Исторические события подписания "Брестского мирного соглашения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:15, контрольная работа

Описание работы

Мирное сосуществование, тип отношений между государствами с различным общественным строем, который предполагает: отказ от войны как средства решения спорных вопросов между государствами, разрешение их путём переговоров, равноправие, взаимопонимание и доверие между государствами; учёт интересов друг друга: невмешательство во внутренние дела, признание за каждым народом права свободно избирать свой социально-экономический и политический строй; строгое уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран; развитие экономического и культурного сотрудничества на основе полного равенства и взаимной выгоды. Политика, направленная на установление и развитие такого типа отношений между государствами, называется политикой Мирного сосуществования. Она призвана вытеснить

Содержание

Введение 3
1. Политика Мирного сосуществования 5
2. Основные принципы советской внешней политики 9
3. Советская внешняя политика в период империалистической военной интервенции. 12
4. Советская внешняя политика в период создания экономического фундамента социализма. 18
Заключение

Работа содержит 1 файл

Контрольная Брестский мир.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

      24 октября 1918 Советское правительство  обратилось к президенту США с предложением, сообщить условия восстановления мира; 3 ноября - к правительствам Великобритании, Франции, Италии, Японии и США (через правительство нейтральной Швеции) с предложением начать переговоры, чтобы прекратить вооруженные действия. 6-й Всероссийский Чрезвычайный съезд Советов 6 ноября 1918г. предложил США, Великобритании, Франции, Италии и Японии начать переговоры о заключении мира. Но советские предложения остались без ответа. Парижская мирная конференция 1919-1920 гг. на 1-м заседании (18 января 1919) в строгой тайне обсудила «русский вопрос» - планы военной интервенции, экономической блокады и реставрации капитализма. Империалисты решили создать вокруг Советской России для ограждения Западной Европы от «большевистской опасности» «санитарный кордон» - малые государства, граничащие с Советской страной, которые являлись бы плацдармом для антисоветских походов. Франция пыталась сколотить зависимый от неё единый центр российской контрреволюции, Великобритания стремилась расчленить Россию на отдельные слабые государства, чтобы затем подчинить их себе. 23 января 1919г. Советское правительство получило радиограмму Верховного Совета Антанты о созыве на Принцевых островах конференции «всех воюющих группировок в России» и держав Антанты, для выработки мер по прекращению Гражданской войны. Условием для начала переговоров ставилось прекращение военных действий и перемирие. 4 февраля 1919г. Советское правительство, не собираясь идти ни на какие шаги, ослабляющие республику Советов, ответило согласием. Белогвардейские правительства отказались участвовать в конференции и тем её сорвали. В период 8-14 марта 1919г. в Москве находился представитель США для выработки проекта договора о мире. Но серьёзных намерений считаться с реальной обстановкой у правительства США не было. Ленин говорил: «...Мы деловым образом самые тяжелые условия мира подписали и сказали: ...Мы вам, как купцам, заплатим за мир ценой тяжкой дани; мы пойдем на тяжелую дань, лишь бы сохранить жизнь рабочих и крестьян»8. Но правительство США бойкотировало советского представителя в Нью-Йорке. 12 июня 1919г. на помещение советской миссии был совершен провокационный полицейский налёт. Советское правительство в ноте 20 июня 1919г. выразило протест по поводу произвола американских властей. 10 августа 1920г. государственный секретарь США опубликовал ноту итальянскому послу (в ответ на запрос правительства Италии о политике США в отношении Советской России), в которой заявил, что США не признавали и не собираются признавать Советскую власть, вели и будут вести в отношении её враждебную политику. С помощью германских войск Антанте удалось свергнуть Советскую власть в Литве, Латвии, Эстонии и установить там в 1919г. марионеточные буржуазные режимы. Однако в армиях интервентов быстро нарастало революционное брожение. Рабочий класс и прогрессивная интеллигенция капиталистических стран развернули мощное движение протеста против империалистической интервенции, за солидарность с Советской Россией. Действие этого фактора, а также разразившийся в 1920г. экономический кризис вынудили европейскую буржуазию к возобновлению торговых отношений с Россией. По инициативе Великобритании 25 ноября 1919г. в Копенгагене начались советско-английские переговоры об обмене военнопленными. Английское правительство дало указание своей делегации о том, чтобы соглашение было составлено в виде политического договора о мире. Сам факт такой постановки вопроса был большой победой политики Ленина и ленинской партии. Договор был наполовину выработан, но прибывшие французская и бельгийская делегации сорвали его подписание. В ответ Советское правительство заявило, что не может согласиться на обмен военнопленными с Францией и Бельгией, если они не дадут официальные заверения, что всякие враждебные действия против Советской страны будут ими прекращены. Заверения были даны, и 20 апреля 1920г. соглашения были подписаны.  

