Индия в ранне средневековье

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:58, автореферат

Описание работы

Империя Гуптов существовала на территории Индии около двух столетий. В конце \/ - начале \/I веков раздробленная и ослабленная внутренними раздорами между отдельными правителями, она стала добычей завоевателей. С севера, в Индию вторглись гунны-эфталиты - союз тюркских племен. Во главе его стоял Михиракула, сын прежнего вождя эфталитов Торманы. Он прославился как жестокий правитель. При нем государство эфталитов быстро разбогатело от военной добычи и дани с подвластных стран южной части Индии. Гунны-эфталиты сохраняли многие черты культуры, присущие кочевникам. Не имея городов с крепостными стенами, они защищались и поддерживали свою власть с помощью мобильной, хорошо организованной армии. Государство эфталитов оказалось менее долговечным, чем империя Гуптов. В 533 году Михиракула потерпел окончательное поражение от объединенных сил северо-индийских правителей, не желавших более платить дань завоевателям. Разноплеменное государство эфталитов, державшееся на системе дани с подвластных народов, рухнуло.

Работа содержит 1 файл

Индия.раннее средневековье..doc

— 51.00 Кб (Скачать)

§ 1. Падение империи  Гуптов. Образование и распад государства эфталитов.

Империя Гуптов существовала на территории Индии около  двух столетий. В конце \/ - начале \/I веков раздробленная и ослабленная внутренними раздорами между отдельными правителями, она стала добычей завоевателей. С севера, в Индию вторглись гунны-эфталиты - союз тюркских племен. Во главе его стоял Михиракула, сын прежнего вождя эфталитов Торманы. Он прославился как жестокий правитель. При нем государство эфталитов быстро разбогатело от военной добычи и дани с подвластных стран южной части Индии. Гунны-эфталиты сохраняли многие черты культуры, присущие кочевникам. Не имея городов с крепостными стенами, они защищались и поддерживали свою власть с помощью мобильной, хорошо организованной армии. Государство эфталитов оказалось менее долговечным, чем империя Гуптов. В 533 году Михиракула потерпел окончательное поражение от объединенных сил северо-индийских правителей, не желавших более платить дань завоевателям. Разноплеменное государство эфталитов, державшееся на системе дани с подвластных народов, рухнуло.

§ 2. Государство  Харши - попытка восстановления империи

В северной Индии  на месте бывшего государства  эфталитов к концу VI века образовались три крупных государства: Гауда, Маукхариев и Пушпабхути. Борьба, развернувшаяся между ними за территории, закончилась в начале VII вв. победой над соперниками правителя из рода Пушпабхути Харши.

С именем Харши  связана новая попытка возрождения  империи в Северной Индии. Он пришел к власти путем выгодного династического брака и войн. Собрав огромную армию - 20 тыс. конницы, 50 тыс.пехоты и 5 тыс. слонов, - он за 6 лет овладел всей Северной Индией, а после смерти Шашанки завоевал Бенгалию и Бихар. В отличие от империи Гуптов, отдельные части империи Харши управлялись не государственными чиновниками, а вассальными князьями. Индия первой половины VII BЕКА предстает как страна развитого земледелия и многочисленных ремесел. Именно земледельцы были основными плательщиками налога в государственную казну. Города, особенно на караванных путях и морском побережье, были крупными торгово-ремесленными центрами.

Купцы вывозили в разные страны Азии и Африки - от Египта до Китая - индийские ткани, ремесленные изделия, пряности, слоновую кость, драгоценные камни, ценное дерево. Ввозили шелк, золото, предметы роскоши, коней. Последние высоко ценились в Индии, где из-за жаркого климата трудно разводить лошадей. Торговля с другими странами шла либо по караванным путям, либо морем. Обмен был натуральным: товар менялся на товар. Однако при развитых внешних связях внутренняя торговля была гораздо слабее. Государственный строй при Харше представлял собой своеобразную феодальную монархию. Власть царя отличалась от древней восточной деспотии: население не принуждалось к выполнению общественных работ по строительству оросительных каналов и т.п. Если же принудительный труд имел место, то он оплачивался государством. Высшие чиновники государственного аппарата имели территории, часть налога с которых шла на их содержание. В пользу государства подданные, жившие на царских землях, вносили 1/6 часть урожая.

Армия Харши  набиралась из воинов, составлявших касту кшатриев. Военная профессия у них передавалась по наследству. Однако Харша как правитель не мог всецело полагаться на верность своих чиновников и вассалов, получивших от него землю. Часто они стремились к собственному обогащению и независимой власти. Поэтому Харша искал поддержку у буддийских монастырей. Он сам стал буддистом после того, как пришел к власти. Буддизм отрицал кастовую систему и был непонятен народу.

