Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:58, автореферат
Империя Гуптов существовала на территории Индии около двух столетий. В конце \/ - начале \/I веков раздробленная и ослабленная внутренними раздорами между отдельными правителями, она стала добычей завоевателей. С севера, в Индию вторглись гунны-эфталиты - союз тюркских племен. Во главе его стоял Михиракула, сын прежнего вождя эфталитов Торманы. Он прославился как жестокий правитель. При нем государство эфталитов быстро разбогатело от военной добычи и дани с подвластных стран южной части Индии. Гунны-эфталиты сохраняли многие черты культуры, присущие кочевникам. Не имея городов с крепостными стенами, они защищались и поддерживали свою власть с помощью мобильной, хорошо организованной армии. Государство эфталитов оказалось менее долговечным, чем империя Гуптов. В 533 году Михиракула потерпел окончательное поражение от объединенных сил северо-индийских правителей, не желавших более платить дань завоевателям. Разноплеменное государство эфталитов, державшееся на системе дани с подвластных народов, рухнуло.
§ 1. Падение империи Гуптов. Образование и распад государства эфталитов.
Империя Гуптов существовала на территории Индии около двух столетий. В конце \/ - начале \/I веков раздробленная и ослабленная внутренними раздорами между отдельными правителями, она стала добычей завоевателей. С севера, в Индию вторглись гунны-эфталиты - союз тюркских племен. Во главе его стоял Михиракула, сын прежнего вождя эфталитов Торманы. Он прославился как жестокий правитель. При нем государство эфталитов быстро разбогатело от военной добычи и дани с подвластных стран южной части Индии. Гунны-эфталиты сохраняли многие черты культуры, присущие кочевникам. Не имея городов с крепостными стенами, они защищались и поддерживали свою власть с помощью мобильной, хорошо организованной армии. Государство эфталитов оказалось менее долговечным, чем империя Гуптов. В 533 году Михиракула потерпел окончательное поражение от объединенных сил северо-индийских правителей, не желавших более платить дань завоевателям. Разноплеменное государство эфталитов, державшееся на системе дани с подвластных народов, рухнуло.
§ 2. Государство Харши - попытка восстановления империи
В северной Индии на месте бывшего государства эфталитов к концу VI века образовались три крупных государства: Гауда, Маукхариев и Пушпабхути. Борьба, развернувшаяся между ними за территории, закончилась в начале VII вв. победой над соперниками правителя из рода Пушпабхути Харши.
С именем Харши
связана новая попытка
Купцы вывозили в разные страны Азии и Африки - от Египта до Китая - индийские ткани, ремесленные изделия, пряности, слоновую кость, драгоценные камни, ценное дерево. Ввозили шелк, золото, предметы роскоши, коней. Последние высоко ценились в Индии, где из-за жаркого климата трудно разводить лошадей. Торговля с другими странами шла либо по караванным путям, либо морем. Обмен был натуральным: товар менялся на товар. Однако при развитых внешних связях внутренняя торговля была гораздо слабее. Государственный строй при Харше представлял собой своеобразную феодальную монархию. Власть царя отличалась от древней восточной деспотии: население не принуждалось к выполнению общественных работ по строительству оросительных каналов и т.п. Если же принудительный труд имел место, то он оплачивался государством. Высшие чиновники государственного аппарата имели территории, часть налога с которых шла на их содержание. В пользу государства подданные, жившие на царских землях, вносили 1/6 часть урожая.
Армия Харши набиралась из воинов, составлявших касту кшатриев. Военная профессия у них передавалась по наследству. Однако Харша как правитель не мог всецело полагаться на верность своих чиновников и вассалов, получивших от него землю. Часто они стремились к собственному обогащению и независимой власти. Поэтому Харша искал поддержку у буддийских монастырей. Он сам стал буддистом после того, как пришел к власти. Буддизм отрицал кастовую систему и был непонятен народу.
В народе больше стали почитаться древние божества - Шива, Вишну, Сурья (бог солнца). Рождалась новая религия – индуизм. После смерти Харши вместе с исчезновением единого централизованного государства буддийские монастыри потеряли поддержку царя, а затем - и свое влияние в Индии.
§ 3. Распад империи Харши. Феодальная раздробленность
Империя Харши оказалась непрочной. В середине VI ВЕКА, после его смерти, она распалась на множество мелких княжеств. Они враждовали между собой из-за территории и богатства на протяжении более чем четырех столетий - до начала XIII века, пока не были покорены мусульманскими завоевателями - тюрками.
На Юге Индии образовались государства, где правили династии Чалукьев, Паллавов и Пандьев. Наиболее сильным в VII-IX веках было государство Паллавов. Оно не только успешно воевало с соседями, но и сохранило обширную морскую торговлю. Долгая борьба между Паллавами и Пандьями ослабила оба государства. В конце IX- начале Х веков они стали жертвами агрессии тамильских правителей Чолов, которые в конце Х - первой половине XI веков завоевали Южную Индию и Цейлон, создав огромное государство.
Держава Чолов усилилась в 1070 году благодаря слиянию с правящей династией соседнего государства Восточных Чалукьев. Но присвоение отдельными феодалами земель и богатств ослабило центральную власть. Начался распад и этой южноиндийской державы, завершившийся к концу XII века.
