Исторические события в 16-18 веках на Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:52, реферат

Описание работы

Сечь была основана в виде укрепления вначале на островах Хортица, Малая Хортица (территория Каховского водохранилища), затем на о. Темаковка (около современного г. Марганца Днепропетровской облас-ти), а затем неоднократно переносилась. Впоследствии термин «ЗС» распространился на все объединенное вокруг Сечи украинское казачество.

Работа содержит 1 файл

Исторические события в 16-18 веках на Украине.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ (ЗС) 

Сечь была основана в виде укрепления вначале на островах Хортица, Малая Хортица (территория Каховского водохранилища), затем на о. Темаковка (около современного г. Марганца Днепропетровской облас-ти), а затем неоднократно переносилась. Впоследствии термин «ЗС» распространился на все объединенное вокруг Сечи украинское казачество. Основные черты общественного устройства «ЗС» и всего казачества: -- отсутствие крепостничества; -- формальное равенство между всеми казаками (вправе, пользо-ваться землей и другими угодьями, участвовать в радах, где решались общественные дела, избирать старшину и т. п.); -- «ЗС» была одновременно военной организацией; каждый казак был обязан за свой. счет нести военную службу; -- как политическая организация ЗС была казацкой 'республикой во главе с выборной войсковой радой, которой руководил кошевой ата-ман. В административно-территориальном отношении ЗС делилась на паланки (округа) во главе с полковниками. В военном отношении войско состояло из куреней во главе с куренными атаманами. Все руководящие посты в республике были выборными на общем казацком сходе. 

Роль казачества в борьбе против агрессии Турции и  Крымского ханства: 

а) ЗС служила  юго-восточным пограничным защитным форпостом украинских земель, до проникновения в которые турецкие и татарские войска вынуждены были вначале столкнуться с запорожским казачест-вом;  

б) казаки и сами наносили удары -- спускаясь по Днепру на своих быстроходных больших лодках («чайках»: 20 м в длину, 4 м в  ширину; скорость до 15 км/ч; 20 казаков-гребцов, до 70 -- боевой экипаж с 4--6 пушками; в поход обычно шло 80--150 «чаек», они в 1577 г. захватили на год Молдавию, уничтожив там турецкие гарнизоны, неоднократно наносили удары по татарским гарнизонам Крыма, захватывали в Черном море турецкие галеры и т. п.).  

Роль казачества в антифеодальных восстаниях -- принимали  активное участие с 80-90-х 16 в., как  правило, их возглавляя (лучше вооружены, обучены, организованы, чем обычные  крестьяне; подробнее об этом см. следующий вопрос). В итоге: понимая роль казачества в защите украинских земель и пытаясь расколоть казачество на зажиточных и «голытьбу» (особенно на случай восстания),  

Речь Посполитая идет на создание реестрового казачества. Реестровое казачество -- список казаков (утвержденный польским королем в 1572 г.), которые пользовались особыми привилегиями за службу (получали плату деньгами, имели свое самоуправление под ру-ководством коренного гетмана и были освобождены от податей и повинностей). Вначале был создан полк из 300 реестровых казаков, в 1590 г. реестр был увеличен до 1 тыс. чел. (2 полка; в то время как число нереестровых казаков было несколько десятков тысяч). Согласно реестру 1581 года, из 532 казаков 400 были украинца- ми, 100 -- белорусами, 20 -- поляками, 16 -- других национальностей. Казацкая символика -- красный (малиновый) флаг с изображением на одной стороне св. архангела Михаила (белым цветом), на другой -- изображение белого креста; печать -- герб ЗС -- изображение казака с ружьем на плече, с саблей и пикой, вонзенной в землю рядом с казаком; гетманская булава -- символ власти и др. 

ЗНАЧЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА 

Освоило пустынные  степные земли; охраняло южные рубежи го-сударства; принимало участие  в антифеодальных выступлениях; стало  началом новой украинской (казацкой) государственности; внесло глав-ный вклад в освобождение Украины от власти Речи Посполитой в ходе войны 1648--1654 гг. 

ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В КОНЦЕ 16-ПЕРВОИ ЧЕТВЕРТИ 17 ВЕКА 

НАЧАЛО ПОДЪЕМА  ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ: 

В конце 16 в. обострилась классовая борьба на Украине, вызван-ная усиленном польского крепостнического, национального и религиоз-ного гнета (1569 г. -- Люблинская уния, по которой укр. земли попали под власть Польши; 1588 г. -- введение крепостного права па Украине (20-летнего срока сыска беглых); 1596 г. -- Брестская уния и насиль-ственный перевод украинцев под власть католичества и др.). 

