Индустриализация, коллективизация. Формирование и развитие административно-командной системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:18, доклад

Описание работы

Задачу осуществления индустриализации, т. е. создания развитой промышленности, советская Россия унаследовала от России дореволюционной. Первые шаги в этом направлении были сделаны во второй половине XIX в.

Работа содержит 1 файл

Индустриализация.docx

— 28.58 Кб (Скачать)
 
Индустриализация, коллективизация. Формирование и развитие административно-командной системы управления
 
 
Подготовила Мишина Анастасия 
 

 

 

 
Проведение  индустриализации в  СССР: методы, результаты, цена.

Задачу осуществления  индустриализации, т. е. создания развитой промышленности, советская Россия унаследовала от России дореволюционной. Первые шаги в этом направлении были сделаны  во второй половине XIX в. Высокими темпами  росла промышленность в начале XX столетия. Первая мировая и Гражданская  войны, разруха времен «военного  коммунизма» отбросили экономику  страны далеко назад. С завершением  восстановительного периода (1925) вновь  возникла необходимость завершить  давно начавшийся и трагически прерванный процесс. В конце 1925 г. был взят курс на индустриализацию, включавший в  себя меры по обеспечению экономической  независимости СССР, приоритетного  развития тяжелой и оборонной  промышленности, преодоления отставания от стран Запада. Вставали сложные  вопросы о путях реализации этих целей. Где взять капиталы для  финансирования промышленности? Какие  темпы индустриализации дадут стабильный, устойчивый рост? Какую цену готово заплатить за неизбежные лишения  общество? К 1927 г. определились два основных подхода. Первый подход, обоснованный видными учеными-экономистами: капиталы для финансирования индустриализации дадут развитие частного предпринимательства, привлечение иностранных займов, расширение торгового оборота; темпы  индустриализации должны быть высокими, но при этом ориентироваться на реальные возможности, а не на политические потребности; индустриализация не должна вести к  резкому падению жизненного уровня населения, крестьянства прежде всего. Второй подход, первоначально сформулированный лидерами левой оппозиции: финансировать  индустриализацию за счет внешних ресурсов нет возможности, необходимо найти  средства внутри страны, перекачивая  их в тяжелую промышленность из легкой промышленности и сельского хозяйства; необходимо форсировать промышленный рост, провести индустриализацию стремительно за 5—10 лет; думать о цене индустриализации преступно, крестьянство есть «внутренняя  колония», которая и оплатит все  трудности. Первый подход означал проведение индустриализации при сохранении нэпа и рынка, второй — отказ от нэпа, переход к командной, предельно  централизованной экономике. В конце 1927 г. были составлены директивы к  пятилетнему плану, в основном базировавшиеся на первом подходе. Однако уже в начале 1928г. И. В. Сталин потребовал пересмотреть плановые задания в сторону их резкого увеличения, сторонники старых цифр были заклеймены как носители «правого уклона», а их политические лидеры во главе с Н. И. Бухариным  подвергнуты шельмованию. Возобладал курс на форсирование индустриализации: за десять лет «пробежать расстояние в 50—100 лет», на которые отстал СССР от передовых стран Запада. Первая и вторая пятилетки (1928—1932 и 1933— 1937 соответственно) были подчинены решению  этой задачи. Каковы их итоги? СССР вышел  на второе место в мире по объему промышленного производства (общий  рост в 4,5 раза); сократился разрыв между  СССР и странами Запада по показателю промышленного производства на душу населения; были построены десятки  крупных промышленных пред- приятий (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий  металлургические комбинаты, Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы и др.); возникли новые отрасли  промышленности; исчезла безработица. СССР стал одной из немногих стран, способных производить все виды современной промышленной продукции. Вместе с тем намеченные темпы  роста достигнуты не были, сложилась  тенденция к их постоянному падению. Какой ценой были достигнуты успехи? Эта цена высока: обескровленное сельское хозяйство ; отставание легкой промышленности; существенное снижение жизненного уровня населения; все более широкое  использование бесплатного (рабского по существу) труда заключенных, армия  которых в годы индустриализации неумолимо росла. Главное, к чему привел (и должен был привести) курс на форсированную индустриализацию, — это формирование командной  экономики, сверхцентрализованной, подчиненной  директивному планированию, полностью  огосударствленной, систематически прибегающей  к внеэкономическим мерам принуждения  и потому репрессивной. Экономическая  основа тоталитарного общества была тем самым создана.

