Историки России

Автор: c********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Татищев Василий Никитич 1686 - 1750 Этап становления исторической науки в России. Историки рассматривали русскую историю с монархических позиций, считали, что монархия выступает главной движущей и организующей силой русского исторического процесса. Положил начало развитию в России этнографии, источниковедения. Им составлен первый энциклопедический словарь — "Лексикон Российский". Создал обобщающий труд по отечественной истории - "Историю Российскую с самых древнейших времен". Это первое нелетописное систематизированное изложение русской истории с древности почти до конца XVI в.

Работа содержит 1 файл

список историков России_07.11.11.xls

— 49.50 Кб (Скачать)

Лист1

  A B C D
1        
Таблица «Историки России»      
       
ФИО даты жизни Направление в историографии, к которому он принадлежит Основные труды и их проблематика
5 Татищев Василий Никитич 1686 - 1750 Этап становления исторической науки в России.                                                        Историки рассматривали русскую историю с монархических позиций, считали, что монархия выступает главной движущей и организующей силой русского исторического процесса. Положил начало развитию в России этнографии, источниковедения. Им составлен первый энциклопедический словарь — "Лексикон Российский". Создал обобщающий труд по отечественной истории - "Историю Российскую с самых древнейших времен". Это первое нелетописное систематизированное изложение русской истории с древности почти до конца XVI в. В своем труде Татищев, исходя из политического идеала сильной монархической власти, выделил в российской истории временн‹е этапы: от «совершенного единовластительства» (от Рюрика до Мстислава, 862—1132 гг.), через «аристократию удельного периода» (1132—1462 гг.) к «восстановлению монархии при Иоанне Великом III» (1462—1505 гг.) и укреплению ее при Петре I в начале XVIII столетия. Идеалом Татищева была абсолютная монархия. Причины событий он пытался объяснить через деятельность выдающихся людей. Изложение проведено с последовательно- рационалистических позиций, основано на уникальных источниках, часть которых была впоследствии утрачена, и содержит первую целостную концепцию русской истории, традиционно называемую "монархической".
6 Болтин Иван Никитич 1735 - 1792 Этап становления исторической науки в России.                                                        Историки рассматривали русскую историю с монархических позиций, считали, что монархия выступает главной движущей и организующей силой русского исторического процесса. Не оставил после себя каких-либо монументальных обобщающих трудов или отдельных статей исследовательского характера. Его произведения были исполнены в виде развернутой аргументированной критики чужих исторических сочинений. Он был одним из крупнейших частных собирателей источников по отечественной истории. Рациональный монархизм И.Н. Болтина. отличается  поиском все новых и новых аргументов, доказывающих позитивную роль дворянского сословия в централизации страны и, напротив, негативную роль в этом удельной княжеской и боярской аристократии.
7 Щербатов Михаил Михайлович 1733- 1790 Этап становления исторической науки в России.                                                        Историки рассматривали русскую историю с монархических позиций, считали, что монархия выступает главной движущей и организующей силой русского исторического процесса. Ему принадлежит вторая после В.Н. Татищева попытка дать целостное хронологическое описание русской истории. Он создал труд «История Российская», доводя изложение политической истории России до смутных времен начала XVII в.. Наряду с летописями он первым широко использовал разнообразный актовый материал. М.М. Щербатов впервые также использовал периодизацию русской истории по правлениям князей и царей — это деление оказалось заразительным даже для историков середины следующего века.                             
8 Карамзин Николай Михайлович 1766 - 1826 Консервативное направление.                   Оно отстаивало тезис о решающей роли самодержавия в русской истории, о коренном различии исторического развития России и Западной Европы (в допетровскую эпоху), о неприемлемости для России революционного пути развития. Свой главный труд посвятил истории - создал 12-томную "Историю государства Российского", изложение в ней доведено до 1612г.  Новой была периодизация русской истории. Идею о том, что «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием», Карамзин, как и Татищев, положил в основу временного членения отечественной истории. Карамзин выделил шесть периодов: 1) «введение монархической власти» — от «призвания князей варяжских» до Святополка Владимировича (862—1015 гг.); 2) «угасание самодержавия» — от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича (1015—1238 гг.); 3) «гибель» Русского государства и постепенное «государственное возрождение» России — от Ярослава II Всеволодовича до Ивана III (1238—1462 гг.); 4) «утверждение самодержавия» — от Ивана III до Ивана IV (1462—1533 гг.); 5) восстановление «единовластия царского» и превращение самодержавия в тиранию — от Ивана IV (Грозного) до Бориса Годунова (1533—1598 гг.); 6) «смутное время» — от Бориса Годунова до Михаила Романова (1598—1613 гг.).По Карамзину, она делилась на Древнейшую (от Рюрика до Ивана III), характерной чертой которой была система уделов. Среднюю (от Ивана 111 до Петра I) с единовластием и Новую (от Петра I до Александра I), когда резко менялись гражданские обычаи. Главная мысль, пронизывающая труд, — необходимость для России мудрого самодержавия. Через все свое произведени историк последовательно проводит одну мысль: "Только власть, базирующаяся на твердом нравственном основании евангельских истин, способна облагодетельствовать народ и обеспечить величие державы". Такой властью он и считает русское самодержавие как особую, отличную от европейских, форму монархии. Форму, основанную не на насильственном приведении людей к добру, а на тесном внутреннем духовном единении монарха и народа, исповедующих одни и те же православно-христианские принципы. 
9 Кавелин Константин Дмитриевич 1818- 1885 Направление - государственная школа.  Ггосударство считалось движущей силой исторического развития. В своих трудах «Взгляд на юридический быт Древней России» (1847), «Мысли и заметки о русской истории» (1866), «Краткий взгляд на русскую историю» (опубл. 1887) Кавелин показывает решающую роль самодержавного государства в жизни народа. По мнению ученого, русское государство явилось высшей формой общественного бытия в жизни России. Статья К. Д. Кавелина «Взгляд на юридический быт древней России» явилась своего рода первым программным выступлением представителей нового направления в русской историографии.
10 Соловьев Сергей Михайлович 1820 - 1879 Направление - государственная школа.  Ггосударство считалось движущей силой исторического развития. Создал труд "История России с древнейших времен". Это целостная картина исторического развития России с древнейших времен почти до середины прошлого века.  
Это не только колоссальный свод выверенных по многочисленным и разнообразным источникам фактических данных по русской, преимущественно политической, истории, а своего рода энциклопедическое издание. Это и стройная, логически выстроенная концепция русской истории, впервые в отечественной историографии последовательно построенная на естественных основаниях. Соловьев считал государственность основной силой общественного развития, необходимой формой существования народа. Однако успехи в развитии государства, в отличие от Карамзина, он уже не приписывал царю и самодержавию. Соловьев был сыном XIX века и под влиянием открытий в естествознании и географии придавал большое значение природно-географическим факторам в освещении истории. Он считал, что «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают». В соответствии с этим в истории России он выделял четыре крупных раздела: 1) господство родового строя — от Рюрика до Андрея Боголюбского; 2) от Андрея Боголюбского до начала XVII века; 3) вступление России в систему европейских государств — от первых Романо­вых до середины XVIII века; 4) «новый период» истории России — от середины XVIII века до великих реформ 1860-х годов. 
Соловьев исходил из идеи об органическом, внутренне обусловленном, закономерном, едином и поступательно-прогрессивном ходе исторического развития всех народов. 
11 Чичерин Борис Николаевич 1828-1904 Направление - государственная школа.  Государство считалось движущей силой исторического развития. Автор пятитомника "История политических учений" (1869–1902), а также ряда фундаментальных работ в области государствоведения и философии права– "О народном представительстве", "Курс государственной науки", "Философия права". Государство, по Чичерину, предстает в истории союзом народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Частное благо есть цель не государства, а гражданского общества. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, оно же определяет и защищает права и свободы. При этом государством определяются права гражданские, а не так называемые естественные права. 
 
