Исследование Русской правды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:16, реферат

Описание работы

В нашей литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.

Работа содержит 1 файл

Возникновение Русской Правды.docx

— 29.93 Кб (Скачать)

Возникновение Русской Правды.

Источники.

В нашей литературе по истории русского права нет  единого мнения о происхождении  Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным  памятником законодательства, а приватным  юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом  или группой законоведов для  своих личных целей. Другие считают  Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской  законодательной власти, только испорченным  переписчиками, вследствие чего появилось  множество различных списков  Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.

Источниками кодификации являются нормы обычного права  и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст.1 КП) и о круговой поруке (ст.20 КП). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом - вирой; в отличие от кровной мести круговая порука сохраняется как мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление.

Ещё одним из источников Русской Правды был Закон  Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры  о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с  греками в 911и 944 годах и в Русской  Правде.

Ссылки договоров  на закон молодого Русского государства, используемый как источник права  наряду с законами Византийской империи, стали темой оживлённой дискуссии  в

исторической  и юридической литературе. Так, например, сторонники норманской теории происхождения Древнерусского государства считали Закон Русский скандинавским правом. В.О.Ключевский считал что Закон Русский являлся “юридическим обычаем”, а в качестве источника Русской Правды представляет собой “не первобытный юридический обычай восточных славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно разнообразных элементов в IX - XI веках”. По мнению В.В.Мавродина, Закон Русский являлся обычным правом, создававшимся на Руси в течение веков. Л.В.Черепнин предположил, что между 882 годом и 911 годом был создан княжеский правовой кодекс, необходимый для проведения княжеской политики в присоединённых славянских и неславянских землях. По его мнению, кодекс отражал отношения социального неравенства. Это было “право раннефеодального общества, находящегося на более низкой стадии процесса феодализации, чем та, на которой возникла Древнейшая Правда”. Закон Русский представляет собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. Также в Русской Правде присутствуют многочисленные нормы, выработанные княжеской судебной практикой. 

Существует  три основных редакции Русской Правды: Краткая, Пространная и Сокращенная. Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из правды Ярослава (ст.1 - 18), Правды Ярославовичей (ст. 19 - 41), Покона вирного (ст. 42), Урока мостников (ст. 43). Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава (ст. 1 - 52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53 - 121). Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции. 
Первоначальный текст Русской Правды до нас не дошел. Однако известно, что сыновья Ярослава во второй половине 11 в. существенно дополнили и изменили его, создав так называемую Правду Ярославичей. Объединенные потом переписчиками, Правда Ярослава и Правда Ярославичей составили основу так называемой Краткой редакции Русской Правды. Владимир Мономах произвел еще более крупную переработку этого закона. В результате сложилась Пространная редакция. В последующие века создавались новые редакции Русской Правды, в общей сложности до шести. Все редакции дошли до нас в составе летописей и различных юридических сборников, разумеется, рукописных. Таких списков Русской Правды в настоящее время найдено свыше ста. Им обычно присваиваются названия, связанные с наименованием летописи, местом находки, лицом, нашедшим тот или иной список (Академический, Троицкий, Карамзинский и др.). 
Краткую редакцию Русской Правды можно разделить на две основные части: Правду Ярослава (ст.ст.1 - 18) и Правду Ярославичей (ст.ст.19 - 43). Первая была составлена при Ярославе Мудром, вторая же создавалась уже после его смерти. Если в Правде Ярослава рассматриваются в основном такие преступления, как побои, оскорбление, членовредительство, то Правда Ярославичей посвящена большей частью защите феодальной собственности и жизни княжеских людей. Кроме того, в последних статьях КП (ст.ст.41 - 43) определяется размер и порядок выплат княжеским служащим за исполнение ими своих служебных обязанностей. 
В образовании законов Русской Правды принимали участие и дети Ярослава, и даже его внук Мономах (1113 - 1125 гг.), которому принадлежит закон, направленный против ростовщичества и занесённый в Правду. 
Несомненно, в Краткой редакции Русской Правды изложены основные нормы тогдашнего права, впоследствии вошедшие в т.н. Пространную Правду. Последняя редакция ПП приходится на великое княжение Владимира Мономаха (1113 - 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 - 1132 гг.). В это время социально-экономическое развитие страны достигло довольно высокого уровня, но Русь уже стояла на пороге феодальной раздробленности. ПП родилась в результате кодификации и тщательного редактирования отдельных законоположений и княжеских уставов. В основе ПП лежит свод законов Ярослава Мудрого - "Суд Ярославль Владимировича".
 

Состав  Русской правды

Правовое положение  населения: привилегии князей и бояр, статус свободного и городского населения; смерды, закупы, холопы

В Русской Правде содержится целый ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп  населения. По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной  массы населения.

