Источники древнерусского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ возникновения правовых отношений на Руси, его источников и их взаимосвязей друг с другом, а так же с развитием государства.
Задачи работы: проанализировать процесс становления права, ознакомиться с его источниками, определить влияние источников права на его развитие и взаимосвязь с развитием Российской государственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Становление древнерусского права…………………..………………….. 5
Глава II. Источники права………….……………………………………………… 6
Заключение…………………...……………………………………………………. 14
Список использованной литературы..…………………………………………… 15

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 46.97 Кб (Скачать)

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………….. 3

Глава I. Становление древнерусского права…………………..………………….. 5

Глава II. Источники права………….……………………………………………… 6

Заключение…………………...……………………………………………………. 14

Список использованной литературы..…………………………………………… 15

 

Введение.

Целью данной работы является анализ возникновения правовых отношений  на Руси, его источников и их взаимосвязей друг с другом, а так же с развитием  государства.

Задачи работы: проанализировать процесс становления права, ознакомиться с его источниками, определить влияние источников права на его развитие и взаимосвязь с развитием Российской государственности.

Данная тема не теряет своей  актуальности, поскольку процесс  становления права и его совершенствования  является непрерывным так же, как  и процесс развития самого общества, государства и взаимоотношений в нем со времен Древней Руси и по сей день.

Процесс возникновения права  так же сложен, как и процесс  возникновения государства. И протекают  оба этих процесса одновременно. Если отталкиваться от положения, что  реализация права обеспечивается государством, то приходится признать, что право  не может возникнуть раньше государства. Естественно, и в до государственный период имелись нормы, регулировавшие отношения в обществе: нормы морали, религиозные нормы, нормы обычаев. Они соблюдались, прежде всего, благодаря авторитету традиций, общественного мнения и религиозных верований. Регулирование социально-экономических и правовых отношений  в племенах (союзах племен) восточных славян обеспечивали племенные Правды, содержащие нормы обычаев. Существенное влияние на древнерусское право и общество в целом оказали христианство и византийское право. Это отразилось, прежде всего, на положении церкви и церковных людей, а также в принятии русскими князьями  церковных уставов. Княжеское законодательство как источник права появилось на Руси в Х веке и повлекло за собой изменения в действующих имущественных, семейных  и уголовных взаимоотношениях.

Глава I Становление древнерусского права

Становление Древнерусского государства сопровождалось и формированием древнерусского права, исторически первым источником  которого было обычное право – совокупность норм и обычаев до государственного периода, санкционированных возникающим государством.

Считается, что возникновение  права и государства у восточных  славян происходило одновременно, однако, существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами- братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году,  призванными для наведения порядка и охраны в Новгороде.

Антинорманская  теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской истории считался Михаил Ломоносов. В то - же время внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии - широко распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к самостоятельному созданию государства, или конкретнее – института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связано ли с ним происхождение названия государства - Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.

 Несмотря на разницу  в теориях именно призвание  Рюрика в Новгород дало толчок  формированию права: обычаи стали  санкционироваться государством, появились  договоры Руси с Византией,  а позднее и возникновение  сборника правовых норм – «Русская правда». 

Глава II Источники права.

Под источниками права, с одной стороны, понимают те творческие силы, которые содействуют объективированию права, создают те или иные формы права, с другой - сами формы права, из которых почерпаются сведения о том, что в данное время, в данном месте является положительным или действующим правом.

На заре создания единого  Древнерусского государства действовали нормы обычного права, поэтому понятие о праве, как источнике законности, было достаточно сформировано. С призванием Рюрика наряду с обычным правом источником правовых норм становится княжеская власть и с усилением роли государства все в большей мере возрастало значение законодательной деятельности князей. Существование особого правового акта, способного объединить прежние установления племенного обычного права и норм, созданных по воле Великого князя, было необходимым, как только княжеский суд приобрел первостепенное значение в объединенном государстве.

Рассмотрим источники  права Древней Руси подробнее.

Обычай.

Исходной точкой развития права были родоплеменные обычаи. Каждое племя обладало собственной  системой родоплеменных обычаев, отличавшейся от другой1.

Обычай возникает лишь тогда, когда правило поведения  становится более или менее общим. Только тогда может возникнуть убеждение  о необходимости подчиняться данному правилу. А когда обычай начинает санкционироваться государственной властью, он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме. В Древней Руси основным источником права был обычай, а в качестве переходной формы от обычая к закону имело место право договоров, которым регламентировались отношения, не охваченные обычным правом.

Итак, на основании этого  можно сказать, что обычным правом называются те юридические нормы, которые соблюдаются в данной общественной среде всеми или определенным кругом лиц, вследствие согласного убеждения действующих лиц в необходимости подчиняться этим нормам2

В IX—X вв. на Руси отсутствовали  письменные сборники обычного права. Его  нормы использовались в устной форме  при заключении сделок и осуществлении  судебных действий, широко применялись  символика и священные формулы.

Обычаи, или устойчивые правила  поведения, формируются уже на этапе  до государственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих нерадивых или выбивающихся каким-либо другим образом из общинной жизни сочленов, можно говорить о появлении обычного права. Обычное право выражается в юридических действиях (фактах), в их однообразном повторении (скажем, община при любых обстоятельствах защищает каждого общинника круговой порукой). Оно выражается также в юридических сделках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе).