       После разгрома в декабре 1919г. белогвардейских войск под Петроградом создались условия для переговоров с прибалтийскими странами. 2 февраля 1920г. был подписан мирный договор с Эстонией, который означал, что советская внешняя политика прорвала политическую блокаду. Несмотря на многие помехи со стороны Антанты, 12 июля 1920г. был подписан мирный договор с Литвой, 11 августа 1920г. с Латвией, а 14 октября 1920г. и с Финляндией (27 октября 1921г. сорван белофиннами). Характерно, что 16 января 1920г. Верховный Совет Антанты разрешил заключение торговых сделок с «русским народом» (кооперативными организациями), но не с Советским правительством.  

       Империалисты ни на один день  не прекращали своей враждебной деятельности против молодого Советского государства. Весной 1920г. Польша, подталкиваемая англо-французскими реакционными кругами, совершила вооруженное нападение на Советскую страну. После того как Красная Армия нанесла белополякам поражение, Антанта прибегла к прямому дипломатическому и военному давлению. Переговоры с прибывшей в Лондон советской торговой миссией Центросоюза были сорваны, а 4 августа 1920г. английское правительство предъявило Советскому правительству ультиматум, угрожая войной. 

       По-другому относились к Советской  стране и её народу трудящиеся  Великобритании. Они развернули  ещё в 1918г. массовое движение «Руки прочь от России» предупреждая английское правительство, что если оно не откажется от военной авантюры против Советского государства, будет объявлена всеобщая забастовка. Героическая борьба советского народа за укрепление молодой республики и международная пролетарская солидарность, вынудили империалистов отказаться от интервенции. В результате в октябре 1920г. с Польшей был заключён прелиминарный, а 18 марта 1921г. Окончательный «Рижский мирный договор 1921 г.» В 1920г. трудящиеся Азербайджана и Армении восстановили на своей территории Советская власть; в феврале 1921г. пало меньшевистское правительство в Грузии; интервенты покинули Кавказ. В 1920г. с Дальнего Востока вынуждены были уйти английские и американские войска. Гражданская война завершилась победой советского народа, огромный вклад в которую внесла ленинская советская внешняя политика. С предложениями прекратить войну Советское правительство обращалось к странам Антанты многократно, но империалисты считали это признаком слабости Советской власти. Отвергая миролюбивые акты Советского правительства, они всё больше разоблачали себя как виновников кровопролития и врагов Советской  Республики.  
 

     4. Советская внешняя политика в период создания экономического фундамента социализма.

