Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:21, реферат
На рубеже XIX – XX вв. в российской экономической мысли врозникает ещё одно направление, которое быстро становится довольно влиятельным. Это – легальный марксизм, к которому, в частности, относился Петр Бернгардович Струве (1870-1944), автор работ «Критические заметки об экономическом развитии России» (1984) и «К вопросу о рынках при капиталистическом производстве» (1899).
Введение………………………………………..………………………………………..3
Глава 1. Биография П.Б. Струве
1. Биография………………………………………………………………………..4
2. В либеральном движении…………………………………………..…………..5
Глава 2. Экономико-политические взгляды и деятельность П.Б.Струве
1. Экономические воззрения П. Б. Струве…………………. ……………………6
2. Борьба с большевиками………………………………………………………...13
3. Деятельность в эмиграции……………………………………………………..14
4. Легальный марксизм П. Струве и М. Туган-Барановского………………….14
Заключение…………………………………………………………….………………..19
Список использованной литературы………………………………………………......22
К большевистскому перевороту Струве отнесся отрицательно. В декабре он отправился на Дон. В Новочеркасске во время начала формирования Добровольческой армии он совместно с П. Н. Милюковым способствует разрешению конфликта между генералами М. В. Алексеевым и Л. Г. Корниловым по разделению полномочий. Избран членом Совета нарождающейся армии. В феврале 1918 года, в момент вынужденного ухода армии из области Войска Донского в поход, названный Ледяным, генералы стараются не брать с собой гражданских, и ему приходится покинуть армию. Через Царицын он со спутниками пробирается к началу марта в Москву и до августа живёт на нелегальном положении. В мае участвует в создании самой мощной подпольной антибольшевистской организации «Национальный центр» и активно работает в его московском отделении.
В 1918 году стал редактором и одним из авторов сборника «Из глубины». С начала красного террора, развёрнутого большевиками после покушения на Ленина в конце августа, покидает старую столицу и через Новгородскую губернию и Петроград добирается до Вологодской губернии, где скрывается в имении Алятино. В ноябре также вместе с провожатым Аркадием Борманом скитается по российскому Северу. Ненадолго заезжает в Петроград и при помощи своего провожатого нелегально переходит финскую границу. В марте-сентябре 1919 года в Париже, где участвует в работе «Совещания русских дипломатических представителей». В РСФСР по решению суда был приговорён к смертной казни. В начале октября прибывает в Ростов-на-Дону и возглавляет редакцию газеты «Великая Россия».
Во время Гражданской войны член Особого совещания при генерале А. И. Деникине. В феврале 1920 года после поражения Деникина эвакуируется из Новороссийска в Константинополь. Входил в состав правительства генерала П. Н. Врангеля (начальник управления иностранных дел). Эвакуация белых войск из Крыма застала его в дипломатической командировке.4
Пытался возобновить
ежемесячный литературно-
Был избран председателем Российского зарубежного съезда, проходившего в Париже в апреле 1926 года.
Участвовал в деятельности Русского юридического факультета в Праге. С 1928 года перебирается в Белград: ему предложено место председателя отделения общественных наук Русского научного института. Читает курс социологии на кафедрах в Белграде и Субботице. В это время Струве отходит от политической деятельности. В конце жизни работает над трудами «Система критической философии» (рукопись погибла) и «Социально-экономическая история России» (не окончена, опубликована в 1952 г.) В 1941 году арестован немецкими оккупантами как «друг Ленина». Освободился после трёхмесячного заключения. В июле 1942 года ему с супругой удаётся выехать к детям в Париж. Смерть настигла его там зимой 1944 года в оккупированной нацистами Франции. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
4.Легальный марксизм
П. Струве и М. Туган-
Свое место в развитии русской
социологической мысли конца XIX - начала
ХХ в. занимал так называемый легальный
марксизм. Это теоретическое и идеологическое
течение явилось своеобразным выражением
либеральной буржуазной мысли. Буржуазный
либерализм в лице легального марксизма
использовал целый ряд марксистских идей,
преимущественно из экономической теории
Маркса, для обоснования исторической
неизбежности развития капитализма в
РФ. В борьбе против идеологии народничества
легальные марксисты обосновали объективный
и закономерный характер развития в РФ
капиталистического способа производства
и связанной с ним технической, экономической
и духовной культуры, все это они рассматривали
как прогрессивный процесс, а для доказательства
этого постоянно прибегали к марксистской
теории исторического процесса и марксистской
терминологии.
