Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:58, реферат
Дискуссии по проблеме формирования идеологии национальной государственности ведутся во всех государствах СНГ. Во всех этих дискуссиях проводится мысль о том, что поскольку народ выступает одним из самых главных субъектов политики, следовательно, он является носителем определенных идеологических воззрений. О своем месте в этом мире каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает и определенную систему идей, представлений, понятий, принципов о формировании своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни, своих взаимоотношений с другими народами. Эти идеи и представления в конечном счете всегда составляли и будут составлять основу построения народом своего государства.
С другой стороны, по прошествии примерно 10 лет, общество осознает, что уже потеряли хорошо отлаженную жизнью систему идеологической работы. Эта проблема усугубляется и нынешним состоянием жизни белорусского народа и общества. Необходимо отметить, что государственная идеология — это не изобретение коммунистов, а атрибут, присущий любому государству. Все государства и во все времена опирались и опираются на идеологические принципы, в концентрированном виде выражающие основные ценности своего общества, цели его развития.
Теперь уже не только из уст профессионалов в Соединенных Штатах Америки, Западной Европе, России но из уст Буша, Путина и других руководителей звучит понятие идеологии и обозначаются связанные с этим проблемы.
Да,
в государствах Запада сам механизм
идеологического воздействия
Не меньшее внимание уделяется идеологии в других государствах, скажем, в Германии, Франции. Идеологические аппараты этих государств с детства прививают своим гражданам ценности, объединяющие немцев, французов. Воспитывают верность гражданскому долгу.
Независимо
от того, кто у власти в Штатах,
Великобритании: республиканцы или
демократы, лейбористы или консерваторы,
идеологические устои остаются незыблемыми.
Большинство населения
Устойчивость,
точнее, «живучесть» идеологических
систем определяется в первую очередь
тем, что они создаются не под
личности, а под народы, под общества.
Для государства будет
И в Беларуси создается белорусская государственная идеология «не под Лукашенко», как это внешне может показаться.
Государственная идеология «кроится» не под отдельного человека, пусть даже и первого Президента страны, а под весь белорусский народ, с тем чтобы политическая конъюнктура не влияла на общее направление развития белорусского общества. Политики будут приходить и уходить, а курс политического и социально–экономического развития сохранится. Так происходит во всех цивилизованных странах. Часть политиков, ученых рациональное решение проблемы видит в поощрении идеологического плюрализма, в создании условий для сосуществования и диалога разных концепций и взглядов: «В реальной жизни люди по-разному думают о том, в чем состоит общественное благо, что является главной ценностью жизни. Одни превыше всего ценят личную свободу, другие - равенство и социальную справедливость, третьи - величие и мощь собственного государства, четвертые - верность традициям и национальным святыням и т.д. Мудрость власти в том, чтобы дать проявиться всем им, не позволяя ни одной из них возобладать над остальными. Только такая власть может считаться демократической».
В то же время ученые признают, что даже в демократическом обществе идеологический плюрализм должен иметь определенные границы идеологических споров, проходящие в пределах общей для всех конституционной основы. Тем самым государство оберегает себя от угрозы подрыва стабильности общества, от хаоса и национальных бед, гражданских войн.
Здесь возникает новый вопрос - об источнике формирования государственной идеологии. Многие исследователи убеждены, что базовые ценности общества не могут быть искусственно выработаны профессиональными идеологами или механически заимствованы из иноцивилизационного опыта, они - следствие исторического и социокультурного развития данного государства и его народа. В то же время, отмечая неразвитость в обществе гражданского самосознания, признают, что новая объединяющая идея не сможет сформироваться в недрах народного сознания даже в виде общенационального эмоционально насыщенного притягательного образа, не говоря уж о какой-то вербализованной идеологеме. Надеяться на активность интеллигенции также не приходится, так как сама новая духовная и интеллектуальная элита еще не идентифицировала себя как некую общность, не осознала своих интересов и задач. Решающую роль может и должно сыграть государство, ценностно-нормативная функция которого у нас всегда была велика, а также общественные объединения, политические партии, молодежные организации. Но далеко не все поддерживают государственную идеологию.
