Исторический портрет российского предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 10:03, доклад

Описание работы

На основании изложенного можно сделать следующие выводы: становление предпринимательства в России отличается от аналогичного процесса, протекавших Европейских странах это то, что толчок предпринимательскому движению у нас дали не экономические, а политические факторы.

Работа содержит 1 файл

Исторический портрет российского предпринимателя.docx

— 27.94 Кб (Скачать)

Исторический  портрет российского предпринимателя

Кто формирует  слой предпринимательства?

Люди, которые приходят к занятию  частным бизнесом, очень разные. Но типичная для них черта –  внутренняя психологическая стойкость. Я имею в виду тех людей, которые  пошли сюда сознательно. Ведь согласитесь, что сейчас очень много людей  оказалось за бортом жизни. Но кто-то продолжает сидеть за этим бортом, а  кто-то пытается ухватить остатки чего-то, а кто-то решил: я начинаю все  сначала. Много предпринимателей, которые  сменили много направлений деятельности и неоднократно разорялись, и тем  неменее они стараются держаться  на плаву – эти люди устойчивы  в жизни. Это особый тип людей. В нашем предпринимательстве  я бы выделил следующие три  категории предпринимателей. Прежде всего, «типичный» бизнесмен. Он возник из сложившейся ситуации, его сфера  деятельности – «купи – продай», челночество… - это обычные способы  деятельности основной массы людей  занятых в бизнесе. Другой тип  – «случайный» предприниматель. Развалилось предприятие, на котором  он работал, ощущал огромную пользу от своей работы. Ему деваться некуда, и он пытается заняться частным бизнесом. Что – то получается, что –  то нет, он старается изо всех сил. Наконец «подлинный» предприниматель, обладающий внутренней готовностью  к инновационному риску. Из «типичных», может выйти какое – то количество предпринимателей настоящих. Из «случайных» - меньше: вот стабилизируется производство, и те, кому занятие частным бизнесом претит, но они вынуждены его продолжать, вернутся на свое производство работать по своей специальности, или разорятся, потому, что не обладают необходимыми способностями. Хотя какое – то количество останется в предпринимательстве. Но в целом среди творческого  населения, обладающего определенным потенциалом, при целенаправленной политике государства можно сформировать слой предпринимателей. Ведь можно  обладать способностями, но реализовать  их только при определенных условиях. Если смотреть по опросам, 20% пошли в  предприниматели потому, что были без работы, либо чувствовали, что  они вот – вот ее потеряют. 30% - пошли в бизнес, так как  хотели себя реализовать, это активная страта. И по 25% - те, кто решал свои материальные проблемы – это тоже активная страта. Понимали, что они  лучше заработают и обеспечат  семью. Среди тех, которые хотели себя просто реализовать, есть какая  – то часть инженерного персонала, это носители технических идей. Хотелось бы затронуть вопрос женского предпринимательства  в России, та как мы привыкли с  момента возникновения процесса частного бизнеса, что предприниматель  это мужчина. Однако в последнее  время в России женщина – предприниматель  становится явлением привычным. Хотелось бы сравнить, как же женщины справляются  со сложными задачами бизнеса и можно  ли их действительно рассматривать  как слой предпринимательства. Продолжительность  работы фирм, возглавляемых в регионах – 5-6 и более лет. Женщины –  предприниматели никогда не рассчитывали на шальные деньги, которые как  – то прошли мимо. А вот качество и уникальность товарной марки у  них присутствует. Дело в том, что  они стали работать в частном  бизнесе на основании своего бывшего  опыта. Как правило, они возглавляли  фирмы, на которых и раньше работали. И зарекомендовали себя достаточно хорошо, работают по наработанным связям. Если говорить о концентрации капитала – ушел капитал от женщин, нет  у них возможности финансирования, очень сложный этот вопрос для  них. Профессионализм – высокий. На мой взгляд, сильным рычагом  вхождения в частный бизнес женщин послужила всеобщая эмансипация  женщин. Они говорят – хотим  научиться лидерству, хотим чувствовать  себя на равных с мужчинами. Женщины  – предприниматели имеют свой плюс: они, по сравнению с мужчинами  – предпринимателями, гораздо более  гибко и мобильно решают многие проблемы и конфликты. Важная проблема, которая  пока не решается ни у тех и не у других – это проблема нецивилизованной конкуренции. Особенно женщинам приходится тяжелее, поскольку концентрация исходных капиталов мала. Одно определенно  можно утверждать – развитие женской  составляющей в предпринимательстве  идет достаточно интенсивно. Оно и  дальше будет продолжаться, и мне  кажется, что никакие экономические  и политические преобразования не смогут остановить этот процесс, потому, что  он инициализируется не только экономическими параметрами, но и сильной внутренней мотивацией женщин – добиться положения, самоутвердиться, реализовать свой профессионализм. Данный фактор является одним из важнейших элементов  социализации личности через предпринимательскую  деятельность, что вновь указывает  на социальный аспект вопроса о предпринимательстве, как об определенной социальной группе.

