Империя Хань и кочевой мир

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 01:41, курсовая работа

Описание работы

Китай – одна из стран Дальнего Востока с богатейшей историей, которая не может не заинтересовать современного историка. К тому же, влияние восточных государств во всем мире в новейшее время значительно возросло, и по сей день возрастает. Наряду с этим, Китай играет важную роль на региональном уровне, в частности Восточной Азии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.Внешняя политика Китая в период становления династии Хань….....8
§1 Внешняя политика первых правителей династии Хань……...………..….....8
§2 Посольство Чжань Цяня в Среднюю Азию. …………………………...…..15
Глава II. Внешнеполитические изменения в период старшей династии Хань
…………………………………………………………………………………….18
§1Внешнеполитическая деятельность У-ди…………………………………….18
§2 Хань и хунну. Северо-западная экспансия империи Хань……..…….……24
Заключение…………. …………..……….............................................................30
Приложения…………………………………………...………………………….31
Список источников и литературы ………………………………………...……34

Работа содержит 1 файл

Курсовик Китайай.doc

— 517.50 Кб (Скачать)

   Говоря об устройстве всего земного шара, важно заметить, что китайцы выделяли 9 больших континентов и центральный среди них, именованный «Божественным Континентом» (Шень чжоу) – Китай. Собственно, само Срединное Государство понималась его жителями  исключительно как  земной символ  истинной «небесной» империи. Император, согласно традиционной формуле, являлся «Верховным владыкой»   и «Сыном Неба», что говорит о том, что он, обладая неограниченной властью над миром,  полученной посредством небесных сил, выполнял функцию посредника между земным и небесным миром. 16Именно поэтому для китайцев существовала только одна империя, и они не могли примириться с признанием существования каких-либо других  помимо «Поднебесной страны» независимых государств.

   Первые  карты внешнего мира появляются еще  в эпоху Борющихся Царств, а  в эпоху империи Цинь создание карт стало важным государственным  делом, которое продолжало развиваться  и в эпоху династии Хань.

   В 210 г. до н. э. После смерти Цинь Шихуанди в империи Цинь  общественное недовольства   вылилось в выступления, участие в которых, в первую очередь  приняли самые бедные слои населения. Самая первая волна восстаний во главе с Чень Шенем и у Гуаном  были быстро подавлены, силами имперских войск. Но тут же поднялось широкомасштабное антициньское движение, в котором уже приняли участие все слои населения, включая аристократию. Один из выдающихся вождей повстанцев,  рядовой общинник Лю Бан , родом из существовавшего ранее царства Чу, смог объединить вокруг себя силы народного движения и привлечь сторонников из числа родовой знати. В 206 г. до н. э.  династия Цинь была свергнута окончательно, и началась четырехлетняя смута. В борьбе за власть победил Лю Бан17, который был провозглашен  императором в 202 г. до н. э., основав новую династию Хань, название которой происходило от реки, на которой новый император укрепился во время борьбы за престол  Срединного Государства со своими конкурентами.

    Централизация и укрепление империи, восстановление экономики, к которая пришла в упадок из-за истощения захватническими войнами и чрезмерной эксплуатации населения страны к концу династии Цинь, в первые десятилетия правления новой династии стали главной внутриполитической задачей, решением которой и занялся Лю Бан и его преемники. Это не могло не отразится на отношениях с внешним миром, по отношению к которому была выбрана выжидательная тактика, политика решения конфликтов по мере реальности мирным путем, или с наименьшими материальными растратами, для возможности выиграть время для  восстановления империи изнутри.

   Именно  поэтому первоочередной внешнеполитической задачей Срединного государства в период начала правления  Ханьской династии была защита северных границ империи от  кочевых племен сюнну, оправившихся после поражения нанесенного им китайскими войсками во главе с Мын Тяном при Циньской  династии и образовавших к началу III в. до н. э. мощный племенной союз. Набеги племен сюнну носили постоянный характер и являлись немалой угрозой для  Ханьского Китая, так как, захватив обширную часть владений на северо-западе империи, угрожали даже Чанани – столице государства. Великая китайская стена, построенная  китайцами в Циньский период, не смогла остановить их проникновения.

   Главным инструментом давления кочевников на Китай являлась тактика запугивания  – набеги или  угроза совершения таковых, причем носившие  умышленно разрушительный характер и совершавшиеся, как правило, осенью, в период сбора урожая. Кочевники с особой жестокостью уничтожали посевы и урожаи, а так же сами приграничные селения, угоняя в плен  большое количество жителей ближайших провинций, о чем упоминается таких китайских хрониках, как «Ши Цзи», «Хань шу» и «Хоухань шу»18.  Сюнну рассчитывали таким образом выбить себе торговые привилегии и всевозможные подарки от Китая. После таких набегов шаньюй, то есть предводитель конфедерации пленен,  предлагал заключить «договор о мире и родстве», или же продолжали приграничный «террор» о тех пор пока этого не предложат сами китайцы.

