Автор: c********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 13:54, контрольная работа
Татищев Василий Никитич 1686 - 1750 Этап становления исторической науки в России. Историки рассматривали русскую историю с монархических позиций, считали, что монархия выступает главной движущей и организующей силой русского исторического процесса. Положил начало развитию в России этнографии, источниковедения. Им составлен первый энциклопедический словарь — "Лексикон Российский". Создал обобщающий труд по отечественной истории - "Историю Российскую с самых древнейших времен". Это первое нелетописное систематизированное изложение русской истории с древности почти до конца XVI в.
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | ||||
2 | Таблица «Историки России» | |||
3 | ||||
4 | ФИО | даты жизни | Направление в историографии, к которому он принадлежит | Основные труды и их проблематика |
5 | Татищев Василий Никитич | 1686 - 1750 | Этап
становления исторической науки в России. |
Положил начало развитию в России этнографии, источниковедения. Им составлен первый энциклопедический словарь — "Лексикон Российский". Создал обобщающий труд по отечественной истории - "Историю Российскую с самых древнейших времен". Это первое нелетописное систематизированное изложение русской истории с древности почти до конца XVI в. В своем труде Татищев, исходя из политического идеала сильной монархической власти, выделил в российской истории временн‹е этапы: от «совершенного единовластительства» (от Рюрика до Мстислава, 862—1132 гг.), через «аристократию удельного периода» (1132—1462 гг.) к «восстановлению монархии при Иоанне Великом III» (1462—1505 гг.) и укреплению ее при Петре I в начале XVIII столетия. Идеалом Татищева была абсолютная монархия. Причины событий он пытался объяснить через деятельность выдающихся людей. Изложение проведено с последовательно- рационалистических позиций, основано на уникальных источниках, часть которых была впоследствии утрачена, и содержит первую целостную концепцию русской истории, традиционно называемую "монархической". |
6 | Болтин Иван Никитич | 1735 - 1792 | Этап
становления исторической науки в России. |
Не оставил после себя каких-либо монументальных обобщающих трудов или отдельных статей исследовательского характера. Его произведения были исполнены в виде развернутой аргументированной критики чужих исторических сочинений. Он был одним из крупнейших частных собирателей источников по отечественной истории. Рациональный монархизм И.Н. Болтина. отличается поиском все новых и новых аргументов, доказывающих позитивную роль дворянского сословия в централизации страны и, напротив, негативную роль в этом удельной княжеской и боярской аристократии. |
7 | Щербатов Михаил Михайлович | 1733- 1790 | Этап
становления исторической науки в России. |
Ему принадлежит
вторая после В.Н. Татищева попытка дать
целостное хронологическое описание русской
истории. Он создал труд «История Российская»,
доводя изложение политической истории
России до смутных времен начала XVII в..
Наряду с летописями он первым широко
использовал разнообразный актовый материал.
М.М. Щербатов впервые также использовал
периодизацию русской истории по правлениям
князей и царей — это деление оказалось
заразительным даже для историков середины
следующего века. |
8 | Карамзин Николай Михайлович | 1766 - 1826 | Консервативное направление. Оно отстаивало тезис о решающей роли самодержавия в русской истории, о коренном различии исторического развития России и Западной Европы (в допетровскую эпоху), о неприемлемости для России революционного пути развития. | Свой главный
труд посвятил истории - создал 12-томную
"Историю государства Российского",
изложение в ней доведено до 1612г. Новой
была периодизация русской истории. Идею
о том, что «Россия основалась победами
и единоначалием, гибла от разновластия,
а спаслась мудрым самодержавием», Карамзин,
как и Татищев, положил в основу временного
членения отечественной истории. Карамзин
выделил шесть периодов: 1) «введение монархической
власти» — от «призвания князей варяжских»
до Святополка Владимировича (862—1015 гг.);
2) «угасание самодержавия» — от Святополка
Владимировича до Ярослава II Всеволодовича
(1015—1238 гг.); 3) «гибель» Русского государства
и постепенное «государственное возрождение»
России — от Ярослава II Всеволодовича
до Ивана III (1238—1462 гг.); 4) «утверждение
самодержавия» — от Ивана III до Ивана IV
(1462—1533 гг.); 5) восстановление «единовластия
царского» и превращение самодержавия
в тиранию — от Ивана IV (Грозного) до Бориса
Годунова (1533—1598 гг.); 6) «смутное время»
— от Бориса Годунова до Михаила Романова
(1598—1613 гг.).По Карамзину, она делилась
на Древнейшую (от Рюрика до Ивана III), характерной
чертой которой была система уделов. Среднюю
(от Ивана 111 до Петра I) с единовластием
и Новую (от Петра I до Александра I), когда
резко менялись гражданские обычаи. Главная
мысль, пронизывающая труд, — необходимость
для России мудрого самодержавия. Через
все свое произведени историк последовательно
проводит одну мысль: "Только власть,
базирующаяся на твердом нравственном
основании евангельских истин, способна
облагодетельствовать народ и обеспечить
величие державы". Такой властью он
и считает русское самодержавие как особую,
отличную от европейских, форму монархии.