Масштабы  малого предпринимательства в России

В соответствии с действующим российским законодательством имеются два  субъекта малого предпринимательства - руководители малых предприятий  и индивидуальные предприниматели, не регистрирующие юридическое лицо. С большей степени уверенности  можно говорить о вхождении в  средний класс именно руководителей  малых предприятий, а индивидуальных предпринимателей или самостоятельных  работников (самозанятых), скорее, рассматривать  как его резерв. Самозанятых и  малых предпринимателей роднят их особые карьерные шансы, потенциальная  мобильность. Самозанятые - сегодняшние  полупредприниматели, способные стать  предпринимателями через определенное время и/или при определенных обстоятельствах. Сближает их, видимо, и сходная самоидентификация: самозанятые  склонны отождествлять себя с  малыми предпринимателями или приближать себя к этому более высокому статусу. 
Однако наряду с этим, многое отличает самозанятых от руководителей малых предприятий, а именно: 
отсутствие организационной структуры;  
более скромные масштабы деятельности;  
более низкие доходы и уровень благосостояния;  
более низкий формальный и неформальный статусы.  
В силу этих различий трудно отнести самозанятых к полновесному предпринимательскому классу, но и в средние слои наемных работников, не говоря уже о нижних слоях, они вписываются плохо. Это "неудобная", переходная группа. В России определяющим критерием для выделения руководителей малых предприятий стало количество занятых на предприятии. Данный фактор, выбранный в силу относительной простоты и инфляционной устойчивости данного показателя. В соответствии с Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. было установлено следующее максимальное количество рабочих и служащих (включая совместителей и работающих по договорам). Промышленность и строительство – 100 чел. Наука и научное обслуживание - 60 чел. Розничная торговля, бытовое обслуживание - 30 чел. Общественное питание, другая непроизводственная деятельность - 50 чел.

Портрет российских предпринимателей

Ценностно-мотивационные  доминанты российских предпринимателей.

