Исторический портрет ивана грозного

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:48, реферат

Описание работы

В составляющее половину лет XVI столетия, есть одна из самых важных эпох. Оно важно как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таком противоположном качестве многих важных явлений характер главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представлялся загадочным, уяснить и определить его было немаловажной задачей отечественной истории, а это было возможно только при разнообразном изучении как былевой, так и бытовой стороны того века, к которому принадлежал царь Иван. Чтобы понять деятельность Ивана IV, надо знать, какую страну он получил в наследство, когда в 1533 году трехлетним ребенком вступил на престол и стал государем великим князем всея Руси.

Содержание

введение.

Детские и юношеские годы Ивана Грозного.

Первые дни правления.

Период внутренних реформ.

Завоевание Казанского и Астраханского царств. Начало Ливонской войны.

Опричнина; Эпоха террора.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

введение.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

     Вторая половина 16 века стала важным этапом в истории Русского государства. Крутой поворот от боярского правления к реформам и последовавший затем опричный террор – таковы основные вехи развития страны того времени.

         Иван Грозный – личность, неоднозначно оцениваемая, как современниками, так и историками наших дней.

        Мы его почти не знаем, разве что с внешней стороны. Он губил животных и даже людей, будучи еще ребенком. Почему? Как он рос? Как создавался его характер? Был ли он зверем от природы? Ответы на эти вопросы я постарался найти и отразить в своем реферате.

        В последнее десятилетие отечественная историческая наука претерпела ряд существенных изменений, которые позволяют говорить об усилении тенденций к глубинной трансформации российской историографии. В 1990-е годы историческое знание в России утрачивает ряд присущих советской традиции черт - значительной степени идеологизации гуманитарного знания, примата материалистического миропонимания в историческом исследовании, господствующее положение формационного подхода и т. д. Данные изменения нередко трактуются как кризис советской историографии, познавательный потенциал которой и ее научный статус скептики склонны ставить под сомнение. 
 
 
 
 

 Это в свою  очередь ставит проблему изучения  познавательных возможностей традиции, господствующей в отечественной  исторической науке большей части  XX в., - советской.

          Решение поставленной проблемы может быть достигнуто посредством изучения освещения в советской историографии исторической темы, которая также рассматривалась в предшествующей ей традиции - дореволюционной и последующей - современной. Среди подобных тем можно выделить проблему восприятия фигуры носителя верховной власти в средневековой Руси, изучением которой отмечены основные традиции отечественной исторической науки.

            Транслируемое  В. Н. Татищевым,  М. М. Щербатовым и особенно  Н. М. Карамзиным представление о монархическом государстве как о «палладиуме» русской истории, уходящее своими истоками еще к эпистолярному наследию Грозного, в модернизированном виде прошло через всю российскую историографию XIX в. Особое звучание тезис о неизбежности развития России по пути укрепления монархической государственности получил в работах представителей историко-юридической школы, прежде всего ее старшего поколения -  К. Д. Кавелина,  С. М. Соловьева и Б. Н. Чичерина. Это обуславливалось усвоением отечественной историографией представления о неизбежности прогресса сначала в гегельянской, а затем позитивистской трактовке, помещенного в социально-политическую плоскость.

           На этой основе и велось изучение фигуры носителя верховной власти на средневековой Руси. Царь, как правило, рассматривался в системе его взаимоотношений с боярством, которое изображалось скорее как окружение монарха, нежели как особая социальная группа. При этом подчеркивался прогрессивный характер самодержавных устремлений московских государей (особенно Ивана III, Василия III и  Ивана IV), направленных против осколка родового быта - косного боярства (особенно в трудах представителей старшего поколения историко-юридической школы). Впрочем, борьба с боярством нередко представлялась и как борьба против лиц, а не против порядка, что было закономерно в русле представления о боярстве как об окружении государя.

      В советской исторической науке в трактовке роли царя в средневековой Руси произошли существенные изменения. Достигнуто это было прежде всего посредством помещения изучения в иной контекст - социально-экономический. Смещение акцентов, в числе причин которого были и соображения идеологического порядка, значительно трансформировало проблемное поле отечественной медиевистики, поставив ранее не поднимаемые или слабо освещаемые в историографии вопросы.  
 
 
 
 

Самое пристальное  внимание стало уделяться связи  между социально-экономическими интересами представителей определенных социальных групп и их деятельностью. Более того, эта связь была возведена в абсолют, превратившись в единственно возможную мотивацию деятельности средневекового человека. Как же это выглядело в конкретных исторических исследованиях?

