Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:48, реферат
В составляющее половину лет XVI столетия, есть одна из самых важных эпох. Оно важно как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таком противоположном качестве многих важных явлений характер главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представлялся загадочным, уяснить и определить его было немаловажной задачей отечественной истории, а это было возможно только при разнообразном изучении как былевой, так и бытовой стороны того века, к которому принадлежал царь Иван. Чтобы понять деятельность Ивана IV, надо знать, какую страну он получил в наследство, когда в 1533 году трехлетним ребенком вступил на престол и стал государем великим князем всея Руси.
введение.
Детские и юношеские годы Ивана Грозного.
Первые дни правления.
Период внутренних реформ.
Завоевание Казанского и Астраханского царств. Начало Ливонской войны.
Опричнина; Эпоха террора.
Заключение.
Список литературы.
Вторая половина 16 века стала важным этапом в истории Русского государства. Крутой поворот от боярского правления к реформам и последовавший затем опричный террор – таковы основные вехи развития страны того времени.
Иван Грозный – личность, неоднозначно оцениваемая, как современниками, так и историками наших дней.
Мы его почти не знаем, разве что с внешней стороны. Он губил животных и даже людей, будучи еще ребенком. Почему? Как он рос? Как создавался его характер? Был ли он зверем от природы? Ответы на эти вопросы я постарался найти и отразить в своем реферате.
В последнее десятилетие отечественная
историческая наука претерпела ряд существенных
изменений, которые позволяют говорить
об усилении тенденций к глубинной трансформации
российской историографии. В 1990-е годы
историческое знание в России утрачивает
ряд присущих советской традиции черт
- значительной степени идеологизации
гуманитарного знания, примата материалистического
миропонимания в историческом исследовании,
господствующее положение формационного
подхода и т. д. Данные изменения нередко
трактуются как кризис советской историографии,
познавательный потенциал которой и ее
научный статус скептики склонны ставить
под сомнение.
Это в свою
очередь ставит проблему
Решение поставленной проблемы может быть достигнуто посредством изучения освещения в советской историографии исторической темы, которая также рассматривалась в предшествующей ей традиции - дореволюционной и последующей - современной. Среди подобных тем можно выделить проблему восприятия фигуры носителя верховной власти в средневековой Руси, изучением которой отмечены основные традиции отечественной исторической науки.
Транслируемое В. Н. Татищевым, М. М. Щербатовым и особенно Н. М. Карамзиным представление о монархическом государстве как о «палладиуме» русской истории, уходящее своими истоками еще к эпистолярному наследию Грозного, в модернизированном виде прошло через всю российскую историографию XIX в. Особое звучание тезис о неизбежности развития России по пути укрепления монархической государственности получил в работах представителей историко-юридической школы, прежде всего ее старшего поколения - К. Д. Кавелина, С. М. Соловьева и Б. Н. Чичерина. Это обуславливалось усвоением отечественной историографией представления о неизбежности прогресса сначала в гегельянской, а затем позитивистской трактовке, помещенного в социально-политическую плоскость.
На этой основе и велось изучение фигуры носителя верховной власти на средневековой Руси. Царь, как правило, рассматривался в системе его взаимоотношений с боярством, которое изображалось скорее как окружение монарха, нежели как особая социальная группа. При этом подчеркивался прогрессивный характер самодержавных устремлений московских государей (особенно Ивана III, Василия III и Ивана IV), направленных против осколка родового быта - косного боярства (особенно в трудах представителей старшего поколения историко-юридической школы). Впрочем, борьба с боярством нередко представлялась и как борьба против лиц, а не против порядка, что было закономерно в русле представления о боярстве как об окружении государя.
В советской исторической науке в трактовке
роли царя в средневековой Руси произошли
существенные изменения. Достигнуто это
было прежде всего посредством помещения
изучения в иной контекст - социально-экономический.
Смещение акцентов, в числе причин которого
были и соображения идеологического порядка,
значительно трансформировало проблемное
поле отечественной медиевистики, поставив
ранее не поднимаемые или слабо освещаемые
в историографии вопросы.
Самое пристальное внимание стало уделяться связи между социально-экономическими интересами представителей определенных социальных групп и их деятельностью. Более того, эта связь была возведена в абсолют, превратившись в единственно возможную мотивацию деятельности средневекового человека. Как же это выглядело в конкретных исторических исследованиях?