В определении российского предпринимателя - среднего класса важно учитывать способность людей брать ответственность на себя и разумно рисковать, накапливать финансовые средства и инвестировать. Причем инвестировать как свои интеллектуальные способности, так и финансовые средства. Инвестировать не только в депозиты, но и в развитие своего дела, в жилье, машины и т.д. С этой точки зрения те, кто занят в предпринимательстве, представляют собой одну из составных частей среднего класса. Малый бизнес развивается в определенных центрах, на базе сложившихся неплохих стартовых условиях. Но он очень плохо приживается в целом по России. В этом отношении регионы очень дифференцированы. В связи с этим встает проблема оценки созданной государственной системы поддержки малого бизнеса, о чем есть крайне противоречивые данные. С социально-демографической точки зрения, мужчины составляют подавляющую часть предпринимателей. Значительная их часть находится в активном среднем возрасте - до 40 лет. По более высокому уровню образования и накопленному капиталу предприниматели заметно выделяются на общем фоне. Материальные позиции предпринимателей более высоки практически по всем показателям. Заметен разрыв с другими группами в семейных душевых доходах, он еще более возрастает при оценке индивидуальных заработков. Душевой доход в домохозяйстве, имеющем общий бюджет, у предпринимателей в 3.4 раза выше среднего уровня. Он превышает душевые доходы семей самозанятых и наемных работников, соответственно, в 2.4 и 3.9 раза. Разрыв по уровню индивидуальных заработков еще более значителен, что вполне закономерно. У респондентов-предпринимателей он превышает средний уровень в 5.3 раза, заработки самозанятых – в 3.6 раза, заработки наемных работников – в 5.6 раза. Количественные различия в накопленном личном имуществе не столь бросаются в глаза, но они есть. А по отдельным "знаковым" признакам (например, наличие автомобиля) уровень благосостояния предпринимателей намного превышает средний уровень. Предприниматели достаточно активно делают сбережения, хотя формы сбережений не отличаются разнообразием. Фактически в их руках сосредоточена основная масса валютных сбережений. В мотивационном аспекте от других групп их отличает мотив вложений в развитие собственного дела. На фоне отсутствия развитого официального кредитного рынка предприниматели выглядят относительно активными заемщиками. В то же время они реже прибегают к неформальным займам у частных лиц. Предприниматели также больше заботятся о приобретении страховых полисов. Более высокий уровень благосостояния проявляется в покупках предметов длительного пользования, недвижимости, пользовании платными услугами. Предприниматели реже вынуждены экономить, больше вкладывают в строительство и ремонт жилья, чаще имеют возможность восстановить свои силы за границей. Не удивительно, что и по всем субъективным параметрам свое материальное положение они оценивают более высоко. Предприниматели относятся к категории "трудоголиков": их совокупная трудовая нагрузка в неделю превышает средний уровень на 15 часов. Переработки связаны, прежде всего, с их основным делом. Основным трудовым мотивом для предпринимателей является высокий доход. Относительно важен мотив накопления полезных связей. Меньше других предприниматели заботятся о всякого рода удобствах и максимизации свободного времени. Тем неменее фактор материального достатка не показатель, идентифицирующий какой либо слой общества как предпринимателей. В среде исследователей бизнеса существует широкий спектр мнений относительно феномена российского предпринимателя, а именно негативные оценки соседствуют с позитивными. В действительности модальный тип российского бизнесмена, конечно, далек от лучших образцов цивилизованного предпринимателя Европы, но, не тождественен дикому, необузданному покорителю Америки, для которого главной мотивацией поведения выступает получение наибольшего количества материальных благ. Каков же он на самом деле, наш российский предприниматель? На этот вопрос мы сможет ответить тогда, когда изучим доминирующие мотивы его жизнедеятельности. Цель данного исследования – выяснить, насколько деловые люди России соответствуют научным представлениям о ценностно-мотивационном профиле личности предпринимателя. Предполагалось оценить степень однородности бизнесменов по изученным характеристикам и их самоиндентификациям. В известной мере это также оценка степени их интегрированности, которая относит их к определенному социальному слою. Для этого в период с 1995 – 1997 г.г. были проведены опросы и исследования в Калмыкии, Владивостоке, и Новосибирске (авторы А.А. Возьмитель, Л.Е. Душацкий, Е.