Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:27, реферат
Могучий советский народ во второй мировой войне.
Введение…………………………………………………………………………………………………………2-3
Истоки, духовный потенциал советского народа в Великой Отечественной войне…
Заключение………………………………………………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………………………………………..12-15
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Все дальше и дальше уходят в прошлое грозные, трагические события первых лет Великой Отечественной войны. Все меньше и меньше остается ее участников, переживших самую жестокую, кровопролитную войну. Другие события заслоняют ее - Афганистан, распад СССР, Югославия, Чечня, Ирак. ..
Сейчас очень часто можно услышать от молодежи такие слова: «Если бы победили немцы, то мы бы жили лучше... » И хочется их спросить: «А вы уверены в том, что вы родились бы на свет при победе Фашистов?» 14июня 1941 года Гитлер, выступая перед генералами вермахта, заявил: «...В войне с Россией речь идет о борьбе на уничтожение... Мы ведем войну не для того, чтобы законсервировать своего противника, а для того, чтобы уничтожить его»
« Наш руководящий принцип, - говорил Гитлер о народах СССР, - должен заключаться в том, что эти народы имеют только одно-единственное оправдание для своего существования - быть полезными для нас в экономическом отношении... Несомненно, десятки миллионов людей погибнут от голода, если мы изымем из этой страны то, что нам необходимо... Многие миллионы людей станут излишни на этой территории, они должны будут умереть или переселиться в Сибирь».
В своем июльском 1941 года обращении к генералам вермахта фюрер заявил: «Русский народ нас интересует только как рабочая сила, которая в будущем будет трудиться на германскую нацию»2. . Так какие же еще нужны слова для убеждения молодых людей, никогда не слышавших свиста пуль над своей головой?
Одним из первых на пути агрессивных планов фашистской Германии стал Западный Особый военный округ, который принял на себя самый сильный удар немецкофашистских войск - группы армий «Центр». Доблестно сражались с врагом воины 3, 4, 10 и 13-й армий, входивших в состав округа, но сдержать натиск противника по ряду причин им так и не удалось.
Многое пришлось пережить его командирам и красноармейцам. Отходя с ожесточенными боями на восток, они своими телами преграждали врагу путь к сердцу Родины. Своим мужественным сопротивлением советские воины сломали весь план фашистского наступления, нанесли врагу большие потери в живой силе и технике, которых и не хватило гитлеровцам под Москвой.
Много воинов округа осталось по воле военной судьбы на занятой врагом территории, но они не пошли на поклон к врагу. Оставшиеся не смирились: они организовывали партизанские отряды, уходили в ряды подпольщиков и продолжали сражаться с ненавистным врагом.
Наши корни - в нашей
памяти! Так давайте никогда не забывать
наше прошлое, пусть память о наших предках,
отстоявших свободу и независимость
нашей Родины, вечно живет в памяти благодарных
людей.
Истоки, духовный потенциал советского народа в Великой Отечественной войне
В современной научной литературе для обозначения возможностей, заложенных в духовной жизни общества, которые могут быть использованы в случае ведения войны для достижения ее политических целей , используется категория «духовный потенциал общества (народа)».Содержание духовного потенциала «находит свое выражение в определенных ценностях, идеалах, идеях, теориях, концепциях, программах и лозунгах, общественных символах, взглядах, традициях, привычках, нравах, которые, как правило, базируются на общенациональных ценностях» [5].
В Великой Отечественной войне противоборствовали не только противоположные социально-экономические системы, вооружённые силы и военные стратегии, но и две принципиально различные системы ценностей и идеологий. Фашизм как идеология проповедовал культ силы, расизм крайний шовинизм - «превосходство арийской расы», необходимость завоевания для Германии «жизненного пространства». В этом духе пропагандистские службы нацистской Германии вели интенсивную идеологическую обработку населения. Особое значение придавалось воспитанию ненависти к коммунизму, коммунистам, советским людям.
Что касается духовного потенциала советского народа, то он был сформирован всем предвоенным социалистическим бытием, которое во многих своих проявлениях оказалось адекватным историческому бытию русского и других народов, связавших с ним свою судьбу. «Социалистичность в русской культуре, отмечает В. А. Сапрыкин, - это вечный поиск Правды, Справедливости, Добра, Нестяжательства, <...> общинные, коллективистские традиции, уходящие в глубокую древность и пронизывающие весь уклад жизни русского народа от истоков и до сегодняшнего дня, все сферы его бытия: труд, быт, досуг... Русские, говоря словами Бердяева Н.А., умудрялись быть социалистами даже при крепостном праве и самодержавии» [6].
