Инквизиционный процесс в средневековой Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследований данной работы является инквизиционный судебный процесс в средневековой Европе. Цель исследований заключается в осмыслении роли Церкви в процессе становления государства и права стран Европы, определении основных этапов эволюции инквизиции и особенностей ее функционирования в разных странах Европы, и, главное, в выявлении основных характерных черт инквизиционного судебного процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………..2
Глава 1. Церковь и каноническое право в Средневековой Европе…………………………………………………………..5
1.1 Возникновение и эволюция инквизиции……….11
Глава 2. Инквизиционный судебный процесс: его формы и стадии………………………………………………………….20
2.1 Розыск и арест подозреваемых в ереси……………….22
2.2 Допрос и следствие…………………………………….22
2.3 Вынесение приговора………………………………….27
2.4 Наказания……………………………………………….31
Глава 3. Особенности развития инквизиции в разных европейских странах………………………………………....35
3.1 Инквизиция во Франции……………………………....36
3.2 Инквизиция в Италии………………………………….37
3.3 Инквизиция в Германии……………………………….38
Заключение…………………………………………………40
Список использованной литературы…………………..….43

Работа содержит 1 файл

Курссовая.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

      Содержание

      Введение……………………………………………………..2

      Глава 1. Церковь и каноническое право  в Средневековой Европе…………………………………………………………..5

      1.1 Возникновение и эволюция инквизиции……….11

      Глава 2. Инквизиционный судебный процесс: его формы и стадии………………………………………………………….20

      2.1 Розыск и арест подозреваемых в ереси……………….22

      2.2 Допрос и следствие…………………………………….22

      2.3 Вынесение приговора………………………………….27

      2.4 Наказания……………………………………………….31

      Глава 3. Особенности развития инквизиции в разных европейских странах………………………………………....35

      3.1 Инквизиция во Франции……………………………....36

      3.2 Инквизиция в Италии………………………………….37

      3.3 Инквизиция в Германии……………………………….38

      Заключение…………………………………………………40

      Список использованной литературы…………………..….43 
     

                                                                                                                         

Введение 

      Из  всех видов преследования, религиозное  преследование более всего противоречит современной культуре, современной  истории. Между тем инквизиция –  один из тех исторических институтов, деятельность которого на протяжении многих веков оказывала влияние на судьбы народов Европы и Америки.  И тем не менее далеко не всё ещё известно о деятельности священного трибунала. Многие архивы инквизиции всё ещё не доступны исследователям. Почти не разработана научная периодизация истории инквизиции, отсутствует цельная картина массовых еретических движений средневековья, против которых был в первую очередь направлен террор инквизиции. Мы мало знаем о деятельности инквизиции в колониях, до сих пор не написана история папской инквизиции – конгрегации священной канцелярии.

      Для большинства  слово «инквизиция» является синтезом таких понятий, как бесчеловечность, всепроникающая неумолимость, предельная жестокость и полный произвол судьи при решении судьбы подсудимого. Когда подумаешь, что инквизиция развивалась в лоне церкви, основанной на Евангелии, то довольно трудно объяснить её. Невольно является вопрос: как могла религия, полная любви и веротерпимости, сжигать живыми тех, кто добровольно не принимал её учений?

      Невольно  возникают вопросы: «Зачем еще раз  перелистывать эти кровавые страницы? К чему послужили 

    все эти  ужасающие своей предопределенностью  судебные процессы, чудовищные пытки  и казни?». Блестящий ответ на эти вопросы дал выдающийся историк В.О. Ключевской, сказав, что это та история, которая ничему не учит, но наказывает за незнание ее уроков.

      Таким образом, актуальность исследований вопросов организации инквизиционного процесса обусловлена необходимостью выделить те характерные черты инквизиционного судопроизводства, которые непременно нужно знать, помнить и не допускать их проявления в какой бы то ни было форме при организации судебного производства в истинно правовом государстве.

      Предметом исследований данной работы является инквизиционный судебный процесс в средневековой Европе. Цель исследований заключается в осмыслении роли Церкви в процессе становления государства и права стран Европы, определении основных этапов эволюции инквизиции и особенностей ее функционирования в разных странах Европы, и, главное, в выявлении основных характерных черт инквизиционного судебного процесса. 
     