КРУПНЕЙШИЕ КАЗАЦКО-КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ КОНЦА 16 ВЕКА 

Восстание 1591 -- 1593 гг. под руководством запорожского гетма-на Криштофа Косинского -- охватило районы Киевщины, Вольши, Жи-томира. Поводом послужило насильственное изъятие князем Острожским власти Косинского, полученных им в числе других казаков за заслуги в борьбе с татарами. В ответ Косинский захватил Белую Церковь (резиденцию Острожского), Переяславль и др. города. Кроме казаков его поддержали крестьяне и горожане, начавшие громить имения поль-ских магнатов и вводить казацкие порядки на своих землях. Напуган-ная шляхта собрала огромное войско, которое после недельной битвы с Косинским, не сумев его разгромить, подписало с ним соглашение о том, что Косинский лишался гетманства, .повстанцы возвращали захваченное оружие, прекращали разбои и исключали из войска всех, кто вступил в него в ходе восстания, за что заслуживали прощение. После соглаше-ния Косинский ушел в Запорожье, попросил помощи русского царя (Россия воевала со Швецией, подточу смогла прислать лишь деньги и сукно, пообещать также помощь донских казаков) и организовал но-вый поход, в ходе которого Косинский был заманен магнатом Вишневецким на переговоры, где и, был предательски убит (замурован в сте-ну монастыря). Восстание закончилось поражением, но подготовило почву для последующих выступлений, в первую очередь восстания под руководством С. Наливайко. 

Восстание 1594--1596 гг. под предводительством Северина На-ливайко -- приобрело еще больший размах, охватив почти все земли Украины и восточной очной Белоруссии. Возглавил его С. Наливайко, кото-рый, будучи спутником надворных казаков у князя Острожского, пред-ложил последнему сформировать добровольческое войско для отражения турецкого нападения. Собрав несколько десятков тысяч человек (воору-женных Острожскнм), Наливайко отогнал турок, взял богатые трофеи и, возвратившись домой, поднял восстание, разгромив приехавших на судебный съезд шляхтичей, захватил замок и хранившееся в нем оружие. Поддержанный крестьянами, горожанами Наливайко взял Винницу, Бар, Кременец, Луцк, и казаков в Южное Поднепровье для борьбы с местной шляхтой, повернул па север -- в Белоруссию, взял Пинск, Бобруйск, чем расширил территорию восстания, и продолжал затем маневрирование неподалеку от границы е Россией, чтобы в любой момент за ней yкрыться. Объеди-ненная польско-литовско-украинско-белорусская карательная экспедиция под командованием польского гетмана Жолковского наносит несколько поражений войскам Наливайко в Белоруссии, затем на Украине окончательно разгромила повстанцев в 1596 г у города Лубны, всего в 100 верстах от границы, с Россией. Нaливайко в результате предательства верхушки реестрового казачества пыл схвачен, отправлен в Варшаву, где в 1597 г. ему отрубили голову и четвертовали. 

Деятельность  Петра Сагайдачного -- выдающегося  гетмана Украины, боровшегося за национальное возрождение Украинской государственности и культуры. Прославился военными походами на турецкие, крепости Измаил, Кафу, Синоп, Царьград. В условиях запрещения пра-вославной церкви боролся за ее возрождение (в 1620-- 1621 гг.) принимал Иерусалимского патриарха Феофана, воссоздавшего руководство православной церкви на Украине: произвел в сан Киевского митропо-лита и 5 украинских и белорусских епископов, что вызвало ненависть Речи Посполитой). Вместе с Запорожским войском Сагайдачный вступил в. Киевское братство, что означало подчинение Запорожья "лее служения интересам Украины. (Братства -- организации православного украинского населения, боровшиеся против наступления католичества и униатства). Стремясь добиться большей самостоятельности Запорожья, за-игрывал то с Москвой (одарившей его войско деньгами и тканями), то с Речью Посполитой (увеличившей число реестрового казачества с 1 до 3 тыс.). Объективно выражал интересы зажиточных слоев казачества, что подтверждается "'его противоречиями с «народным» гетманом Бородавкой (призывавшего к народному восстанию и распространению казачьих нравов на все население Украины). По мирному договору Турция осязалась прекратить набеги на Украину, Речь Посполита обещала запретить казакам нападать на Турцию. (Поражение Турции вызвало восстание в Стамбуле, в ходе которого был свергнут и убит турецкий султан Осман II -- руководитель похода на Украину).  