Трудно не согласиться и со следующей оценкой социалистичности России и русского народа, данной современным отечественным философом А.И. Субетто: «Россия - цивилизация «цивилизационного социализма», что означает, что она в своих цивилизационных основаниях всегда была цивилизацией антикапиталистической, исторически была устремлена к правде, взаимопомощи, к любви и добротолюбию, к трудовому созиданию,к заботе о социально ущемленной части населения. В этом ее качестве большая заслуга принадлежит русскому народу. Русский народ не только государствообразующий народ, но и исторический строитель российской цивилизации, носитель культа правды, защиты Отечества, народ, постоянно жертвующий ради сохранения жизни и мира между народами и людьми на территории России» [7].
Схожей точки зрения на судьбоносную и первопроходческую роль России в установлении справедливости на Земле придерживаются многиесовременные отечественные авторы: М.Ф. Антонов, Г.А. Зюганов, А.А.Зиновьев, А.С. Панарин, С.Г. Кара-Мурза, B.C. Семенов и др. Именно выдвижение на передний план традиционных ценностей, ключевое место среди которых занимает социальная справедливость, предопределило исход революции 1917 года, позволило в короткие исторические сроки осуществить грандиозную программу социалистической модернизации страны. Идея социальной справедливости вкупе с другими важнейшими ценностями советского общества, наполняла общественное бытие и жизнь личности смыслом, обращалась к лучшим её сторонам, резко повышала уровень общественной солидарности и активности. «У России, - пишет А. А. Проханов, - есть грандиозный опыт «работы» со Справедливостью. Вся русская история - это часто надрывное, непосильное, но пламенное стремление к Справедливости от ранних христиан до толстовцев и революционеров. ... Триумфом русского сражения за Справедливость стала Победа 45-го года, когда на русской крови и слезах мир сокрушил фашизм, не позволил согнуться земной оси, затоптал «черную революцию» фашизма» [8].
Следует отметить, что формирование советской духовности в послереволюционный период происходило с учетом базовых характеристик русского менталитета, которые в течение столетий культивировались в российском обществе православным христианством. Социалистическое общество, став официально атеистическим, сохранило «почвенные» основания традиционной русской духовности, продолжая многие явления жизни воспринимать по-религиозному и испытывать влияние авторитета священных символов - Родины, государства, армии. «Мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, - писал в октябре 1942 г. матери с фронта летчик Ю. Казьмин, - мы побеждаем потому, что мы деремся не только за свою жизнь; мы думаем в бою о жизни мальчика-узбека, грузинской женщины, русского старика. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святая святых - Родину» [9].
Основой светской (атеистической) духовности стала вера людей в социалистические идеалы. П. Сорокин прямо указывал: «В 1917 году социализм стал религией большинства масс... Маркс и другие идеологи стали божествами...» [10]. Действительно, несмотря на то, что советское государство неминуемо вступило в конфликт с Русской Православной Церковью, которая была важнейшей частью старой государственности, оно не утратило своего (предопределенного всей тысячелетней историей) идеократического характера. Религиозная составляющая советского общества под влиянием марксизма, ставшего государственной идеологией, в основном трансформировалась в социально – идеологическую , социалистическую (коммунистическую) с сохранением традиционных нравственных ценностей, таких как коллективизм, духовность, социальная справедливость, совестливость, державность, патриотизм.
Глубоко закономерно, что в ходе войны произошло определенное изменение в отношениях государства с религией, прекращена грубая антицерковная кампания. Уже в июле 1941 года состоялась первая краткая встреча Сталина с митрополитом Сергием (в миру Страгородским И. Н.), на которой обсуждался вопрос об участии Русской Православной Церкви в Отечественной войне [11]. Забыв прошлые обиды и гонения, Церковь поддержала Советское государство, призывала народ сплотиться вокруг державного вождя И. В. Сталина. Митрополит Вениамин (Федченков) писал в 1945 году: «После недоразумений не случайно сотрудничество Церкви и Советского Союза, а искренно... Религиозный дух Церкви, независимо от политического строя, пойдет вслед и параллельно с социализмом...» [12]. Ответственные за судьбу народа и страны, государство и церковь стали опираться на богатейшую русскую духовную традицию. Служители всех конфессий разделили судьбу своего народа в нелёгкую годину войны. Исполняя свой патриотический долг, они совершали служение Отечеству как в традиционных, разрешенных церковью, так и в диктуемых военным временем формах.