Представление об оппозиционной сущности взаимоотношений государя и боярства, привлекательное для понимания истории в русле борьбы противоположностей, было позаимствовано советской историографией, которая, однако, наполнила его новым содержанием. Царь на Руси теперь стал рассматриваться не как самоценная фигура, отражающая лишь собственные интересы, а прежде всего как защитник интересов определенных социальных групп. Понятно, что при этом внеклассовая теория самодержавия, разрабатываемая дореволюционной историографией, стала объектом самой резкой критики
Огромную роль для изучения царя в средневековой
Руси сыграло обусловленное в значительной
мере политическими причинами усвоение
теории пяти формаций, каждая из которых
обладала четко очерченным набором экономических,
социально-политических и культурных
характеристик. Помещение отечественного
историографического полотна в пятичленную
периодизацию мировой истории, предпринятое
в 20-30-е годы, сообщило данной традиции
в восприятии царской власти на Руси дополнительный
колорит. Так, периоду позднего феодализма,
в который был помещен интересующий нас
XVI в., в марксистском прочтении мировой
истории должна была соответствовать
особая форма верховной власти - абсолютизм.
Как отмечал В. В. Мавродин, «образование
сильного государства в условиях того
времени возможно было лишь как создание
государства со складывающейся самодержавной
властью во главе». Понятно, что все факторы,
способные, как казалось, затормозить
и поколебать торжество абсолютной монархии
в России, были помещены в разряд реакционных.
Неудивительно поэтому, что верхний этаж
московской аристократии, обретшей классовые
черты, в отличие от дореволюционной трактовки
ее как окружения монарха, был помещен
в ряд тормозящих поступательное развитие
факторов. Так, для историографии 1940 - начала
50-х г. характерно следующее определение
боярства: «Бояре-княжата в своих вотчинах
чувствовали еще себя по-прежнему удельными
князьями, неограниченными владыками.
Воротынские, Одоевские, Шуйские
и др. были в своих уделах и вели отчины
под собой имели. В вотчинах бояр-княжат
жила многочисленная дворня, слуги, стояли
укрепленные острожки, собирались целые
рати.
Носители
традиций феодальной
ДЕТСКИЕ
И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ
ИВАНА.
Ивану было три года, когда умер его отец, Василий III (1533г.). Правительницей государства стала его мать, Великая княгиня Елена Васильевна. Дяди Ивана, удельные князья Юрий и Андрей, которых считали опасными претендентами на престол, были посажены в тюрьму и скоро умерли. В 1538г. умерла и сама Елена, и малолетний великий князь остался круглым сиротой.
Наступила мрачная эпоха боярского правления, эпоха беззакония, насилия, смут, вражды и борьбы за власть. Эта борьба шла преимущественно между двумя наиболее знатными боярскими фамилиями – князьями Шуйскими и Бельскими. То одна, то другая партия захватывала власть в стране и преследовала побежденных противников.
Мальчик - государь, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, жил и рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. Бояре - правители не только не заботились о правильном воспитании будущего государя, но даже плохо кормили его и его маленького брата, а иногда и прямо обижали или оскорбляли его; но во время торжественных церемоний и парадных приемов, на глазах народа или иноземных послов, бояре оказывали юноше все знаки внешнего почтения к его высокому сану. Так в душе мальчика рано образовалось чувство вражды и ненависти к боярам, как его врагам и похитителям его власти. Сцены боярского своеволия и насилия и его собственная беспомощность и бессилие развили в нем подозрительность, недоверие к людям, пренебрежение к человеческому достоинству. Так называемое "боярское правление" надолго запомнилось русским людям беззастенчивым расхищением казны, раздачей должностей "своим людям", расправами и разбоями.
Имея в своем расположении много свободного
времени, Иван предавался чтению и перечитывал
все книги, которые мог найти во дворце.
Единственным его искренним другом и духовным
наставником был митрополит Макарий. Образованный
и умный, он составлял в те годы свой знаменитый
сборник житий и поучений и обладал огромной
библиотекой. Он и приучил Ивана к чтению,
образовав его ум, рано внушив юноше понятие
о Москве, как о третьем Риме, и воспитав
в нем желание, превратить великое княжество
Московское в православное царство.