   По  концепции разработанной  Т. Барфилдом, стратегия кочевых племен по отношению  к Ханьской империи включала в  себя три главных компонента:

   1)умышленный  отказ от завоевания разграбленных  китайский земледельческих территорий, даже после больших побед;

   2)грабительские  набеги, производимые с целью  запугивания китайского правительства;

   3)чередование  войны и мира для того, чтобы увеличить размер «подарков» и торговых привилегий от Китая.19

    Мирно  настроенная политика по отношению к этой «кочевой империи»20, столь не свойственная  предшествующей династии, заключалась в согласии такого рода договоры, по которым фактически равенство между Срединным государством и объединенных варварских племен шаньюя. Первым принявшим решение заключить такой мирный договор стал Лю  Бан, который таким образом «намеревался обеспечить спокойствие  пограничным землям», по словам жившего в I в.н.э. китайского историка Бань Гу.21 Он был вынужден пойти на такие меры, еще и в связи с  введением шаньюем Модэ(209-174) в войско тяжеловооруженную конницу, с помощью которой  последний завоевал Ордос и стал продвигаться все глубже на территорию поднебесной.

   Сыма  Цянь  описывает это в «Шицзи»  так: «Тогда император Гао-ди отправил к сюнну Лю Цзина с предложением пожаловать шаньюю в жены принцессу из императорского рода и ежегодно посылать сюнну определенное количество хлопка и шелка, вина, риса и других продуктов питания и договориться с ними об установлении братских отношений. В результате был заключен договор о мире, основанный на родственных отношениях. После этого Маодунь несколько сократил [свои набеги на ханьские земли]».22

    Н.Н. Крадин, занимаясь вопросом договора между Ханьской империей и кочевой империей сюнну, заключенный в 198 г. до н.э. выделял следующие его пункты в себя следующие пункты:

   1)Хуннская  держава признавалась практически  равной по статусу Хань;

   2)От  империи должны ежегодно поставляться  в ставку шаньюя богатые подарки (которые включали в себя ,обычно, шелк, вино, рис и зерно).

   3)Шаньюй получал невесту из императорского дома, однако, по словам  Т, В. Степугиной отправляли  не царевну, а девушку из простой семьи;23

   4)Официальной  границей между двумя государствами  становилась Великая Китайская  стена.

   Так же, как правило, при заключении мира, шаньюй настаивал на открытии рынков Китая для сюнну на границах государства.

   По, мнению Крадина, говоря о первом пункте договора, ханьская империя не могла признать союз племен равным себе, с идеологической точки зрения; поэтому сами китайцы отношения с сюнну рассматривали его не как между двумя независимыми империями, но как родственные  отношения между старшим и младшим государством, где старшим естественно, являлась Хань.24

   Л.Н.Гумилев  же считает что  этот мирный договор ничто иное, как «дипломатическая формула капитуляции», по которой Хань обещалась отправлять ежегодную «замаскированную дань» в виде даров.25

   Вся выжидательная мирная политика Лю Бана, построенная на выполнении условий мира особенно, называлась стратегией «пяти искушений», которая включала себя такие искушения как: «дать кочевникам дорогие  ткани и колесницы, чтобы испортить их глаза; дать вкусную пищу, чтобы закрыть их рты; усладить номадов музыкой, чтобы закрыть их уши; построить им величественные здания, хранилища для зерна, а так же подарить рабов, чтобы успокоить их желудки; преподнести богатые дары и оказать особое внимание тем племенам хунну, которые примут китайский протекторат» - пишет Н.Н. Крадин к вопросу о китайской политике относительно кочевого союза, рассматривая приношение подарков, как своего рода «диверсию», способную подорвать единство хунну изнутри.26

    Но уже после кончины первого императора династии Хань, когда к власти пришел его сын Лю Ин27,  будучи, по свидетельству Сыма Цяня, «человеком гуманным и мягким»28,  только номинально являлся правителем Поднебесной, в то время как вся власть сконцентрировалась в руках вдовствующей императрицы Люй-тайхоу29, которая продолжала и поддерживала  политику покойного мужа в отношении северных племен. Шаньюй Модэ, решив, что пришел подходящий момент для разрыва договора о «мире и родстве», отправил императрице Гао-Хоу послание с предложением выйти замуж за него, что по сути  своей являлось верхом неприличия в китайском обществе, о чем он, естественно, не мог не знать, так как вокруг него было большое количество китайцев, перешедших на сторону сюнну, после воцарения новой династии.30Послание шаньюя дошло до нашего времени в варианте Бань Гу: «Сирый и дряхлый государь, рожденный посреди болот, возросший в степях между лошадьми и волами несколько раз приходил к Вашим пределам, желая прогуляться по Срединному царству. Государыня одинока на престоле; сирый и дряхлый также живет в одиночестве. Оба государя живут в скуке, не имея ни в чем утешения для себя. Желаю то, что имею, променять на то, чего не имею»31.

