Индская цивиллизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:23, реферат

Описание работы

Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской. Название обусловлено расположением в районе реки Инд в Северо-Западной Индии. Это третья по времени появления древневосточная цивилизация (как и первые две Египет и Двуречье расположена в бассейне великой реки, что связано с высокоурожайным поливным земледелием).

Работа содержит 1 файл

Indskaya_tsivilizatsia.docx

— 180.17 Кб (Скачать)

Индская цивилизация

 

Древнейшая в Южной Азии цивилизация  называется Индской. Название обусловлено  расположением в районе реки Инд  в Северо-Западной Индии. Это третья по времени появления древневосточная  цивилизация (как и первые две  Египет и Двуречье расположена в бассейне великой реки, что связано с высокоурожайным поливным земледелием).

Открытие культуры долины Инда произошло  буквально 80-90 лет назад и об этой цивилизации известно меньше, чем  о предыдущих двух. Но точно известно, что это была цивилизация (изобретена письменность, появление государственности). Хронологические рамки этой цивилизации  – 23-18 века до н.э.

До возникновения этой цивилизации  на территории существовали несколько энеолитических (медно-каменного периода) земледельческих культур, опыт которых частично переняла Индская цивилизация (это вообще было характерно для этой местности).

Два наиболее крупных городских  центра цивилизации: Мохенджо-Даро и Хараппа. Но кроме этих городов существовали еще многие, но последние исследования склоняются к тому что Индская цивилизация не была абсолютно единой.

Хараппа и Мохенджо-Даро имеют некоторые особенности постройки: город разделен на две части, первая – цитадель в центре за стеной на искусственном возвышении, вторая обычный город; высокий уровень развития технологий – наиболее совершенная система канализации из всех предшествующих, дома построены из обожжённого кирпича, во многих отдельная комната для омовения. Кроме того найдены предметы материальной культуры – керамика с росписью растительными орнаментами, ткачество, изделия из бронзы, серебра и золота, глиняные фигурки богини-матери (понятно, что были язычниками, культ деревьев, животных и небесных святил, вывод из рисунков на печатях). Была развита мифология (найдены печати, притом не только на территории Индии, но и Ирана, Туркмении, Месопотамии, что означает широкие внешние связи). Эта цивилизация перестала существовать в конце 18 в до н.э., процесс был естественным, закономерным, не внезапным и не катастрофичным. Пришли в упадок крупные центры и в итоге все государство, на фоне проникновения на территории более отсталых племен. Относительно государственности можно добавить, что точно была государственная власть (наличие цитадели и дворца в ней), зернохранилища и помещения для работников вызывают ассоциации с культурой Месопотамии. Имелось социальное неравенство (исходя из размеров жилища), об остальном трудно утверждать наверняка, потому что многое еще не изучено.

 

Арийская  колонизация

 

Ведийский период конец II, начало I тысячелетия до н.э. Наиболее ранняя из них (одна из четырех сборников – самхитов) Ригведа – Веда гимнов (остальные: Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа). Гимны созданы на особом сакральном языке, памятник высокой жреческой поэзии, существуют разные гимны от заговоров до загадок. Географические названия, указанные в Ригведе однозначно указывают на колонизацию Северо-Западной Индии племенами ариев, которые и создали этот памятник. Арии мигрировали на восток и юго-восток, о чем сказано в ведах, результатом стало освоение долины Ганга и смещение основных центров формирования древнеиндийской культуры. Были скотоводами, мерилом богатства был скот, даже военачальник у них был короьим пастухом. Кроме этого присутствовал культ коня (воинственные племена еще и потому, что в ведах о войнах много). Но тем не менее они не были кочевыми, тк в ведах упоминается обработка земли. Были знакомы с металлом (аяо, аяс).

Некоторые ученые рассматривают арийскую колонизацию как завоевание, но это не доказано, вывод сделан на основе мифических гимнов.

Арии заселились неединовременно. Это были волны миграции индоевропейцев. В литературе брахман появляются новые названия племен европейской этимологии, которые отличаются от названия в ведах. Арии заселили центральную часть индии, что способствовало распространению племен по всему району. Позднее индоарии изменились и последующие веды написаны не теми же авторами, что Ригведа.

Устройство общества этой эпохи: фиксируется  наличие возможных собраний и  сходок (сабха), не чувствуется резкого имущественного расслоения, существует рабство и кабала (в основном за кости). Благосостояние понимается как высокий социальный статус, а не имущество, имущество уже значительно позже. Позже люди делятся на шрияс и папияс – шрияс собирает налоги с папияса. Складывается кастовая система, образуется варна кшатриев, брахманов (важно чистокровие, родословная, как с клиентами с прихожанами, получали дакшину), вайшьей, которые позже начинают именоваться арья. Это все те, кто исповедовал ведийский культ. Позже появляются шудры, те кто стоит вне всех и нечист, синоним слову раб, можно было делать что угодно и когда угодно.