     Разгромив интервентов и внутреннюю контрреволюцию, партия Ленина направила усилия на упрочение внутреннего и международного положения Республики. 10-й съезд РКП (б) (март 1921г.) в резолюции «Советская Республика в капиталистическом окружении» поставил задачу установления нормальных торговых отношений с капиталистическими государствами. После длительных переговоров   16 марта 1921г. было заключено торговое соглашение с Великобританией, которое означало фактическое признание Советского правительства. Стороны обязывались воздерживаться от враждебных действий друг против друга.  Последовавшее за этим советско-германское соглашение от 6 мая 1921г. содержало пункт о том, что «торговое представительство РСФСР признаётся единственным законным представительством в Германии», т. е. торгпредство рассматривалось и как дипломатическое представительство. Этот шаг к признанию Советской России де-юре был особенно важен, так как в Германии находились различные белогвардейские «представительства», претендовавшие на роль «русских посольств».  Несколько позже Советское государство подписало торговые соглашения с Норвегией (2 сентября 1921г.), Австрией (7 декабря 1921г.), Италией (26 декабря 1921г.), Чехословакией (5 июня 1922г.). К лету 1922 года 11 государств Европы имели торговые договоры с Советской Россией. Осенью 1921г. Советское правительство предложило созвать международную экономическую конференцию для рассмотрения взаимных претензий и выработки мирного договора между Россией и государствами, участвовавшими в войне против неё. С учётом тенденции в развитии событий Каннской конференции 1922г. держав Антанты решено созвать в Генуе конференцию «с целью способствовать экономическому возрождению Европы» и пригласила на неё Советскую республику.  Сам факт приглашения Советского государства на конференцию был крупным успехом советской внешней политики. В делегацию вошли представители всех советских республик. Работой делегации руководил лично В. И. Ленин, возглавлял её нарком иностранных дел Г. В. Чичерин. На Генуэзской конференции 1922г. советская делегация, желая найти почву для установления экономических связей с капиталистическими государствами, соглашалась признать довоенные долги при условии предоставления кредитов, возвращения российского имущества из-за границы, полного признания Советской власти (де-юре), подтвердила согласие предоставить концессии при условии строгого соблюдения советских законов и уважения суверенитета Советского государства.   Западные державы отклонили советскую программу и выдвинули требования, равнозначные экономическому и политическому закабалению Советской страны. Их позиция не позволила достигнуть соглашения и на последующей Гаагской конференции 1922г. Однако во время Генуэзской конференции был подписан между Германией и РСФСР Рапалльский договор, создавший основу для равноправных и взаимовыгодных отношений между РСФСР и Германией, что явилось крупным успехом советской внешней политики. В том же году договор был распространён на все советские республики, которые германское правительство признало де-юре. На той же конференции в Генуе Советское правительство поставило вопрос о всеобщем сокращении вооружений. Ленин и Коммунистическая партия придавали этому вопросу большое значение. Советское предложение не было принято, но оно знаменовало начало борьбы Советского государства за разоружение. Советское правительство предложило Польше, Финляндии, Латвии, Эстонии, а также Литве рассмотреть вопрос о пропорциональном сокращении вооруженных сил. На Московской конференции 1922г. эти буржуазные государства отказались сокращать вооруженные силы. В борьбе за освобождение от японских интервентов Дальнего Востока в апреле 1920г. была создана Дальневосточная республика (ДВР) - буржуазно-демократическая по форме, но находящаяся под руководством большевиков. Попыткам японских империалистов подчинить ДВР своему контролю была противопоставлена гибкая и активная советская внешняя политика. Во время Вошингтонской конференции 1921-1922г., Дайренской конференции 1921-1922г., Чанчуньской конференции 1922г. империалисты получили твёрдый отпор. В октябре 1922г. японские оккупанты вынуждены были покинуть Приморье, а в 1925г. освободить северную часть о. Сахалин. ДВР воссоединилась с РСФСР. Был осуществлен ленинский план изгнания интервентов с Дальнего Востока. До образования Союза ССР (30 декабря 1922г.) РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР, а также республики, входившие в ЗСФСР, вели внешние сношения самостоятельно, хотя обычно поддерживали отношения с другими странами через представительства РСФСР. 6 июля 1923г. внешние сношения союзных республик перешли в ведение Союза ССР. В мае 1923г. английское правительство попыталось нарушить нормальные отношения СССР с восточными государствами. Оно предъявило ультиматум Керзона, требовало отзыва советских представителей из Ирана и Афганистана. СССР отверг это. Убедившись в том, что Советское государство укрепляется политически и экономически, усиливает своё влияние на международной арене, в 1924г. признали СССР де-юре и установили с ним дипломатические отношения Великобритания, Италия, Австрия, Греция, Норвегия, Швеция, Китай, Дания, Мексика и Франция, а в 1925г. - Япония. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Заключение

