Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:13, реферат
Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра.
Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии.
Одновременно в Беларуси
проводилась политика
Безусловно, культура Беларуси отражала социальную структуру общества. Составными частями ее были магнатская культура, поместно-дворянская культура средней и мелкой шляхты, культура мещан и населения городов и местечек, крестьянская культура. Конфессионная неоднородность населения приводила к культурной дифференциации по религиозному признаку и часто носила характер острого противостояния. По уровню развития, этнической направленности культура Беларуси в разных регионах имела отличительные черты.
В соответствии с
реформой просвещения 1803 – 1804
гг. школьная система строилась
по принципу единства и
Развитие архитектуры
определялось градостроительством: застройкой
центров городов домами специального
и государственного назначения. Для
архитектуры была характерна смена
стиля барокко на классицизм. Об
этом свидетельствует дворец-
1827 г. архитектором Б. Тычецким был построен грандиозный по своим размерам дворец в Снове (Минская обл.). Первоначально во дворце было сто комнат и зал. Позднее внутренняя планировка здания претерпела много изменений. Дворец-усадьба расположен на открытом месте у извилистой речки Сновки, его протяженность около 140 м. Главный вход во дворец выделен четырехколонным портиком ионического ордера. К особенности дворца-усадьбы в Снове можно отнести большую раскрытость композиции сооружения, четкость планировочного и объемного построения, а также строгость архитектурных форм и простоту конструктивного решения. Здесь ярко воплощены черты архитектуры классицизма.
В 30-х годах XIX в. в имении крупного землевладельца Э. Булгака Жиличах (Добосна) близ Бобруйска (Могилевская обл.) был создан большой дворцовый ансамбль с парком и подсобными сооружениями. Дворец, созданный архитектором К. Подчашинским, является центром композиции всего дворцово-паркового комплекса. Архитектура дворца выдержана в классических традициях начала XIX в. Площадь всего комплекса с водоемами, плодовыми садами и многочисленными подсобными сооружениями достигала 100 га.
Строительство дворцов-усадеб
составляет одну из особенностей архитектуры
Беларуси и1-й половины XIX в. Разрабатывая
дворцово-усадебные комплексы, архитекторы
подняли их архитектуру на высокий
художественный уровень. Дворцы и усадьбы,
большое количество которых было
построено во 2-й половине XIX в., составляют
одну из интереснейших страниц
Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи - отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов. Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич (1777 - 1830 гг.) написал портрет А. Чарторийского ,М.Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В. Ванькович (1800 - 1885 гг.) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки М Шимановской, а также картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780 - 1840 гг.) создал картины исторического жанра «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810 - 1883 гг.) работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа был В. Дмоховский (1807 - 1867 гг.). Наиболее известными скульпторами того времени были К. Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Р. Слизень и др.
Информация о работе Искусство и живопись Беларуси в начале 19 в