     
     

                                                                                                       

      Глава 1. Церковь и каноническое право в Средневековой Европе

      Каноническое  право возникло первоначально как  право христианской церкви в целом. Христианство возникло как религия  бедных и рабов и испытало жестокие преследования со стороны властей  Рима. Только при императоре Антонине Пие и его преемниках в 138 – 192 гг. оно выходит из подполья. Но в обстановке разложения и гибели Западной римской империи христианство не рассматривалось вначале как новая идея, способная объединить и возродить общество. Во-первых, продолжал жить гордый дух республиканства, не допускающий деспотической власти ни Бога, ни императора. Во-вторых, умирающий античный строй категорически не признавал принципа равенства (хотя бы даже по идее) между рабом и свободным и между гражданином и варваром 1. И, наконец, новые идеи христианства, также попадали в перечень опасных вольнодумств, и их последователи легко могли поплатиться головой.

      Обстановка  изменилась после распада Империи  на Западную и Восточную. Константин I, покинув республиканский по духу Рим, принялся энергично создавать  институт деспотической имперской власти в Восточной части империи. И вот здесь христианство оказалось в высшей степени подходящей государственной идеологией, способной обожествить и укрепить личную власть императора над подданными, которые все равны в своем ничтожестве перед обожествленной властью2.

      Кроме поддержки со стороны светской власти, успехи новой религии были обусловлены  ее сущностью, основанной на идеях любви, милосердия, человечности, братства. Всего  этого не было ни в философских  учениях, ни в верованиях античной религии. И, кроме того, старая вера ничего хорошего не обещала человеку за порогом жизни, независимо от того был ли он велик или ничтожен. Поэтому новому учению жадно внимали тысячи и тысячи подданных империи, задавленных чудовищным бременем государственных повинностей и произволом имперских чиновников.

      Германские  народы (варвары), жившие у границ Империи  ничего нового принести в духовную жизнь гибнущей империи также  не могли. Ослепленные величием, богатством и могуществом Империи они  стремились к ней, сперва, чтобы служить и перенимать достижения материальной культуры, а позднее, чтобы овладеть имперскими землями и всем достоянием. И под этим натиском Западная римская империя пала.

      Но  остался идеал – единый мир под единым духовным и светским главой. Этот идеал стал, по – сути, лозунгом всех Средних Веков. А проводником этой идеи стала правящая Церковь. Идея восстановления такой империи воспламеняла воображение всех. И, главное, германцы оказались весьма восприимчивы к новому христианскому учению. Переселившись на земли Западной империи, продолжая составлять большинство в легионах императоров Востока, германцы хорошо усваивали новое учение. Блаженный Августин в своем труде «О граде Божьем» писал: «Чтобы соединить различные народы Империи, надо создать нечто большее, чем мирские узы; эти узы нашлись только в христианстве»3.Так христианство явилось объединяющим началом для народов Европы. Христианское духовенство внушало варварам необходимые начала государственного порядка, мира и человечности; оно сделало так, что языческое правительство варваров усваивало римскую гражданскую цивилизацию. Во многом благодаря именно усилиям Церкви, было обеспечено основополагающее влияние уже рухнувшей Западной Римской империи на историческое развитие Европы. Римское право, сохранившееся во многих странах наряду с обычным правом германских племен, легло в основу законодательств Англии, Франции, Германии.

      На  протяжении всего Средневековья  христианская Церковь проводила  в жизнь идею единства светских владений под властью единого теократического владыки – Римского Епископа. И усилия Церкви здесь трудно переоценить. Не будь поддержки Церковью королевской власти против буйства вассалов, требования соблюдения условий «Божьего Мира» и неприкосновенности церковных убежищ, продуманной и централизованной законодательной деятельности, что стало бы с нарождавшейся Европейской цивилизацией?