Я. Таршис). Всего было опрошено 315 человек, занятых частным бизнесом. Социально – демографические и профессионально – статусные характеристики респондентов в основном соответствуют данным исследований, что позволило делать необходимые сравнения. Существует столько определений предпринимателей, сколько людей занимается предпринимательской деятельностью, поэтому в поисках эталона обратимся к классическому типу предпринимателя, достаточно полно описанному в литературе и откорректированному практикой бизнеса в наиболее развитых странах. Отправной точкой служит идея М. Вебера, связанная с протестантской этикой. По Веберу, настоящему предпринимателю так называемого европейского типа, чужда показная роскошь и расточительство, упоение властью. Его образу жизни свойственна аскетическая направленность. Богатство дает ему только ощущение хорошо исполненного долга в рамках своего призвания. Согласно более поздней концепции Й. Шумпетера, типичным предпринимательским мотивом выступает удовлетворение или радость от самого процесса и результатов свободного от бюрократических пут труда. Несмотря на разные мировоззренческие позиции и время, в которое создавались труды двух авторов, у них много общего. Однако в отличие от Вебера, акцентировавшего не столько предпринимательство, сколько капитализм в целом, Шумпетер на первый план выдвинул феномен предпринимательства. Производство понималось ми в широком смысле этого – не столько как изготовление продукции, сколько как поиск свободной ниши на рынке. Доход служит показателем успешности организационно – новаторской деятельности предпринимателя, а значит его деловых качеств и престижа в обществе. Свою жизнь он строит на виду у всех и где – то на зависть всем. Это уже не «скромный» капиталист – аскет, а динамичный и амбициозный творец своего счастья. Престиж для него крайне важен. Деньги сами по себе, без них общественного признания, теряют ценность. Поэтому он вынужден считаться с требованиями общества. И чем более цивилизовано данное общество, чем выше развита культура, тем более предприниматель разборчив в средствах достижения успеха. На данном этапе развитие культуры в России предопределило, что предприниматели негнушаются ничем в достижении поставленной ими цели. Однако общество, задав культурные приоритеты предпринимательства, должно создать все необходимые условия для другого важного параметра – свободы деятельности, узловым регулятором которой выступает рынок. На пересечении этих двух составляющих и формируется феномен предпринимательской мотивации. Последняя детерминирована, прежде всего, потребностью человека в определенного рода занятии (деле), которое позволяет максимально полно задействовать творческие способности и самореализоваться. В структуре мотивов предпринимательства, особенно российского, не последнее место занимают потребительские мотивы, а часть предпринимателей заводит свое дело, чтобы просто выжить, другая часть - чтобы разбогатеть, выбиться в люди или приобрести властные полномочия, побуждаемые к деятельности статусными мотивами. Эти три группы мотивов – деловые, потребительские и статусные – составляют сложный мотивационный рисунок современного российского предпринимательства. При этом расхождения предпринимательских мотивов можно объяснить их разноуровневостью. В одном случае мотивы отражают тактическую линию поведения, в другом – цель и смысл жизни. Согласно данным соц.опроса, вне конкуренции у предпринимателей и других слоев населения ценности, связанные с семьей, личной безопасностью и экологией. От 80 до 90% опрошенных заявляют, что для них очень важно чувствовать себя в безопасности, не ощущать угрозу насилия, жить в экологически чистой среде, иметь крепкую семью, воспитать хороших детей. Тревоги россиян, обусловлены возможностью утратить, именно эти ценности, а не политическими и социально – экономическими катаклизмами в нашей стране, которые волнуют их меньше. Из общей массы населения предпринимателей выделяет предпочтение наряду с указанными чертами профессиональные ценности, отвечающие за формирование деловых мотивов. Последние доминируют как в трудовой мотивации, так и мотивации жизнедеятельности в целом (соответственно 63 и 73%). Уже в самом начале предпринимательской карьеры респонденты поставили на первое место не прибыль или богатство, а «возможность иметь собственное дело, быть хозяином своей судьбы», желание найти «новое применение своим знаниям, способностям, умениям», «успех во всех своих начинаниях», подлинную самостоятельность в жизни и труде. Согласно обыденным представлениям для бизнесмена ничего важнее денег и прибыли нет. Между тем, как и научные, так и житейские представления по – своему верны. Но отражают разные срезы психологической реальности. В одном случае речь идет о более доступных восприятию реально действующих мотивах – стимулах конкретной предпринимательской деятельности, а в другом – о главных смыслообразующих мотивах жизни, трансформирующихся в её цель. В проведенном исследовании богатство как главная ценность и цель жизни (именно эти слова присутствовали в анкете) занимает лишь пятую позицию, но как мотив предпринимательской деятельности – твердую вторую. Деньги и богатство в качестве идеала мало привлекательны. Иное дело те блага, с помощью которых можно приобрести: свободу, ощущение положения как хозяина своей судьбы и даже властные полномочия. В рамках самой предпринимательской деятельности опрошенные заявляют о ведущем положении мотива прибыли наряду с возможностью распоряжаться ею по своему усмотрению и свободой действий вообще. При этом не исключается бытовой комфорт, предполагающий создание таких условий, которые бы способствовали восстановлению огромных затрат физической и психологической энергии, обеспечивали достаток в семье и широкие возможности для обучения детей. Характерно, что они не вытесняют деловых, а, как показывает сопряжение ответов по разным типам мотиваций, органически с ними связаны. Следовательно, утверждения о глобальной меркантильности российских бизнесменов несколько преувеличены.