Север Индии в VIII-XII веках тоже находился в состоянии феодальной раздробленности и постоянных войн между разными княжествами. Политическая раздробленность Индии, крайняя слабость внутренних связей, несмотря на развитие связей внешних, ослабили ее западные границы и открыли дорогу мусульманским завоевателям.
§ 4. Проникновение ислама в Индию
Впервые арабские купцы-мусульмане появились на Юге Индии и Цейлоне в 7 веке. Занимаясь торговлей, они пропагандировали ислам. Местные правители ценили их как опытных торговцев, разрешали им покупать земли, строить гробницы и мечети. Некоторые купцы-мусульмане стали министрами, судьями, военачальниками, адмиралами индийских владык. В начале VIII BЕКА начинаются военные столкновения арабского халифата с отдельными индийскими княжествами. Под предлогом защиты арабских купцов от индийских пиратов губернатор Ирака Хаджадж в 711 году организовал карательную экспедицию против раджей (князей) Синда. Эта область была завоевана арабами и присоединена к халифату. На этом арабские завоевания пока прекратились, но распространение ислама продолжалось к югу и востоку от Синда - до Гуджерата и Конкана. Ислам принимали немногие индийцы, отказываясь от индуизма. Социальные низы делали это ради повышения своего общественного положения, другие - чтобы найти защиту от обид и несправедливости со стороны знати. Богатые люди, принимая ислам, стремились таким образом спасти свое имущество, правители – чтобы спасти власть.
Новые мусульманские
завоеватели появились у
1. Общественный строй Индии
Вся бурная политическая история Индии VI-XII веков связана с формированием феодального общества, имевшего ряд особенностей.
Согласно древней традиции, все люди делились на особые группы - касты по роду своих занятий. Как и в древности, высшей кастой были брахманы - служители индуистского культа или их
потомки. Из этой касты происходили многие княжеские и царские роды, государственные деятели, крупные землевладельцы. Члены касты кшатриев были не только воинами или чиновниками, но иногда становились правителями государств. Каста вайшья занималась торговлей и ростовщичеством, а земледелие и
скотоводство
стали исключительными
В Индии феодальный
строй отличался от европейского.
Верховным собственником всей земли было
государство в лице правителя. Государство
как и в древности, заботилось о содержании
в порядке оросительных каналов, дамб
и других ирригационных сооружений. От
их сохранности зависел урожай, жизнь
людей и поступление налогов в казну. На
таких работах использовался, как правило,
принудительный труд крестьян и ремесленников.
Иногда, например, при Харше, этот труд
оплачивался. Феодалы не имели собственных
полей. Они обогащались только за счет
сбора с крестьян налога. Часть этого налога
шла в казну, другая часть - на содержание
феодального войска, третья – в пользу
самого феодала. Но со временем положение
менялось. Феодалы, стремясь к обогащению
и утверждению своей власти на пожалованной
земле, начинали присваивать себе всю
сумму налога, произвольно увеличивать
подати с населения и не подчиняться царской
власти. Такие феодалы часто отделялись
от империи, образуя свои княжества.
§ 2. Буддизм и индуизм. Их влияние на культуру и общественную жизнь.
Жизнь индийского общества и его культура в VI-XII веках испытывали сильное воздействие религий - буддизма, индуизма, а под конец - ислама. Борьба между ними и их взаимное влияние в условиях полиэтничности и многообразия природных условий Индии обогатили индийскую культуру. Буддизм появился еще в древней Индии, но в VIII- ХII веках почти исчез со своей родины. Последний расцвет этой религии был в VII BЕКЕ при Харше. Буддизм нашел много приверженцев в других странах - Вьетнаме, Китае, Индонезии. Буддизм отрицал жертвоприношения и касты. Он был идейной опорой центральной власти, так как основывался на культе единого божества. Но политическая нестабильность и кастовая разобщенность людей препятствовали закреплению буддизма в Индии.
Более гибкой и влиятельной религией в VII-XII BЕКОВ стал индуизм. Он не является целостным учением, возник на основе более древней религии брахманизма. Индуизм основан на многочисленных мифах о богах, мудрецах-пророках, священных животных и духах природы, демонах и т.п. Единого центра,духовенства и устава богослужения не было. Каждый индус должен был следовать обычаям своей касты, исполнять домашние жертвоприношения перед фигурками богов, читать молитвы, знать годовые праздники и обряды. Самыми почитаемыми были боги Брахма - творец Вселенной, Шива - разрушитель и созидатель мира, Вишну - хранитель и защитник людей. Индуизм учил, что мир есть сочетание радости и страданий. Для духовно развитого человека высшей радостью является не наслаждение земными благами, а достижение вечной жизни души, постижения себя во Вселенной. Поэтому самыми уважаемыми людьми считались не цари и полководцы, а аскеты и отшельники. Индуизм не навязывал человеку жестких религиозных канонов, а поощрял поиски истины разными путями. В Индонезии, на Малаккском полуострове, в Индокитае появились буддисты и индусы. В начале VI века индийская теория царской власти, кастовая система и религия нашли почву в Камбодже, Таиланде (государство Тямпа), на о. Суматре (государство Шриваджая). Там произошел синтез индуизма и Буддизма. Появление в XI веке на западе Индии новой культуры и образа жизни, принесенных вместе с исламом, не могло уничтожить столь богатую и гибкую культурно-религиозную традицию, как индуизм. Сосуществование и взаимное проникновение индусской и мусульманской культур было в дальнейшем неизбежно.