Институт
коррекционной педагогики
РАО
Реферат
Ярославль
2011 год
Оглавление
Введение
……………………………………………………………………
…3
Глава
I Институт коррекционной педагогики
РАО………………………..4
- История Института
коррекционной педагогики РАО………………..4
- Персоналии
Института коррекционной педагогики РАО…………....5
Глава
II Исследования Института коррекционной
педагогики РАО……...8
2.1. Приоритетные
направления исследований Института
коррекционной педагогики РАО……………………………………………………………….8
2.2. Консультативно-диагностический
центр при Институте коррекционной педагогики
РАО……………………………………………………………….9
Заключение
………………………………………………………………….11
Список
используемой литературы……………………………………….
13
Приложение………………………………………………………………….14
Введение
В
настоящее время в условиях современного
общества рождается очень большое количество
детей с различными отклонениями и патологиями
в развитии. Эта определенная группа детей
нуждается в диагностике и квалифицированной
помощи специалистов. Вследствие этого
появляется потребность в обучении большего
количества квалифицированных специалистов
в различных областях коррекционной педагогики
и психологии.
В
Российской Федерации есть высшие учебные
заведения, которые подготавливают
специалистов в этой области. Одним
из таких крупнейших ВУЗов является
Институт коррекционной педагогики Российской
академии образования.
Цель:
изучить историю Института коррекционной
педагогики Российской академии образования.
Задачи:
- Описать историю
Института коррекционной педагогики
РАО;
- Познакомится
с персоналиями Института коррекционной
педагогики РАО;
- Выделить
приоритетные направления исследований
Института коррекционной педагогики;
- Познакомится
с Консультативно – диагностическим центром,
который является научно – практическим
подразделение Института коррекционной
педагогики.
Глава
I Институт коррекционной
педагогики РАО
- История
Института коррекционной
педагогики РАО
Институт коррекционной
педагогики - ведущий научный
центр Российской Федерации в
области коррекционной педагогики
и специальной психологии. Институт
- уникальное учреждение, осуществляющее
систематическое клиническое, нейрофизиологическое
и психолого-педагогическое изучение
изменяющегося контингента детей с ограниченными
возможностями здоровья, планомерную
разработку и совершенствование теоретических
и методических основ специальной психологии
и специального обучения, разработку многоуровневого
вариативного программно-методического
обеспечения, инноваций в области специального
образования; подготовку кадров высшей
квалификации в области специальной психологии
и коррекционной педагогики, внедрение
в практику новых научных подходов к диагностике
и обучению детей с отклонениями в развитии
разного возраста.
Институт
основан в 1929 г. С тех пор он
несколько раз менял свое название:
- до 1934 г. назывался
Экспериментальным дефектологическим
институтом (ЭДИ)
- с 1934 по 1943
гг. - Научно-практическим институтом специальных
школ и детских домов
- с 1943 по 1992
гг. - Научно-исследовательским институтом
дефектологии
- с 1992 г. - Институтом
коррекционной педагогики.
Одним
из основателей Института был
Л.С. Выготский - основоположник российской
школы специальной психологии и
педагогики. В нем работали А.Р. Лурия,
М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, И.А. Соколянский,
Ф.Ф. Рау и другие (см.Прил.1). Был разработан
комплексный медико-психолого-педагогический
подход к изучению детей с особыми нуждами.
Исследования Института обеспечили создание
в стране дифференцированной системы
специального образования детей с отклонениями
в развитии (к концу 60-х гг.). Первый ученый
совет при присвоении степеней кандидатов
и докторов наук в области специальной
психологии и педагогики был создан в
Институте. Практически все специалисты
высшей квалификации в области специального
образования были подготовлены в Институте,
в том числе все преподаватели дефектологических
факультетов педагогических университетов
СССР. По инициативе Института в 1969 г. было
начато периодическое издание журнала
"Дефектология" для специалистов
и родителей детей с особыми нуждами.
В составе
Института 13 лабораторий.
В штате
Института - специалисты в области
физиологии и нейрофизиологи, врачи-терапевты,
офтальмологи, психиатры, невропатологи,
детские психологи, сурдопедагоги,
тифлопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги.
