Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:52, реферат
Сечь была основана в виде укрепления вначале на островах Хортица, Малая Хортица (территория Каховского водохранилища), затем на о. Темаковка (около современного г. Марганца Днепропетровской облас-ти), а затем неоднократно переносилась. Впоследствии термин «ЗС» распространился на все объединенное вокруг Сечи украинское казачество.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ (ЗС)
Сечь была основана
в виде укрепления вначале на островах
Хортица, Малая Хортица (территория
Каховского водохранилища), затем на
о. Темаковка (около современного г.
Марганца Днепропетровской облас-ти),
а затем неоднократно переносилась.
Впоследствии термин «ЗС» распространился
на все объединенное вокруг Сечи украинское
казачество. Основные черты общественного
устройства «ЗС» и всего казачества: --
отсутствие крепостничества; -- формальное
равенство между всеми казаками (вправе,
пользо-ваться землей и другими угодьями,
участвовать в радах, где решались общественные
дела, избирать старшину и т. п.); -- «ЗС»
была одновременно военной организацией;
каждый казак был обязан за свой. счет
нести военную службу; -- как политическая
организация ЗС была казацкой 'республикой
во главе с выборной войсковой радой, которой
руководил кошевой ата-ман. В административно-
Роль казачества
в борьбе против агрессии Турции и
Крымского ханства:
а) ЗС служила
юго-восточным пограничным
б) казаки и сами
наносили удары -- спускаясь по Днепру
на своих быстроходных больших лодках
(«чайках»: 20 м в длину, 4 м в
ширину; скорость до 15 км/ч; 20 казаков-гребцов,
до 70 -- боевой экипаж с 4--6 пушками; в поход
обычно шло 80--150 «чаек», они в 1577 г. захватили
на год Молдавию, уничтожив там турецкие
гарнизоны, неоднократно наносили удары
по татарским гарнизонам Крыма, захватывали
в Черном море турецкие галеры и т. п.).
Роль казачества
в антифеодальных восстаниях -- принимали
активное участие с 80-90-х 16 в., как
правило, их возглавляя (лучше вооружены,
обучены, организованы, чем обычные
крестьяне; подробнее об этом см. следующий
вопрос). В итоге: понимая роль казачества
в защите украинских земель и пытаясь
расколоть казачество на зажиточных и
«голытьбу» (особенно на случай восстания),
Речь Посполитая
идет на создание реестрового казачества.
Реестровое казачество -- список казаков
(утвержденный польским королем в 1572 г.),
которые пользовались особыми привилегиями
за службу (получали плату деньгами, имели
свое самоуправление под ру-ководством
коренного гетмана и были освобождены
от податей и повинностей). Вначале был
создан полк из 300 реестровых казаков,
в 1590 г. реестр был увеличен до 1 тыс. чел.
(2 полка; в то время как число нереестровых
казаков было несколько десятков тысяч).
Согласно реестру 1581 года, из 532 казаков
400 были украинца- ми, 100 -- белорусами, 20
-- поляками, 16 -- других национальностей.
Казацкая символика -- красный (малиновый)
флаг с изображением на одной стороне
св. архангела Михаила (белым цветом), на
другой -- изображение белого креста; печать
-- герб ЗС -- изображение казака с ружьем
на плече, с саблей и пикой, вонзенной в
землю рядом с казаком; гетманская булава
-- символ власти и др.
ЗНАЧЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА
Освоило пустынные
степные земли; охраняло южные рубежи
го-сударства; принимало участие
в антифеодальных выступлениях; стало
началом новой украинской (казацкой)
государственности; внесло глав-ный вклад
в освобождение Украины от власти Речи
Посполитой в ходе войны 1648--1654 гг.
ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ
ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В КОНЦЕ 16-ПЕРВОИ
ЧЕТВЕРТИ 17 ВЕКА
НАЧАЛО ПОДЪЕМА
ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ:
В конце 16 в. обострилась
классовая борьба на Украине, вызван-ная
усиленном польского крепостнического,
национального и религиоз-ного гнета (1569
г. -- Люблинская уния, по которой укр. земли
попали под власть Польши; 1588 г. -- введение
крепостного права па Украине (20-летнего
срока сыска беглых); 1596 г. -- Брестская
уния и насиль-ственный перевод украинцев
под власть католичества и др.).
