Идеальное государство в диалоге платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Диалог «Законы» является последним сочинением Платона. Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реализовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проект наилучшего государства. В «Законах» Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов.

Содержание

1. Идеальное государство в диалоге Платона «Законы»
2. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого
3. Соотношение права и справедливости в политико-правовых доктринах античных Греции и Рима

Работа содержит 1 файл

иппу.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

    Аристотель  придерживался принципа разделения справедливости на две формы:

    1) всеобщую, установленную законом;

    2) частную, которая касается раздела  или обмена имуществом и почестями  между членами общины.

    Аристотель  выделял шесть видов государственного устройства: правильные – это монархия, аристократия и полития, и неправильные – это тирания, олигархия и демократия.

    Государственный идеал Аристотеля – полития (смешанная форма из положительного от олигархии и демократии).

    Выдающимся  мыслителем периода эллинизма был Эпикур (341–270 гг. до н. э.).

    Эпикур  полагал, что жить незаметно –  это этический и социальный идеал. При этом справедливость не существует сама по себе. Справедливость – это  прежде всего договор о том, чтобы  не причинять и не терпеть вреда, а правовые институты и государство – это результат соглашения между людьми4.

    Стоицизм (Зенон Китионский (332–264 гг. до н. э.)) был оппозиционным учением по отношению к эпикуреизму. Он считал, что все происходящее в мире случается  согласно судьбе, а человек может лишь добровольно подчиниться ей.

    Зенон сформулировал два основополагающих тезиса стоицизма:

  1. «то, что в нашей власти»;
  2. «то, что не в нашей власти».

    Соотношение права и справедливости в политико-правовых доктринах Древнего Рима (Платон, Аристотель, Эллинизм).

    Древнеримские учения о политике и праве имеют  сходные черты с политико-правовыми  концепциями Древней Греции. Связано  это с тесными эллинистическими культурными традициями. Этот процесс  особенно ускорился после завоевания Римом греческих городов. Процесс эллинизации также затронул римское общество, и древнеримские политико-правовые учения испытали влияние философских систем греческих мыслителей.

    Политические  идеи римских мыслителей были более  оригинальными, чем греческие, что  объясняется совершенно иными формами политического и экономического устройства. Впоследствии юриспруденция Древнего Рима становится самостоятельной дисциплиной.

    Марк  Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) был выдающимся римским политиком, философом и оратором. Цицерон считал, что единственным источником счастья является добродетель (мудрость, справедливость). Он не отделял искусного красноречия от его высокого политико-правового и нравственного содержания.

    Цицерон полагал, что государство возникает  не в силу установления людьми, а берет начало из природного стремления людей жить вместе. Государство представляет собой гарант соблюдения всеми гражданами закона. При этом законы имеют легальное основание, если соответствуют божественному порядку, а охранять божественный естественный закон должны жрецы.

    Государство Цицерон определял как respublica (от лат. respublica, т. е. «общественное дело»), а народ понимается как соединение людей на основе общих прав и интересов. Главные задачи государства Цицерон определял как:

    1) сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности;

    2) поддержание должного порядка;

    3) управление присоединенными к  государству территориями;

    4) обеспечение функционирования нравственных  и религиозных норм и ценностей.

    Право – основа государства, и все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной – как личной.

    Наилучший тип политической власти, по Цицерону, – это аристократическая сенатская  республика. Он выделяет три основные формы государственного устройства:

    1) власть царя – монархию;

    2) власть оптиматов – аристократию;

    3) народовластие – демократию. Известными  юристами в древнеримской истории  права были также Гай, Папиниан, Павел, Модестин, Ульпиан, которые  выделяли три части в правовой  системе Римской империи:

    1) естественное право, оно распространяется на все живое вообще, на животных, на людей. Брак, семья, воспитание являются следствием этого закона. Согласно естественному праву все люди рождаются свободными;

    2) право народов, установленное  для людей мировым разумом.  Римляне используют это право по отношению к завоеванным народам и другим государствам. Данное право касается войны, рабства, основания государств и т. д.;

    3) право граждан, которое регулирует  отношения между римскими гражданами. Источником этого права юристы  считали законы, решения плебеев5. 

 

     Список литературы 

   
  1. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М. 1986.
  2. Коваль В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л. 1989.
  3. Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. М. 1989.
  4. Сергевнин С.Л. О соотношении политической науки, науки о государстве и правоведении. // Правоведение, № 6. 1991.
  5. Темнов Е.И. О деидеологизации методологических подходов в историко-политических и государственно-правовых исследованиях.// Государство и право, № 3. 1992.
  6. Тихомиров Ю.А. Власть и общество: единство и разделение. // Советское государство и право, № 2. 1990.
  7. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб. Издательство «Лань», 2000г.
  8. Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. Курс лекций. СПб. Издательский дом СПб. Гос. Ун-та. 2004 г.

Информация о работе Идеальное государство в диалоге платона