В народе больше стали почитаться древние божества - Шива, Вишну, Сурья (бог солнца). Рождалась новая религия – индуизм. После смерти Харши вместе с исчезновением единого централизованного государства буддийские монастыри потеряли поддержку царя, а затем - и свое влияние в Индии.

§ 3. Распад империи  Харши. Феодальная раздробленность

Империя Харши  оказалась непрочной. В середине VI ВЕКА, после его смерти, она распалась на множество мелких княжеств. Они враждовали между собой из-за территории и богатства на протяжении более чем четырех столетий - до начала XIII века, пока не были покорены мусульманскими завоевателями - тюрками.

На Юге Индии  образовались государства, где правили  династии Чалукьев, Паллавов и Пандьев. Наиболее сильным в VII-IX веках было государство Паллавов. Оно не только успешно воевало с соседями, но и сохранило обширную морскую торговлю. Долгая борьба между Паллавами и Пандьями ослабила оба государства. В конце IX- начале Х веков они стали жертвами агрессии тамильских правителей Чолов, которые в конце Х - первой половине XI веков завоевали Южную Индию и Цейлон, создав огромное государство.

Держава Чолов  усилилась в 1070 году благодаря слиянию с правящей династией соседнего государства Восточных Чалукьев. Но присвоение отдельными феодалами земель и богатств ослабило центральную власть. Начался распад и этой южноиндийской державы, завершившийся к концу XII века.

Север Индии  в VIII-XII веках тоже находился в  состоянии феодальной раздробленности и постоянных войн между разными княжествами. Политическая раздробленность Индии, крайняя слабость внутренних связей, несмотря на развитие связей внешних, ослабили ее западные границы и открыли дорогу мусульманским завоевателям.

§ 4. Проникновение  ислама в Индию

Впервые арабские купцы-мусульмане появились на Юге Индии и Цейлоне в 7 веке. Занимаясь торговлей, они пропагандировали ислам. Местные правители ценили их как опытных торговцев, разрешали им покупать земли, строить гробницы и мечети. Некоторые купцы-мусульмане стали министрами, судьями, военачальниками, адмиралами индийских владык. В начале VIII BЕКА начинаются военные столкновения арабского халифата с отдельными индийскими княжествами. Под предлогом защиты арабских купцов от индийских пиратов губернатор Ирака Хаджадж в 711 году организовал карательную экспедицию против раджей (князей) Синда. Эта область была завоевана арабами и присоединена к халифату. На этом арабские завоевания пока прекратились, но распространение ислама продолжалось к югу и востоку от Синда - до Гуджерата и Конкана. Ислам принимали немногие индийцы, отказываясь от индуизма. Социальные низы делали это ради повышения своего общественного положения, другие - чтобы найти защиту от обид и несправедливости со стороны знати. Богатые люди, принимая ислам, стремились таким образом спасти свое имущество, правители – чтобы спасти власть.

Новые мусульманские  завоеватели появились у северных границ Индии в конце X - начале XI веков. Это были войска державы Газневидов, сложившейся в Хорасане, на северо-востоке Ирана. Сначала целью этих походов был грабеж имущества населения и храмов. Позже, в конце XII века государство Газневидов попало под власть афганского правителя Мухаммеда Гури. В 1191 году, нанеся поражение раджпутским княжествам, он овладел обширной Индо-Гангской долиной. С этого времени в Северной Индии начинает складываться государство мусульманских правителей. Много тюрок и афганцев переселилось на территорию Индии, образовав компактные группы мусульманского населения. На месте мелких княжеств в начале XIII века сложилось сильное государство - Делийский султанат. 

1. Общественный строй Индии

Вся бурная политическая история Индии VI-XII веков связана  с формированием феодального общества, имевшего ряд особенностей.

Согласно древней  традиции, все люди делились на особые группы - касты по роду своих занятий. Как и в древности, высшей кастой были брахманы - служители индуистского культа или их

потомки. Из этой касты происходили многие княжеские  и царские роды, государственные деятели, крупные землевладельцы. Члены касты кшатриев были не только воинами или чиновниками, но иногда становились правителями государств. Каста вайшья занималась торговлей и ростовщичеством, а земледелие и

