Самодержавное
государство стремилось за счёт купечества
и его профессионального дела
- торговли быстро добыть деньги и товары
для решения своих грандиозных
проблем.
Во
время Северной войны также непомерные
повинности несли крестьяне. Лишь один
перечень их производит на нас впечатление.
Повинности были нескольких видов: 1) людские
(рекруты); 2) отработочные; 3) подводные;
4) лошадные; 5)постройные; 6) натуральные
(провиантом, фуражом и так далее);
7) денежные.
«Денежные
налоги делились на постоянные и экстраординарные.
Размеры постоянных налогов оставались
стабильными долгие годы. Они формировались
из нескольких групп налогов. «Приказные»
налоги - это идущие на нужды центральных
ведомств. В начале 10-х годов XVIII века
появились постоянные налоги на строительство
новой столицы: «деньги к санкт-петербургскому
городовому делу на кирпичное дело»,
«на известное зжение», «деньги
на припасы и на дело судов». Значительную
группу постоянных денежных налогов
составляли сословные налоги, то есть
те, которые платили отдельные
сословия.
«Приказные»,
петербургские и сословные постоянные
налоги дополнялись местными платежами,
отличавшимися в каждой губернии,
провинции и даже уезде. Если объединить
их по значению, то это - сборы на местную
администрацию, гарнизоны, содержание
почты, дорог, мостов и так далее.
Постоянные
и даже чрезвычайные денежные налоги
составляли лишь незначительную часть
от общей массы государственных
повинностей. Наиболее тяжёлыми были экстраординарные
повинности, как правило смешанные:
денежно-натуральные, денежно-отработочные,
подводно-денежно-отработочные и так
далее».[3]
Были
проведены две переписи населения
- в 1710 и 1718 годах. По переписи 1718 года единицей
обложения становилась «душа» мужского
пола, вне зависимости от возраста,
с которой взималась подушная
подать в размере 70 копеек в год (с
государственных крестьян - 1 рубль
10 копеек в год). Это упорядочило
податную политику и резко подняло
доходы государства (примерно в 4 раза;
к концу правления Петра они
составляли 12 миллионов рублей в
год).2
4. Реформа государственного
управления
В
первой четверти XVIII в. переход к
абсолютизму был ускорен Северной
войной и получил свое завершение.
Именно в петровское правление создаются
регулярная армия и бюрократический
аппарат государственного управления,
происходит как фактическое, так
и юридическое оформление абсолютизма.
Для абсолютной монархии характерны
наивысшая степень централизации,
развитый, полностью зависимый от
монарха бюрократический аппарат,
сильная регулярная армия. Эти признаки
были присущи и российскому абсолютизму.
Армия помимо своей основной внутренней
функции по подавлению народных волнений
и восстаний, выполняла и другие
функции. С петровского времени
она широко использовалась в государственном
управлении как принудительная сила.
Большое распространение получила
практика посылки воинских команд на
места для понуждения администрации
к лучшему выполнению правительственных
распоряжений и указаний. Но иногда
и центральные учреждения ставились
в такое же положение, например даже
деятельность Сената в первые годы
его создания находилась под контролем
гвардейских офицеров. Офицеры и
солдаты занимались также переписью
населения, сбором налогов и недоимок.
Наряду с армией для подавления своих
политических противников абсолютизм
использовал и специально созданные
для этой цели карательные органы
- Преображенский приказ, Тайную канцелярию.
В первой четверти XVIII в. возникает
вторая опора абсолютной монархии -
бюрократический аппарат государственного
управления. Органы центральной власти,
унаследованные от прошлого времени (Боярская
дума, приказы) ликвидируются, появляется
новая система государственных
учреждений. Особенность российского
абсолютизма состояла в том, что
он совпал с развитием крепостничества,
тогда как в большинстве стран
Европы абсолютная монархия складывалась
в условиях развития капиталистических
отношений и отмены крепостного
права. Установление абсолютной монархии
в России сопровождалось широкой
экспансией государства, его вторжением
во все сферы общественной, корпоративной
и частной жизни. Петр I проводил
политику дальнейшего закрепощения
крестьян, принявшую наиболее жесткие
формы на исходе XVIII в. Наконец, усиление
роли государства проявилось в детальной,
обстоятельной регламентации прав
и обязанностей отдельных сословий
и социальных групп. Наряду с этим
происходила юридическая консолидация
правящего класса, из разных феодальных
слоев сложилось сословие дворянства.Административным
преобразованиям способствовал
и перенос столицы в Петербург.
