Исторические условия и предпосылки реформ Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:23, реферат

Описание работы

Эпоха Петра I в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке. Изучение этой эпохи имеет богатую традицию - ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку. Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют устойчивый повышенный интерес к эпохе Петра в мировой исторической науке. Почти все крупнейшие ученые - историки, специалисты по истории России за рубежом, начиная с восемнадцатого столетия и до наших дней так или иначе откликались на события петровского времени. Зарубежной литературе о России эпохи Петра Великого, несмотря на различия в подходе ученых к оценке событий того времени, присущи некоторые общие черты. Отдавая должное правителю, тем успехам, которые были достигнуты страной, иностранные авторы, как правило, с некоторой недооценкой или с открытым пренебрежением судили о допетровской эпохе в истории России.

Содержание

Введение 4
1.Исторические условия и предпосылки реформ Петра I 5
2.Реформы Петра I 6
3.Заключение 17
4.Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

Эссе ( РОССИЯВЕДЕНИЕ)3.docx

— 52.72 Кб (Скачать)

Самодержавное государство стремилось за счёт купечества и его профессионального дела - торговли быстро добыть деньги и товары для решения своих грандиозных  проблем.

Во  время Северной войны также непомерные повинности несли крестьяне. Лишь один перечень их производит на нас впечатление. Повинности были нескольких видов: 1) людские (рекруты); 2) отработочные; 3) подводные; 4) лошадные; 5)постройные; 6) натуральные (провиантом, фуражом и так далее); 7) денежные.

«Денежные налоги делились на постоянные и экстраординарные. Размеры постоянных налогов оставались стабильными долгие годы. Они формировались  из нескольких групп налогов. «Приказные»  налоги - это идущие на нужды центральных  ведомств. В начале 10-х годов XVIII века появились постоянные налоги на строительство  новой столицы: «деньги к санкт-петербургскому городовому делу на кирпичное дело», «на известное зжение», «деньги  на припасы и на дело судов». Значительную группу постоянных денежных налогов  составляли сословные налоги, то есть те, которые платили отдельные  сословия.

«Приказные», петербургские и сословные постоянные налоги дополнялись местными платежами, отличавшимися в каждой губернии, провинции и даже уезде. Если объединить их по значению, то это - сборы на местную  администрацию, гарнизоны, содержание почты, дорог, мостов и так далее.

Постоянные  и даже чрезвычайные денежные налоги составляли лишь незначительную часть  от общей массы государственных  повинностей. Наиболее тяжёлыми были экстраординарные повинности, как правило смешанные: денежно-натуральные, денежно-отработочные, подводно-денежно-отработочные и так  далее».[3]

Были  проведены две переписи населения - в 1710 и 1718 годах. По переписи 1718 года единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с  государственных крестьян - 1 рубль 10 копеек в год). Это упорядочило  податную политику и резко подняло  доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они  составляли 12 миллионов рублей в  год).2

4. Реформа государственного управления

В первой четверти XVIII в. переход к  абсолютизму был ускорен Северной войной и получил свое завершение. Именно в петровское правление создаются  регулярная армия и бюрократический  аппарат государственного управления, происходит как фактическое, так  и юридическое оформление абсолютизма. Для абсолютной монархии характерны наивысшая степень централизации, развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат, сильная регулярная армия. Эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Армия помимо своей основной внутренней функции по подавлению народных волнений и восстаний, выполняла и другие функции. С петровского времени  она широко использовалась в государственном  управлении как принудительная сила. Большое распространение получила практика посылки воинских команд на места для понуждения администрации  к лучшему выполнению правительственных  распоряжений и указаний. Но иногда и центральные учреждения ставились  в такое же положение, например даже деятельность Сената в первые годы его создания находилась под контролем  гвардейских офицеров. Офицеры и  солдаты занимались также переписью  населения, сбором налогов и недоимок. Наряду с армией для подавления своих  политических противников абсолютизм использовал и специально созданные  для этой цели карательные органы - Преображенский приказ, Тайную канцелярию. В первой четверти XVIII в. возникает  вторая опора абсолютной монархии - бюрократический аппарат государственного управления. Органы центральной власти, унаследованные от прошлого времени (Боярская дума, приказы) ликвидируются, появляется новая система государственных  учреждений. Особенность российского  абсолютизма состояла в том, что  он совпал с развитием крепостничества, тогда как в большинстве стран  Европы абсолютная монархия складывалась в условиях развития капиталистических  отношений и отмены крепостного  права. Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой  экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной  и частной жизни. Петр I проводил политику дальнейшего закрепощения крестьян, принявшую наиболее жесткие  формы на исходе XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.Административным преобразованиям способствовал  и перенос столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукой  необходимые рычаги управления, которые  он зачастую создавал заново, руководствуясь сиюминутными потребностями. В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый  комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов  власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили  во время правления Петра I и имели  огромное прогрессивное значение.

