Источники права в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:06, реферат

Описание работы

Самым древним китайским законодательным актом был уголовный кодекс, разработанный, по преданию, в X в. до н.э. и состоявший из 3 тысяч статей. Такое обилие объяснялось в достаточной степени казуистическим способом изложения, тщательностью классификации и дифференциации различных видов преступлений, которые в то время различались 500 разновидностями.

Работа содержит 1 файл

Источники права в Китае.doc

— 34.00 Кб (Скачать)

       Источники права в Китае. 

       Основными и практически единственными источниками права в  Древнем  и средневековом Китае были обычай и закон. Значение  обычая  как  источника права достаточно четко и подробно описано в предыдущей главе.

       Самым древним китайским законодательным актом был  уголовный  кодекс, разработанный, по преданию, в X в.  до  н.э.  и  состоявший  из  3  тысяч статей. Такое обилие объяснялось  в  достаточной  степени  казуистическим способом  изложения,   тщательностью   классификации   и   дифференциации различных  видов  преступлений,  которые  в  то  время  различались   500 разновидностями. Ссылки на исключительную давность китайских  кодексов  – дань традиции, конфуцианскому учению, что правитель "не создает право,  а передает его, доверяя древним и любя их".

       Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI –  V  вв. до н.э. Одним из первых был закон о поземельном налоге, принятый в VI  в. в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного  и  установление  частного землевладения. Усиление законодательной деятельности в период  "борющихся царств" было  связано  с  необходимостью  использования  закона  в  целях стабилизации политической обстановки в условиях  непрекращающейся  борьбы отдельных княжеств между собой.

       Результативность управления с опорой на законы  не  всегда  достигала желанных целей. В документах периода  династии  Хань  отмечалось,  что  в начале династии имелись необходимые  законы,  но  при  этом  "через  сеть закона могла проскользнуть рыба, заглатывающая корабли".

       Одним  из  первых  материальных  свидетельств  писаных  законов  стал бронзовый  треножник с текстом "обозрения  законов", относящийся  к  536  г. до н.э., основой которого стало понятие "у син", пяти видов наказания за преступление: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или  обеих  ног, кастрация и смертная казнь, ставшая самым распространенным наказанием. На рубеже V – IV вв. до н.э. появился один из первых сводов  законов  "Книга законов царства Вэй", составленная Ли Фуем на основе правовых  положений, принятых в  отдельных  княжествах  и  по  традиции  считающихся  законами предков. Он  состоял  из  6  глав:  законы  о  ворах,  о  разбойниках,  о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.

    Этот сборник положил начало последующей практике разработки  законов.

     В Ханьском Китае в III – II вв. до н.э. проводилась  огромная  работа  по описанию, переписке, комментированию и  восстановлению  древних  законов.

       Упомянутая "Книга древних царства Вэй" была в  это  время  дополнена еще рядом глав, в частности, нормами права о военном деле, о  государственном коневодстве и о финансах.

           Появление  писаных  законов   не  могло  изменить  свойственный  всему древнему праву  Китая  порядок,  при  котором  непосредственному  приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, отводилось существенное  место  в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Не вытеснили писаные законы и широко распространенных во все времена на общинном  уровне  норм обычного права, регулирующих многие  стороны  общественных  отношений,  в частности, земельных.

           Начиная с династии Хань,  сборники  законов  неизменно  строились   на закреплении стабильного ядра традиционных уголовно-правовых  норм  "люй", которые дополнялись новыми  –  "лин". Постепенно  между "люй"  и "лин" произошло разделение по сферам правового  регулирования:  "люй"  включали уголовные законы, а "лин" – административные постановления и пр.

           Для средневекового  Китая   характерно  появление  династийных   сводов законов, у истоков которых обычно находился основатель  династии,  а  его преемники    расширяли,    дополняли    их    своими     законодательными постановлениями, совершенствуя и корректируя их в соответствии с веяниями времени.  Широкое  практическое  применение  получило  заимствование   из предыдущего   династийного   законодательства.   Самыми    разработанными кодификациями начального периода средневековья стали законы династии  Суй (581 – 618 гг. н.э.), династии Тан (618 – 907 гг.) и династии Сун (907  – 1279 гг.).

           В связи с резким  увеличением   текущего  законодательства  работа  по классификации законов и постановлений продолжалась и в последующее время.

       В конце XI в. в Китае было  создано  специальное  бюро  по  пересмотру  и классификации законов, которое, в частности, подготовило "Свод законов из 900 статей". В конце XIV в. увидел  свет  "Свод  законов династии  Мин", воспроизводивший многие положения  предшествующих  кодексов.  Характерно, что  эта  практика  не  была  изменена  и  после  установления  в   Китае маньчжурской династии Цин (1644 – 1911 гг.). Уже в 1644 г., после захвата маньчжурами Пекина, началась работа по изучению Минского  кодекса,  одной из  целей  которой  было  внесение  в  него  исправлений  и  изменений  в соответствии с новыми политическими и социальными реалиями. В  результате в 1647 г. был создан кодекс, подавляющее большинство  положений  которого было заимствовано из старого кодекса династии  Мин  (1369  –  1644  гг.), причем часть в виде основных положений ("люй"),  которые не  разрешалось изменять. Составленные на основе  старых  кодексов  маньчжурские  кодексы XVII в. почти без изменений действовали в Китае вплоть до начала  XX  в., определяя содержание принципов и норм традиционного китайского права.

       В  завершении  темы  источников  права  в  Китае  необходимо  сказать несколько слов  об  остальных  источниках  права.  Значение  юридического прецедента крайне мало. На протяжении  всей  многовековой  истории  Китая юридический прецедент практически не  использовался  в  суде  в  качестве аргумента в пользу судебного решения. Можно с уверенностью  сказать,  что института юридического прецедента в качестве источника права в Древнем  и средневековом Китае не существовало.

           Конституция, так же как   и  юридическая  доктрина  стала реальной  в качестве источника права лишь во второй половине XX в., после  прихода  1 октября 1949 г.  к  власти  коммунистической  партии,  возглавляемой  Мао Цзэдуном. В 1954 году была создана  конституция,  построенная  по  модели советской конституции 1936 г. Она содержала  широкую  декларацию  прав  и гарантировала независимость судей. Следующие  конституции  –  1975,  1978 годов закрепляли коммунистический режим в стране. Конституция  1982  года отражала основные идеи  реформ,  принятых  Дэн  Сяопином  –  модернизации промышленности,  сельского  хозяйства,  национальной  обороны,  науки   и технологии.

           Договор, преимущественно в устной  форме,  имел  юридическую  силу  в сфере регулирования  имущественных   правоотношений  достаточно  с  давних времен. Особенно широкое распространение он получил в сфере купли-продажи земли, но также были распространены и другие договора: ссуды, займа.

Информация о работе Источники права в Китае