В штате Института работают кандидаты
наук, доктора наук, члены-корреспонденты,
академик. Среди сотрудников Института
1 действительный член (академик) РАО, 2
члена-корреспондента РАО, 20 докторов
наук, 49 кандидатов наук.
- Персоналии
Института коррекционной
педагогики РАО
-
Малофеев Николай Николаевич - директор
ИКП РАО д.п.н., академик РАО, член американского
научного общества «Orton dyslexia society»;
-
Коробейников Игорь Александрович
- заместитель директора по научной работе
, доктор психологических наук, профессор;
-
Новичкова Ирина Владимировна - заместитель
директора по опытно-экспериментальной
работе и подготовке кадров, кандидат
педагогических наук;
-
Баенская Елена Ростиславовна - ведущий
научный сотрудник. Лауреат Премии Президента
РФ в области образования за 1997 г.;
-
Гончарова Елена Львовна - заведующая
лабораторией психологического изучения
детей и диагностики, к.псих.н. Лауреат
Премии Правительства РФ в области образования
за 1997 г.;
-
Григорьева Лидия Петровна - ведущий сотрудник
лаборатории нейро – и психофизиологического
изучения детей и диагностики, к.биолог.н.;
-
Денискина Венера Закировна - заведующая
лаборатории содержания и методов обучения
детей с нарушением зрения ГНУ «ИКП
РАО», кандидат педагогических наук,
специалист в области тифлопедагогики,
доцент кафедры коррекционной педагогики
и специальной психологии Академии повышения
квалификации и переподготовки работников
образования;
-
Дунаева Зинаида Михайловна - заведующая
Коррекционно – диагностическим Центром
(КДЦ) Института, к.п.н.;
-
Зыкова Татьяна Сергеевна - заведующая
лабораторией содержания и методов обучения
детей с нарушением слуха, д.п.н.;
- Королевская
Татьяна Касьяновна - заведующая лабораторией
компьютерных технологий обучения
детей. Лауреат Премии правительства
РФ в области образования за 1997 г.;
- Кукушкина
Ольга Ильинична - ведущий научный
сотрудник, д.п.н., член американского научного
общества «Orton dyslexia society». Лауреат Премии
правительства РФ в области образования
за 1997 г.;
- Либлинг
Мария Михайловна - ведущий научный сотрудник,
к.п.н. Лауреат Премии правительства
РФ в области образования за 1997 г.;
- Николаева
Татьяна Вячеславовна - заведующая лабораторией
педагогической коррекции нарушенной
слуховой функции, к.п.н.;
- Никольская
Ольга Сергеевна - заведующая лабораторией
содержания и методов обучения детей
с эмоциональными нарушениями, д.психол.н.
Лауреат Премии правительства РФ в
области образования за 1997 г.;
- Разенкова
Юлия Анатольевна - кандидат педагогических
наук, ведущий научный сотрудник;
- Саломатина
Ирина Владимировна - заведующая лабораторией
содержания и методов обучения детей со
сложной структурой дефекта;
- Стребелева
Елена Анатольевна - заведующая лабораторией
дошкольного воспитания детей с проблемами
в развитии, д.п.н., профессор.
Лауреат Премии правительства РФ в
области образования за 1997 г.;
- Тигранова
Людмила Иосифовна - ведущий научный сотрудник
лаборатории содержания и методов обучения
детей с нарушениями слуха, д.психол.н,
профессор;
- Тупоногов
Борис Константинович - старший научный
сотрудник, д.п.н.;
- Фишман Мария
Натановна - ведущий научный сотрудник
лаборатории содержания и методов обучения
детей трудностями в обучении, д.биол.н.;
- Фильчикова
Любовь Ивановна - старший научный сотрудник
консультативно – диагностического центра,
д.психол.н.;
- Чиркина
Галина Васильевна - заведующая лабораторией
содержания и методов обучения детей с
нарушениями речи, д.п.н., профессор;
- Шматко Наталия
Дмитриевна - ведущий сотрудник ГНУ «ИКП
РАО», к.п.н. Лауреат Премии правительства
РФ в области образования за 1997 г.
Глава
II Исследования Института
коррекционной педагогики
РАО
2.1.