Форму, основанную не на насильственном
приведении людей к добру, а на тесном
внутреннем духовном единении монарха
и народа, исповедующих одни и те же православно-христианские
принципы. |
9 | Кавелин Константин Дмитриевич | 1818- 1885 | Направление - государственная школа. Ггосударство считалось движущей силой исторического развития. | В своих трудах «Взгляд на юридический быт Древней России» (1847), «Мысли и заметки о русской истории» (1866), «Краткий взгляд на русскую историю» (опубл. 1887) Кавелин показывает решающую роль самодержавного государства в жизни народа. По мнению ученого, русское государство явилось высшей формой общественного бытия в жизни России. Статья К. Д. Кавелина «Взгляд на юридический быт древней России» явилась своего рода первым программным выступлением представителей нового направления в русской историографии. |
10 | Соловьев Сергей Михайлович | 1820 - 1879 | Направление - государственная школа. Ггосударство считалось движущей силой исторического развития. | Создал
труд "История России с древнейших времен".
Это целостная картина исторического
развития России с древнейших времен почти
до середины прошлого века. Это не только колоссальный свод выверенных по многочисленным и разнообразным источникам фактических данных по русской, преимущественно политической, истории, а своего рода энциклопедическое издание. Это и стройная, логически выстроенная концепция русской истории, впервые в отечественной историографии последовательно построенная на естественных основаниях. Соловьев считал государственность основной силой общественного развития, необходимой формой существования народа. Однако успехи в развитии государства, в отличие от Карамзина, он уже не приписывал царю и самодержавию. Соловьев был сыном XIX века и под влиянием открытий в естествознании и географии придавал большое значение природно-географическим факторам в освещении истории. Он считал, что «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают». В соответствии с этим в истории России он выделял четыре крупных раздела: 1) господство родового строя — от Рюрика до Андрея Боголюбского; 2) от Андрея Боголюбского до начала XVII века; 3) вступление России в систему европейских государств — от первых Романовых до середины XVIII века; 4) «новый период» истории России — от середины XVIII века до великих реформ 1860-х годов. Соловьев исходил из идеи об органическом, внутренне обусловленном, закономерном, едином и поступательно-прогрессивном ходе исторического развития всех народов. |
11 | Чичерин Борис Николаевич | 1828-1904 | Направление - государственная школа. Государство считалось движущей силой исторического развития. | Автор
пятитомника "История политических
учений" (1869–1902), а также ряда фундаментальных
работ в области государствоведения и
философии права– "О народном представительстве",
"Курс государственной науки", "Философия
права". Государство, по Чичерину, предстает
в истории союзом народа, связанного законом
в одно юридическое целое и управляемого
верховной властью для общего блага. Частное
благо есть цель не государства, а гражданского
общества. Государство обеспечивает безопасность
и осуществление нравственного порядка,
оно же определяет и защищает права и свободы.