Основной моделью ведийского общества становится 4 варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, положение которых определяется всем вплоть до одежды, нет социальной мобильности.

 

 

Становление государственности, династия Мауриев, кушанское государство.

 

Середина 1 тысячелетия до н.э. ознаменовалась появлением буддизма. Несколько канонических текстов буддизма сейчас интересны  как исторические памятники. Происходит измение культуры: дома стали строить из дерева, основой еды стал рис, шла стройка новых городов в стратегически важных пунктах. Города стали строиться огромные, например Паталипутра. Появляются купеческие и ремесленные объединения. Развивается частная собственность, вместе с ней и рабство. Обогачиваются верхи общества. Основой опоры государя становится армия, притом профессиональная, вместо дружины. Крупных государств в это время насчитывалось около 2 десятков, но в некоторых регионах оставалась раздробленность. Наиболее значительные государства располагались к востоку от династии ахеменидов. Между государствами шла постоянная торговля, что способствовало становлению государственности. В период с 6-5 века до н.э. ситуация в Северной Индии определялась борьбой четырех самых сильных регионов за гегемонию (Магадха, Кашалы, Ватса, Аванти). Взвышается Магадха, после следует поход Македонского. В 317 г до н.э. Чандрагупта (Сандрокотте) основал династию Маурьев (317-180гг). Маурийская держава включала в себя несколько провинция: Северо-западную с центром в Таксиле, Западную, с центром в Уджаяни и Восточная – Калинга. Правитель отделял Магадху от переферии, раз в три-пять лет на подвластные территории направлялись вельможи для контроля ситуации на местах (при захвате территорий не меняли там власть). Структура страны была рыхлой, на местах продолжали править местные династии и олигархия, в некоторых местах сохранялся племенной строй, происходила унификация духовной и материальной культуры, ускорились процессы экономического развития и расслоения прежде всего отсталых регионов. Власть правителя была ограничена царским советом (члены семьи и знатные вельможи). Покровительство нетрадиционным религиям (эдикты Ашоки относительно буддизма), кроме того ограничения влияния кшатрий. Буддизм распространялся (особенно успешно на Шри-Ланке).

В начале 2 века до н.э., последний из Маурьев был убит собственным военачальником. Начался процесс распада. В 1 веке начинается интервенция на территорию индии (греки, саки). Первые века новой эры – преобладание кушанского государства. По ее территории проходил Великий Шелковый путь, активное взаимодействие с другими госвами. Для культуры характерно смешение языков, культур и культов. На местах правили сатрапы. Династия Гупта объединила под своим владычеством чуть меньшую часть Индии, чем та, какой владел Чандрагупта Маурья. Миф о золотом веке Индии во времена Гуптов, однако, не выдерживает проверки данными современной исторической науки. Государственное устройство эпохи Гуптов было не столь унифицировано, как властная пирамида Чандрагупты Маурьи. Данные археологии показывают, что более раннее Кушанское царство было богаче Гуптского, а подлинный расцвет индуизма приходится на послегуптский период.

Управление державой Гуптов было слабо централизованным. Провинции (деша, бхукти) во главе с родственниками императора либо доверенными военачальниками (кумараматьяс) подразделялись на округа (прадеша, висайя), которыми управлял местный совет из представителей купечества, ремесленников и писцов. Многие должности передавались из поколения в поколение. Значительные ресурсы уходили на постоянное подавление сепаратизма.

 

 

Религия и тп

Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.

С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных  на четыре варны было объявлено извечно  существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

  • брахманы - члены жреческих родов;
  • кшатрии - военная аристократия;
  • вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;
  • шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.

С течением времени сословия становились  все более замкнутыми. Этому способствовали:

  • строгая эндогамность - заключение браков между представителями одной варны;
  • определенная, наследственно закрепленная профессия;
  • поклонение одним богам.

Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась зозможность смешанных браков, устанавливалось разное материаль-

ное возмещение за убийство лица в  зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки  члена высшей варны по отношению  к члену низшей полагалось более  мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших.

2. Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку объединяла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.

В общине сохранялись черты единого  коллектива и старые общинные традиции - свободные жители на собраниях  решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы деревни.

Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного разделения:

  • верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;
  • общинники, которые сами работали на своих участках;
  • разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов.

Деревенские ремесленники также занимали различное положение:

  • ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собственные мастерские;
  • ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.

3. Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы. Тем не менее Законы Ману указывают следующие разряды рабов:

  • захваченные под знаменем (военнопленные);
  • рабы за содержание;
  • рабы, рожденные в доме хозяина;
  • купленные;
  • подаренные;
  • доставшиеся по наследству;
  • рабы в силу наказания.

Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.


