Индия во второй половине ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:38, реферат

Описание работы

В годы второй мировой войны в Индии усилилось движение за достижение независимости. Партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) начала кампанию гражданского неповиновения, призывая не поддерживать военные усилия англичан. Кампания была подавлена, однако с завершением войны Индия оказалась на грани восстания. Тяготы военного времени, голод, вызванный необходимостью снабжения фронтов, истощили терпение населения. Летом 1945 г. в некоторых крупнейших городах Индии начались восстания. Они распространились на воинские части, сформированные из индийских подданных Британской монархии.

Работа содержит 1 файл

Индия во второй половине XX века.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кваркенская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области.

 

 

 

 

 

Конспект урока  по истории  
в 9 классе 
 
«ИНДИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА»

 

 

подготовила

учитель истории

Карпова Любовь Николаевна

 

 

 

 

с. Кваркено

2011

 

Список  использованной литературы

    1. Неру Д. Автобиография. – М., изд. Ин. лит., 1955 г.
    2. Синкха Н.К., Банерджи А.К. «История Индии» - М., изд. Ин. лит., 1954 г.
    3. Тилак Б.Г «Арктическая родина в Ведах» - М., изд. Ин. лит, 1965 г.
    4. Антонова К.А. и д. р «История Индии». - М., мысль, 1979 г.
    5. «История Индии» (сост. Андреев А.Р.) - М., изд. альтернатива. 2007 г.
    6. Загладин Н. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников.

 

 

 

Список использованных интернет – ресурсов.

 

  1. slovari.yandex.ru
  2. http://china.kulichki.com/history/Mao/Mao.shtml
  3. http://belopolye.narod.ru/known_people/august/den_syaopin.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                В годы второй мировой войны  в Индии усилилось движение  за достижение независимости.  Партия Индийский Национальный  Конгресс (ИНК) начала кампанию  гражданского неповиновения, призывая  не поддерживать военные усилия англичан. Кампания была подавлена, однако с завершением войны Индия оказалась на грани восстания. Тяготы военного времени, голод, вызванный необходимостью снабжения фронтов, истощили терпение населения. Летом 1945 г. в некоторых крупнейших городах Индии начались восстания. Они распространились на воинские части, сформированные из индийских подданных Британской монархии. 

Цель: Объяснить причины и итоги обострения борьбы за независимость Индии после второй мировой войны.

Задачи:

  1. Выявите основные направления модернизации независимой Индии.
  2. Развить логическое мышление, речевую деятельность учащихся, творческую способность, самостоятельность, умение работать с текстом учебника.
  3. Воспитать толерантные отношения в классе, интерес к изучению предмета.

 

 

 

 

 

  1. Предоставление независимости и раздел страны.

В начале 1946 г. в  Индии с согласия колониальных властей  были проведены выборы в законодательное  собрание. Большинство получила партия ИНК, которая и сформировала временное  правительство страны. В то же время те провинции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Представляющая их интересы Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства. В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась на два государства по религиозному признаку — индуистскую Индию и исламский Пакистан, которые получали статус доминионов. Княжествам и провинциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в состав какого из государств они войдут.  В результате миллионы человек оказались вынуждены переселяться из родных мест. Многие города стали ареной кровопролитных столкновений между сторонниками индуизма и ислама. Жертвой покушения фанатика-исламиста пал лидер освободительного движения М. Ганди. Осенью 1947 г. на территорию княжеств Джамму и Кашмир на севере Индии из Пакистана вторглись отряды племени пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские войска. Началась индо-пакистанская война 1947—1949 гг., прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса — раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.  Завершающим шагом к приобретению независимости было принятие конституции 1950 г. Правящей партией, удерживавшей власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь — И. Ганди.

 

 

  1.  Особенности политики модернизации.