Советское руководство в то судьбоносное для нашей Отчизны время обратилось к историческому прошлому, к образам героев - «освободителей земли Русской». В речи на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года перед красноармейцами, идущими на фронт, И. В. Сталин провозгласил: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина , Дмитрия Пожарского. Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!» [13]. По предложению Верховного Главнокомандующего были учреждены ордена Суворова , Кутузова, Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Ушакова, Нахимова. В январе 1943 года, когда шла Сталинградская битва, был опубликован приказ о введении новой формы и офицерских погон. В том же году были учреждены суворовские военные и нахимовские военно-морские училища. Возрождение традиций старой русской армии проявилось и в самом объявлении войны с фашистской Германией Отечественной, по примеру памятных событий 1812 г.
На страницах официальной печати, в научных журналах и трудах, в кинокартинах военной поры раскрывался вклад русского и других народов СССР в мировую науку и культуру. Большое внимание уделялось истории России. Осуждалось западническое эпигонство. Все эти важные меры, принятые по инициативе Сталина, привели к духовно-нравственному возвышению России, укрепляли моральные силы и мужество народа, что было так необходимо для достижения победы в Отечественной войне. И что особенно ценно, этими важными государственными актами подчеркивалась преемственность поколений, единство нашей тысячелетней истории, что построенное новое советское общество не только не порывает, но, напротив, вбирает в себя все то лучшее, что было в прошлой истории России.
Великая Отечественная война убедительно доказала, что в послереволюционный период отечественной истории в стране сформировались и новые, священные для советских людей, символы. «Под Сталинградом город не сдался именно потому, - справедливо отмечает известный философ и социолог А.А. Зиновьев, - что он назывался Сталинград. Ленинград выстоял до конца, потому что он назывался Ленинград, а не Санкт-Петербург. Немцы, да и многие в мире не понимали, почему Ленинград не сдается, вот здесь и проявилась сила «духа народа» [14]. Но это хорошо понимали миллионы советских солдат на фронтах Великой Отечественной, поднимавшиеся в атаку под лозунгом «За Родину, за Сталина!»
Великий немецкий философ Георг Гегель говорил: «Истинное мужество просвещённых народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя родины» [15]. И такая готовность жила в сердцах миллионов советских людей. Новая историческая общность - многонациональный советский народ, системообразующим ядром которого был русский народ, сплотился перед общей бедой, перед лицом угрозы порабощения и физического уничтожения немецко-фашистскими захватчиками, проявив невиданные стойкость, мужество и самопожертвование. На борьбу с германским нашествием поднялись все: стар и млад, мужчины и женщины, все нации и народности СССР. Чувство патриотизма советских людей в годы войны достигло своего наивысшего накала. Ни одна война в тысячелетней военной истории не давала столь массовых примеров беспредельной самоотверженности, мужества, героизма. Готовность к самопожертвованию стала массовой нормой, и в его основе был не фанатизм, не слепая экзальтация духа, а глубоко осознанное стремление сделать все возможное и невозможное для защиты социалистического общества.
В ходе боевых действий было совершено 595 воздушных, 160 танковых, 16 морских таранов. 506 экипажей по примеру Н.Ф. Гастелло направили свои самолеты на войска и технику врага. 470 воинов, следуя примеру гвардии рядового A.M. Матросова, закрыли своими телами амбразуры фашистских дотов и дзотов. 1206 героев подорвали себя вместе с солдатами, танками и другой техникой противника, вызвали на себя огонь наших батарей [16].
За годы Великой Отечественной войны более 11 тысяч воинов стали Героями Советского Союза. В их числе 8160 русских, 2068 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, представители других национальностей. Народы социалистического Отечества были едины и потому непобедимы [17]. Подвигам Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Паши Ангелиной и другим героям большое значение придавал И. В. Сталин. Он отмечал, что «Отечественная война рождает у нас тысячи героев и героинь, готовых идти на смерть ради свободы своей Родины» [18].
Информация о работе Истоки победы советского народа в Великой Отечественной войне