         Представление об оппозиционной сущности взаимоотношений государя и боярства, привлекательное для понимания истории в русле борьбы противоположностей, было позаимствовано советской историографией, которая, однако, наполнила его новым содержанием.  Царь на Руси теперь стал рассматриваться не как самоценная фигура, отражающая лишь собственные интересы, а прежде всего как защитник интересов определенных социальных групп. Понятно, что при этом внеклассовая теория самодержавия, разрабатываемая дореволюционной историографией, стала объектом самой резкой критики

         Огромную роль для изучения царя в средневековой Руси сыграло обусловленное в значительной мере политическими причинами усвоение теории пяти формаций, каждая из которых обладала четко очерченным набором экономических, социально-политических и культурных характеристик. Помещение отечественного историографического полотна в пятичленную периодизацию мировой истории, предпринятое в 20-30-е годы, сообщило данной традиции в восприятии царской власти на Руси дополнительный колорит. Так, периоду позднего феодализма, в который был помещен интересующий нас XVI в., в марксистском прочтении мировой истории должна была соответствовать особая форма верховной власти - абсолютизм. Как отмечал В. В. Мавродин, «образование сильного государства в условиях того времени возможно было лишь как создание государства со складывающейся самодержавной властью во главе». Понятно, что все факторы, способные, как казалось, затормозить и поколебать торжество абсолютной монархии в России, были помещены в разряд реакционных. Неудивительно поэтому, что верхний этаж московской аристократии, обретшей классовые черты, в отличие от дореволюционной трактовки ее как окружения монарха, был помещен в ряд тормозящих поступательное развитие факторов. Так, для историографии 1940 - начала 50-х г. характерно следующее определение боярства: «Бояре-княжата в своих вотчинах чувствовали еще себя по-прежнему удельными князьями, неограниченными владыками.  Воротынские,  Одоевские,  Шуйские и др. были в своих уделах и вели отчины под собой имели. В вотчинах бояр-княжат жила многочисленная дворня, слуги, стояли укрепленные острожки, собирались целые рати. 
 
 
 
 

 Носители  традиций феодальной раздробленности  - бояре-княжата препятствовали усилению  самодержавной власти и централизации государства» 
 

ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ ИВАНА. 
 

       Ивану было три года, когда умер его отец, Василий III (1533г.). Правительницей государства стала его мать, Великая княгиня Елена Васильевна. Дяди Ивана, удельные князья Юрий и Андрей, которых считали опасными претендентами на престол, были посажены в тюрьму и скоро умерли. В 1538г. умерла и сама Елена, и малолетний великий князь остался круглым сиротой.

      Наступила мрачная эпоха боярского правления, эпоха беззакония, насилия, смут, вражды и борьбы за власть. Эта борьба шла преимущественно между двумя наиболее знатными боярскими фамилиями – князьями Шуйскими и Бельскими. То одна, то другая партия захватывала власть в стране и преследовала побежденных противников.

        Мальчик - государь, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, жил и рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. Бояре - правители не только не заботились о правильном воспитании будущего государя, но даже плохо кормили его и его маленького брата, а иногда и прямо обижали или оскорбляли его; но во время торжественных церемоний и парадных приемов, на глазах народа или иноземных послов, бояре оказывали юноше все знаки внешнего почтения к его высокому сану. Так в душе мальчика рано образовалось чувство вражды и ненависти к боярам, как его врагам и похитителям его власти. Сцены боярского своеволия и насилия и его собственная беспомощность и бессилие развили в нем подозрительность, недоверие к людям, пренебрежение к человеческому достоинству. Так называемое "боярское правление" надолго запомнилось русским людям беззастенчивым расхищением казны, раздачей должностей "своим людям", расправами и разбоями.

             Имея в своем расположении много свободного времени, Иван предавался чтению и перечитывал все книги, которые мог найти во дворце. Единственным его искренним другом и духовным наставником был митрополит Макарий. Образованный и умный, он составлял в те годы свой знаменитый сборник житий и поучений и обладал огромной библиотекой. Он и приучил Ивана к чтению, образовав его ум, рано внушив юноше понятие о Москве, как о третьем Риме, и воспитав в нем желание, превратить великое княжество Московское в православное царство. 
 
 

 Но, к сожалению  даже влияние Макария не могло  истребить в будущем царе нравственную  порчу. 
 

ПЕРВЫЕ  ДНИ ПРАВЛЕНИЯ 
 

 Достигнув  совершеннолетия, Иван торжественно  венчался на царство «венцом царским» или «шапкой Мономаха», и официально принял титул царя и великого князя всея Руси ( 16 января 1547г. ). Надобно было, чтобы этот новый титул признали восточные правители, а затем и все прочие государства. Патриарх Константинопольский прислал Ивану lV свое согласие и благоволение; многие же другие государи долго отказывали московским царям в их царском титуле, именуя их по-прежнему только великими князьями.