Наиболее видными представителями легального
марксизма были П. Струве (1870-1944), М. Туган-Барановский
(1865-1919), а также Н. Бердяев (1874-1948) и С. Булгаков
(1871-1944), взгляды которых в дальнейшем развивались
в направлении идеалистической и религиозной
философии.
В трудах "Критические заметки к вопросу
об экономическом развитии России"
П. Струве и "Русская фабрика в прошлом
и настоящем" М. Туган-Барановского
обосновывались положения о фундаментальном
характере действия объективных экономических
законов. В связи с этим показывалась неизбежность
развития капитализма во всем мире, в том
числе в РФ. Речь шла о развитии в РФ капиталистического
рынка, конкуренции, технической реорганизации
производства, роли в обществе новых социальных
групп, в том числе классов, прежде всего
буржуазии и рабочего класса. Большой
фактический материал анализировался
и обобщался на основе марксистской методологии.
Оба этих социолога и экономиста выступали
тогда на стороне "объективной науки"
против субъективного метода в социологии.
В дальнейшем в работах Струве и Тупш-Барановского
все более отчетливо проявляются тенденции
оправдания и своего рода апологии капитализма.
Они уже не настаивают на разделяемом
ими ранее положении марксизма о неизбежном
переходе от капитализма к социализму.
Исчезает и эйфорически восторженное
отношение к марксизму как к "великой
и богатой содержанием системе научных
взглядов". Напротив, они все более критически
оценивают учение Маркса, в том числе его
материалистическое понимание истории
и экономическую теорию.
Их философско-социологические взгляды
цсе более обосновываются с помощью идеалистических
концепций. Б духе современного им неокантианства,
объявляющего основополагающими и руководящим
началом в жизни людей некие "надысторические",
духовные ценности, прежде всего, моральные,
они утверждают, что прогресс общества
всецело определяется развитием культурных
ценностей человечества. П. Струве анонсирует,
что он в первый раз предпринял попытку
"внести" в марксизм идеи неокантианства,
предвосхищая критический поворот бернштейнианства
на Западе. Речь идет об одном из социалистических
течений, идеологом которого был Эдуард
Берн-штейн. Этому течению, ставившему
во главу угла борьбу трудящихся за их
экономические интересы, стремились придать,
так сообщить, этическую направленность.
По своей теоретической и идеологической
платформе легальный марксизм был близок
к бернштейнианству.
Отвергнув "экономический материализм"
Маркса, прежде всего его учение о решающей
роли способа производства в развитии
общества и о законе соответствия производственных
отношений людей характеру и уровню развития
их производительных сил, легальные марксисты
отбросили и его учение о классовой борьбе
и социальной революции. Они придерживались
эволюционистских взглядов постепенного
совершенствования капитализма, придания
ему более цивилизованных форм. Речь шла
о процессе развития капитализма "в
форме продолжительного, непрерывного
процесса социальных преобразований".
Другого пути они не видели. Видимо, не
случайно легальных марксистов называли
доктринерами капитализма.
С позиций буржуазного эволюционизма
Струве рассматривал проблему отношения
классов и политических партий. Универсальной
формой разрешения противоречий между
ними он считал компромисс. "Развитие
демократии, - писал он, - есть высшая учебное
заведение компромисса". С учетом особенностей
нашего времени и исторического опыта
следует признать, что данное положение
заслуживает серьезного внимания.
Став одним из лидеров партии конституционных
демократов (кадетов), Струве характеризовал
эту партию как внеклассовую" - не в
смысле отрицания классов и классовой
борьбы, а в смысле приоритета в программе
ее деятельности общенациональных и общечеловеческих
интересов. Он придавал большое важность
деятельности буржуазного государства,
способного, по его мнению, наладить нормальную
экономическую н политическую жизнь общества
и разрешить социальные конфликты.