Приоритетные направления
исследований
Института коррекционной
педагогики РАО
На
протяжении ряда лет основными и традиционными
для Института направлениями научных
исследований являются:
- психологическое,
нейро - психофизиологическое изучение
детей и подростков;
- комплексное
медико-психолого-педагогическое обследование
и дифференциальная диагностика различных
отклонений в развитии;
- разработка
содержания и методов обучения детей с
нарушениями слуха, зрения, речи;
- педагогическая
коррекция нарушенной слуховой функции;
- разработка
содержания и методов обучения детей с
интеллектуальными и эмоциональными нарушениями;
задержкой психического развития, со сложной
структурой нарушений;
- разработка
компьютерных технологий специального
обучения разных категорий аномальных
детей.
В последние
годы в программе научных исследований
Института выделены следующие приоритеты,
каждому из которых соответствует исследовательский
Проект :
- "Социологический
анализ и прогнозирование развития специального
образования в России";
- "Фундаментальные
и прикладные проблемы медико-психолого-педагогической
диагностики нарушений развития у детей";
- "Ранняя
коррекция нарушений и дошкольное воспитание
детей с отклонениями в развитии";
- "Научно-методическая
поддержка функционирующей системы образования
разных категорий аномальных детей";
- "Национальная
образовательная система и интегрированный
подход к образованию детей-инвалидов
и детей с отклонениями в развитии";
- "Компьютерные
технологии коррекционного обучения и
педагогической диагностики детей с особыми
нуждами";
- "Коррекционное
обучение школьников со сложной структурой
дефекта";
- "Теоретические
и экспериментальные основы проектирования
психолого-педагогических условий социально-эмоционального
развития детей с особыми образовательными
потребностями".
2.2.
Консультативно-диагностический
центр при Институте
коррекционной педагогики
РАО
Консультативно-диагностический
центр (КДЦ) является научно-практическим
подразделением Института коррекционной
педагогики РАО.
Традиция
приема и обследования детей в
Институте насчитывает более
пятидесяти лет. Первые приемы и "разборы"
детей проводил Л.С. Выготский. В настоящее
время в КДЦ консультируются дети, начиная
с младенческого возраста и до 18 лет. В
КДЦ применяется комплексный подход к
диагностике.
В
процедуре обследования ребенка
участвуют: нейрофизиологи, невропатологи,
детские психиатры, психологи, нейропсихологи,
педагоги-дефектологи, логопеды. При необходимости
к обследованию привлекаются профильные
специалисты - высококвалифицированные
сотрудники лабораторий Института.
Консультативный
прием детей в КДЦ осуществляется
в присутствии родителей или
лиц, их заменяющих. В случае необходимости
наряду с комплексным обследованием, предлагается
динамическое изучение и наблюдение за
ребенком в условиях обучения в коррекционно-диагностических
группах при КДЦ.
На
основании анализа данных комплексного
медико-психолого-педагогического обследования
составляется заключение, назначается
соответствующее лечение и даются рекомендации
родителям по обучению и воспитанию ребенка,
коррекции имеющихся отклонений в его
развитии. По желанию родителей специалисты
Центра определят наиболее подходящий
для ребенка вид учебного заведения и
(или) тип обучения. Медико-психолого-педагогическая
помощь может быть оказана ребенку и в
КДЦ.
Заключение
В
нашем исследовании мы изучили историю
Института коррекционной педагогики Российской
академии образования, тем самым мы выполнили
цель реферата. Пришли к выводу, что
Институт коррекционной педагогики РАО
ведет отсчет своей истории с 1929 г. С тех
пор он несколько раз менял свое название:
- до 1934 г. назывался
Экспериментальным дефектологическим
институтом (ЭДИ)
- с 1934 по 1943
гг. - Научно-практическим институтом специальных
школ и детских домов
- с 1943 по 1992
гг. - Научно-исследовательским институтом
дефектологии
- с 1992 г. - Институтом
коррекционной педагогики.
Одним
из основателей Института был Л.С. Выготский
- основоположник российской школы специальной
психологии и педагогики. В нем работали
уже известные нам А.Р. Лурия, М.С. Певзнер,
Ж.И. Шиф, И.А. Соколянский, Ф.Ф. Рау и другие.