КРУПНЕЙШИЕ КАЗАЦКО-
Восстание 1591 --
1593 гг. под руководством запорожского
гетма-на Криштофа Косинского -- охватило
районы Киевщины, Вольши, Жи-томира. Поводом
послужило насильственное изъятие князем
Острожским власти Косинского, полученных
им в числе других казаков за заслуги в
борьбе с татарами. В ответ Косинский захватил
Белую Церковь (резиденцию Острожского),
Переяславль и др. города. Кроме казаков
его поддержали крестьяне и горожане,
начавшие громить имения поль-ских магнатов
и вводить казацкие порядки на своих землях.
Напуган-ная шляхта собрала огромное войско,
которое после недельной битвы с Косинским,
не сумев его разгромить, подписало с ним
соглашение о том, что Косинский лишался
гетманства, .повстанцы возвращали захваченное
оружие, прекращали разбои и исключали
из войска всех, кто вступил в него в ходе
восстания, за что заслуживали прощение.
После соглаше-ния Косинский ушел в Запорожье,
попросил помощи русского царя (Россия
воевала со Швецией, подточу смогла прислать
лишь деньги и сукно, пообещать также помощь
донских казаков) и организовал но-вый
поход, в ходе которого Косинский был заманен
магнатом Вишневецким на переговоры, где
и, был предательски убит (замурован в
сте-ну монастыря). Восстание закончилось
поражением, но подготовило почву для
последующих выступлений, в первую очередь
восстания под руководством С. Наливайко.
Восстание 1594--1596
гг. под предводительством Северина На-ливайко
-- приобрело еще больший размах, охватив
почти все земли Украины и восточной очной
Белоруссии. Возглавил его С. Наливайко,
кото-рый, будучи спутником надворных
казаков у князя Острожского, пред-ложил
последнему сформировать добровольческое
войско для отражения турецкого нападения.
Собрав несколько десятков тысяч человек
(воору-женных Острожскнм), Наливайко отогнал
турок, взял богатые трофеи и, возвратившись
домой, поднял восстание, разгромив приехавших
на судебный съезд шляхтичей, захватил
замок и хранившееся в нем оружие. Поддержанный
крестьянами, горожанами Наливайко взял
Винницу, Бар, Кременец, Луцк, и казаков
в Южное Поднепровье для борьбы с местной
шляхтой, повернул па север -- в Белоруссию,
взял Пинск, Бобруйск, чем расширил территорию
восстания, и продолжал затем маневрирование
неподалеку от границы е Россией, чтобы
в любой момент за ней yкрыться. Объеди-ненная
польско-литовско-украинско-
Деятельность
Петра Сагайдачного -- выдающегося
гетмана Украины, боровшегося за
национальное возрождение Украинской
государственности и культуры. Прославился
военными походами на турецкие, крепости
Измаил, Кафу, Синоп, Царьград. В условиях
запрещения пра-вославной церкви боролся
за ее возрождение (в 1620-- 1621 гг.) принимал
Иерусалимского патриарха Феофана, воссоздавшего
руководство православной церкви на Украине:
произвел в сан Киевского митропо-лита
и 5 украинских и белорусских епископов,
что вызвало ненависть Речи Посполитой).
Вместе с Запорожским войском Сагайдачный
вступил в. Киевское братство, что означало
подчинение Запорожья "лее служения
интересам Украины. (Братства -- организации
православного украинского населения,
боровшиеся против наступления католичества
и униатства). Стремясь добиться большей
самостоятельности Запорожья, за-игрывал
то с Москвой (одарившей его войско деньгами
и тканями), то с Речью Посполитой (увеличившей
число реестрового казачества с 1 до 3 тыс.).
Объективно выражал интересы зажиточных
слоев казачества, что подтверждается
"'его противоречиями с «народным» гетманом
Бородавкой (призывавшего к народному
восстанию и распространению казачьих
нравов на все население Украины). По мирному
договору Турция осязалась прекратить
набеги на Украину, Речь Посполита обещала
запретить казакам нападать на Турцию.