     Через две недели Иван женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, с которой он счастливо прожил более тринадцати лет, и которая имела на него благотворное моральное влияние. В апреле и июне того же года в Москве произошел ряд страшных пожаров. На пятый день после великого пожара москвичи подняли бунт, обвиняя родственников царя Глинских в поджогах; они убили царева дядю, боярина Юрия Глинского и его детей. Их имущество было разграблено. Впечатлительный царь, напуганный жуткими картинами пожаров и бунта, каялся в своих грехах и дал обет отныне посвятить все свои силы служению государству и народу. 

ПЕРИОД  ВНУТРЕННИХ РЕФОРМ 

Со времени  женитьбы и венчания на царство началась самостоятельная деятельность царя Ивана. К концу 40-х годов вокруг молодого правителя образовался  круг советников, который составляли главным образом митрополит Макарий, священник Сильвестр, Алексей Адашев и князь Андрей Курбский. Это новое правительство позднее было названо "Избранной радой". Начиная с 1550г. правительство Ивана IV провело в жизнь целый ряд важных реформ. В том же году был созван «собор» духовных и светских сановников для обсуждения необходимых мероприятий. Был создан новый судебник. Главные его особенности заключались в том, что он всячески заботился о праведном суде и для правосудия требовал, чтобы на суде присутствовали выборные от народа старосты и «целовальники» (то есть присяжные). Через год собором был создан сборник правил церковного порядка и благочиния, содержавший в себе 100 глав и потому названный «Стоглавом». Он имел целью обновить и улучшить церковно-общественную жизнь и уничтожить злоупотребления в церковном управлении и хозяйстве. 
 
 

 В то же  время, кроме составления законов,  шли меры и практические. Было  установлено, что как помещики, так и вотчинники должны обязательно  и одинаково нести государеву  воинскую службу согласно общей  установленной норме, пропорционально их землевладениям.

        Была проведена военная реформа, призвано 1000 боярских и дворянских детей и даны им земельные участки возле Москвы. Они составили особый полк «московских дворян». Войско получило более правильное устройство. Дворянское ополчение обыкновенно собиралось на службу так, что дворяне каждого города с уездом составляли один отряд (туляне, коломничи, ярославцы). Эти-то отряды и были поделены при Иване на «сотни» и поставлены под начальство особых «голов». Кроме того, была образована особая пехота с ружьями и устроена хорошая артиллерия. Наконец был произведен пересмотр и уравнение поместий с тем, чтобы государевы земли были справедливо распределены между помещиками. В придачу к поместьям помещикам давалось иногда и денежное пособие.

     Таковы были меры Ивана IV, выработанные им вместе с кружком бояр и Сильвестром в 50-х годах XVI века. 
 

ЗАВОЕВАНИЕ  КАЗАНСКОГО И АСТРАХАНСКОГО  ЦАРСТВ. НАЧАЛО ЛИВОНСКОЙ  ВОЙНЫ. 

Не менее славны и внешние дела Ивана, современные  его реформам. Первым его великим успехом было завоевание татарского Казанского царства.

      Казанские ханы и эмиры из года в год нападали на пограничные русские земли, разоряли города и селения, уводили в плен горожан и крестьян. К началу 50-х годов более 100 тысяч человек томились в плену и были продано в рабство.

       В 1552г. огромное русское войско во главе с самим царем двинулось к Казани. После продолжительной бомбардировки, взрывов, подкопов и страшного кровопролитного штурма татарская столица была взята. Город был сожжен и разграблен; остатки татарских ратей были добиты в окрестных лесах; казанский царь был взят в плен и крещен; таким образом татарское ханство было уничтожено. Вместо татарской Казани Иван построил русскую. Но несмотря на это понадобилось несколько лет, чтобы были покорены подвластные Казани народы (черемисы, мордва, чуваши, вотяки, башкиры).

      В 1555г. в Казань был направлен архиепископ Гурий для распространения здесь христианской религии.

   В 1556г. царь, ободренный успехом в Казанском походе, сравнительно легко завоевывает Астрахань, и таким образом все нижнее и среднее Поволжье вошло в состав Московского государства.  
 
 
 

Этими военными успехами были открыты для русской  колонизации огромные пространства плодородных малонаселенных и пахотных земель. Со второй половины XVI века в эти области устремляется широкий поток русских колонизаторов. В 80-х гг. здесь возникают новые русские города - Самара, Уфа, Саратов, Царицын и множество других городов, сел и деревень.

Информация о работе Исторический портрет ивана грозного