Заключение

На основании  изложенного можно сделать следующие  выводы: становление предпринимательства  в России отличается от аналогичного процесса, протекавших Европейских  странах это то, что толчок предпринимательскому движению у нас дали не экономические, а политические факторы. Главенство политических факторов определило развитие предпринимательского движения в России: кооперативного, малого, среднего и  крупного бизнеса. В результате экономика  развивается не на своей собственной  основе, а на каких-то привходящих  моментах. У нас, это рынок, формирующийся  продажной чиновничьей номенклатурой, занимающей, как и прежде, ключевые посты в экономике, политике, управлении вкупе с криминалитетом (бывшими  «теневиками», «цеховиками», «авторитетами» и т.п.). Возникающий в результате весьма странный асоциальный государственно-криминальный урод порождает столь же уродливый  бизнес, поскольку ничего другого  он породить не может. Исторический опыт показывает: бизнес, формирующийся  на основе государственных и криминальных структур, неизбежно становится криминальным и другого характера у него просто не может быть. Второй момент, на который я хотел бы обратить внимание – общая социальная ситуация в нашем обществе, сложившаяся  после « созидательного» разрушения всех его прежних основ. Важнейшей  её характеристикой, на мой взгляд, является безраздельное господство в обществе типов социального  действия, основанных на стратегии  выживания любыми способами. Любым  способом выжить: в повседневной жизни, политике и, конечно же, в бизнесе, где эта цель принимает вид  стратегии обогащения любыми способами, без оглядки на мораль и право. Поэтому с уверенностью можно  сказать, что российский предприниматель  и его поведение стали невольными заложниками особенности проведения социально-экономических реформ российскими  политиками. Как результат всего  происходящего, на экономико-политической сцене, мы наблюдаем предпринимателей с мотивацией и перерастающей  в итоговую цель – создание собственного дела; обогащение любыми путями (включая  уклонение от доходов); получение  общественного признания через  достижение власти (в разных её масштабах). Конечно это основная канва, социально  – экономического поведения, которая  может охарактеризовать слой предпринимателей в России. 
В заключении к российскому предпринимателю можно отнести следующий круг людей. А именно, людей: 
1. имеющих внутренний социально-психологический стержень; 
2. высокой мобильностью;  
3. способностью генерировать и воплощать новые идеи;  
4. имеющих, как правило, средне-специальное (техническое) или высшее образование; 
5. рационально мыслящих, с сильными мотивами личной выгоды, расчетливых и предприимчивых; 
6. готовых идти на риск, с ощущением личной ответственности за свои действия;  
7. с возрастными рамками от 20 до 40 лет;  
8. имеющих связи в чиновничьих кругах;  
9. имеющих определенные материальные и трудовые ресурсы;  
Обсуждение показывает, что ситуация в бизнесе требует полномасштабного исследования. Может быть, встает проблема длительного мониторинга, где бы были объединены разные институты и структуры, с использованием принципа многослойного анализа. Иначе с проблемой предпринимательства не разобраться. Небольшие фокусированные исследования, как в данном случае, дают небольшие съемы того, что происходит. Но целой картины мы не видим, а для того, чтобы управлять этими процессами, нужно видеть целую картину.