Царь хотел иметь под рукой
необходимые рычаги управления, которые
он зачастую создавал заново, руководствуясь
сиюминутными потребностями. В первой
четверти XVIII в. был осуществлен целый
комплекс реформ, связанных с перестройкой
центральных и местных органов
власти и управления, областей культуры
и быта, а также происходит коренная
реорганизация вооруженных сил.
Почти все эти изменения происходили
во время правления Петра I и имели
огромное прогрессивное значение.
Рассмотрим
реформы высших органов власти и
управления, прошедшие в первой четверти
XVIII в., которые принято подразделять
на три этапа:
·
I этап - 1699 - 1710 гг. - частичные преобразования;
·
II этап - 1710 - 1719 гг. - ликвидация прежних
центральных органов власти и
управления, создание Сената, появление
новой столицы;
·
III этап - 1719 - 1725 гг. - образование новых
органов отраслевого управления,
проведение второй областной реформы,
реформы церковного управления и
финансово-налоговой.
5.Реформа центрального управления
Последнее
упоминание о последнем заседании
Боярской думы относится к 1704 г. Возникшая
в 1699 г. Ближняя канцелярия (учреждение,
осуществлявшее административно-финансовый
контроль в государстве) приобрела
первостепенное значение. Реальной властью
обладала заседавшая в здании Ближней
канцелярии Консилия министров - совет
глав важнейших ведомств при царе,
управлявший приказами и канцеляриями,
обеспечивавший армию и флот всем
необходимым, ведавший финансами и
строительством (после образования
Сената Ближняя канцелярия (1719) и
Консилия министров (1711) прекращают свое
существование). Следующим этапом в
реформе центральных органов
власти стало создание Сената. Формальной
причиной послужил отъезд Петра на
войну с Турцией. 22 февраля 1711 г. С
1718 по 1722 гг. Сенат стал собранием
президентов коллегий. В 1722 г. он был
реформирован тремя указами императора.
Изменен состав, включающий как президентов
коллегий, так и сенаторов, коллегиям
чуждых. Указом "О должности Сената"
Сенат получил право издавать
собственные указы. Круг вопросов, которые
находились в его ведении, был
достаточно широк: вопросы правосудия,
расходы казны и налоги, торговля,
контроль за администрацией разных уровней.
Сразу же вновь созданное учреждение
получило канцелярию с многочисленными
отделами - "столами", где работали
подьячие. Реформа 1722 г. превратила Сенат
в высший орган центрального управления,
вставший над всем государственным
аппаратом. Однако создание Сената не
могло завершить реформы управления,
так как отсутствовало промежуточное
звено между Сенатом и губерниями,
продолжали действовать многие приказы.
В 1717 - 1722 гг. на смену 44 приказам конца
XVII в. пришли коллегии. В отличие
от приказов, коллегиальная система
(1717 - 1719 гг.) предусматривала систематическое
разделение администрации на определенное
количество ведомств, что само по себе
создавало более высокий уровень
централизации. В 1721 г. была создана
Вотчинная коллегия, заменившая Поместный
приказ, в ведении которой находилось
дворянское землевладение. На правах коллегий
были Главный магистрат, который
управлял городским сословием, и
Святейший правительствующий Синод.
Его появление свидетельствовало
о ликвидации автономии церкви. В
1699 г. с целью улучшить поступление
в казну прямых налогов была учреждена
Бурмистерская палата, или Ратуша.
К 1708 г. она превратилась в центральное
казначейство, заменив Приказ большой
казны. В нее вошли двенадцать
старых финансовых приказов. Последующее
развитие принципа чиновной, бюрократической
выслуги нашло отражение в
петровской "Табели о рангах" (1722).
Новый закон разделил службу на гражданскую
и военную. В нем было определено
14 классов, или рангов, чиновников. Всякий
получивший чин 8-го класса становился
потомственным дворянином. Чины с 14 го
по 9-й тоже давали дворянство, но только
личное. Принятие "Табели о рангах"
свидетельствовало о том, что бюрократическое
начало в формировании государственного
аппарата, несомненно, победило начало
аристократическое. Профессиональные
качества, личная преданность и выслуга
становятся определяющими для продвижения
по службе.