 Условия,  в которых Индии предстояло  решать задачи модернизации, отличались  крайней сложностью. Единый хозяйственный  комплекс Британской Индии был  разорван. Многие важные для Индии  предприятия, посевы оказались  на территории Пакистана, отношения  с которым оставались крайне напряженными. Сама Индия была не столько государством европейского типа, сколько целым миром, крайне неоднородным во всех отношениях. На ее территории проживали сотни народностей, каждый со своей культурой, обычаями и традициями. В состав Индии входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества. В этой ситуации ИНК проявляла большую осторожность в проведении социально-политических преобразований, пыталась преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Была ликвидирована кастовая система, уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Была ослаблена основа феодальных порядков: арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель, помещики лишались права собирать налоги с крестьянства. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы общин с их натуральным и полунатуральным хозяйством. Собственность бывших колониальных властей стала основой государственного сектора. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные, военные предприятия, ирригационные сооружения. В государственном секторе установилась система пятилетних планов. В их выполнении Индия использовала техническое содействие СССР, в частности для создания собственной металлургической промышленности. В то же время те предприятия, банки, которые находились в собственности национальной буржуазии, не были национализированы . Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. В 1960-е гг. правительство, стремясь предотвратить развитие социального неравенства, повысить степень контроля над экономикой, национализировало крупнейшие банки, систему оптовой торговли, ввело дополнительные ограничения на максимальный размер земельных владений. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии составил в 1990-е гг. всего 4,7 к 1, что близко к показателям европейских стран с социально ориентированной экономикой. Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительство проводило продуманную стратегию модернизации. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики с протекционистской политикой. Для национального и иностранного капитала, если он направлялся в перспективные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках, вводились особые льготы. Итогом модернизационной политики стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. С 1960 по 1990 г. удельный вес населения, занятого в промышленности, возрос с 11% до 16% рабочей силы, в сельском хозяйстве сократился с 74% до 64%. В Индии выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия, ракетной техники, стала третьей страной мира, после США и Японии, создавшей усовершенствованные компьютеры, позволяющие моделировать процессы, происходящие при ядерных взрывах. Передовые технологии в городах соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя сложились отдельные центры современного типа аграрного производства), сочетаются с положением, когда до трети взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.  Как это ни парадоксально, именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает ту партию или лидера, к которому оно привыкло. Показательно, что партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) потеряла власть, проиграв выборы 1977 г. после того, как ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. В 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин. Сельские избиратели расценили подобные меры как покушение на устои жизни, хотя с точки зрения правительства подобные меры были необходимы. В результате проведенной «зеленой революции» — использования новых сортов зерна, электрификации, внедрению современной техники земледелия, в середине 1970-х гг. Индия впервые смогла обеспечить себя продовольствием. Однако в условиях, когда численность населения Индии приближается к 1 млрд. человек, темпы его роста угрожают превысить возможности увеличения производства продовольствия. Тем не менее, в период 1980-90-х гг. среднегодовой прирост производства ВНП в Индии на душу населения составлял около 3,2% . В 1990-е гг. в условиях укрепившейся экономики правительство стало принимать меры для поддержки частнопредпринимательской деятельности, частичной либерализации внешней торговли, привлечения капиталов из-за рубежа.

 

 

 

 

 

 

  1. Внешняя политика Индии.

В годы «холодной  войны» Индия придерживалась политики неприсоединения, была одним из основателей  этого движения. Тем не менее, у  Индии сохраняются напряженные  отношения с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий. В 1965 г. между Индией и Пакистаном вспыхнули боевые действия в пустынных районах, где граница не была демаркирована (проведена на местности). Одновременно началась война из-за Кашмира, которая прекратилась в 1966 г. При посредничестве СССР стороны договорились отвести войска на исходные позиции. В 1971 г. причиной очередной войны между Индией и Пакистаном стал кризис в Восточном Пакистане. Начавшееся восстание в этой густонаселенной и одной из самых бедных в мире провинций вызвало приток многомиллионных потоков беженцев в Индию. За ним последовал военный конфликт. Индийские войска заняли территорию Восточного Пакистана, который стал независимым государством Бангладеш. Вслед за этим были прекращены военные действия и на западных границах Индии. Власть в стране перешла от армии к гражданской администрации. Пакистан вышел из военного союза с США и Be1 ликобританией, нормализовал отношения с Индией. Но в 1977 г. в Пакистане вновь пришел к власти военный режим, возобновивший противостояние с Индией. В рамках этого противостояния получило развитие сотрудничество Пакистана с Китаем, у которого также существует территориальный спор с Индией по прохождению границы в Гималаях. С 1998 г. индо-пакистанское противостояние стало ядерным. И Индия, и Пакистан провели испытания ядерного оружия, став ядерными державами. К рубежу XXI века Индия приходит с бесспорными достижениями и сложными проблемами. По своим ресурсам, уровню технологического развития Индия, наряду с Китаем, имеет все шансы стать одной из сверхдержав будущего столетия. В то же время перед Индией стоят крайне сложные проблемы. Стала проявляться неравномерность в развитии штатов Индии, усилились сепаратистские движения, наметился рост межэтнических, религиозных конфликтов. По абсолютному объему ВВП (324 млрд. долл.) к концу 1990-х гг. Индия приблизилась к показателям России. Однако по производству ВВП на душу населения (около 340 долл.) Индия относится к группе наименее развитых стран мира, уступая России примерно в 7 раз, США — в 80 раз.