(Поражение Турции вызвало восстание в
Стамбуле, в ходе которого был свергнут
и убит турецкий султан Осман II -- руководитель
похода на Украину).
Вывод: личность
Сагайдачного была противоречивой, но,
несмотря на ряд ошибок, он боролся
за возрождение украинской государственности
и культуры, поднял славу запорожского
казачества и защитил украин-ский народ
от установления турецкого ига.
УСИЛЕНИЕ НАРОДНЫХ
ДВИЖЕНИЙ В 20-30 гг.-17 ВЕКА
Было увеличение
польского национального, феодального
и религиозного гнета после окончания
Хотиискон войны. Вместо обещанных
во время войны послаблении, Речь
Посполита расправлялась с села- ми, вводившими
казацкие порядки, запретила казакам принимать
бегле-цов, поддерживать связи с иностранными
державами, вмешиваться в религиозные
дела, поддерживать православную церковь
и т. п. 1630 г. -- восстание под руководством
гетмана нереестрового ка-зачества Ивана
Федоровича (Трясялы). Собрав 10-тысячный
отряд казаков, Трясило захватил Корсунь,
расправился со шляхтой, пополнил свою
армию крестьянами и горожанами, доведя
се численность до 37 тыс. человек. После
прибытия карательного отряда польского
гетмана в 3- недельной битве, нанес ему
большие потери (до 10 тыс.), почти разгро-мил,
но под давлением казацкой старшины пошел
на подписание договора, по которому реестр
увеличивался с 3 до 8 тыс., казаки признавали
свою вину, за что прощались, крестьяне
возвращались в своп имения; после чего
Трясило возвратился в Запорожье. 1635 --
восстание под руководством гетьмана
нереестрового казачества Ивана Михайловича
Сулимы. Поводом стало строительство крепости
Кодак на Днепре, предназначенной для
поимки беглецов в Запорожье (крепость
находилась на правом берегу Днепра в
месте его сужения и охранялась 200 немецкими
наемниками, наблюдавшими за Днепром и
с помощью конных разъездов -- за прилегающей
округой). Гулимя, собрав 3-тыс. отряд, незаметно
подошел к крепости, провел разведку и
ночью за несколько часов захватил ее,
уничтожив застигнутых врасплох наемников.
Боясь, что захват крепости послужит толчком
к народному восстанию, польское правительство
послало отряд реестровых казаков, которые
схватили Сулиму и его помощников и отправили
их в Варшаву на казнь. Восстание было
подавлено.
Причины поражения
восстаний -- были плохо подготовлены;
крестьяне и горожане плохо вооружены
(вилами, косами, дубинами); не всегда казаки
выстукали единой сплои с остальным
населением; нереши-тельность казацкой
старшины, боявшейся потерять свои привилегии;
украинские восстания не поддерживались
польским и литовским населением, из-за
чего правительство могло стягивать силы
с других лагерей для подавления восстаний
и т. п. Значение восстаний -- сдерживали
усиление польского национального, феодального
и колониального гнета (т. к. польское правительство
и магнаты помнили, чем это могло закончиться):
добились становления православной церкви
на Украине; выросли казацкие привилегии
(рост реестра, жалования и др.); народные
массы накапливали опыт на-циональной
и антифеодальной борьбы.
РОЛЬ БРАТСТВ
НА УКРАИНЕ
Братства -- организации
православного украинского
На рубеже 16--17
веков место магнатов в братствах
заняли мел- кие шляхтичи, зажиточные
мещане, казацкая старшина, боровшиеся
за национально-культурно-
КУЛЬТУРА НА
УКРАИНЕ В 16 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 17 ВЕКА.
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
а) Развитие Украины
в составе Речи Посполитой обусловили
развитие украинской культуры, в условиях
национального, феодального и религиозного
гнета, принижения украинской культуры,
языка, обычаев, православной веры и т.
п.
б) Развитие экономики
способствовало потребности в людях, развитию
просвещения и т.п.