6.Реформа местного управления
Петр
I в начале своего царствования пытался
использовать прежнюю систему местного
управления, постепенно вводя вместо
земских, выборные элементы управления.
Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось
участие в управлении с главными
традиционными администраторами (воеводами)
выборных представителей дворянства.
В 1705 г. этот порядок стал обязательным
и повсеместным, что должно было
усилить контроль за старой администрацией.
18 декабря 1708 был издан указ "Об
учреждении губерний и о росписании
к ним городов". Это была реформа,
которая совершенно изменила систему
местного управления. Основная цель этой
реформы - обеспечение армии всем
необходимым: с полками армии, распределенными
по губерниям, устанавливалась прямая
связь губерний через специально
созданный институт кригскомиссаров.
Согласно этому указу вся территория
страны была разделена на одиннадцать
губерний: Московская, Ингерманландская,
Киевская, Смоленская, Архангелогородская,
Казанская, Азовская, Сибирская, Воронежская
и другие. Так началась реформа
областного управления. В окончательном
виде она сформировалась только к 1719
г., накануне второй областной реформы.
По второй реформе одиннадцать губерний
были разделены на 45 провинций, во главе
которых были поставлены губернаторы,
вице-губернаторы или воеводы. Провинции
делились на округа - дистрикты. Областная
реформа, отвечая наиболее актуальным
потребностям самодержавной власти,
была в то же время следствием развития
бюрократической тенденции, характерной
уже для предшествующего периода.
Именно с помощью усиления бюрократического
элемента в правлении Петр намеревался
решать все государственные вопросы.
Реформа привела не только к сосредоточению
финансовых и административных полномочий
в руках нескольких губернаторов
- представителей центральной власти,
но и к созданию на местах разветвленной
иерархической сети бюрократических
учреждений с большим штатом чиновников.
Указ об учреждении губерний завершил
первый этап реформы местного управления.
Губернское управление осуществлялось
губернаторами и вице губернаторами,
выполнявшими в основном военные и финансовые
функции управления. Однако это деление
оказалось слишком крупным и не позволяло
осуществлять на практике управление
губерниями, особенно при существовавших
тогда коммуникациях. Поэтому в каждой
губернии были крупные города, в которых
управление осуществляла прежняя городская
администрация.
7. Реформа городского управления
Вокруг
вновь образованных промышленных предприятий,
мануфактур, приисков, шахт и верфей
появлялись новые поселения городского
типа, в которых стали формироваться
органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр
I, желая предоставить городскому сословию,
полное самоуправление по типу Запада,
приказал учредить бурмистерскую палату.
В городах стали формироваться
органы самоуправления: посадские сходы,
магистраты. Стало оформляться юридически
городское сословие. В 1720 г. в Санкт-Петербурге
был учрежден Главный магистрат,
которому было поручено "ведать все
городское сословие в России".
По регламенту Главного магистрата 1721
г. оно стало делиться на регулярных
граждан(первая, вторая гильдии) и "подлых"
людей. Регулярные граждане, в свою
очередь, делились на две гильдии. Гильдии
управлялись гильдейскими сходами
и старшинами. Низший слой городского
населения выбирал своих старост
и десятских, которые могли доносить
магистрату о своих нуждах и просить
их об удовлетворении. По европейскому
образцу создавались цеховые
организации, в которых состояли
мастера, подмастерья и ученики,
руководимые старшинами. Все остальные
горожане в гильдии не вошли и
подлежали поголовной проверке с
целью выявления среди них
беглых крестьян и возвращения их
на прежние места проживания. Деление
на гильдии оказалась чистейшей
формальностью, так как проводившие
его военные ревизоры, прежде всего
заботившиеся об увеличении числа плательщиков
подушной подати, произвольно включали
в члены гильдий и лиц, не имеющих
к ним отношения. Появление гильдий
и цехов означало, что корпоративные
начала противопоставлялись феодальным
принципам хозяйственной организации.
