Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 12:54, реферат
Завещание Василия III не сохранилось, и мы не знаем в точности, каковой была
его последняя воля. В Воскресенской летописи 1542г читаем, что Василий III
благословил «на государство» сына Ивана и вручил ему «скипетр великой Руси»,
а жене приказал держать государство «под сыном» до его возмужания. Но
необходимо учитывать, что вековые обычаи не допускали участия женщины в делах
правления. Если бы великий князь вверил жене государство, он нарушил бы
древние московские традиции.
схватить хозяина и ограбить подворье, был разграблен Софийский собор,
начались повальные аресты. Опричники бросали в Волхов связанных по рукам и
ногам людей и рогатинами топили тех, кому удавалось всплыть; опальных жгли на
костре, подвешивая за руки. Считая вину духовенства доказанной, царь начал
посещение окрестных монастырей для изъятия казны и ценностей. Разделавшись с
новгородцами, опричное воинство двинулось к Пскову. Жители, выражая полную
покорность, выставили столы с хлебом-солью вдоль главных улиц. Но царь не
пощадил Пскова: Печорскому игумену, вышедшему навстречу царю, отрубили
голову; из соборов забрали все ценности; город был отдан на разграбление
опричникам. По легенде Иван встретил юродивого, и тот подал ему совет ехать
прочь из города, чтобы избежать несчастья. Не слушая, Иван велел снять
колокол с Троицкого собора – в тот же час под царем пал конь. Пророчество
стало сбываться и опричное войско в спешке покинуло город, устроив, однако
резню в Твери, Торжке и Клину.
Опричная политика утратила первоначальную антикняжескую направленность.
Новгородское дело завершило второй цикл замены боярского руководства земщины.
Погром Новгорода вызвал волну недовольства, печатник Иван Висковатый отважился
на объяснение с царем, убеждая прекратить кровопролитие. В ответ царь
разразился угрозами в адрес боярства: «Я вас еще не истребил, а едва только
начал, но постараюсь всех вас искоренить, чтобы и памяти вашей не осталось!»
[3]. Новгород перерос в московское дело, суд над московской верхушкой длился
несколько недель, печатника разрезали на части живьем, казначей Никита Фуников
был заживо сварен в кипятке, около 100 человек было казнено.
Стихийные бедствия и татарские набеги приносили неописуемые бедствия, но
опричники были в глазах народа страшнее татар. Царь оправдывал деяния войска
необходимостью искоренить измену и это вело к неслыханным злоупотреблениям.
Кровавые погромы, разбои, доносы и беззакония были возведены в ранг
государственной политики и в конечном итоге деморализовали саму опричнину.
Состав опричнины постепенно пополнялся земцами, многие из которых испытали
погромы на себе. Теперь опале начали подвергаться те, кто создал опричнину -
царь велел расследовать преступления и наказывал опричных, чтобы вернуть
доверие земщины. Но новые сподвижники Ивана старательно культивировали его
подозрительность.
В 1571г крымский хан Давлет-Гирей напал на Москву, учинил погром и сжег
столицу. Опричное войско не смогло защитить город, чем сильно оскандалилось
пред лицом народа.
После сожжения Москвы правительство начало исподволь готовиться к упразднению
опричнины. Угроза татарского вторжения ускорила слияние военных сил опричнины
и земщины. Вскоре власти приступили к изменениям в сфере административного
управления. Против обыкновения, в начале года в опричнину не были взяты новые
уезды. Грозный долго не решался отдать приказ о роспуске опричной гвардии, но
известие о разгроме татар под Москвой положило конец его колебаниям. С
падением опричнины
начался пересмотр
расстаться с землями и высокими земельными окладами – произошло повторное
перераспределение земли.
Последним достойным завершением опричных деяний явился царский указ 1572 года
о запрещении употреблять самое название опричнины. Эта мера служила
своеобразной оценкой опричнины со стороны Грозного. К тому же, боясь
нежелательной критики опричных порядков, указ принуждал всех к молчанию. Но
казни продолжались еще долго и после отмены опричнины.
Угроза новой опричнины появилась, когда в 1575г Грозный вторично отрекся от
престола и посадил на трон служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича.
Грозный подает челобитную своему ставленнику о введении чрезвычайного
положения. Грозному понадобился примерно месяц на формирование новых опричных
владений и новой гвардии, он также забрал в «удельную» казну царскую корону и
другие регалии. Публичные казни, осуществленные через месяц после
«отречения», произвели тягостное впечатление на современников. Царь довершил
разгром того боярского круга, который управлял опричниной в конце ее
существования. Современники считали причиной новых опал раздор в царской
семье, московский летописец повествует, будто царь «мнети почал на сына
своего царевича Ивана Ивановича о желании царства». Татарский хан пробыл на
троне около года. Грозный полагал, что услуги хана могут ему еще понадобиться
и «отставил» его с почетом, отправив на княжение в Тверь.
