Истоки идеологии белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:14, реферат

Описание работы

В связи с распадом мировой системы социализма, кризисом догматизированной идеологии марксизма-ленинизма и переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике и демократическим реформам, сложилась ситуация негативного отношения к идеологии. Однако, и отечественный опыт последнего десятилетия и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Основные этапы становления белорусской государственности в X-XX вв…………………………………………………………………………..4
Формирование белорусской национальной идеи в контексте становления белорусской государственности…………………………15
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованных источников………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Основы идеологии белорусского государства.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

В силу неблагоприятных  для БНР внешнеполитических и внутренних обстоятельств, вдобавок к тому из-за непреодолимой изолированности ее деятелей от широких народных масс, увлеченных идеей советской государственности, БНР так и не смогла стать независимым, суверенным белорусским государством. Это было признано на 2-й Всебелорусской конференции, проходившей в октябре 1925 года в Берлине. В ее работе участвовали представители различных течений белорусской политической эмиграции. Участники конференции признали Минск - столицу БССР "единым центром политического и культурного возрождения Беларуси" и объявили о роспуске Рады и правительства БНР.

 Создание белорусской  национальной государственности  проходило в обстановке острейших  социальных столкновений и потрясений, вызванных российской революцией. Поэтому события, связанные с рождением белорусской государственности, сегодня никак не вписываются в однобокие надуманные схемы. Они развивались так, а не иначе, в силу многих объективных и субъективных обстоятельств, среди которых особую роль играли внутренние и внешние факторы, специфика национального движения в Беларуси, действия классовых и социальных сил, логика политической борьбы. Именно это и предопределило поражение тех политических сил, которые пытались реализовать идею Белорусской Народной Республики. В этом противостоянии и рождалась белорусская государственность на советской основе.

1 января 1919 года, как известно, была провозглашена Белорусская  Советская Социалистическая Республика (БССР). Ее провозглашением был  заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя.

По мере развития и усложнения как внутренней, так  и внешней ситуации для лидеров  большевиков все более насущной становилась проблема изменения  стратегии и тактики в национальном вопросе. Акцент делался на следующем: любым путем сохранить РСФСР, которая рассматривалась как прообраз будущей мировой Республики Советов (впоследствии эта роль отводилась образованному в декабре 1922 года СССР). Советская Социалистическая Республика Беларусь создавалась как плацдарм для наступления советских войск для поддержки мировой пролетарской революции.

Второе провозглашение БССР произошло в июле 1920 года. О  возрождении белорусской советской  государственности было заявлено в "Декларации о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии", которая была принята 31 июля 1920 года в Минске на совместном заседании представителей государственных и партийных органов, общественно-политических организаций и профсоюзов. Появление этого документа было связано с июльским (1920) наступлением на Западном фронте Красной Армии, которая практически освободила всю территорию Беларуси. Этот документ объявил о восстановлении БССР, провозглашенной 1 января 1919 года. В условиях продолжавшейся советско-польской войны было очень трудно определить административно-территориальную границу возрождавшейся республики. И хотя на путях становления национальной государственности белорусского народа было много трудностей, в Декларации с позиций "полного суверенитета ставился вопрос о государственных связях между советскими республиками". Заявлялось, что отношения между СС РБ и РСФСР будут оформляться на равноправной основе. Позже принцип равноправия республик был положен в основу Союзного рабоче-крестьянского договора между РСФСР и СС РБ, заключенного 21 января 1921 года, в котором вновь признавались независимость и суверенитет "каждой из договаривающихся сторон". В Декларации затрагивались и языковые проблемы, от решения которых зависело духовное возрождение белорусского народа. Устанавливалось "полное равноправие языков (белорусского, русского, польского, еврейского) в сношениях с государственными учреждениями и в организациях и учреждениях народного просвещения и социалистической культуры". Коренная нация в отношении языка не получила никаких преимуществ.

Договор 1922 года о создании СССР основывался на компромиссе  между национальной автономией и  сохранением централизованного  государства, которое должно было стать  средством осуществления революционного идеала. Этот идеал включал в себя возможность устранения как классов, так и наций. Следовательно, в момент создания союзного государства в теоретическом плане нация рассматривалась как некоторый пережиток. Государство, основывающееся на принципе пролетарского интернационализма, по крайней мере, в теории становилось "без национальным". И действительно, в 30-е годы в политической практике понятие "национальный интерес" было устранено. Оно было возрождено только в годы Великой Отечественной войны.