В
результате реформ государственного аппарата
и власти на местах в России было
создано государство, которое в
исторической литературе было удачно
названо "регулярным государством".
Это было абсолютистское бюрократическое
государство, пронизанное слежкой
и шпионажем. Естественно, что в
таком государстве демократические
традиции, никогда не умиравшие в
России, оказались в очень неблагоприятных
обстоятельствах. Они продолжали жить
в повседневном быте крестьянской общины,
казацкой вольнице. Но демократия все
больше приносилась в жертву грубому
авторитарному правлению, сопровождавшемуся
необычайным ростом роли личности в
российской истории.
Одним
из внешних проявлений этого было
принятие русским царем титула императора
и преобразование России в империю,
что нашло отражение в общественном
сознании и в культуре. [5]
8. Церковная реформа
Важную
роль в утверждении абсолютизма
играла церковная реформа Петра
I. Во второй половине XVII в. позиции Русской
православной церкви были весьма прочными,
она сохраняла административную,
финансовую и судебную автономию
по отношению к царской власти.
Последние патриархи Иоаким (1675-1690
гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили
политику, направленную на укрепление
этих позиций. Церковная политика Петра,
как и его политика в других
сферах государственной жизни, была
направлена, прежде всего, на как можно
более эффективное использование
церкви для нужд государства, а если
конкретнее - на выжимание из церкви
денег на государственные программы,
прежде всего на строительство флота.
После путешествия Петра в
составе Великого посольства его
занимает еще и проблема полного
подчинения церкви своей власти. На
дороге Петра стала еще одна проблема
- раскольничество. «Петру пришлось начать
борьбу с раскольничеством. Раскольники,
владея большими богатствами, отказывались
принимать участие в общих
повинностях: поступать на службу, военную
или гражданскую. Петр нашел решение
этому вопросу - он обложил их двойным
налогом. Раскольники отказались платить
- разгорелась борьба. Раскольников
казнили, ссылали в ссылку или
пороли» [4]. Петр стремился оградить
себя от влияния церкви, в связи
с этим он начинает ограничивать права
церкви и ее главы: был создан совет
епископов, собиравшийся периодически
в Москве, а затем, в 1711г., после
создания Синода - глава церкви потерял
последние штрихи независимости. Таким
образом, церковь была полностью
подчинена государству. Но царь прекрасно
понимал, что подчинение церкви простому
органу управления является невозможным.
И в 1721 г. был создан Святейший
Синод, ведавший делами церкви. «Синод
был 3поставлен
в один ранг с Сенатом, выше всех остальных
коллегий и административных органов.
Структура Синода ничем не отличалась
от структуры любой коллегии. В Синод входило
12 человек. Возглавлял Синод президент
, 2 вице-президента, 4 советника , 5 асессоров»
[8]. В 1722г. названия были изменены. Президентом
Синода был назначен Стефан Яворский.
После смерти Яворского его обязанности
фактически выполнял Феофан Прокопович,
человек, по оценке Петра, умный и образованный.
С Петром он был знаком давно, еще с 1716г.,
когда царь заметил этого молодого и красноречивого
проповедника и вызвал его в Петербург.
С этого времени Феофан Прокопович стал
деятельным помощником царя в составлении
целого ряда новых реформ. С церковной
кафедры он защищал идеи и стремления
царя - преобразователя. «По указу от 25
января 1721 г. Синод был основан, а уже 27
января, заранее созванные члены Синода
принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло
торжественное открытие. Духовный регламент,
для руководства деятельностью Синода,
был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен
и одобрен царем». Духовный регламент
- это законодательный акт, определявший
функции, права и обязанности Синода, его
членов по управлению Русской православной
церковью. Он приравнивал членов Синода
к членам других государственных учреждений.
Церковь отныне полностью подчинялась
светской власти. Нарушалась даже тайна
исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722
г. всем священникам предписывалось доносить
властям о намерении исповедовавшегося
совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная
реформа была завершена установлением
должности обер-прокурора Синода. Таким
образом, церковь лишилась самостоятельной
политической роли и превратилась в составную
часть бюрократического аппарата. Нет
ничего удивительного в том, что такие
нововведения вызвали недовольство духовенства,
именно по этой причине они были на стороне
оппозиции и участвовали в реакционных
заговорах. Не только внешний вид управления
церковью изменился, но и внутри церкви
произошли радикальные изменения. Петр
не жаловал ни «белых», ни «черных» монахов.
