Институт коррекционной педагогики РАО

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 00:06, реферат

Описание работы

Цель: изучить историю Института коррекционной педагогики Российской академии образования.
Задачи:
Описать историю Института коррекционной педагогики РАО;
Познакомится с персоналиями Института коррекционной педагогики РАО;
Выделить приоритетные направления исследований Института коррекционной педагогики;
Познакомится с Консультативно – диагностическим центром, который является научно – практическим подразделение Института коррекционной педагогики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… …3
Глава I Институт коррекционной педагогики РАО………………………..4
История Института коррекционной педагогики РАО………………..4
Персоналии Института коррекционной педагогики РАО…………....5
Глава II Исследования Института коррекционной педагогики РАО……...8
2.1. Приоритетные направления исследований Института коррекционной педагогики РАО……………………………………………………………….8
2.2. Консультативно-диагностический центр при Институте коррекционной педагогики РАО……………………………………………………………….9
Заключение ………………………………………………………………….11
Список используемой литературы………………………………………. 13
Приложение………………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Институт  коррекционной педагогики РАО

Реферат 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ярославль 2011 год

Оглавление

Введение  …………………………………………………………………… …3

Глава I Институт коррекционной педагогики РАО………………………..4

    1. История Института коррекционной педагогики РАО………………..4
    2. Персоналии Института коррекционной педагогики РАО…………....5

Глава II Исследования Института коррекционной педагогики РАО……...8

2.1.  Приоритетные направления  исследований Института коррекционной педагогики РАО……………………………………………………………….8

2.2. Консультативно-диагностический центр при Институте коррекционной педагогики РАО……………………………………………………………….9

Заключение ………………………………………………………………….11

Список  используемой литературы………………………………………. 13

Приложение………………………………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В настоящее время в условиях современного общества рождается очень большое количество детей с различными отклонениями и патологиями в развитии. Эта определенная группа детей нуждается в диагностике и квалифицированной помощи специалистов. Вследствие  этого  появляется потребность в обучении большего количества квалифицированных специалистов в различных областях коррекционной педагогики и психологии.

     В Российской Федерации есть высшие учебные  заведения, которые подготавливают специалистов в этой области. Одним  из таких крупнейших ВУЗов является Институт коррекционной педагогики Российской академии образования.

     Цель: изучить историю Института коррекционной педагогики Российской академии образования.

     Задачи:

  1. Описать историю Института коррекционной педагогики  РАО;
  2. Познакомится с персоналиями Института коррекционной педагогики РАО;
  3. Выделить приоритетные направления  исследований Института коррекционной педагогики;
  4. Познакомится с Консультативно – диагностическим центром, который является научно – практическим подразделение Института коррекционной педагогики.
 
 
 
 
 
 

Глава I Институт коррекционной педагогики РАО 

    1. История Института коррекционной  педагогики РАО

Институт коррекционной  педагогики  - ведущий научный  центр Российской Федерации в  области коррекционной педагогики и специальной психологии. Институт - уникальное учреждение, осуществляющее систематическое клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение изменяющегося контингента детей с ограниченными возможностями здоровья, планомерную разработку и совершенствование теоретических и методических основ специальной психологии и специального обучения, разработку многоуровневого вариативного программно-методического обеспечения, инноваций в области специального образования; подготовку кадров высшей квалификации в области специальной психологии и коррекционной педагогики, внедрение в практику новых научных подходов к диагностике и обучению детей с отклонениями в развитии разного возраста.

   Институт  основан в 1929 г. С тех пор он несколько раз менял свое название:

  • до 1934 г. назывался Экспериментальным дефектологическим институтом (ЭДИ)
  • с 1934 по 1943 гг. - Научно-практическим институтом специальных школ и детских домов
  • с 1943 по 1992 гг. - Научно-исследовательским институтом дефектологии
  • с 1992 г. - Институтом коррекционной педагогики.

