И. Гаспринский и "джадидизм"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:37, реферат

Описание работы

Джадидизм - (от арабского усул-и-джадид — новый метод), культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце XIX — начале XX вв.
В конце XIX — начале XX вв. данное движение стало господствующим в общественно-политической жизни мусульман. Оно не было чисто религиозным или светским, хотя имело различные течения. Оно было синтетическим, захватывающим не только систему образования, но и общественно-философской мысли, этических норм. Движение джадидизма относительно органично утверждало связь ислама с просвещением и наукой. Идеи джадидизма активно внедрялись среди мусульманского населения при активном участии крымско-татарского просветителя И.Б. Гаспринского.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 2
И. Гаспринский и "джадидизм" ………………………………………………. 3
Заключение……………………………………………………………………... 8
Литература……………………………………………………………………… 9

Работа содержит 1 файл

игпт.docx

— 24.27 Кб (Скачать)
 

Содержание 
 
 
 
 

Введение………………………………………………………………………... 2

И. Гаспринский  и "джадидизм" ………………………………………………. 3

Заключение……………………………………………………………………... 8

Литература……………………………………………………………………… 9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Джадидизм - (от арабского усул-и-джадид — новый  метод), культурно-реформаторское и  общественно-политическое движение мусульман  Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце XIX — начале XX вв.

В конце XIX — начале XX вв. данное движение стало  господствующим в общественно-политической жизни мусульман. Оно не было чисто  религиозным или светским, хотя имело  различные течения. Оно было синтетическим, захватывающим не только систему  образования, но и общественно-философской  мысли, этических норм. Движение джадидизма относительно органично утверждало связь ислама с просвещением и  наукой. Идеи джадидизма активно внедрялись среди мусульманского населения  при активном участии крымско-татарского просветителя И.Б. Гаспринского. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

И. Гаспринский и "джадидизм"

В последней  четверти 19 века были радикальные изменения  методов преподавания в мектебах и медресе: были введены европейские  методы обучения - эсулджадид (новый  метод), отсюда выражение джадидизм. Наряду с религией, в мектебах стали  преподаваться также основы светских наук - арифметики, географии, а также  родной язык, как особый предмет, рисование, придавалось большее значение обучению письму; преподавание проводилось на татарском языке вместо прежнего так называемого тюрки и арабского  языков; обучение начиналось с изучения азбуки, поэтому оно называлось также  звуковым методом; учащиеся делились на классы, были введены экзамены, которых  раньше не было. Если прежде специальные  школы для девочек были только в больших населенных пунктах, чаще всего они обучались в доме у жены муллы (абыстая), то теперь школы  открывались как для мальчиков, так и для девочек; те и другие одинаково обучались письму, тогда  как раньше девочки обучались  преимущественно чтению.

Учителя стали более квалифицированными, ибо реформа методов преподавания постепенно охватывала и медресе, в  которых готовились учителя. Джадидскими  стали крупные медресе в Казани: Мухаммадия, в котором училось  около 500 шакирдов и работало 20 учителей, Марджания, Апанаевское и Азимовское: в Уфе - Галия и Гусмания; в Оренбурге  Хусаиния, в Вятской губернии - Ижбубинское  медресе, отличавшееся превосходной организацией учебного дела с преподаванием европейских  языков, в том числе французского. В Ижбубинске было открыто медресе  также для девочек. Джадидские медресе  появились затем и в других городах и крупных деревнях.

Идея  обновления и европеизации жизни  татарского народа, возникшая в Казани, нашла свое практическое осуществление  впервые в Бахчисарае (Крым). Великий  просветитель Исмаил-бей Гаспринский, начавший в 188З г. выпускать газету «Тарджеман» (переводчик), вплоть до своей  смерти в 1914 г. на протяжении более 30 лет  популяризовал идеи джадидизма среди  тюркских народов России. «Гаспринский выдвигает лозунг тройного единства мусульманского мира России: «Единство в языке, мыслях, действиях». Но это единство является единством, не западным кем- то, а выбранным самим человеком»1