Однако
речь не идет о навязывании обществу
идеологии сверху, о монополии
государства в идеологической сфере
и нетерпимости в отношении иных
идеологий и их носителей. Закрепленные
в Конституции идеологический плюрализм,
многопартийная система, свобода убеждений
не запрещают государству
В защиту государственной идеологии выступает и такой очевидный факт: население Беларуси традиционно подвержено патернализму, "ждет от государства, от харизматического лидера не только материальной помощи, заботы, но и наставлений, лозунгов, заветного слова, указывающего путь вперед". Поверив в лидера, общество поверило бы и в те идеи и задачи, которые он провозгласит.
Официальный
выбор либерально-
Либерализм
влечет постепенное размывание критериев
добра и зла, порока и добродетели,
нравственности и безнравственности...
Сегодня
многие выступают за замещение идеологических
поисков провозглашением
Бессмысленно копировать чужие ценности и установки на основании того, что та или иная страна в данный момент времени сильна и богата. Ведь мы не отказываемся от своих родителей, хотя они и не миллионеры.
Да, белорусское общество должно развиваться, но делать это надо прежде всего в рамках собственной культурной традиции. К заимствованию идеалов, ценностей и целей необходимо подходить осторожно. Собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа. Они не придуманы, а выстраданы этим же народом, результат естественного приспособления общества к окружающему природному и социальному мирам. Наиболее эффективной, приемлемой для белорусского общества моделью развития являся совершенствование существующих институтов белорусской государственности, включая и воссоздание в новой форме союзного государственного образования, которое будет являться гарантом безопасности и суверенитета Республики Беларусь. Данный путь раззвития белорусской государственности основывается на исторической преемственности, он предполагает выяснение тенденций общественного развития, внимательное отношение к историческому опыту, выявлению положительного в созданных ранее государственно-правовых формах.
Внедрение чуждых установок никогда не сможет сделать наш народ похожим на другие. А разрушить основы самобытной цивилизации может. В этом случае можно со всей определенностью сказать, что исчезнет не только культура народа, но и сам народ.
Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные для нашей цивилизации ценности: способность трудиться не только ради наживы, но и для блага общества, коллектива, других людей. Потребность в идеалах и высоких целях, взаимопомощь, коллективизм в противовес западному индивидуализму. Социальная опека и уважительные отношения государства и народа.
Единство нашего общества цементируется взаимодействием трех основных общественных сил. Наше гражданское общество опирается на недавно избранные Советы депутатов, профсоюзы и молодежную мощную организацию и ее союзников. Вот три основные опоры нашего общества, которые призваны обеспечить связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активное государственное строительство вместе с другими участниками политического процесса и осуществляя контроль за теми структурами власти, которые имеют много этой власти и распоряжаются материальными ресурсами.
«Беларусь — наш общий родной
дом, и каждому в нем должно
быть тепло и уютно. Всех
нас объединяет благородная
Главным
содержанием белорусской
Отсюда
вытекает и ключевая ее цель — осознание
белорусским народом себя народом-творцом,
народом-созидателем, обретение им
уверенности в своих творческих
силах и возможностях. Характерной
чертой государственной идеологии
должны стать патриотизм, преданность
Отечеству, гордость за свой народ. Идеология
белорусской государственности
должна укрепить в народе Беларуси
столетиями сложившийся иммунитет
против национальной ограниченности,
кичливости, пренебрежения к другим народам.
Она должна ориентироваться на решительное
обеспечение интересов Республики Беларусь
в мировом сообществе, но не через автаркию и самоизоляцию, а через
стремление к многовекторному сотрудничеству
со всеми государствами мира. Данная идеология
призвана сформулировать идеал современного
белорусского общества, составными элементами
которого являются построение демократического
правового государства, создание условий
для свободного и всестороннего развития
личности, для достойного вхождения страны
в европейскую и общечеловеческую общность.
Литература:
1.С.Н Князев ,С.В. Решетников Основы идеологии белорусского государства. Мн.:2004.
2.Веб-сайт: www.i-bteu.by/ru