Рассмотрим  реформы высших органов власти и  управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., которые принято подразделять на три этапа:

· I этап - 1699 - 1710 гг. - частичные преобразования;

· II этап - 1710 - 1719 гг. - ликвидация прежних  центральных органов власти и  управления, создание Сената, появление  новой столицы;

· III этап - 1719 - 1725 гг. - образование новых  органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и  финансово-налоговой.

5.Реформа центрального управления

Последнее упоминание о последнем заседании  Боярской думы относится к 1704 г. Возникшая  в 1699 г. Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве) приобрела  первостепенное значение. Реальной властью  обладала заседавшая в здании Ближней  канцелярии Консилия министров - совет  глав важнейших ведомств при царе, управлявший приказами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необходимым, ведавший финансами и  строительством (после образования  Сената Ближняя канцелярия (1719) и  Консилия министров (1711) прекращают свое существование). Следующим этапом в  реформе центральных органов  власти стало создание Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. 22 февраля 1711 г. С 1718 по 1722 гг. Сенат стал собранием  президентов коллегий. В 1722 г. он был  реформирован тремя указами императора. Изменен состав, включающий как президентов  коллегий, так и сенаторов, коллегиям  чуждых. Указом "О должности Сената" Сенат получил право издавать собственные указы. Круг вопросов, которые  находились в его ведении, был  достаточно широк: вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней. Сразу же вновь созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными  отделами - "столами", где работали подьячие. Реформа 1722 г. превратила Сенат  в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным  аппаратом. Однако создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное  звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы. В 1717 - 1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие  от приказов, коллегиальная система (1717 - 1719 гг.) предусматривала систематическое  разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень  централизации. В 1721 г. была создана  Вотчинная коллегия, заменившая Поместный  приказ, в ведении которой находилось дворянское землевладение. На правах коллегий были Главный магистрат, который  управлял городским сословием, и  Святейший правительствующий Синод. Его появление свидетельствовало  о ликвидации автономии церкви. В 1699 г. с целью улучшить поступление  в казну прямых налогов была учреждена  Бурмистерская палата, или Ратуша. К 1708 г. она превратилась в центральное  казначейство, заменив Приказ большой  казны. В нее вошли двенадцать старых финансовых приказов. Последующее  развитие принципа чиновной, бюрократической  выслуги нашло отражение в  петровской "Табели о рангах" (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую  и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное. Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе.

6.Реформа местного управления

Петр I в начале своего царствования пытался  использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя вместо земских, выборные элементы управления. Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении с главными традиционными администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией. 18 декабря 1708 был издан указ "Об учреждении губерний и о росписании к ним городов". Это была реформа, которая совершенно изменила систему  местного управления. Основная цель этой реформы - обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными  по губерниям, устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров. Согласно этому указу вся территория страны была разделена на одиннадцать  губерний: Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская, Воронежская  и другие. Так началась реформа  областного управления. В окончательном  виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной реформы. По второй реформе одиннадцать губерний были разделены на 45 провинций, во главе  которых были поставлены губернаторы, вице-губернаторы или воеводы. Провинции  делились на округа - дистрикты. Областная  реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, была в то же время следствием развития бюрократической тенденции, характерной  уже для предшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в правлении Петр намеревался  решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной  иерархической сети бюрократических  учреждений с большим штатом чиновников. Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного управления. Губернское управление осуществлялось губернаторами и вице губернаторами, выполнявшими в основном военные и финансовые функции управления. Однако это деление оказалось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших тогда коммуникациях. Поэтому в каждой губернии были крупные города, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация.