скотоводство  стали исключительными занятиями  низшей касты - шудра. Престиж земледелия упал в связи с ухудшением положения крестьян. Были люди, стоявшие вне этих каст и крайне униженные -неприкасаемые. Они не имели права жить рядом с людьми из других каст, владеть землей, готовить пищу для других людей. На их долю доставались самые презираемые занятия - разделка рыбы, мяса, уборка улиц. Эти люди могли селиться только в предместьях городов или на краю деревни. Члены каждой касты должны были наследовать занятие своих предков. Каста защищала интересы своих членов и помогала им при необходимости. Переход из одной касты в другую и межкастовые браки строго запрещались. Принадлежность к разным кастам не исключала совместного проживания людей в пределах общины. Индийская община в сельской местности включала от одной до нескольких десятков деревень. В каждой общине был совет, состоявший из самых богатых и уважаемых людей - как правило, из высших каст. Община распоряжалась необработанной землей, разверсткой государственных налогов между крестьянами, оказывала помощь нуждающимся, заботилась об оросительных каналах. Община отвечала за уплату налогов всеми членами. Это называлось системой круговой поруки. Кроме земледельцев, в общине XI – XII веков появились ремесленники и слуги. Брахманы совершали богослужение в храме деревни. Феодальные владыки не вмешивались в жизнь общины. Они все чаще стали использовать труд крестьян, зависевших от них, превращаясь в мелких феодалов. Особенно заметно это было у раджпутов, которые в VIII-Х веках стали высшей кастой на завоеванной местности. Каждая община была маленьким обособленным миром, слабо связанным с другими общинами.

В Индии феодальный строй отличался от европейского. Верховным собственником всей земли было государство в лице правителя. Государство как и в древности, заботилось о содержании в порядке оросительных каналов, дамб и других ирригационных сооружений. От их сохранности зависел урожай, жизнь людей и поступление налогов в казну. На таких работах использовался, как правило, принудительный труд крестьян и ремесленников. Иногда, например, при Харше, этот труд оплачивался. Феодалы не имели собственных полей. Они обогащались только за счет сбора с крестьян налога. Часть этого налога шла в казну, другая часть - на содержание феодального войска, третья – в пользу самого феодала. Но со временем положение менялось. Феодалы, стремясь к обогащению и утверждению своей власти на пожалованной земле, начинали присваивать себе всю сумму налога, произвольно увеличивать подати с населения и не подчиняться царской власти. Такие феодалы часто отделялись от империи, образуя свои княжества. 

§ 2. Буддизм и  индуизм. Их влияние на культуру и общественную жизнь.

Жизнь индийского общества и его культура в VI-XII веках испытывали сильное воздействие религий - буддизма, индуизма, а под конец - ислама. Борьба между ними и их взаимное влияние в условиях полиэтничности и многообразия природных условий Индии обогатили индийскую культуру. Буддизм появился еще в древней Индии, но в VIII- ХII веках почти исчез со своей родины. Последний расцвет этой религии был в VII BЕКЕ при Харше. Буддизм нашел много приверженцев в других странах - Вьетнаме, Китае, Индонезии. Буддизм отрицал жертвоприношения и касты. Он был идейной опорой центральной власти, так как основывался на культе единого божества. Но политическая нестабильность и кастовая разобщенность людей препятствовали закреплению буддизма в Индии.

Более гибкой и  влиятельной религией в VII-XII BЕКОВ стал индуизм. Он не является целостным учением, возник на основе более древней религии брахманизма. Индуизм основан на многочисленных мифах о богах, мудрецах-пророках, священных животных и духах природы, демонах и т.п. Единого центра,духовенства и устава богослужения не было. Каждый индус должен был следовать обычаям своей касты, исполнять домашние жертвоприношения перед фигурками богов, читать молитвы, знать годовые праздники и обряды. Самыми почитаемыми были боги Брахма - творец Вселенной, Шива - разрушитель и созидатель мира, Вишну - хранитель и защитник людей. Индуизм учил, что мир есть сочетание радости и страданий. Для духовно развитого человека высшей радостью является не наслаждение земными благами, а достижение вечной жизни души, постижения себя во Вселенной. Поэтому самыми уважаемыми людьми считались не цари и полководцы, а аскеты и отшельники.  Индуизм не навязывал человеку жестких религиозных канонов, а поощрял поиски истины разными путями. В Индонезии, на Малаккском полуострове, в Индокитае появились буддисты и индусы. В начале VI века индийская теория царской власти, кастовая система и религия нашли почву в Камбодже, Таиланде (государство Тямпа), на о. Суматре (государство Шриваджая). Там произошел синтез индуизма и Буддизма. Появление в XI веке на западе Индии новой культуры и образа жизни, принесенных вместе с исламом, не могло уничтожить столь богатую и гибкую культурно-религиозную традицию, как индуизм. Сосуществование и взаимное проникновение индусской и мусульманской культур было в дальнейшем неизбежно.

Информация о работе Индия в ранне средневековье