Вывод: личность Сагайдачного была противоречивой, но, несмотря на ряд ошибок, он боролся  за возрождение украинской государственности  и культуры, поднял славу запорожского казачества и защитил украин-ский народ от установления турецкого ига. 

УСИЛЕНИЕ НАРОДНЫХ ДВИЖЕНИЙ В 20-30 гг.-17 ВЕКА 

Было увеличение польского национального, феодального  и религиозного гнета после окончания  Хотиискон войны. Вместо обещанных  во время войны послаблении, Речь Посполита расправлялась с села- ми, вводившими казацкие порядки, запретила казакам принимать бегле-цов, поддерживать связи с иностранными державами, вмешиваться в религиозные дела, поддерживать православную церковь и т. п. 1630 г. -- восстание под руководством гетмана нереестрового ка-зачества Ивана Федоровича (Трясялы). Собрав 10-тысячный отряд казаков, Трясило захватил Корсунь, расправился со шляхтой, пополнил свою армию крестьянами и горожанами, доведя се численность до 37 тыс. человек. После прибытия карательного отряда польского гетмана в 3- недельной битве, нанес ему большие потери (до 10 тыс.), почти разгро-мил, но под давлением казацкой старшины пошел на подписание договора, по которому реестр увеличивался с 3 до 8 тыс., казаки признавали свою вину, за что прощались, крестьяне возвращались в своп имения; после чего Трясило возвратился в Запорожье. 1635 -- восстание под руководством гетьмана нереестрового казачества Ивана Михайловича Сулимы. Поводом стало строительство крепости Кодак на Днепре, предназначенной для поимки беглецов в Запорожье (крепость находилась на правом берегу Днепра в месте его сужения и охранялась 200 немецкими наемниками, наблюдавшими за Днепром и с помощью конных разъездов -- за прилегающей округой). Гулимя, собрав 3-тыс. отряд, незаметно подошел к крепости, провел разведку и ночью за несколько часов захватил ее, уничтожив застигнутых врасплох наемников. Боясь, что захват крепости послужит толчком к народному восстанию, польское правительство послало отряд реестровых казаков, которые схватили Сулиму и его помощников и отправили их в Варшаву на казнь. Восстание было подавлено. 

Причины поражения  восстаний -- были плохо подготовлены; крестьяне и горожане плохо вооружены (вилами, косами, дубинами); не всегда казаки выстукали единой сплои с остальным населением; нереши-тельность казацкой старшины, боявшейся потерять свои привилегии; украинские восстания не поддерживались польским и литовским населением, из-за чего правительство могло стягивать силы с других лагерей для подавления восстаний и т. п. Значение восстаний -- сдерживали усиление польского национального, феодального и колониального гнета (т. к. польское правительство и магнаты помнили, чем это могло закончиться): добились становления православной церкви на Украине; выросли казацкие привилегии (рост реестра, жалования и др.); народные массы накапливали опыт на-циональной и антифеодальной борьбы. 

РОЛЬ БРАТСТВ  НА УКРАИНЕ 

Братства -- организации  православного украинского населения, возникли после принятия Люблинской унии 1569 г. Первоначально, организованные православной магнатско-шляхетской оппозицией в главе с князем Острожским, боролись за культурно-религиозную автономию Украины в составе Речи Посполитой, для чего подавали картошку сейму, вели культурно-просветительную работу, выступали за восстановление православной церкви после 1596 г. и т. п.  

На рубеже 16--17 веков место магнатов в братствах  заняли мел- кие шляхтичи, зажиточные мещане, казацкая старшина, боровшиеся за национально-культурно-религиозное  возрождение Украины против насилия польских магнатов с их неограниченными правами, в поддержку право- славной церкви, за увеличение реестра, жалования казакам и т. п. Использовали кроме легальных 'форм борьбы и казацко-крестьянские выступления. Крупнейшие братства находились во Львове, Киеве, Лунке и др. го- родах. Сыграли важную роль в" общественно-политической ;I;II:!UH Украины. Противостояли наступлению католичества на Украине. 

КУЛЬТУРА НА УКРАИНЕ В 16 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 17 ВЕКА. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ 

а) Развитие Украины в составе Речи Посполитой обусловили развитие украинской культуры, в условиях национального, феодального и религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обычаев, православной веры и т. п.  

б) Развитие экономики  способствовало потребности в людях, развитию просвещения и т.п.  

в) Гост национально-освободительного движения г" 2-й половины 16 века вызвал пробуждение национального сознания украинского народа, его более  внимательное отношение к своей  культуре, языку, истории и традициям. 