 

Приложение.

НЕРУ, ДЖАВАХАРЛАЛ (1889–1964), премьер-министр Индии. Родился в Аллахабаде 14 ноября 1889. Получил домашнее начальное образование, учился в Харроу и Тринити-колледже Кембриджского университета. Посещал лекции в «Иннер Темпл». В 1912 возвратился в Индию, был избран делегатом Банкипурского съезда Индийского национального конгресса (ИНК). Занимался юридической практикой. Впервые встретился с Мохандасом Ганди в 1916. С 1923 по 1925 был генеральным секретарем ИНК и одним из председателей Аллахабадского муниципалитета. В 1927 участвовал в Конгрессе угнетенных народов в Брюсселе как делегат от ИНК.

Неру переизбирался президентом  ИНК в 1929 и вновь в 1936, 1937, 1946 и 1951–1954. В сентябре 1946 был назначен вице-председателем  переходного правительства Индии, в котором получил портфели министра иностранных дел и министра по делам Содружества. 15 августа 1947 стал премьер-министром доминиона Индии, остался главой кабинета после того, как в январе 1950 страна получила независимость. Неру сохранил этот пост после первых всеобщих выборов в 1951–1952, вернувших ИНК к власти. В 1959 пограничный спор Индии с Китаем едва не привел к вооруженному столкновению, и Неру занял жесткую позицию, предупредив, что Индия в случае необходимости прибегнет к силе для защиты своей территориальной целостности. В том же году Неру предоставил убежище далай-ламе после ввода китайских войск в Тибет. В апреле 1958 выразил желание временно отойти от дел, чтобы «собраться с мыслями», однако отказался от своих планов и остался на посту премьер-министра.

Ганди Индира (р. 19.11.1917, Илахабад), политический и государственный деятель Индии. Дочь Дж. Неру. Образование получила в учебных заведениях Швейцарии, Англии и Индии. В 1938 вступила в партию Индийский национальный конгресс (ИНК). В 1942 вышла замуж за видного конгрессиста, издателя Ф. Ганди. Принимала активное участие в борьбе против английского колониального господства. Подвергалась репрессиям со стороны колониальных властей. После завоевания Индией независимости (1947) заняла видное положение в ИНК, ставшем правящей партией. С 1955 член Рабочего комитета и член Центральной избирательной комиссии ИНК, председатель женской организации этой партии и член Центрального парламентского совета Всеиндийского комитета ИНК. В 1959—60 председатель ИНК. В 1964 вошла в правительство Л. Б. Шастри в качестве министра информации и радиовещания; в июле 1964 стала также членом Национального совета обороны. 19 января 1966, после смерти Шастри, была избрана лидером парламентской фракции ИНК и, по установившейся традиции, как лидер этой фракции стала премьер-министром. В 1967, помимо поста премьер-министра, заняла посты министра атомной энергии, председателя Плановой комиссии, министра иностранных дел. В своих заявлениях в качестве главы правительства неоднократно подчёркивала необходимость сохранения основных принципов политики Дж. Неру — неучастия Индии в военных блоках, поддержания мира и международного сотрудничества, дальнейшего развития и укрепления дружественных советско-индийских отношений, осуществления планового развития национальных основ экономики. В 1969—70, вопреки сопротивлению сил реакции, провела национализацию 14 крупнейших банков. Выступала с осуждением агрессии США во Вьетнаме и Израиля против арабских стран. После выборов 1971 снова получила пост премьер-министра, а также заняла посты министра внутренних дел, министра атомной энергии и министра информации и радиовещания.


Информация о работе Индия во второй половине ХХ века