Крупнейшим теоретиком легального марксизма
был М. И. Туган-Барановский. Энциклопедически
образованный мыслитель, он создал ряд
фундаментальных трудов по теории социализма,
развитию капиталистического производства
и социально-политических отношений. В
его трудах "Современный социализм
в своем историческом развитии", "В
поисках нового мира", "Социализм
как положительное учение" и некоторых
других содержится основательный анализ
различных социалистических и коммунистических
учений, дана их классификация. Рассматривая
такие учения, как "государственный
социализм" школы Сен-Симона и ее последователей,
"синдикальный социализм" Луи Блана
и Лассаля, "коммунальный", или "кооперативный"
социализм Оуэна и Фурье, "анархический
социализм" Годвина, Прудона и Кропоткина,
М. Туган-Барановский дает иМ глубокие
яркие характеристики, сохраняющие важность
для их понимания и по сей день. Ведь в
настоящее пора многие из этих учений
имеют своих сторонников, желающих воплотить
их на практике.
Исследуя данные учения, М. Туган-Барановский
заявил глубокие суждения о положительных
и отрицательных сторонах того общественного
устройства, которое могло бы существовать
на их основе. Так, отвергая излишнюю регламентацию
деятельности личности и ограничение
ее свободы, что вытекало из учений о государственном
и коммунальном социализме, он указывает
на ряд содержащихся в этих учениях положительных
идей: частного и группового (кооперативного)
предпринимательства; соединения крупного
и мелкого производства; освобождения
производства от чрезмерной государственной
опеки; общественного самоуправления
в трудовых ассоциациях, общинах, фалангах;
распределения по труду: "от каждого
по способностям, каждой способности по
ее труду". Будучи крупным социологом
и экономистом, Туган-Барановский сильно
и, как бы сказали сегодня, профессионально
обосновывает современное важность этих
идей.
Во многих своих трудах он пытается вручить
объективный анализ капиталистического
строя, свободный от какой-либо предвзятости.
Он выступает против капиталистической
эксплуатации человека человеком, поскольку
она порождает и закрепляет социальное
неравенство и антагонизм интересов. По
его мнению, эксплуатация - это не только
экономическое явление, как эксплуатация
труда других людей, а всякое использование
личности в ущерб ее интересам.
Вместе с тем Туган-Барановский считал,
что капитализм заключает в себе широкие
возможности развития. Частная собственность
на средства производства, свободное предпринимательство
и здоровая конкуренция способны, по его
мнению, постоянно побуждать людей к техническому
и технологическому обновлению производства
и совершенствованию его организации.
Это ведет к повышению экономической эффективности
капиталистического производства и тем
самым к расширению возможностей удовлетворения
материальных и духовных потребностей
большинства членов общества, включая
трудящиеся классы. Все это должно способствовать
установлению в обществе гармонических
отношений между всеми социальными группами
на основе сочетания их экономических
и социальных интересов. Так что в конечном
счете Туган-Барановский выступает за
всестороннее развитие и совершенствование
капиталистического общества и за решение
на его основе всех социальных и политических
проблем жизни людей.
Обосновывая эти взгляды, он подверг критике
многие положения марксизма. Прежде всего
он выразил свое несогласие с положением
о решающей роли материального производства
в жизни общества. Первоначально хозяйство
реально "господствовало над жизнью
общества", но потом оно "подпадает
под подневольность от других факторов,
прежде всего науки". Отсюда он делает
вывод, что "с ходом истории социальное
преобладание хозяйственного момента
должно падать". На первый план, писал
он, все более выступают наука и духовная
культура, "все формы общежития и более
того формы хозяйства становятся продуктом
свободного сознания людей, заключающего
в себе самом свои непреложные законы".
Свои взгляды о решающем значении в жизни
человечестве непереходящих духовных
ценностей и повышении роли "психических
факторов общественной жизни" Туган-Барановский
делает под влиянием неокантианства, а
также психологического направления в
социологии, представленного работами
Тарда, Уорда и других социологов. В частности,
он ссылается на положения Лестера Уорда
о том, что имеют место "два рода социального
прогресса - пассивный, натуральный, генетический
и активный, искусственный, телеологический.
Соглашаясь с Уордом, он обосновывает
вывод о возрастании роли активного социального
начала в развитии общества, о доминировании
в нем духовной культуры над материальным
производством.
Туган-Барановский отверг расширительное
толкование классовой борьбы, согласно
которому она определяет содержание всех
или почти всех потребностей и интересов
людей. Класс в его понимании - это понятие,
применимое лишь в сфере экономики. Оно
обозначает группы людей, объединенных
общностью экономических интересов. Это
понятие что-то разъясняет в области экономических
отношений, но непригодно для объяснения
процессов в других сферах жизни общества,
особенно в науке, культуре, духовной жизни.