Список литературы:

1. Беляева Л.А.  Критерии выделения российского  среднего класса // Средний класс  в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.12.

2. Чепуренко А.Ю.  Средний класс в российском  обществе: критерии выделения, социальные  особенности // Средний класс в  современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.8-9.

3. Заславская Т.И., Громова Р.Г. К вопросу о  "среднем классе" российского  общества // Мир России. 1998. #4. С.5-6.

4. Луман Н. Глобализация  мирового сообщества: как следует  системно понимать современное  общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998. С. 96.

5. Андреев А.Л. "Два  средних класса" в российском  обществе? // Средний класс в современном  российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.39-51.

6. Здравомыслов А.Г.  Несколько замечаний по поводу  дискуссии о среднем классе // Средний класс в современном  российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.30-35.

7. Средний класс  в современном российском обществе/РНИС  и ПН. М.: РОССПЭН, 1999.

8. Средний класс  в России: количественные и качественные  оценки. М.: ТЭИС, 2000. С. 11-12; Григорьев  Л., Малева Т. Средний класс  в России на рубеже этапов  трансформации // Вопросы экономики. 2001. #1. С.52-53.

9. Авраамова Е.  К проблеме формирования среднего  класса в России // Вопросы экономики  1998г. №7 с.43-54.

10. Беленький В.Х.  О среднем классе в России // Социально-политический журнал 1997г.  №11-12 С.15-26.

11. Галкин А.А.  Тенденции изменения социальной  структуры // Социс 1998г. №7 С.44-54.

12. Голенкова З.Т.  Средние слои в современной  России // Социс 1998г. №7 С.44-54.

13. Рывкина Р.В.  Эксперты о среднем классе // Информационный  бюллетень 1997г. №1

14. Ситников А.  Формируется ли средний класс?// Российский экономический журнал 1999г. №3 С.26-35.

15. Тарасов А. «Средний  класс» или «мещанский слой»,  заметки социолога // Свободная  мысль 1998г.№1 С.46-56.

16. Кунцман А.А.  «Практикум по социальной психологии»  // г. Новосибирск 1992 г. С. 4-5; 14-19; 54-56; 59-61.

17. Бородкин Ф.М., Михеева А.Р. «Социологические  аспекты перехода к рыночной  экономике» //Социс 1994 г. № 7 часть  № 2 г. Новосибирск ИЭ и ОПП  СО РАН С. 34-40.

18. Кукс Л.П., Удальцова  М.В. «Реформируемая Россия: социологический  аспект. Материалы второй научной  конференции» // Социс 1994 г. № 7г.  Новосибирск НГАЭ и У С. 47-52.

19. Дряхлов Н.И., Давыденко  В.А. «Предпринимательство как  объект и субъект управления»  // Социс 1996 г. № 6 г. Новосибирск  С. 120-125.

20. Душатский Л.Е.  «Ценностно-мотивационные доминанты  российских предпринимателей» // Социс 1999 г. № 7 г. Новосибирск  С. 91-94.

21. Савин В.И. «Предпринимательская  среда в оценке предпринимателей»  // Социс 1999 г. № 7 С. 95-98. 22. Социс  1999 г. № 7 «Малое предпринимательство  в кризисном обществе» (круглый  стол) С. 78-90.


Информация о работе Исторический портрет российского предпринимателя