      С другой стороны, все перечисленные  действия Церкви были, в конечном счете, направлены на установление личной гегемонии  римских пап над всем христианским миром. По их замыслу эта империя должна была охватить всю Европу и Славянские земли. Это была бы империя, которая превосходила бы все самые обширные государства, доселе известные в истории. Следствием этих чаяний Св. Престола явилось длительное противостояние пап и светской власти (борьба за инвеституру). Эта борьба существенно ослабила феодалов и дала большой простор самостоятельности городов, которые всегда служили источником прогресса в Средневековье. И в этом тоже видится несомненная положительная роль Церкви в эволюционном развитии стран Средневековой Европы.

      Незыблемым  основанием для руководящей и  направляющей роли Церкви в судьбах  народов Европы на протяжении многих столетий явилось каноническое право. Оно содержало не только совокупность религиозно-правовых предписаний, регулирующих отношения внутри церковной организации, но и регламентировало отношения между церковью и светскими лицами в феодальном государстве и даже в семье.

      Изначально  закрепив за собой авторитет законодателя и учителя в делах не только церковных, но и гражданских еще для молодых варварских народов, которые пришли на смену римской цивилизации, могла ли Правящая Церковь отказаться от связанных с этим выгод в дальнейшем? В отличие от римского права каноническое право с раннехристианского периода основывалось на фиксированной письменной традиции. Уже в I в. начали проводиться христианские собрания для принятия всеобщих решений, например, по вопросам управления. Со временем возникло большое число постановлений крупных церковных единств, подобных папским декреталиям, которые считались имеющими юридическую силу. Таким образом, возникло не устно передаваемое традиционное право, а письменное, авторитет которого в кругах, близких к церкви, в большой степени зависел от того, как оно излагалось в документах. По причине высокой аргументационной ценности и при всеобщей неграмотности населения и светских владык Правящая Церковь получила в свои руки универсальное орудие. С помощью этого орудия можно было укреплять и развивать церковную власть и перестраивать социальную культуры общества в нужном Церкви направлении4.

      Прежде  всего, каноническое право привело  к тому, что церковная собственность  стала несравненно лучше администрированной и в связи с этим более экономически рентабельной, чем соответствующие ресурсы мирских владык. Кроме того, церковь получила большое богатства благодаря добровольным пожертвованиям путём развития институтов завещания и дарения в соответствии со своими возможностями оказывать религиозное давление на малограмотное население.

      Характерный для канонических судебных процессов  до мелочей регламентированный порядок  инстанций и высокоразвитая процессуальная техника уже в XIII в обеспечивала большую правовую защищенность духовных лиц, чем светские суды для мирян. Канонический гражданский процесс признавал только письменный документ как исходный пункт для открытия дела: «того, чего нет в документах, не существует вообще»

      Таким образом, благодаря высокому техническому уровню канонического права и  возможностям церкви как законодательной и судебной власти, во многих центральных областях права развивались новые юридические конструкции канонического права, имевшие большое значение для последующей истории права в целом. В качестве примера можно назвать понятие вины в уголовном праве и каноническом процессе, которое в обычной обвинительной форме и в форме процесса инквизиции произвело революцию. В то же время мирской правопорядок в большинстве европейских стран оставался весьма примитивным и с точки зрения судебного процесса, и с точки зрения уголовного права.

                       1.1 Возникновение и эволюция инквизиции

      Инквизиция (от латинского: inquisitio – разыскание, исследование, розыск) – это судебно-следственный орган, созданный для выявления в Церкви ее замаскированных врагов, их переубеждения и перевоспитания а в случае их неисправимости отлучавший их от Церкви. Таким образом, деятельность инквизиции была направлена на расследование преступлений против религии. К этим преступлениям, главным образом, относились различные ереси, которые заключались в попытках осознать и провести в массы населения альтернативные представления о религиозном мировоззрении, религиозном культе и отношении к правящей Церкви.

      В Средние Века, когда менталитет большинства  населения значительно отличался  от современного, ересь считалась намного более серьезным преступлением, чем политические и уголовные преступления. В те времена христианская идеология была государственной идеологией, религия рассматривалась не только как основа нравственности, но и вообще, как основа общественного порядка. Отрицание церковного авторитета являлось мятежом также и против государственной власти и угрожало целостности государства.

Информация о работе Инквизиционный процесс в средневековой Европе