Видя в лице монастырей статью неоправданных
расходов, царь решил сократить расход
финансов на эту сферу, заявив, что укажет
монахам путь к святости не осетрами, медами
и винами, а хлебом, водой и работой на
благо России. По этой причине монастыри
были обложены определенными налогами,
помимо этого им надлежало заниматься
столярным делом, иконописью, прядением,
шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано
монашеству. Создание такого вида управления
и организации церкви сам Пётр объяснил
следующим образом: «От соборного правления
можно не опасаться Отечеству мятежей
и смущения, каковые происходят от единого
собственного правления духовного...»
Таким образом, Петр устранил угрозу покушения
духовной власти на светскую и поставил
церковь на службу государству. Отныне
церковь являлась частью той опоры, на
которой стояла абсолютная монархия. Реформы
Петра Великого касались различных сфер
жизни общества. В 1699 г. Петр издал указ
об изменении календаря. Ранее летоисчисление
велось по календарю византийского образца:
Новый год начинался 1 сентября. С 1699 г.
Новый год должен был начинаться с 1 января,
по европейскому образцу. Эта реформа
вызвала большое недовольство, т.к. ранее
летоисчисление велось от сотворения
мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен
был наступить только через 8 лет. В новом
1700 году был издан указ о создании в Москве
первых аптек; другим указом запрещалось
ношение ножей под страхом кнута или ссылки.
В 1701 г. либеральный дух нового царствования
был выражен в ряде указов: воспрещалось
падать на колени при появлении государя;
обнажать голову зимой, проходя мимо дворца.
[11].
В
1702 г. наступил черед реформирования
семейной жизни: были сделаны попытки
обеспечить брачный союз более прочными
нравственными гарантиями. После
посещения Франции Петр издает указ
о гостеприимстве. Радикально изменяется
положение женщины в обществе.
Петр попытался приобщить ее к
современной светской жизни, по примеру
Запада, обеспечить высшие круги к
новым формам обхождения.
4
Заключение
Главным
итогом всей совокупности Петровских
реформ стало установление в России
режима абсолютизма, венцом которого стало
изменение в 1721 г. титула российского
монарха - Петр объявил себя императором,
а страна стала называться Российской
Империей. Таким образом, было оформлено
то, к чему шел Петр все годы своего
царствования - создание государства
со стройной системой управления, сильной
армией и флотом, мощной экономикой,
оказывающего влияние на международную
политику. В результате Петровских
реформ государство не было связано
ничем и могло пользоваться любыми
средствами для достижения своих
целей. В итоге Петр пришел к своему
идеалу государственного устройства -
военному кораблю, где все и вся
подчинено воле одного человека - капитана,
и успел вывести этот корабль
из болота в бурные воды океана, обходя
все рифы и мели. Россия стала
самодержавным, военно-бюрократическим
государством, центральная роль в
котором принадлежала дворянскому
сословию. Вместе с тем отсталость
России не была полностью преодолена,
а реформы осуществлялись в основном
за счет жесточайшей эксплуатации и
принуждения. Сложность и противоречивость
развития России в этот период определили
и противоречивость деятельности Петра
и осуществленных им реформ. С одной
стороны, они имели огромный исторический
смысл, так как способствовали прогрессу
страны, были нацелены на ликвидацию ее
отсталости. С другой стороны, они
осуществлялись крепостниками, крепостническими
методами и были направлены на укрепление
их господства. Поэтому прогрессивные
преобразования петровского времени
с самого начала несли в себе консервативные
черты, которые в ходе дальнейшего
развития страны выступали все сильнее
и не могли обеспечить ликвидацию
социально-экономической отсталости.
В результате петровских преобразований
Россия быстро догнала те европейские
страны, где сохранилось господство
феодально-крепостнических отношений,
но она не могла догнать те страны,
которые встали на капиталистический
путь развития. Роль Петра Великого
в истории России трудно переоценить.
Как бы не относиться к методам
и стилю проведения им преобразований,
нельзя не признать - Петр Великий является
одной из самых заметных фигур
мировой истории.