в) Гост национально-освободительного
движения г" 2-й половины 16 века вызвал
пробуждение национального
г) Развитие украинской
культуры шло в тесной взаимосвязи
в под влиянием культурных ценностей
3. Европы эпохи Возрождения и
развития русской и белорусской
национальных культур.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В обществе росла
потребность в образованных людях
как для развивающегося производства
и торговли, так и для национально-освободительного
движения -- идеологов, способных вести
борьбу против насаждения униатства. Поэтому:
а) растет число начальных школ, как церковных
(православных, униатских, католических,
протестантских), обучавших старославянскому
языку, арифметике, молитвам, пению и т.
п., так и светских школ (славяно-греко-латинских),
где дополнительно изучались латинский
язык (основной язык в западных университетах),
диалектика, астрология, геометрия, астрономия
и др. Первой, наиболее известной такой
школой была Острожская школа, основанная
князем Острожским, пригласившим в нее
многих известных преподавателей: ректора
-- Герасима Смотрицкого, ставшего. впоследствии
константинопольским патриархом, преподавателя
священника Демьяна Наливайко -- брата
руководителя восстания Северина Наливайко,
нескольких преподавателей из греческих
университетов и др.
б) братские школы
открылись вначале при
г) высшее образование
-- первой высшей школой стала Киево-Могилянская
коллегия, созданная в 1632 г. на основе
объединения Киев-ской братской школы
(1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.). Опекалась
Киевским братством и основателем Лаврской
школы архимандритом Пет-ром Могилой (отсюда
название «могилянская»). Благодаря проведенной
в 1633 -- 1647 гг. П. Могилой реформе просвещения
школьная система Украины была перестроена
по наиболее эффективной системе -- иезуит-ских
колледжах, обучение в коллегии совпадало
с европейским типом.
По завещанию
митрополит оставил Киево-Могилянской
коллегии свою библиотеку, здание и
хозяйство на Подоле, все имущество на
принадлежащем ему хуторе Непологи, а
также огромную по тем временам сумму
-- 80 тысяч.злотых. Состояла из 7 классов:
1-го подготовительного, 3 младших, 3 выс-ших.
Учебная программа: славяне-греко-латинской
школы; дополни-тельно преподавались философия,
география, истерия и др. предметы. По перечню
учебных программ и уровню преподавания
была близка к западноевропейским университетам
и академиям, но из-за воспитания в своих
студентах свободомыслия и любви к украинской
культуре и православной вере смогла получить
официальный статус академии (высшего
учебного заведения) лишь от царского
правительства России в 1701 г. (закрыта
в 1817 г.). Она явилась образцом для создания-
аналогичных учебных заведений в Яссах
-(1640 год) и Москве (1687 год). Академия в течение
долгого вре-мени готовила кадры общественно-культурных
деятелей не только для Ук-раины и России,
но и для Белоруссии, Молдавии, Румынии,
южнославян-ских регионов. Книгопечатание
-- было вызвано потребностью в размножении
учеб-ных и других книг (т. к. священники
не успевали их переписывать) и возможностью
развивающейся техники создать первый
печатный станок. Основателями книгопечатания,
стали Иван Федоров и Петр Мстиславец.
В 1564 г. они издали в Москве «Апостол»,
в 1565 г. «Часовник», «Евангелие», распространявшиеся
не только в России, но и на Украине. Впоследствии
И. Федоров переезжает на Украину, работая
и имении маг-ната Ходкевича, а затем у
князя Острожского, в 1573 г. Федоров осно-вывает
во Львове первую на Украине типографию
я выпускает' церков-ную («Апостол», «Осгрожская
Библия»), учебную («Букварь»), публи-цистическую
и др. литературу (всего известно 28 изданий).
Вслед за Львовской были основаны братствами
типографии в Киеве, Чернигове, Луцке,
Новгород-Северске и др. городах. Значение
-- книгопечатание способствовало развитию
укр. просве-щения, культуры, национально-освободительного
движения (публицисти-ческая литература);
подняло международное значение Украины,
т. к. из-даваемая литература была известна
во многих странах 3ападной Европы,
Информация о работе Исторические события в 16-18 веках на Украине