Коллективизация

Коллективизация — это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927), в западных районах Украины, Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве, а также в социалистических странах Восточной Европы и Азии — после Второй мировой войны, на Кубе — в 1960-е гг.

Цель коллективизации  — формирование социалистических производственных отношений в деревне, ликвидация мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения  страны необходимым количеством  товарного зерна.

Коллективизация породила массовый голод начала 30-х годов[1] в российских деревнях. В то время, когда от голода вымирали целые деревни, за границу шли эшелоны с пшеницей в обмен на иностранную валюту для проведения индустриализации страны[1].

Цели  коллективизации

В качестве выхода из «хлебных затруднений» партийное  руководство выбрало социалистическую реконструкцию сельского хозяйства — строительство совхозов и коллективизацию бедняцко-середняцких хозяйств при одновременной решительной борьбе с кулачеством.

Сельское хозяйство, базировавшееся в основном на мелкой частной собственности и ручном труде, было не в состоянии удовлетворять  растущий спрос городского населения  на продовольственные товары, а промышленности — на сельскохозяйственное сырьё. Коллективизация позволяла сформировать необходимую сырьевую базу для перерабатывающей промышленности, поскольку технические культуры имели весьма ограниченное распространение в условиях мелкого индивидуального хозяйства.

Устранение цепочки  посредников позволяло снизить  стоимость продукта для конечного  потребителя.

Ожидалось также, что повышение производительности труда и его эффективности  высвободит дополнительные трудовые ресурсы  для промышленности. С другой стороны, индустриализация сельского хозяйства (внедрение машин и механизмов) могла быть эффективна лишь в масштабах  крупных хозяйств.

Наличие большой  товарной массы сельскохозяйственной продукции позволяло обеспечить создание крупных продовольственных  резервов и снабжение быстро растущего  городского населения продуктами питания.

Итоги коллективизации

Результаты  «деятельности» Наркомзема СССР и долгосрочный эффект «левых загибов» первых месяцев коллективизации привели к кризису в сельском хозяйстве и значительно повлияли на ситуацию, повлекшую за собой голод 1932—1933 годов. Ситуация была значительно исправлена введением жесткого партийного контроля над сельским хозяйством и реорганизацией управленческого и обеспечивающего аппарата сельского хозяйства. Это позволило в начале 1935 года отменить карточки на хлеб, к октябрю того же года были ликвидированы карточки и на прочие продовольственные продукты.

К 1938 году было коллективизировано 93 % крестьянских хозяйств и 99,1 % посевной площади. Энергетические мощности сельского хозяйства увеличились за 1928—40 с 21,3 млн л. с. до 47,5 млн; в расчёте на 1 работника — с 0,4 до 1,5 л. с., на 100 га посевов — с 19 до 32 л. с. Внедрение сельскохозяйственной техники, увеличение числа квалифицированных кадров обеспечили существенный рост производства основных сельскохозяйственных продуктов. В 1940 валовая продукция сельского хозяйства возросла по сравнению с 1913 на 41 %; повысились урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность сельскохозяйственных животных. Основными производящими единицами сельского хозяйства стали колхозы и совхозы.

В результате комплексного решения важнейших аграрных проблем  в сельском хозяйстве возросли объёмы производства и государственных  закупок основных видов сельскохозяйственной продукции, улучшилась отраслевая структура  сельского хозяйства — повысился удельный вес продукции животноводства (в 1966—70 на долю животноводства приходилось 49,1 % валовой продукции сельского хозяйства, в 1971—75 — 51,2 %). Валовая продукция сельского хозяйства в 1975 увеличилась в 1,3 раза по сравнению с 1965, в 2,3 раза — с 1940 и в 3,2 раза — с 1913. Производительность труда в сельском хозяйстве за 1966—1975 возросла в 1,5 раза при сокращении численности работающих в отрасли с 25,8 млн чел. до 23,5 млн. (по сравнению с 1940 — в 3,5 раза, по сравнению с 1913 — в 5,7 раза).