Но, к сожалению
даже влияние Макария не могло
истребить в будущем царе
ПЕРВЫЕ
ДНИ ПРАВЛЕНИЯ
Достигнув
совершеннолетия, Иван
Через
две недели Иван женился на Анастасии
Романовне Захарьиной-Юрьевой, с которой
он счастливо прожил более тринадцати
лет, и которая имела на него благотворное
моральное влияние. В апреле и июне того
же года в Москве произошел ряд страшных
пожаров. На пятый день после великого
пожара москвичи подняли бунт, обвиняя
родственников царя Глинских в поджогах;
они убили царева дядю, боярина Юрия Глинского
и его детей. Их имущество было разграблено.
Впечатлительный царь, напуганный жуткими
картинами пожаров и бунта, каялся в своих
грехах и дал обет отныне посвятить все
свои силы служению государству и народу.
ПЕРИОД
ВНУТРЕННИХ РЕФОРМ
Со времени
женитьбы и венчания на царство началась
самостоятельная деятельность царя
Ивана. К концу 40-х годов вокруг
молодого правителя образовался
круг советников, который составляли
главным образом митрополит Макарий,
священник Сильвестр, Алексей Адашев и
князь Андрей Курбский. Это новое правительство
позднее было названо "Избранной радой".
Начиная с 1550г. правительство Ивана IV провело
в жизнь целый ряд важных реформ. В том
же году был созван «собор» духовных и
светских сановников для обсуждения необходимых
мероприятий. Был создан новый судебник.
Главные его особенности заключались
в том, что он всячески заботился о праведном
суде и для правосудия требовал, чтобы
на суде присутствовали выборные от народа
старосты и «целовальники» (то есть присяжные).
Через год собором был создан сборник
правил церковного порядка и благочиния,
содержавший в себе 100 глав и потому названный
«Стоглавом». Он имел целью обновить и
улучшить церковно-общественную жизнь
и уничтожить злоупотребления в церковном
управлении и хозяйстве.
В то же
время, кроме составления
Была проведена военная реформа, призвано 1000 боярских и дворянских детей и даны им земельные участки возле Москвы. Они составили особый полк «московских дворян». Войско получило более правильное устройство. Дворянское ополчение обыкновенно собиралось на службу так, что дворяне каждого города с уездом составляли один отряд (туляне, коломничи, ярославцы). Эти-то отряды и были поделены при Иване на «сотни» и поставлены под начальство особых «голов». Кроме того, была образована особая пехота с ружьями и устроена хорошая артиллерия. Наконец был произведен пересмотр и уравнение поместий с тем, чтобы государевы земли были справедливо распределены между помещиками. В придачу к поместьям помещикам давалось иногда и денежное пособие.
Таковы
были меры Ивана IV, выработанные им вместе
с кружком бояр и Сильвестром в 50-х годах
XVI века.
ЗАВОЕВАНИЕ
КАЗАНСКОГО И АСТРАХАНСКОГО
ЦАРСТВ. НАЧАЛО ЛИВОНСКОЙ
ВОЙНЫ.
Не менее славны и внешние дела Ивана, современные его реформам. Первым его великим успехом было завоевание татарского Казанского царства.
Казанские ханы и эмиры из года в год нападали на пограничные русские земли, разоряли города и селения, уводили в плен горожан и крестьян. К началу 50-х годов более 100 тысяч человек томились в плену и были продано в рабство.
В 1552г. огромное русское войско во главе с самим царем двинулось к Казани. После продолжительной бомбардировки, взрывов, подкопов и страшного кровопролитного штурма татарская столица была взята. Город был сожжен и разграблен; остатки татарских ратей были добиты в окрестных лесах; казанский царь был взят в плен и крещен; таким образом татарское ханство было уничтожено. Вместо татарской Казани Иван построил русскую. Но несмотря на это понадобилось несколько лет, чтобы были покорены подвластные Казани народы (черемисы, мордва, чуваши, вотяки, башкиры).
В 1555г. в Казань был направлен архиепископ Гурий для распространения здесь христианской религии.
В 1556г. царь,
ободренный успехом в Казанском походе,
сравнительно легко завоевывает Астрахань,
и таким образом все нижнее и среднее Поволжье
вошло в состав Московского государства.
Этими военными успехами были открыты для русской колонизации огромные пространства плодородных малонаселенных и пахотных земель. Со второй половины XVI века в эти области устремляется широкий поток русских колонизаторов. В 80-х гг. здесь возникают новые русские города - Самара, Уфа, Саратов, Царицын и множество других городов, сел и деревень.