   Причина, по которой такое дерзкое послание не запечатлено в «исторических  записках» Сыма Цяня, по мнению Т.В. Степугиной, являлось то, что оно было настолько оскорбительным, для императорской особы, что историограф, даже не решился привести  его в своем труде.32

   Императрица, получив такое письмо, пришла в ярость, но, посоветовавшись с военачальниками и здраво оценив обстановку, удержалась от соблазна отомстить на нанесенное ей оскорбление и нашла дипломатический способ отказаться от «предложения», отправив следующий ответ: «Шаньюй не забыл меня, возглавляю бедное владение, и удостоил письмом. Я, стоящая во главе бедного владения испугалась и,  удалившись, обдумывала письмо. Я стара летами, моя душа одряхлела, волосы и зубы выпали, походка утратила твердость. Вы, шаньюй, неверно слышали обо мне, вам не следует марать себя. Я стоящая во главе бедной страны не виновата и должна быть прощена [за отказ]»33 - тем самым, лишив предводителя Хунну повода для разрыва договора о «мире и родстве».

   Следующий император Вэньди34 продолжил мирную политику,  несмотря на то, что в 177г. до н.э. сюннские войска вторглись на территории лежащие к югу от Хуанхэ, и поселись там, нападая оттуда на Шанцзюнь, разграбляя поселения, убивая и захватывая в плен местное население. Тогда Вэнь-ди отправил Гуань Ину во главе восьмидесяти пяти тысячной армии, выступить и нанести удар по вторгшимся кочевникам. Но в это время кочевники отошли за укрепленную линию, а император вынужден был отозвать  войска, из-за восстания Цзибэй-вана. По словам Сыма Цяня, уже на следующий год императору пришло послание,  в котором шаньюй предлагал восстановление мира, объясняя нападение тем, что его правый сяньван выступил на территорию Хань без его ведома, и уже наказан. Вместе с посланиями пришли так же и дары. Из послания стало известно, что кочевники  разбили   Юэчжи, а так же подчинены «лоуфань, усунь, хуцзе и двадцать шесть соседних с ними владений»35.

   Император, посоветовавшись со своими сановниками, решил, что лучше не  портить отношения с кочевниками, которые только что подчинили юэчжи и других, поддерживая договор, основанный на родстве. И в 174г до н.э. он оправил дары и  ответное послание с согласием продолжать мирные отношения. следующим шаньюею, которым стал Цзиюй,  был дарован титул почтенный – «Лаошан-шаньюй»36.Сын Неба направил к нему  принцессу с императорского двора, в качестве невесты, а сопровождающим ее назначил Чжунхана Юэ , который по прибытию  на территорию  кочевой империи сразу же перешел на сторону сюнну, и стал приближенным Шаньюя..

   Уже в 166 г.до н.э. Сюнну нарушив договор вторглись на территорию Хань, захватив Ордос и вторгшись в Бэйди, сожгли летний дворец императора. Против кочевников  было направлено большое войско, в том числе и колесницы. Через месяц «ханьцы выдворили шаньюя, преследуя его, пока он не ушел за пограничную линию, и тоже вернулись, не убив никого»37, как пишет Сыма Цянь.

   После этого набеги сюнну участились и  стали ежегодными,  до тех пор, пока император не направил письмо с предложением возобновить мирный договор, на что шаньюй  дал  свое согласие.

   После смерти очередного шаньюя был заключен очередной договор «о мире и родстве», который уже на четвертом году был нарушен кочевниками, вторгшимися в Шанцзюнь и Юньчжун. Разгромив территории, взяв большое количество населения в плен, они отправились назад, после чего Вэнь-ди установил постоянную армию на границах, чтобы предотвратить разрушительные набеги соседей и давать им отпор.

   После смерти Вень-ди следующий император  Сяо Цзин, 38 заключил очередной договор, основанный на родственных отношениях, так же открыв границы поднебесной для торговли с хунну. За все время его правления совершались незначительные набеги на империю Хань, но серьезных вторжений не было. 

   Таким образом, выжидательная тактика  во внешней политике, продолжавшаяся на протяжении правления 4х императоров династии Хань оправдала возлагавшиеся еще Лю Баном на нее надежды – позволила выиграть время для внутреннего укрепления и централизации империи. Теперь, усилившаяся и восстановившаяся держава могла отражать и удары любых противников, посягнувших на ее владения, и усиливать свое могущество на территориях других государств. 

 

    §2.Посольство Чжань Цяня  в Среднюю Азию. 

   Придя к власти, император У-ди39, при котором старшая империя Хань достигла своего наивысшего могущества как внутри державы, так и на международной арене, возобновил мирный договор с сюнну, но не собирался продолжать долго мирную политику по отношению к кочевникам. У-ди рассчитывал возобновить традиционную древнекитайскую политику «руками варваров побеждать варваров», то есть натравить против сюнну некогда разгромленное ими племя юэчжи.40

Информация о работе Империя Хань и кочевой мир