхлопастное завершение, крыши, как правило,
восьмискатные. Такое отступление в строении
крыши от обще-византийского стиля определялось местными
климатическими условиями - частыми холодными
дождями, снегопадами. Нетрадиционное устройство внутренних
посводных перекрытий продиктовало и
особую организацию внутреннего пространства
новгородского храма: столбы, поддерживающие своды, широко расставлены и близко
придвинуты к стенам. Из-за этого внутри
храм кажется выше.
Новгородские храмы
строили целиком из кирпича или
из разноцветного булыжника с
вставками из плоского кирпича - плинфы,
что обеспечивало переливы цвета
от серовато-голубого до ярко-красно-коричневого
и сообщало зданию необычайную живописность.
Украшали храмы
очень скромно: вставленными в кладку крестами
из кирпича; тремя маленькими прорезями
там, где должно было быть одно большое
окно; «бровками» над окнами и типично
псковско-новгородским узором на барабане. Узор этот состоял из квадратов и
треугольников. Выше орнаментального пояса, а иногда
вместо него шла цепь кокошников - дуговых
ступенчатых углублений. Алтарную апсиду оформляли вертикальными
валиковыми разводами, соединённые поверху
дугами. Особо следует сказать про свойственные только
новгородским церквам так называемые
голосники: горшки и кувшины, вмазанные
горизонтально в стены, в барабан купола, в
«паруса» и своды и служившие своеобразными
микрофонами.
Главные культовые
постройки Пскова располагались
на территории кремля и в Довмонтовом
городе - участке, тесно примыкавшем к кремлю. Все псковские церкви
невелики по размерам, приземистые, обширные
в нижней части, и выглядят они чрезвычайно устойчиво. Для
создания большей устойчивости и внешней мягкости
очертаний мастера слегка «заваливали»
стены внутрь. Все они одноглавые, на четырёх
либо шести столбах, с одной (редко с тремя) апсидой, притвором и позакомарным
покрытием.
Церковные паперти были весьма массивными
сооружениями, основу которых составляли
мощные каменные столбы. На них укладывали
один конец арки, а другим она упиралась в стену. Нередко сверху арки обрамляли
щипцовой кровлей.
Отличительной особенностью псковских церквей
являлось наличие подклета - специального подвала,
предназначавшегося для хранения церковного
имущества, товаров и даже оружия.
Характерный признак псковского церковного
зодчества - асимметрия, создававшаяся
наличием придела и звонницы. Придел -
небольшая церковка, имеющая главу и апсиду
на востоке и посвящённая какому-либо
святому, пристраивался к храму с южной
либо северной стороны. Входили в него
через главный храм, но часто он имел свой
притвор. Звонницы, появившиеся впервые
в псковском зодчестве, либо возвышались
над западным притвором или над папертью придела, являясь неотъемлемой частью
храма, либо представляли собой отдельно
расположенное столпообразное сооружение-колокольню с проёмами для
колоколов и двускатной крышей, увенчанной
главкой.
Склонность псковских мастеров к асимметрии
особенно просматривается в церкви Николы
на Усохе, построенной на границе осушаемого болота - усохе.
Церковь представляет собой одноглавый храм с тремя
апсидами, подклетом, притвором, крыльцом-папертью. С
северной стороны к нему примыкает обширный придел,
имеющий притвор, над которым возведена звонница. К
южной апсиде пристроена одноглавая часовня
«Неугасимая свеча», имеющая сильно выступающее
крыльцо-паперть. Вся эта конструкция представляет собой сложную
асимметрическую композицию.
Построенные вновь
храмы непременно украшали. И если в Киевской Руси и крупных княжествах
первоначального периода феодальной раздробленности
храмы украшали в основном мозаичными
композициями и фресками, то во второй
половине XXI в. главенствующая роль отводится
иконе.
Литература
1. Гнедич П. П.
Всемирная история искусств. –
М., 1996.
2. Емохонова Л.
Г. Мировая художественная культура.
– М., 2000.
3. Любимов Л. Д.
Искусство Древней Руси. – М.,
1996.