12 Ключевский Василий Осипович 184-1911 Направление - государственная школа.  Государство считалось движущей силой исторического развития. Наряду с лекциями известность и славу В.О.Ключевскому принесли его исторические труды, среди которых итог его исследовательской и лекционной деятельности — "Курс русской истории", пользовавшийся огромной популярностью при жизни автора и не утративший значения и в наши дни.                                                                                                   Изложение в нем доведено до крестьянской и земской реформ 1860-х гг.Ключевский считал, что всемирная история развивается в рамках "общих законов строения человеческого общества". В то же время для каждой страны, для каждой "местной истории" характерны особенности, обусловленные сочетанием географического, этнического, экономического, социального, политического факторов. Причем для каждого периода истории сочетание факторов порождает определенную сумму идей. Смена этих идей и мировоззрений составляет движущую силу истории. Исходным моментом истории каждой страны является природно-географический фактор. В.О.Ключсвский считал, что в истории России решающую роль играло освоение (колонизация) территории. В «Курсе русской истории» под влиянием экономистов середины XIX века впервые нарушил традицию и отошел от периодизации по царствованиям монархов. В основу периодизации им был положен проблемный принцип.  
Теоретические построения Ключевского опирались на триаду: «человеческая личность, людское общество и природа страны». Основное место в «Курсе русской истории» занимают вопросы социально-экономической истории России. 
В отечественной истории он выделил четыре временных периода: 1) «Русь днепровская, городовая, торговая» (с VIII по XIII вв.); 2) «Русь Верхне­­волжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая» (XIII — сере­дина XV вв.); 3) «Русь Великая, московская, царско-боярская, военно-земледельческая» (XV — начало XVII вв.); 4) «всероссийский, императорский» период (XVII — середина XVIII вв.). 
 