Мы находим  лишь два юридических критерия, особо  выделяющих эти группы в составе  общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст.1 ПП) и нормы об особом порядке  наследования недвижимости (земли) для  представителей этого слоя (ст.91 ПП).

Эти юридические  привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы "феодалами", можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

Основная часть  населения разделялась на свободных  и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории.

Юридически и  экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли  повинности только в пользу государства). Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, "низы" (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.).

Кроме свободных  смердов существовали и другие их категории, о которых Русская  Правда упоминает как о зависимых  людях. В литературе существует несколько  точек зрения на правовое положение  этой группы населения, однако следует  помнить, что она не была однородной: наряду со свободными существовали и  зависимые ("крепостные") смерды, находившиеся в кабале и услужении  у феодалов.

Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое  он мог завещать детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников  его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество  смерда. За совершенные проступки  и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и  имущественную ответственность. В  судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

Более сложной  юридической фигурой является закуп. Краткая редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной  редакции помещен специальный Устав  о закупах.

Закуп - человек, работающий в хозяйстве феодала  за "купу", заем, в который могли  включаться разные ценности: земля, скот, зерно, деньги и пр. Этот долг следовало отработать, причем не существовало установленных нормативов и эквивалентов. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Первое юридическое  урегулирование долговых отношений  закупов с кредиторами было произведено  в Уставе Владимира Мономаха после  восстания закупов в 1113 г. Были установлены  предельные размеры процентов на долг.

Закон охранял  личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать и отнимать имущество. Если сам закуп  совершал правонарушение, ответственность  была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам  закуп мог быть "выдан головой", т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина, не расплатившись, закуп также обращался в холопа.

В качестве свидетеля  в судебном процессе закуп мог  выступать только в особых случаях: по малозначительным делам ("в малых  исках") или в случае отсутствия других свидетелей ("по нужде").

Закуп был той  юридической фигурой, в которой  больше всего отразился процесс "феодализации", закабаления, закрепощения бывших свободных общинников.

Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное  положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все  последствия, вытекающие из договоров  и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина.

Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение  имущества, либо господину передавался  в качестве компенсации другой холоп.

Самого холопа, совершившего преступление, следовало  выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было просто убить  на месте преступления). Штрафную ответственность  за холопа всегда нес господин.

В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был  оговориться, что ссылается на "слова  холопа".

Закон регламентировал  различные источники холопства. Русская Правда предусматривала  следующие случаи: самопродажа в рабство (одного человека либо всей семьи), рождение от раба, женитьба на рабе, "ключничество", т.е. поступление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека. Источниками холопства были также: совершение преступления (такое наказание, как "поток и разграбление", предусматривало выдачу преступника "головой", превращение в холопа), бегство закупа от господина, злостное банкротство (купец проигрывает или транжирит чужое имущество).

Наиболее распространенным источником холопства, не упомянутым, однако, в Русской Правде был плен. 

Судопроизводство. Судебный процесс носил ярко выраженный состязательный характер: он начинался  только по инициативе истца, стороны  в нем (истец и ответчик) обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, значительную роль в системе доказательств  играли "ордалии" ("суд божий"), присяга и жребий.

Процесс делился  на три этапа (стадии) "Заклич" означал объявление о совершившемся преступлении (например о пропаже имущества). Заклич производился в людном месте, "на торгу", объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32, 34 ПП).

Вторая форма (стадия) процесса - "свод" (ст.35 - 39 ПП), напоминает очную ставку. Свод осуществлялся  либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена.

Свод продолжался  до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где  он приобрел эту вещь. Таковой и  признавался татем. Если свод выходил  за пределы населенного пункта, где  пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась  обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее  самому продолжать свод.

"Гонение следа" - третья форма судебного процесса, заключавшаяся в поиске доказательств  и преступника (ст.77 ПП). При отсутствии  в Древней Руси специальных  розыскных органов и лиц, гонение  следа осуществляли потерпевшие,  их близкие, члены общины и  все добровольцы.

Система доказательств  по Русской Правде состояла из: свидетельских  показаний ("видоков" - очевидцев преступления и "послухов" - свидетелей доброй славы, поручителей); вещественных доказательств ("поличное"); "ордалий" (испытания огнем, водой, железом); присяги. На практике существовал также судебный поединок, не упоминавшийся в Русской Правде. В законе ничего не говорится также о собственном признании и письменных доказательствах. 

Основные черты  частного права. "Русскую Правду" можно определить как кодекс частного права - все ее субъекты являются физическими  лицами, понятие юридического лица закон еще не знает. С этим связаны  некоторые особенности кодификации, среди видов преступлений, предусмотренных  Русской Правдой, нет преступлений против государства. Личность самого князя, как объект преступного посягательства, рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями.

Информация о работе Исследование Русской правды