Формирование и развитие административно-командной системы управления в СССР в конце 1920-х–30-е годы. 

В рассматриваемый  период завершилось становление  тоталитарного режима и административно-командной  системы управления, обеспечивавшей решение утопической задачи построения социализма в кратчайшие сроки.  Характерными чертами советской государственной модели являлись: единовластие ВКП (б) как правящей партии и общеобязательность коммунистической идеологии, режим личной власти И.В. Сталина и культ личности вождя, подмена партийными органами государственных органов, полное огосударствление экономики, командно-репрессивные методы управления, широкое применение государственного принуждения и внесудебных репрессий.

Формально высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК, однако, вопреки  Конституции и другим законодательным  актам реальная власть сосредоточилась  в  партийном аппарате. Высшие органы ВКП (б) – Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК рассматривали на своих заседаниях не только важнейшие политические проблемы, но и все текущие вопросы управления страной. Партийные решения фактически приобрели характер нормативных актов и воспринимались государственными органами как обязательные для исполнения. Партийные инстанции формировали персональный состав органов власти и управления. Для этого использовались так называемые номенклатурные списки – перечни различных должностей, которые замещались исключительно по рекомендации партийных органов. Для советской номенклатуры – партийных работников и чиновников различных управленческих уровней – устанавливались особые нормы снабжения продовольствием, обеспечения жилплощадью, оплаты труда. 

В конце 20-х – 30-е гг. в ВКП(б) свертывается внутрипартийная демократия, последовательно устраняются (вплоть до физической ликвидации на основании сфабрикованных судебных дел) оппозиционно настроенные по отношению к Сталину лидеры. Одновременно все важнейшие правительственные посты занимают сторонники и выдвиженцы Сталина. Происходит жесткая централизация управленческого процесса во всех сферах жизнедеятельности общества, а в первую очередь – в экономике. Управленческий аппарат начал строиться по отраслевому принципу, что привело к созданию дополнительных звеньев управления (новых наркоматов, главных управлений), увеличению числа чиновников.  

 Централизация  управления и плановая экономика  привели к перестройке кредитной  системы. В 1927 г. были запрещены  частные кредитные организации,  а в 1930 г. – система коммерческого кредитования. Кредиты стали выдаваться по целевому назначению исключительно Госбанком.  Все расчеты между предприятиями проводились только через отделения Госбанка.

Проводится реорганизация  правоохранительных органов. Расширяются  функции милиции, растет ее численный  состав. В 1933 г. была образована Прокуратура СССР, которая осуществляла надзор за соответствием всех постановлений центральных и местных органов власти и управления положениям Конституции, за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, за законностью действий органов милиции, ОГПУ, а также поддерживала обвинения в суде. В 1934 г. создается общесоюзный Наркомат внутренних дел (НКВД), в состав которого вошли бывшее ОГПУ, Главное управление милиции, Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). Организационные структуры наркомата превратились в главное орудие политических репрессий в СССР.

Административное  принуждение стало одним из основных методов «социалистического строительства». С особой силой это проявилось в аграрном секторе экономики. В  начале 30-х гг. проводится сплошная коллективизация (насильственное объединение  крестьян в коллективные хозяйства – колхозы), раскулачивание наиболее крепких крестьянских хозяйств, физическая ликвидация и высылка в спецпоселения на востоке страны неблагонадежных крестьян. Жесткое администрирование было использовано и для полного вытеснения  частных предприятий из сферы промышленности и торговли. В итоге XVII съезд ВКП (б) в 1934 г. заявил о победе социализма в СССР.

Информация о работе Индустриализация, коллективизация. Формирование и развитие административно-командной системы управления