7. Реформа городского управления

Вокруг  вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться  органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить городскому сословию, полное самоуправление по типу Запада, приказал учредить бурмистерскую палату. В городах стали формироваться  органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало оформляться юридически городское сословие. В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено "ведать все  городское сословие в России". По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться на регулярных граждан(первая, вторая гильдии) и "подлых" людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. Гильдии  управлялись гильдейскими сходами  и старшинами. Низший слой городского населения выбирал своих старост  и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить  их об удовлетворении. По европейскому образцу создавались цеховые  организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые старшинами. Все остальные  горожане в гильдии не вошли и  подлежали поголовной проверке с  целью выявления среди них  беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания. Деление  на гильдии оказалась чистейшей  формальностью, так как проводившие  его военные ревизоры, прежде всего  заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих  к ним отношения. Появление гильдий  и цехов означало, что корпоративные  начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной организации.

В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в  исторической литературе было удачно названо "регулярным государством". Это было абсолютистское бюрократическое  государство, пронизанное слежкой  и шпионажем. Естественно, что в  таком государстве демократические  традиции, никогда не умиравшие в  России, оказались в очень неблагоприятных  обстоятельствах. Они продолжали жить в повседневном быте крестьянской общины, казацкой вольнице. Но демократия все  больше приносилась в жертву грубому  авторитарному правлению, сопровождавшемуся  необычайным ростом роли личности в  российской истории.

Одним из внешних проявлений этого было принятие русским царем титула императора и преобразование России в империю, что нашло отражение в общественном сознании и в культуре. [5]

8. Церковная реформа

Важную  роль в утверждении абсолютизма  играла церковная реформа Петра I. Во второй половине XVII в. позиции Русской  православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию  по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили  политику, направленную на укрепление этих позиций. Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно  более эффективное использование  церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в  составе Великого посольства его  занимает еще и проблема полного  подчинения церкви своей власти. На дороге Петра стала еще одна проблема - раскольничество. «Петру пришлось начать борьбу с раскольничеством. Раскольники, владея большими богатствами, отказывались принимать участие в общих  повинностях: поступать на службу, военную  или гражданскую. Петр нашел решение  этому вопросу - он обложил их двойным  налогом. Раскольники отказались платить - разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали в ссылку или  пороли» [4]. Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи  с этим он начинает ограничивать права  церкви и ее главы: был создан совет  епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем, в 1711г., после  создания Синода - глава церкви потерял  последние штрихи независимости. Таким  образом, церковь была полностью  подчинена государству. Но царь прекрасно  понимал, что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший  Синод, ведавший делами церкви. «Синод был 3поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входило 12 человек. Возглавлял Синод президент , 2 вице-президента, 4 советника , 5 асессоров» [8]. В 1722г. названия были изменены. Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности фактически выполнял Феофан Прокопович, человек, по оценке Петра, умный и образованный. С Петром он был знаком давно, еще с 1716г., когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным помощником царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры он защищал идеи и стремления царя - преобразователя. «По указу от 25 января 1721 г. Синод был основан, а уже 27 января, заранее созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем». Духовный регламент - это законодательный акт, определявший функции, права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений. Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении исповедовавшегося совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена установлением должности обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах. Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни «белых», ни «черных» монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано монашеству. Создание такого вида управления и организации церкви сам Пётр объяснил следующим образом: «От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного...» Таким образом, Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опоры, на которой стояла абсолютная монархия. Реформы Петра Великого касались различных сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал указ об изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 г. Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет. В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца. [11].

В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки  обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После  посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве. Радикально изменяется положение женщины в обществе. Петр попытался приобщить ее к  современной светской жизни, по примеру  Запада, обеспечить высшие круги к  новым формам обхождения.

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало  изменение в 1721 г. титула российского  монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено  то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства  со стройной системой управления, сильной  армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную  политику. В результате Петровских реформ государство не было связано  ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих  целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся  подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль  из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели. Россия стала  самодержавным, военно-бюрократическим  государством, центральная роль в  котором принадлежала дворянскому  сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и  принуждения. Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра  и осуществленных им реформ. С одной  стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу  страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они  осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные  преобразования петровского времени  с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего  развития страны выступали все сильнее  и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские  страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический  путь развития. Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам  и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур  мировой истории.

Информация о работе Исторические условия и предпосылки реформ Петра I