 

 

Уже в III тысячелетии до н. э. основным занятием жителей долины Инда было земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые  в мире хлопчатник и сахарный тростник. Хорошо было развито животноводство. Индцы разводили коров, овец, коз, свиней, ослов, слонов. Конь появился позже. Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди. Экономический строй древней Индии . Из нее выплавляли ножи, наконечники копий и стрел, мотыги, топоры и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская обработка камня, сплавы, среди которых особое место занимала бронза. Индцам были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали. Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабатывали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и раковины. Высокого уровня достигла морская и сухопутная торговля. В 1950 г. археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива моря. Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Индию привозили ячмень, овощи, фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индцы обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке Амударья. С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индцев в хозяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индцев, так это в использовании лошади. Только на рубеже II — I тысячелетий до н. э. новое население Индии — индийцы — вновь перешло к земледелию. Появились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джута. Особенно большие урожаи собирали земледельцы долины реки Ганг. Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом важное место в хозяйстве занял слон. С его помощью люди успешно боролись с непролазными джунглями. Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в начале I тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями. Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани, изделия из которых можно было продеть через маленькое колечко. Эти ткани были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Были и более простые дешевые ткани. Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась обменом товарами между соседними общинами. Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Языки и письменность Древней Индии. В конце III тысячелетия  до н. э. в Индии была крупная держава  с высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили жители долины Инда. Их письменность все  еще остается загадкой для ученых. Первые надписи индцев относятся к XXV — XIV вв. до н. э. Индское письмо, которому нет подобия, насчитывает 396 знаков-иероглифов. Писали на медных табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки. Число знаков в одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число—17. В отличие от языка индцев язык древних индийцев хорошо известен ученым. Он называется санскрит. Это слово в переводе значит «совершенный». Из санскрита возникли многие современные языки Индии. В нем есть слова, похожие на русские и белорусские. Например: веды; швета — свята (праздник), брахман—рахманы (кроткий). Создателями санскрита и его хранителями считались боги и брахманы. Каждый человек, считавший себя арием, обязан был знать этот язык. «Чужие», как шудры, так и неприкасаемые, не имели права изучать этот язык под страхом жестокого наказания.

 

Литература

О литературе индцев ничего не известно. Но литература древних индийцев — это огромное наследие для всего человечества. Древнейшими произведениями индийской литературы являются Веды, написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды (буквально — мудрость) — священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривались. Вся духовная жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую культуру I тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой. Кроме Вед, индийская культура создала множество разнообразных произведений. Все они были написаны на санскрите. Многие из них входят в сокровищницу всемирной литературы. Экономический строй древней Индии . Первое место в этом ряду принадлежит великим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна». В «Махабхарате» рассказывается о борьбе сыновей царя Панду за право управлять царством. В «Рамаяне» повествуется о жизни и подвигах царевича Рамы. Поэмы описывают жизнь древних индийцев, их войны, верования, обычаи и приключения. Кроме великих поэм, индийцы создали замечательные сказки, басни, мифы и легенды. Многие из этих произведений, переведенные на современные языки, не забываются и по сей день.

 

Религия Древней Индии

О религиях древних индцев мы знаем мало. Однако известно, что они верили в богиню-мать, трехликого бога-скотовода, некоторые виды растительного и животного мира. Среди святых животных выделялся бык. Вероятно, был и культ воды, о чем свидетельствует многочисленные бассейны в Хараппе и Мохенджо-Даро. Индцы верили и в потусторонний мир. О религиях древних индцев мы знаем намного больше. Ведийская культура создала сразу две великие религии Востока – индуизм и буддизм. Индуизм берет свое начало из Вед. Именно Веды — первые и главные священные книги индуизма. Древний индуизм отличается от современного. Но это разные стадии одной религии. Индуисты верили не в одного бога, а почитали многих. Главными среди них были бог огня Агни, грозный бог воды Варуна, бог-помощник и хранитель всего Митра, а также бог богов, великий разрушитель — шестирукий Шива. Его образ подобен древнеиндийскому богу — покровителю скота. Представление о Шиве — доказательство влияния культуры местного населения на верования пришельцев ариев. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Примерно в VI в. до н. э. в Индии появляется новая религия, которой суждено было стать мировой. Названа она в честь первого его сторонника Будды, что означает «просвещенный». Буддизм не имеет веры в богов, не признает ничего, что существует. Единственный святой сам Будда. Долгое время в буддизме не было храмов, священников и монахов. Было провозглашено равенство людей. Будущее каждого человека зависит от правильного поведения в обществе. Буддизм очень быстро распространился в Индии. В II в. до н. э. буддизм принял император Ашока. Но в начале нашей эры буддизм был вытеснен из Индии индуизмом и стал распространяться в более восточных странах. Именно в это время появляется главная священная книга современного индуизма — «Бхагавад-Гита» — «Божественная песня». Охотник и два голубя (отрывок из «Махабхараты» в пересказе Я. Купалы) Жил в Индии охотник. Без жалости повил он в лесу птиц, чтобы продавать их на рынке. Он разлучал птичьи семьи, забывая закон богов.

Информация о работе Индская цивиллизация