       Провал попыток стран Антанты  и в целом международного империализма  вооруженной интервенцией задушить  Советскую страну подтверждал  объективную необходимость ленинской  политики мирного сосуществования  государств с различным общественным  строем. Перед советской внешней политикой стояла задача добиваться упрочения мира и налаживания со всеми странами экономических связей, необходимых для товарообмена, что содействовало бы восстановлению и развитию народного хозяйства в условиях капиталистического окружения. В результате усилий ленинской советской внешней политики, миролюбивой и вместе с тем классовой, закрепляющей завоевания Октября, в 1921-1922г. были заключены с капиталистическими странами торговые договоры, которые пробили брешь в системе политической и экономической изоляции, упрочили позиции молодого Советского государства.  Усилия советской внешней политики были направлены на увеличение международных торговых связей, важных для проведения индустриализации страны и механизации коллективного сельского хозяйства.                                                                                    

       Анализ расстановки классовых сил на международной арене, научная разработка методов и форм проведения советской внешней политики позволили ЦК партии и Советскому правительству уверенно решать сложные международные проблемы. Советская внешняя политика сорвала многократные попытки империалистов создать единый антисоветский блок для развязывания новой вооруженной интервенции против СССР, не дала возможности вовлечь Советское государство в провоцируемые ими международные конфликты, не допустила политической и экономической изоляции страны. Используя противоречия капитализма, опираясь на поддержку международного рабочего движения, на поддержку всех миролюбивых сил, советская внешняя политика обеспечила внешние условия для успешного построения экономического фундамента социализма.

               

 Список  источников 

1 Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М.: 1976; Стр.-59.

2 Материалы XXIV съезда КПСС, М.: 1971;

3 Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М.: 1961; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы.  М.: 1969; Стр. 318.

3 Брежнев  Л. И. О внешней политике КПСС и Советского государства, М.: 1973;

4 Мирное сосуществование - ленинский курс внешней политики Советского Союза// предисловие и общая.  Ред. А. А. Громыко, М.: 1962;

5 Задорожный  Г. П. Мирное сосуществование и международное право. М.: 1964;

6 Егоров В. Н., Мирное сосуществование и революционный процесс, М., 1971.

7 Ленин В. И., Доклад о мире 26 октября (8 ноября). Заключительное слово по докладу о мире 26 октября (8 ноября). [Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г.],

8 Ленин. В.И.  Полное  собрание сочинений. 5 изд., Т. 35; Т. 36; Т. 39, стр. 403; Т. 40, стр. 248; Т.41, стр. 367; Т.44, стр. 291, стр. 408.

 9 Документы внешней политики СССР, т. 1, М., 1957, с. 11-14 (текст декрета о мире);

10 Документы  внешней политики СССР, Т. 1, М.: 1957, стр. 469.

11 Документы  внешней политики СССР, Т.2, М.: 1957, стр. 639.

12 Декреты  советской власти. Т. 1-VIII. М.: 1957-1978.

13 История международных отношений и внешней политики СССР, Т. 1, М.: 1961;

14 Выгодский С. Ю. Ленинский декрет о мире. Л.: 1958;

15  Росенко  И. А. Ленинский декрет о мире в действии  Л.: 1968.

16  IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов, 14-16 марта 1918 г., там же: Документы внешней политики СССР.  Т. 1, М., 1957;

17  История  дипломатии, М.: 1965; 2 изд., Т. 3, стр. 74-106;

18 Чубарьян А. О. Брестский мир.  М.: 1964;

19 Никольников  Г. Л. Выдающаяся победа ленинской стратегии и тактики (Брестский мир: от заключения до разрыва). М.: 1968

20 История  Первой мировой войны 1914-1918. Под  ред. Ростунова И.И. М.: 1975. Наука.

21 Д.  Рид. 10 дней, которые потрясли мир.  М.:1957. стр. 143.

22 Д.  Волкогонов. В.Ленин. Кн. 1. М.:1994, стр. 423. Брестский мир. М.: ТЕРРА, 1992. стр. 656.

23 История  международных отношений и   внешней политики России.//                                                 Учебно-методическое пособие. М.:СПб 2005. стр.94. Под ред. Полохало Ю.Н., Питулько Г.Н.

24 История  государства и права СССР:  Сборник документов. Ч. 1-2. М.: 1968.

25 Российская  дипломатия в портретах. Под.  Ред. Игнатьева А.В., Рыбаченко  И.С. Санина Г.А. М.: 1992.

26 Мироненко  С.В. История Отечества: люди, решения.  Очерки истории России. Политиздат. М.:1991. 

Информация о работе Исторические события подписания "Брестского мирного соглашения"