Вывод
Вводя опричнину, Иван стремился к укреплению своей самодержавной сласти.
Объективно опричнина способствовала централизации страны, т.к. уничтожала
остатки феодальной раздробленности. Однако цели и средства несоизмеримы.
Последствия опричнины для России были трагичными:
1.
Становление деспотического
холопов и феодалов, и крестьян;
2. Подрывание экономики страны – земли были разорены, крестьяне бежали
из вотчин и поместий; введены были «заповедные годы», фактически вводившие
крепостное право;
3. Опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской
войне.
Мнения
современников и
историков об опричнине.
Казалось бы, лучше всего должны понимать смысл опричнины современники Ивана
Грозного. Однако ясного и удовлетворительного ответа в их сочинениях нет, они
как бы уклоняются от ответа на этот вопрос. Не содержат объяснения и
сочинения самого Ивана IV. Грозный возлагал всю вину за происходящее на
«изменников» (прежде всего бояр), а себя представлял жертвой интриг. А ведь
далеко не всегда можно различить, где была «измена», а где – просто
подозрительность царя.
Андрей Михайлович Курбский в своих сочинениях стремился не столько понять,
сколько обличить царя в тиранстве и пролитии невинной крови.
Иностранные наблюдатели не могли постичь общий смысл событий в чуждой им
Московии. Поэтому
порой они сознательно
целью спровоцировать своих государей к военному вторжению в Россию.
Русские летописи и сказания не скрывают фактов жестокостей опричнины, но
избегают прямой оценки политики царя. В сознании русских людей того времени
Иван IV был, хотя и грозный, но все же законный государь, власть которому
дана от Бога. Из летописи: «понеже (потому что) опришнину повеле учинити себе
особно» («учинил» - и все тут!).
Историки XVII – первой половины XIXвв основывали свои исследования об
опричнине на показаниях современников и летописей. В.Н.Татищев оправдывал
деяния Ивана Грозного и осуждал измены бояр. Князь-аристократ М.М.Щербатов,
напротив, видел в царе тирана, нарушившего вековой союз монархии с боярством.
Н.М.Карамзин осуждал борьбу Грозного с боярством и противопоставлял опричнину
мудрому правлению первых лет царствования Ивана. С.М.Соловьев рассматривает
опричнину, как постепенный переход от «родовых» отношений к
«государственным», но не оправдывает жестокости царя.
В дореволюционное время С.Ф.Платонов видел смысл опричнины в борьбе
государственной власти против могущественной боярской знати. Концепция
Платонова впоследствии
перешла в советскую
опричнина считалась уже явлением «прогрессивным».
Р.Г.Скрынников считает, что опричнина не была единой на всем протяжении
своего существования и имела четко выраженную антикняжескую направленность
лишь на начальном своем этапе.
Исследования последних десятилетий (работы В.Б.Кобрина и др.) критикуют
традиционные представления о боярстве, как о реакционной силе. Процесс
разрушения родового
княжеско-боярского
опричнины. Князья утрачивали княжеские права на свои земли и превращали их в
вотчины, которые делились между сыновьями, что приводило к измельчанию и
захуданию родов. Экономически слабое и находящееся в прямой служебной
зависимости от царя боярство не могло, да и не стремилось противопоставить
себя централизованной монархической власти.
А.А.Зимин высказывает мнение, что опричнина была нацелена против таких
«форпостов» феодальной раздробленности, как остатки уделов и новгородских
«вольностей», а также против независимости и экономического могущества
церкви.
Попытки объяснить опричнину характером Ивана Грозного предпринимались в
дореволюционной и зарубежной литературе: психически неуравновешенный,
мнительный, жестокий царь устроил расправы по своему нраву.
В.О.Ключевский и С.Б.Веселовский не видели в опричнине большого смысла и
считали, что она, в конечном счете, свелась к истреблению лиц и не изменила
общего порядка.
Тест
Январь 1547 года - Венчание на царство великого князя Ивана IV Васильевича.
1549 г – Созыв первого Земского собора.
1565-1572гг – Опричнина.
1558-1583гг – Ливонская война.
1550г – принятие
Судебника, увеличивающего «
Список
Литературы
1. История России: народ и власть. Ю.А.Сандулов, Санкт-Петербург, 1997 год.
2. Учебное пособие «Экзамен на 5». А.В.Лукутин, Москва, «Аст-Пресс»,
2000 год. Мнения современников и историков об опричнине.
3. Иван Грозный. Р.Г.Скрынников, «Наука», Москва 1975 год.
[1] «Пискаревский летописец». Материалы по истории СССР (XV-XVIIвв).
Информация о работе Исторический портрет и реформы Ивана IV Грозного