   Одним из основателей Института был  Л.С. Выготский - основоположник российской школы специальной психологии и  педагогики. В нем работали А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, И.А. Соколянский, Ф.Ф. Рау и другие (см.Прил.1). Был разработан комплексный медико-психолого-педагогический подход к изучению детей с особыми нуждами. Исследования Института обеспечили создание в стране дифференцированной системы специального образования детей с отклонениями в развитии (к концу 60-х гг.). Первый ученый совет при присвоении степеней кандидатов и докторов наук в области специальной психологии и педагогики был создан в Институте. Практически все специалисты высшей квалификации в области специального образования были подготовлены в Институте, в том числе все преподаватели дефектологических факультетов педагогических университетов СССР. По инициативе Института в 1969 г. было начато периодическое издание журнала "Дефектология" для специалистов и родителей детей с особыми нуждами.

   В составе  Института 13 лабораторий.

   В штате  Института - специалисты в области  физиологии и нейрофизиологи, врачи-терапевты, офтальмологи, психиатры, невропатологи, детские психологи, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги. В штате Института работают кандидаты  наук, доктора наук, члены-корреспонденты, академик. Среди сотрудников Института 1 действительный член (академик) РАО, 2 члена-корреспондента РАО, 20 докторов наук, 49 кандидатов наук. 

    1. Персоналии  Института коррекционной  педагогики РАО
  1.             Малофеев Николай Николаевич - директор ИКП РАО  д.п.н., академик РАО, член американского научного общества «Orton dyslexia society»;
  2.            Коробейников  Игорь  Александрович - заместитель директора по научной работе , доктор психологических наук, профессор;
  3.            Новичкова Ирина Владимировна - заместитель директора по опытно-экспериментальной работе и подготовке кадров, кандидат педагогических наук;
  4.            Баенская Елена Ростиславовна - ведущий научный сотрудник. Лауреат Премии Президента РФ в области образования за 1997 г.;
  5.            Гончарова Елена Львовна - заведующая лабораторией психологического изучения детей и диагностики, к.псих.н. Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 1997 г.;
  6.            Григорьева Лидия Петровна - ведущий сотрудник лаборатории  нейро – и психофизиологического изучения детей и диагностики, к.биолог.н.;
  7.            Денискина Венера Закировна - заведующая лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения  ГНУ «ИКП РАО», кандидат педагогических  наук, специалист в области  тифлопедагогики, доцент  кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования;
  8.           Дунаева Зинаида  Михайловна - заведующая Коррекционно – диагностическим Центром (КДЦ) Института,  к.п.н.;
  9.           Зыкова Татьяна Сергеевна - заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением слуха, д.п.н.;
  10. Королевская Татьяна Касьяновна - заведующая лабораторией  компьютерных технологий обучения  детей. Лауреат Премии  правительства РФ в области образования за 1997 г.;
  11. Кукушкина Ольга Ильинична  - ведущий научный сотрудник, д.п.н., член американского научного общества «Orton dyslexia society». Лауреат Премии правительства РФ в области образования за 1997 г.;
  12. Либлинг Мария Михайловна - ведущий научный сотрудник, к.п.н.  Лауреат Премии  правительства РФ в области образования  за 1997 г.;
  13. Николаева Татьяна Вячеславовна - заведующая лабораторией педагогической коррекции нарушенной слуховой функции, к.п.н.;
  14. Никольская Ольга Сергеевна - заведующая  лабораторией содержания и методов обучения детей  с эмоциональными нарушениями,  д.психол.н. Лауреат Премии  правительства РФ в области образования  за 1997 г.;
  15. Разенкова Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник;
  16. Саломатина Ирина Владимировна - заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта;
  17. Стребелева Елена Анатольевна - заведующая лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии,  д.п.н.,  профессор.  Лауреат Премии  правительства РФ в области образования  за 1997 г.;
  18. Тигранова Людмила Иосифовна - ведущий научный сотрудник лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха,  д.психол.н, профессор;
  19. Тупоногов  Борис Константинович - старший научный сотрудник, д.п.н.;
  20. Фишман Мария Натановна - ведущий научный сотрудник лаборатории содержания и методов обучения детей трудностями в обучении, д.биол.н.;
  21. Фильчикова Любовь Ивановна - старший научный сотрудник консультативно – диагностического центра, д.психол.н.;
  22. Чиркина Галина Васильевна - заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушениями речи, д.п.н., профессор;
  23. Шматко Наталия Дмитриевна - ведущий сотрудник ГНУ «ИКП РАО», к.п.н.  Лауреат Премии  правительства РФ в области образования за 1997 г.
 