При этом государством определяются права
гражданские, а не так называемые естественные
права. |
12 | Ключевский Василий Осипович | 184-1911 | Направление - государственная школа. Государство считалось движущей силой исторического развития. | Наряду
с лекциями известность и славу В.О.Ключевскому
принесли его исторические труды, среди
которых итог его исследовательской и
лекционной деятельности — "Курс русской
истории", пользовавшийся огромной
популярностью при жизни автора и не утративший
значения и в наши дни. Теоретические построения Ключевского опирались на триаду: «человеческая личность, людское общество и природа страны». Основное место в «Курсе русской истории» занимают вопросы социально-экономической истории России. В отечественной истории он выделил четыре временных периода: 1) «Русь днепровская, городовая, торговая» (с VIII по XIII вв.); 2) «Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая» (XIII — середина XV вв.); 3) «Русь Великая, московская, царско-боярская, военно-земледельческая» (XV — начало XVII вв.); 4) «всероссийский, императорский» период (XVII — середина XVIII вв.). |
13 | Иловайский Дмитрий Иванович | 1832-1920 | Направление - государственная школа. Государство считалось движущей силой исторического развития. | Выпустил
“Историю России”, в которой, следуя исторической
концепции Н.М. Карамзина, дал общий обзор
истории России с древнейших времен до
царствования Алексея Михайловича. Иловайский
считал, что история народа — это история
развития его государственности, которая,
прежде всего, воплощается в его царях
и вождях. Он считал, что поскольку история
есть не только наука, но и искусство, она
не может игнорировать нравственно-этические,
творческие факторы истории, наиболее
ярко проявляющиеся в деятельности выдающихся
личностей. Недооценка этих факторов являлась,
с его точки зрения, главным недостатком
государственного направления. |
14 | Покровский Михаил Николаевич | 1868-1932 | Марксистское направление | Им был
опубликован ряд крупных исторических
трудов “Русская история в самом сжатом
очерке”, “Внешняя политика России XX
столетия” , труды по истории революционного
движения, историографии. Покровский радикальнее
всех рассматривал исторический процесс
с сугубо марксистской, материалистической
точки зрения. М.Н. Покровский был убежден:
"История есть политика, опрокинутая
в прошлое". Эта формула, ставившая идеологию
превыше истины, многие десятилетия душила
советскую историческую науку. В труде
«Русская история с древнейших времен»
в 5-ти томах впервые отразил материалистическое
направление всемирно-исторической теории
отечественной истории. Рубеж XIX—XX веков
в России — период бурного развития капитализма,
резкой имущественной дифференциации
народа, массового социального протеста. В основу историко-материалистической периодизации был положен формационно-классовый подход, в соответствии с которым в отечественной истории выделяли: 1) «первобытнообщинный строй» (до IX века); 2) «феодализм» (IX — середина XIX вв.); 3) «капитализм» (вторая половина XIX века — 1917 г.); 4) «социализм» (с 1917 г.). |
15 | Рыбаков Борис Александрович | 1908 - 2001 | Историография советского периода - официальная историография. Изучение социально-экономических отношений заняло центральное место в исторических исследования | Многие научные труды содержат фундаментальные выводы о жизни, быте и уровне социально-экономического и культурного развития населения Восточной Европы. В монографии «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» он провел параллели между былинными сюжетами и русскими летописями. Досконально изучил Б. А. Рыбаков памятники древнерусской литературы,такие как «Слово о полку Игореве» и «Слово Даниила Заточника». В книге «Киевская Русь и русские княжества в XII—XIII веках» он отнес начало истории славян к XV веку до н. э. Ему принадлежат работы по истории России, исследования происхождения древних славян, начальных этапов российской государственности, развития ремесел, культуре русских земель, архитектуре древнерусских городов, живописи и литературе, верованиям древних славян. |
16 | Гумилев Лев Николаевич | 1912- 1992 | Историография советского периода- альтернативные исторические исследования. | Он опубликовал
на стыке естественных и гуманитарных
наук более десятка монографий: «Из истории
Евразии», «Древняя Русь и Великая степь»,
«От Руси до России» и др., создав глобальную
концепцию этнической истории нашей
планеты. Труды по истории тюркских, монгольских,
славянских и др. народов Евразии. Гумилев
Л.Н. предложил рассматривать исторический
процесс как динамику жизни и взаимодействия
этносов .Человек рождается, мужает, стареет,
умирает. Такова и участь всякого этноса
в мире. Космические лучи, взаимодействуя
с биосферой определенной части Земли,
дают толчок-вспышку для рождения этноса.
Этот толчок-вспышку Л.Н. Гумилев назвал
пассионарным5 . Возникает единая гармония:
космос — определенная территория Земли
— этнос, проживающий на этой территории.
Пройдя все фазы развития (похожие на жизненные
циклы человека), этнос умирает. Продолжительность
жизни этноса Гумилев определяет 1200—1500
лет. |
17 |