Институт аренды по законам Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:13, творческая работа

Описание работы

Законы Хаммурапи содержат довольно развитый институт аренды, формирование которого обусловлено множеством причин: природными и климатическими условиями, спецификой хозяйства Вавилона и укладом жизни населения.

Работа содержит 1 файл

эссе ИГПЗС. Институт аренды и найма по законам Хаммурапи.docx

— 19.75 Кб (Скачать)

            Эссе.

      «Институт аренды в законах  Хаммурапи».

Одним из известнейших и интереснейших  памятников древнего права является свод законов вавилонского царя Хаммурапи. В 1902г французскими археологами  был обнаружен черный базальтовый столб, на котором и были записаны данные законы. Законы царя Хаммурапи довольно широко охватывают сферы общественной жизни и регулируют основные социальные и экономические отношения. Одним из основных и важных институтов, представленных в законах Хаммурапи, является институт аренды. Поэтому я решил рассмотреть подробнее именно данный институт.

Данная  сфера довольно широко представлена в законах, а именно упоминается  в статьях 42 – 52, 73, 242 – 249, 268 – 272. Это является следствием обилия различных природных катаклизм, таких как засуха, и нехватки плодородной земли на всех свободных членов общества. Данные статьи можно разделить по принципу регулирования аренды определённого вида имущества. Начнём анализ с земельной аренды. К данному виду относятся статьи 42 – 52. В аренду земли входила как аренда поля, так и сада, при стандартных условиях плата за аренду устанавливалась в размере одной трети урожая. Предусматривались так же другие условия сдачи земли в аренду, например за половину урожая, при таком договоре, арендодатель обязывался участвовать в расходах или обработке поля (статья 46). Кроме того, тот участок, где урожай бал выше возможно было сдать в аренду исходя из двух третей урожая владельцу. Обычно аренда была краткосрочной (1 – 2 года), при условии, что земля обрабатывалась до этого, если же нет, то срок аренды увеличивался (статья 44). При этом текст законов свидетельствует о поддержке арендодателей государством, то есть о кабальных условиях займа, найма и аренды, так как основная ответственность за урожай лежала на арендаторе: «Если человек отдаст своё поле земледельцу за арендную плату и получит арендную плату за своё поле, а потом Адад затопит поле или наводнение унесёт жатву, то убыток падает только на земледельца» (статья 45). Тем не менее, Хаммурапи учёл в этих законах многие природные катаклизмы и довольно подробно регламентировал их (статьи 45, 48). Это является свидетельством того, что такие явления были довольно частыми для древнего Вавилона. фиш Кроме того арендатор обязан был вернуть арендованную землю  обработанной (статьи 42 – 43). Кроме того существовала аренда целины, при которой к арендованному участку прилагался небольшой обработанный, чтобы работник мог кормиться во время работы. Что ещё более интересно, найденные  на территории древнего Вавилона таблички указывают на существование сделок аренды, где арендодателем выступали жрицы Шамаша в Сипаре, на условиях не только выплаты части урожая, но и различных подношений. Нормы регулирующие отношения аренды земли содержат также санкции за невыполнение договора со стороны арендатора. Например, если работник не возделывал поле и не вырастил урожая, то он должен отдать хозяину столько зерна сколько вырастили его соседи: «Если человек арендует поле для обработки и не вырастит там хлеба, то его должно изобличить в том. Что он не делал необходимой работы в поле и он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи» (статья 42).

Другим  видом аренды в древнем Вавилоне являлась аренда жилища. До нашего времени дошла только одна статья, описывающая данный вид аренды. Она защищает права жильца на то жильё, за которое он уже заплатил, в случае несоблюдения договора со стороны арендодателя, он лишается тех денег, которые получил от жильца (статья 73).

С другой стороны, объектом аренды в Вавилоне могла быть не только недвижимость, но и любое движимое имущество, например корабли или иные транспортные средства. Это было обусловлено широким  распространением торговли у древних  вавилонян, в купе с  нехваткой капитала у большинства населения, для содержания собственных транспортных средств. Данный вид аренды описан в статьях 236 – 239. В основном в них закреплена ответственность сторон при заключении договора аренды: « Если человек отдал своё судно в аренду лодочнику, а тот был нерадив и потопил судно или погубил, то лодочник должен возместить судно владельцу».

Кроме судов довольно распространена была аренда скота. Действительно, ведь скот был основным способом передвижения, средством распашки земель. В то время, по-видимому, он стоил недёшево, кроме того его нужно было содержать, поэтому появилась необходимость в регулировании этих отношений. Законы, описывающие это (241 – 249) направлены на защиту самих животных, а так же защищают интересы хозяев животных. Кроме того, и в этом виде аренды Хаммурапи предусмотрел несчастные случаи и природные катаклизмы: «Если человек нанял вола, и Бог его поразил, и он издох, то человек, нанявший вола, может произнести божественную клятву и он будет свободен».

Таким образом, законы Хаммурапи содержат довольно развитый институт аренды, формирование которого обусловлено множеством причин: природными и климатическими условиями, спецификой хозяйства Вавилона и укладом жизни населения.

Информация о работе Институт аренды по законам Хаммурапи