 
 

Глава II Исследования Института коррекционной педагогики РАО 

2.1.  Приоритетные направления   исследований  Института коррекционной педагогики РАО

   На  протяжении ряда лет основными и традиционными для Института направлениями научных исследований являются:

  • психологическое, нейро - психофизиологическое изучение детей и подростков;
  • комплексное медико-психолого-педагогическое обследование и дифференциальная диагностика различных отклонений в развитии;
  • разработка содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха, зрения, речи;
  • педагогическая коррекция нарушенной слуховой функции;
  • разработка содержания и методов обучения детей с интеллектуальными и эмоциональными нарушениями; задержкой психического развития, со сложной структурой нарушений;
  • разработка компьютерных технологий специального обучения разных категорий аномальных детей.

   В последние  годы в программе научных исследований Института выделены следующие приоритеты, каждому из которых соответствует исследовательский Проект :

  • "Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России";
  • "Фундаментальные и прикладные проблемы медико-психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей";
  • "Ранняя коррекция нарушений и дошкольное воспитание детей с отклонениями в развитии";
  • "Научно-методическая поддержка функционирующей системы образования разных категорий аномальных детей";
  • "Национальная образовательная система и интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии";
  • "Компьютерные технологии коррекционного обучения и педагогической диагностики детей с особыми нуждами";
  • "Коррекционное обучение школьников со сложной структурой дефекта";
  • "Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями".
 

2.2. Консультативно-диагностический  центр при Институте  коррекционной педагогики  РАО

      Консультативно-диагностический центр (КДЦ) является научно-практическим подразделением Института коррекционной педагогики РАО.

     Традиция  приема и обследования детей в  Институте насчитывает более  пятидесяти лет. Первые приемы и "разборы" детей проводил Л.С. Выготский. В настоящее время в КДЦ консультируются дети, начиная с младенческого возраста и до 18 лет. В КДЦ применяется комплексный подход к диагностике.

     В процедуре обследования ребенка  участвуют: нейрофизиологи, невропатологи, детские психиатры, психологи, нейропсихологи, педагоги-дефектологи, логопеды. При необходимости к обследованию привлекаются профильные специалисты - высококвалифицированные сотрудники лабораторий Института.

     Консультативный прием детей в КДЦ осуществляется в присутствии родителей или  лиц, их заменяющих. В случае необходимости наряду с комплексным обследованием, предлагается динамическое изучение и наблюдение за ребенком в условиях обучения в коррекционно-диагностических группах при КДЦ.

     На  основании анализа данных комплексного медико-психолого-педагогического обследования составляется заключение, назначается соответствующее лечение и даются рекомендации родителям по обучению и воспитанию ребенка, коррекции имеющихся отклонений в его развитии. По желанию родителей специалисты Центра определят наиболее подходящий для ребенка вид учебного заведения и (или) тип обучения. Медико-психолого-педагогическая помощь может быть оказана ребенку и в КДЦ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

         В нашем исследовании мы изучили историю Института коррекционной педагогики Российской академии образования, тем самым мы выполнили цель реферата.  Пришли к выводу, что Институт коррекционной педагогики РАО ведет отсчет своей истории с 1929 г. С тех пор он несколько раз менял свое название:

  • до 1934 г. назывался Экспериментальным дефектологическим институтом (ЭДИ)
  • с 1934 по 1943 гг. - Научно-практическим институтом специальных школ и детских домов
  • с 1943 по 1992 гг. - Научно-исследовательским институтом дефектологии
  • с 1992 г. - Институтом коррекционной педагогики.

   Одним из основателей Института был Л.С. Выготский - основоположник российской школы специальной психологии и педагогики. В нем работали уже известные нам А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, И.А. Соколянский, Ф.Ф. Рау и другие.

Информация о работе Институт коррекционной педагогики РАО