Принцип ограничения суверенитета союзных республик вошел в Союзный договор, а затем в Конституцию СССР 1924 и 1936 годов. И хотя в Конституции СССР 1977 года теория ограниченного суверенитета не получила юридического закрепления, было зафиксировано положение о том, что "союзная республика - суверенное государство". В годы перестройки оно стало правовой основой движения за обновление Союза, стимулировало стремление к реализации идеи полного суверенитета республик. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете нашей республики. Декларация стала государственно-правовым актом о суверенитете БССР. И хотя Декларация заявила о том, что Беларусь выбрала собственный путь развития, в ней не предусматривался выход республики из Союза. Объявление независимости БССР было началом нового этапа самоопределения белорусского народа.

Провозглашенная 1 января 1919 года БССР представляла собой целую  эпоху в истории становления  новой белорусской государственности. Безусловно, она стала первым реальным национальным белорусским государством. При всей ограниченности суверенитета в советский период БССР отнюдь не была фикцией. Первый опыт белорусской государственности имел огромное значение для развития белорусского народа на протяжении всего XX столетия. За 70 лет своего существования в составе Советского Союза Белорусская ССР постепенно собрала основную часть этнической территории белорусов ("укрепление" БССР в 1924 и 1927 годах, воссоединение Западной Беларуси с БССР в 1939 году) и выполнила государственно-политическую и культурную роль объединения белорусской нации. Впервые в истории был создан реально действующий аппарат государственной власти, национальная система просвещения и науки, государственная институционированная система профессионального искусства и культуры, массовая национальная пресса и т.д. Беларусь стала индустриально развитой республикой и прославилась на весь мир героическим сопротивлением немецко-фашистским оккупантам в годы Великой Отечественной войны.

На основе БССР в 1991 году была провозглашена суверенная Республика Беларусь. На пути закрепления суверенитета республики важное значение имело принятие Верховным Советом в марте 1994 года Конституции Республики Беларусь, на основе которой была введена президентская форма правления. Первым Президентом Республики Беларусь стал А.Г. Лукашенко, который был избран в результате двух туров всенародных выборов в июне-июле 1994 года.

Становление идеологии белорусского государства на современном этапе.

Третий период реформирования системы власти и управления начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года, и по праву может считаться периодом становления идеологии белорусского государства на современном этапе. В этот период были приняты законы о президенте, Верховном Совете, Кабинете Министров. Продолжалась работа по дальнейшей трансформации системы государственной власти и управления. Президент и исполнительная ветвь власти с первых же шагов своей деятельности начали применять решительные меры по повышению уровня управляемости в стране. Вся эта работа осуществлялась в условиях острой борьбы исполнительной власти с другими ветвями власти и, прежде всего с законодательной, поскольку решить эту задачу в полном объеме можно было только за счет уменьшения ее властных полномочий.

К концу 1995 года в стране была создана президентская вертикаль, сформированная за счет переподчинения исполкомов областных и районных Советов непосредственно президенту. В результате такого шага Верховный  Совет Республики Беларусь лишился  поддержки на местах. С этого момента реальная власть в стране начала концентрироваться вокруг Президента.

Результаты  исследования показывали, что в период острого политического кризиса  в общественном мнении в то время  сформировались и занимали доминирующие позиции представления о том, что Верховный Совет Республики Беларусь в своей работе отстаивал, в первую очередь, интересы партий правой ориентации (БНФ и др.), партий левой ориентации - ПКБ и др. Интересы же большинства населения у высшего законодательного органа республики, по мнению респондентов, были на последнем месте.

Еще более критическим  было отношение граждан республики к деятельности местных органов власти. Ведь, по мнению этих же граждан, местные органы власти в своей повседневной деятельности, в первую очередь, отстаивали интересы частного сектора экономики. Вторую ранговую позицию в их деятельности занимали интересы республиканских и местных органов власти, т. е. их собственные интересы. На третьем месте - интересы теневого бизнеса. Интересы же большинства населения у них стояли на шестом, последнем месте.

Таким образом, в общественном мнении в Беларуси сформировалось как бы два полюса, характеризующих уровень отношения и доверия населения к властям. На одном таком полюсе с высоким уровнем поддержки граждан находится Президент, на другом - властные структуры различных ветвей власти и уровней управления, не пользующиеся высоким уровнем поддержки населения.