Будучи крупным экономистом, Туган-Барановский
неоднократно высказывал свое несогласие
с выводами Маркса о тенденции обнищания
рабочего класса. Ссылаясь на реальные
факты, он доказывал, что уровень жизни
рабочего класса в передовых капиталистических
странах неуклонно повышается, что успехи
капиталистической промышленности идут
на пользу рабочим. Рост производительности
труда, писал он, ведет и к росту благосостояния
рабочих.
Как считал Туган-Барановский, в социалистическом
обществе должны получить большое развитие
производительные артели. Трудовые же
кооперативы могут совершать и на государственных
предприятиях. Особою важность он придавал
свободной сельскохозяйственной кооперации,
через которую крестьяне могут прийти
к крупному и эффективному сельскохозяйственному
производству. Он утверждал, что кооперативная
организация хозяйственной жизни не ниже,
чем государственная и в то же пора имеет
свои преимущества. А потому свободная
кооперация найдет в социалистическом
обществе широкое применение^. Таковы
были выводы этого выдающегося социолога
и экономиста первой половины XX в. Остается
лишь пожалеть, что его работы, в том числе
по кооперации, были до сих пор преданы
забвению либо подвергались необоснованной
и тенденциозной критике. От этого много
потеряли как теория, так и практика экономических
и социальных преобразований в нашей стране.5
Заключение.
В заключение следует отметить, что практически
все мысли Струве являлись весьма актуальными
для экономической науки того времени
- и отказ от трудовой теории ценности
(а вместе с этим и от марксизма), и определение
сферы экономического анализа, и доказательство
невозможности построения теории распределения
(которая была весьма острым вопросом
в западной и русской науке в то время),
и подчеркивание роли социологии в исследовании
хозяйства (расцвет экономической социологии
начался только в 1980-х гг.).
Но главное достоинство книги Струве -
самостоятельность мысли этого русского
ученого, изложившего свое видение теории
хозяйства, независимое от каких-либо
столпов или авторитетов.
Согласно широко известной, схеме, П.Б.
Струве пережил следующую мировоззренческую
эволюцию: от неклассического, творчески
переосмысленного марксизма и позитивизма
к метафизическому идеализму и либеральному
консерватизму. И именно эта, по сути верная,
схема, а также факты политической биографии
мыслителя позволяют всевозможным публицистам
вот уже более столетия жонглировать оценками:
"ренегат Струве" – "раскаявшийся
Струве". На деле же, если рассматривать
жизненный путь этой яркой личности, можно
отметить сложное, но вполне закономерное
становление взглядов, чуждое кардинальных
"переоценок ценностей", присущих
ряду его современников.
Известно, что интерес к политике возник у юного Струве очень рано. Так, уже в 14-летнем возрасте, в своём дневнике он пишет такие строки:
"… Я имею сложившиеся
политические убеждения, я
"… Струве… открыто перешёл к метафизике, т.е. отпав от позитивизма, в философском отношении перестал быть и марксистом." 6
В дальнейшем общефилософские
взгляды П.Б. Струве фактически не подвергались
значительным трансформациям, что, однако,
нельзя сказать о социально-
Нельзя не сказать о
том, что вплоть до 1915 года П.Б. Струве
входил в состав ЦК Конституционно-
В изгнании П.Б. Струве избежал
серьёзных мировоззренческих
1Франк С. Л. Воспоминания о П. Б. Струве./ Франк С. Л. Непрочитанное… — М. — Московская школа политических исследований — 2001.,с. 56.
2 Франк С. Л. Воспоминания о П. Б. Струве./ Франк С. Л. Непрочитанное… — М. — Московская школа политических исследований — 2001.,с. 81.
3
. Е. Братченко, А. Дмитриев 'Экономическая
теория в работе П. Б. Струве "Хозяйство
и цена"' // Журнал "Экономическая
школа". Выпуск 4, 1998 г. ,с.116-235.
4 Головин Я.В. О философской эволюции П.Б. Струве // Русская философия: многообразие в единстве. – М.,2001. С.53-55.
5 Гайденко П.П. "Под знаком меры" (либеральный консерватизм П.Б. Струве) // Вопросы философии. 1992. №12 , с.35-123.
6 Струве П.Б. К характеристике нашего философского развития // Его же. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. – М., 1997. С. 189.