В Древней Руси обычай, как источник права, имел определяющее значение, В коллективном сознании той эпохи закрепилось убеждение: «все то, что было, имеет, тем самым, право на существование». Это суть правовой традиции. Однако устная форма обычного права не давала возможность точно закрепить то или иное положение. Память недолговечна, устные свидетельства, устные приговоры и решения судов, не фиксировались, в процессе допускалась вполне свободная интерпретация фактов. Заключение договоров, контрактов, получение согласия сторон в споре часто выражались посредством жестов, ритуальных действий или произнесения священных слов. Приговоры и судебные решения принимались от случая к случаю, в соответствии с конкретными обстоятельствами дела. Для лиц, разбиравших тяжбы и проступки это занятие не было основным, они не были профессиональными судьями. Вместе с тем практика судебных разбирательств на основе обычая, вырабатывала прецеденты, закрепленные повторением способы разрешения дел.

Обычное право оказывало  сильное влияние и на формирование системы вещных прав. Обращение обычая к прошлому, к длящемуся факту  или ситуации обусловило важное значение фактического владения, отдавая ему явное преимущество перед формальным правом собственности. Такое предпочтение объяснялось еще и тем фактом, что установление формального права собственности в феодальной системе отношений было весьма затруднительным, если не вовсе невозможным. Над всеми землями и над многими людьми тяготело в то время (XI—XIII вв.) множество всевозможных прав, различных по своей природе, но считавшихся каждое в своей области равно достойным уважения.

Обычное право весьма консервативно, оно часто долго соседствует  с правом публичным в условиях, когда уже складывается государство  и все институты права. На Руси долго считали, что поступать  по старине, значит поступать по праву3. В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе, способно изменяться вместе с жизнью.

Договоры Руси с Византией.

Составной частью системы  источников древнерусского права были международные договоры и соглашения:

  • Русско- византийский договор 911 гг.;
  • Русско- византийский договор 944 г.;
  • Русско- византийский договор 971 г.

Данные договоры не дошли  до наших дней в оригинале, но упоминание о них есть в «Повести временных  лет», предполагается, что они были включены в повесть в начале XII  века.

Каждый из договоров был  заключен после важного события  в отношениях Руси и Византии. Так договор 911 гг. был заключен после успешного похода дружины князя Олега на Византию около 907 года. Он восстанавливал дружественные отношения государств, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право (вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении). При этом все же большая часть договора посвящена уголовному праву4.

Русско - византийский договор 944 года заключён после неудачного похода войск князя Игоря на Византию в 941 и повторного похода в 944 году. Подтверждая, в несколько изменённом виде, нормы уголовного и процессуального права договора 911 года,  договор 945 года обязывал русских послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княжеские грамоты, вводил ряд ограничений для русских купцов в размерах вывоза ценных тканей, месте и продолжительности пребывания в столице, порядке посещения ее торговых районов и т. д. Русь обязалась не претендовать на крымские владения Византии, не оставлять застав в устье Днепра, помогать друг другу военными силами.

Договор 971 года стал подведением итога в русско-византийской войне 970—971 годов. Он был заключён князем Святославом Игоревичем после поражения русских войск под Доростолом. Договор был составлен на неблагоприятных условиях для Руси, кроме этого содержал обязательства Руси не нападать на Византию, а также не подталкивать к нападению на Византию третьи стороны и помогать Византии в случае таких нападений.

Договоры Руси с Византией  важный источник права, не только потому, что они содержали нормы уголовного и процессуального права, но и потому, что их можно считать первыми международными источниками права Руси, которые содержат определенные обязательства сторон между собой.

Церковные уставы.

Отдельное место среди  источников права занимает церковное  законодательство. Церковные уставы приобретают большое значение после крещения Руси в 988 г.. Оно содержало нормы канонического (церковного) права, регулирующее отношения между церковью и государством, внутри церкви, между церковью и паствой. Для защиты своих интересов церковь добилась получения княжеских церковных уставов.

Известны церковные княжеские  уставы Владимира Святославича и Ярослава Мудрого:

  • Уставом Владимира юрисдикции церкви подлежали дела людей церковных, а также брачно-семейные, разграничивалась великокняжеская и церковная юрисдикция, вводится церковная десятина от таможенных поступлений, приплода скота и собранного урожая.
  • Устав Ярослава воспроизводит характерное для феодального общества право привилегии по дифференциации наказания (в зависимости от социального положения потерпевшего), введены штрафы вместо телесных наказаний.

Сходства в уставах  в том, что они содержат меры по борьбе с остатками язычества и нарушением христианской морали: запрета браков между родственниками, двоеженства, самовольного расторжения брака, принуждения к заключению брака и т.п.

Церковные уставы соотносили большую  часть канонических правонарушений с общей структурой мирских санкций, применявшихся на Руси в тех или  иных казусах. Санкции эти были одинаково  выгодны и для церкви, и для  князя. Церковь приобретала формальный статус в качестве экономического и  юридического целого, за ней были закреплены источники дохода, а ее духовные наставления подкреплялись материальными  мерами пресечения, которые обеспечивала княжеская власть.

Но в то же время и князь  при участии церкви косвенным  образом распространял свою власть, ибо большинство правонарушений относилось к тем сферам жизни, беспардонное вмешательство в которые князей не поддерживалось традицией. Линия  размежевания не всегда проходила четко, чем и объясняется неумолимо  возрастающее количество совместных санкций  со стороны духовной и светской властей.

«Русская правда».

Русская правда - наиболее интересный сборник правовых норм Древнерусского государства. Это объясняется не только большей развитостью права в данном источнике, но и тем, что она дошла до нас более чем в ста списках, разделенных в соответствии с содержанием на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Это типичный кодекс раннего феодализма: нормы права изложены без четкой системы, казуально, открыто определены привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий.

Информация о работе Источники древнерусского права