г) Развитие украинской культуры шло в тесной взаимосвязи  в под влиянием культурных ценностей 3. Европы эпохи Возрождения и  развития русской и белорусской  национальных культур. 

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

В обществе росла  потребность в образованных людях  как для развивающегося производства и торговли, так и для национально-освободительного движения -- идеологов, способных вести борьбу против насаждения униатства. Поэтому: а) растет число начальных школ, как церковных (православных, униатских, католических, протестантских), обучавших старославянскому языку, арифметике, молитвам, пению и т. п., так и светских школ (славяно-греко-латинских), где дополнительно изучались латинский язык (основной язык в западных университетах), диалектика, астрология, геометрия, астрономия и др. Первой, наиболее известной такой школой была Острожская школа, основанная князем Острожским, пригласившим в нее многих известных преподавателей: ректора -- Герасима Смотрицкого, ставшего. впоследствии константинопольским патриархом, преподавателя священника Демьяна Наливайко -- брата руководителя восстания Северина Наливайко, нескольких преподавателей из греческих университетов и др. 

б) братские школы  открылись вначале при Львовском (1585 г.), а затем при. Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, отличаясь от остальных школ: от педагогов требовали любви и одинаково- го отношения ко всем детям, независимо от происхождения; воспитывали патриотизм, уважение к родному языку и культуре, к православию; учебная программа была сходной с славяно-греко-латинской школой. в) в начале XVII ст. в Киеве архимандритом Киево-Печерской Лавры Е. Плетенецким был организован кружок литераторов, членами которого являлись 3. Копыстенский, П. Беринда, Т. Земка, Л. Зизаний-Тустановский, А. Митура и др. В декабре 1616 г. ими был подготовлен к печати и вышел в свет «Часослов», в 1618 -- «Визерунок цнот», в 1619 -- «Анфолонион» объемом в 1048 страниц; 
 

г) высшее образование -- первой высшей школой стала Киево-Могилянская  коллегия, созданная в 1632 г. на основе объединения Киев-ской братской школы (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.). Опекалась Киевским братством и основателем Лаврской школы архимандритом Пет-ром Могилой (отсюда название «могилянская»). Благодаря проведенной в 1633 -- 1647 гг. П. Могилой реформе просвещения школьная система Украины была перестроена по наиболее эффективной системе -- иезуит-ских колледжах, обучение в коллегии совпадало с европейским типом. 

По завещанию  митрополит оставил Киево-Могилянской  коллегии свою библиотеку, здание и  хозяйство на Подоле, все имущество на принадлежащем ему хуторе Непологи, а также огромную по тем временам сумму -- 80 тысяч.злотых. Состояла из 7 классов: 1-го подготовительного, 3 младших, 3 выс-ших. Учебная программа: славяне-греко-латинской школы; дополни-тельно преподавались философия, география, истерия и др. предметы. По перечню учебных программ и уровню преподавания была близка к западноевропейским университетам и академиям, но из-за воспитания в своих студентах свободомыслия и любви к украинской культуре и православной вере смогла получить официальный статус академии (высшего учебного заведения) лишь от царского правительства России в 1701 г. (закрыта в 1817 г.). Она явилась образцом для создания- аналогичных учебных заведений в Яссах -(1640 год) и Москве (1687 год). Академия в течение долгого вре-мени готовила кадры общественно-культурных деятелей не только для Ук-раины и России, но и для Белоруссии, Молдавии, Румынии, южнославян-ских регионов. Книгопечатание -- было вызвано потребностью в размножении учеб-ных и других книг (т. к. священники не успевали их переписывать) и возможностью развивающейся техники создать первый печатный станок. Основателями книгопечатания, стали Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. они издали в Москве «Апостол», в 1565 г. «Часовник», «Евангелие», распространявшиеся не только в России, но и на Украине. Впоследствии И. Федоров переезжает на Украину, работая и имении маг-ната Ходкевича, а затем у князя Острожского, в 1573 г. Федоров осно-вывает во Львове первую на Украине типографию я выпускает' церков-ную («Апостол», «Осгрожская Библия»), учебную («Букварь»), публи-цистическую и др. литературу (всего известно 28 изданий). Вслед за Львовской были основаны братствами типографии в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгород-Северске и др. городах. Значение -- книгопечатание способствовало развитию укр. просве-щения, культуры, национально-освободительного движения (публицисти-ческая литература); подняло международное значение Украины, т. к. из-даваемая литература была известна во многих странах 3ападной Европы, 

Информация о работе Исторические события в 16-18 веках на Украине