На третьем  этапе социально-политических преобразований в нашей стране был принят целый  ряд законов, направленных на коренное реформирование существующей системы  власти и управления. Стремление Президента навести порядок в обществе, а именно так расценивалась конфликтная ситуация гражданами республики во время конституционного кризиса в 1996 году, было встречено с пониманием в обществе. На референдумах 1995 и 1996 годов большинство граждан высказалось за доверие Президенту. Этот этап преобразований затронул в большей мере политическую сферу и может характеризоваться как период коренного реформирования всей системы власти и управления в стране.

С референдума 1996 года, по результатам которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, начинается четвертый этап преобразований. Возникают и требуют своего решения новые проблемы во взаимодействии властей. Теперь это относится, прежде всего, к полномочиям президента, парламента и правительства в сфере законотворчества и нормотворчества. Понятно, что и впредь будут постоянно возникать новые проблемы на пути государственного строительства в Беларуси.

Накануне выборов  в местные органы власти в 1999 году избирательный ценз был все-таки снижен, что вывело республику из периодически повторяющегося избирательного марафона. Одновременно практика проведения указанных выборов со всей очевидностью показала, что актуализировалась другая, не менее острая, проблема участия в выборах оппозиционных партий. Представляется, что исходя из здравого смысла активисты оппозиционных политических партий пусть лучше "воевали" бы на заседаниях представительных органов власти, чем на улицах, митингах и т.п. Кроме того, практическая деятельность в представительных органах власти, работа с людьми объективно уменьшит энтузиазм и снимет налет экстремизма у таких активистов. Наконец, стране нужны активные и подготовленные кадры, и работа в представительных органах власти в этом плане является хорошей школой.

В результате экономических кризисов и революционных потрясений, многочисленных разрушительных, кровопролитных войн и межнациональных конфликтов, распада старых и образования новых государств человеческое сообщество оказалось перед ответственным выбором: либо продолжать бессмысленное наращивание средств решения международных проблем с позиции силы, либо вести настойчивый поиск разумных решений и норм сосуществования государств во имя благополучия нынешнего и будущих поколений.

Сегодня со всей очевидностью можно утверждать: побеждает исторически оправданная, объективно закономерная тенденция - тенденция к интеграции государств. Даже находясь в разных уголках земного шара, страны вольно или невольно влияют на экономику и политику друг друга, поэтому вынуждены вести диалог, договариваться между собой. Если же они расположены на одном материке, а тем более являются близкими соседями, то и вовсе "обречены" на добрые отношения, ибо только в этом случае могут быть созданы благоприятные условия для социально-экономического подъема каждой страны, для духовного, культурного и социального развития каждого народа. Яркий пример тому - нынешняя Европа, где воевавшие между собой на протяжении многих веков государства сегодня прилагают максимум усилий к объединению. Отстаивая, как и прежде, свои национальные интересы, они в то же время активно сотрудничают в рамках образованного ими союза современного типа во имя процветания и обеспечения мирной, достойной жизни своих граждан.

Стремление  государств и народов к единению и всестороннему взаимодействию особенно заметно проявилось после распада СССР, причем во многих регионах мира. Эта крупнейшая геополитическая катастрофа прошедшего столетия, от которой пострадали, прежде всего, народы, некогда жившие в единой, дружной многонациональной семье, веками создававшие свой братский союз, стала поучительным уроком для всех народов планеты. Слишком трагичен ее исход, слишком велики человеческие жертвы, слишком ощутим материальный и нравственный урон, чтобы не помнить об этом. Хотелось бы верить, что человечество в полной мере усвоит тяжелый для него урок.

Обретя в  результате развала СССР государственный  суверенитет, Республика Беларусь оказалась  наедине с многочисленными сложнейшими  проблемами. Сразу все их решить было невозможно, а народ ждал от новой власти конкретных действий. Нужно было определить и расставить внешнеполитические приоритеты, выбрать главное направление приложения сил в экономике, выработать социальную политику. Лидеры новых государств ринулись на Запад в надежде получить валютные кредиты и политическую поддержку. Республика Беларусь во главе с А. Г. Лукашенко сразу же взяла курс на самое тесное сближение и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Российской Федерацией, восстановление собственного производства.

Наше межгосударственное объединение - не замкнутая система. Союзное государство открыто для других стран и, в первую очередь, братских народов СНГ, которые имеют схожий с нами исторический опыт, где примерно такой же уровень социально-экономического развития, перед которыми стоят те же проблемы.

Информация о работе Истоки идеологии белорусского государства