13 Иловайский Дмитрий Иванович 1832-1920 Направление - государственная школа.  Государство считалось движущей силой исторического развития. Выпустил “Историю России”, в которой, следуя исторической концепции Н.М. Карамзина, дал общий обзор истории России с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича. Иловайский считал, что история народа — это история развития его государственности, которая, прежде всего, воплощается в его царях и вождях. Он считал, что поскольку история есть не только наука, но и искусство, она не может игнорировать нравственно-этические, творческие факторы истории, наиболее ярко проявляющиеся в деятельности выдающихся личностей. Недооценка этих факторов являлась, с его точки зрения, главным недостатком государственного направления. 
14 Покровский Михаил Николаевич 1868-1932 Марксистское направление Им был опубликован ряд крупных исторических трудов “Русская история в самом сжатом очерке”, “Внешняя политика России XX столетия” , труды по истории революционного движения, историографии. Покровский радикальнее всех рассматривал исторический процесс с сугубо марксистской, материалистической точки зрения. М.Н. Покровский был убежден: "История есть политика, опрокинутая в прошлое". Эта формула, ставившая идеологию превыше истины, многие десятилетия душила советскую историческую науку. В труде «Русская история с древнейших времен» в 5-ти томах впервые отразил материалистическое направление всемирно-исторической теории отечественной истории. Рубеж XIX—XX веков в России — период бурного развития капитализма, резкой имущественной дифференциации народа, массового социального протеста. 
В основу историко-материалистической периодизации был положен формационно-классовый подход, в соответствии с которым в отечественной истории выделяли: 1) «первобытно­общинный строй» (до IX века); 2) «феодализм» (IX — середина XIX вв.); 3) «капитализм» (вторая половина XIX века — 1917 г.); 4) «социализм» (с 1917 г.). 
15 Рыбаков Борис Александрович 1908 - 2001 Историография советского периода - официальная историография.               Изучение социально-экономических отношений заняло центральное место в исторических исследования Многие научные труды содержат фундаментальные выводы о жизни, быте и уровне социально-экономического и культурного развития населения Восточной Европы. В монографии «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» он провел параллели между былинными сюжетами и русскими летописями. Досконально изучил Б. А. Рыбаков памятники древнерусской литературы,такие как «Слово о полку Игореве» и «Слово Даниила Заточника». В книге «Киевская Русь и русские княжества в XII—XIII веках» он отнес начало истории славян к XV веку до н. э. Ему принадлежат работы по истории России, исследования происхождения древних славян, начальных этапов российской государственности, развития ремесел, культуре русских земель, архитектуре древнерусских городов, живописи и литературе, верованиям древних славян.
16 Гумилев Лев Николаевич 1912- 1992 Историография советского периода- альтернативные исторические исследования.  Он опубликовал на стыке естественных и гуманитарных наук более десятка монографий: «Из истории Евразии», «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси до России» и др., создав глобальную концепцию этнической истории нашей  планеты. Труды по истории тюркских, монгольских, славянских и др. народов Евразии. Гумилев Л.Н. предложил рассматривать исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов .Человек рождается, мужает, стареет, умирает. Такова и участь всякого этноса в мире. Космические лучи, взаимодействуя с биосферой определен­ной части Земли, дают толчок-вспышку для рождения этноса. Этот толчок-вспышку Л.Н. Гумилев назвал пассионарным5 . Возникает единая гармония: космос — определенная территория Земли — этнос, проживающий на этой тер­ри­тории. Пройдя все фазы развития (похожие на жизненные циклы человека), этнос умирает. Продолжительность жизни этноса Гумилев определяет 1200—1500 лет. 
 
17        

Информация о работе Историки России