Гаспринский родился в 1851 г. в деревне Гаспара  около Бахчисарая (Крым) в семье  небогатого дворянина. Через 4 года семья  переселилась в Бахчисарай. Исмаил в 7 лет был отдан в старометодный  мектеб. Затем он поступил в московское военное училище, однако, не окончив  курса, вернулся в 1866 г. в Бахчисарай и стал учителем русского языка в  одном из медресе. В 1871 г. Гаспринский  отправился в Париж, где он оставался 2 года, потом переехал в Истанбул. Из Турции он вернулся в 1875 г. на родину, полный желания служить не только своему народу, но и своей расе. В 1878-1883 гг. он был городским головой. После этого Гаспринский приступ  ил к издательской и литературно-педагогической деятельности. С какими трудностями  пришлось ему столкнуться при  этом, видно из следующих слов Гаспринского: "Целые три года входил я перед  двумя губернаторами и тремя  министрами с ходатайствами и  в течение 4-х лет ездил в  Петербург для того, чтобы добиться разрешения на издание газеты» (имеется  в виду «Тарджеман»). С другой стороны, ему приходилось бороться против невежества и фанатизма своего народа. Но Гаспринский был энергичный, упорный  человек и твердо верил в успех  своего дела и в будущее своего народа. «Тарджеман» стал выходить и его стали читать и в Крыму, и в Истанбуле, и в Ташкенте, и в Баку, и в Казани. Мусульмане России посредством «Тарджемана» знакомились  и общались друг с другом и осведомлялись  о событиях в культурном мире. Гаспринский  стремился выработать особый общетюркский язык и объединить на этой основе весь тюркский мир. Осуществить ему это  не удалось, но все же он добился  на 3-м Всероссийском съезде мусульман  в 1906 г. принятия его предложения  об обязательном преподавании в последних классах мектебов общетюркского языка. «Тарджеман» способствовал как распространению джадидских школ, так и появлению литераторов, педагогов, общественных деятелей и журналистов среди тюркских народов России. До 1905 г. "Тарджеман» был единственной газетой на тюрко-татарском языке в России. Появившиеся после 1905 г. многочисленные газеты и журналы на языках тюркских народов, особенно татарские, приняли на себя функции, которые выполнял до этого "Тарджеман» и значение последнего упало. Гаспринский умер в сентябре 1914 г.2

В 1883 г. Гаспринский открыл первую джадидскую школу в Бахчисарае и составил учебник для обучения по новому методу. Новометодные школы стали открываться  и среди татар Поволжья, Приуралья  и Сибири. Гаспринский с самого начала ставил целью выведение мировоззрения  мусульман из рамок традиционной общины. В «Тарджемане» нашли отклик самые различные темы от достижений науки до открытия новометодных школ в аулах. В 1898г в Уфе проходит совещание представителей духовенства, интеллигенции по поводу создания основ  литературного татарского языка  и реформы просвещения.

Разумеется, джадидское движение победило не сразу  и не легко, оно должно было преодолеть отчаянное сопротивление наиболее отсталой и фанатичной части мусульманского духовенства - кадимистов, являвшихся сторонниками старых методов. Кадимистов поддерживало царское правительство, справедливо видевшее в джадидизме путь культурного подъема татарского народа, перспективы развития его  национальной культуры, что так пугало царизм. «Кадимисты предпочитали традиционные собрания, как свадебные туи или  другие собрания - меджлисы для обсуждения джадидской угрозы и действий против джадидов. Другими методами были рассылка и публикация памфлетов, и наконец, использование таких современных  методов, как журналы, но в меньшей степени, чем джадиды. Кадимисты выступали против литературных и музыкальных вечеров».3

Гаспринский прикладывает огромные усилия для создания светской национальной элиты. Начальная  джадидская школа давала лишь первичный  уровень подготовки, поэтому в  конце 19 века создаются учительские  курсы и джадидские медресе, как  центры подготовки новой элиты. Эти  функции выполняли медресе «Хусания», «Расулия» и «Усмания» для  Урала, «Муххамадия» и «Апанаевская»  для Поволжья.

К 1900г, можно говорить о достижении основных идей просветительского этапа джадидизма. Сильный толчок джадидскому движению дали события, связанные с революцией 1905 г., в результате которого количество реформированных школ продолжало быстро расти. Однако с наступлением реакции  усилилось преследование джадидских школ со стороны царских властей; наиболее активные деятели просвещения  нового направления среди татар  были арестованы и сосланы в Сибирь или на Север. В 1911 г. казанский губернатор в секретном циркуляре предписывал  местным полицейским властям  всячески препятствовать развитию новометодной татарской школы, распространявшей светские знания - математику, географию, историю и т. д. В циркуляре  говорилось, что «за деятельностью  новаторов должно вестись неослабное, неотступное наблюдение…».4 Но ничто не могло задержать поступательного движения джадидизма, и ко времени Октябрьской революции 1917 г. большинство татарских школ были уже джадидскими.

Наряду  с улучшением методов преподавания быстро росло также количество школ. В 1908 г. в Казани было 36 медресе, из них 12 высшего типа, 12 - неполного высшего  типа, 12 - среднего типа и 13 мектебов при  них; в 1913 году в городе существовало 7 женских джадидских школ, еще в 1909 г. джадские женские школы были открыты в Троицке и Оренбурге. В 1909г. в Томске было создано общество мусульман-прогрессистов, распространявших свое влияние на всю Западную Сибирь. Джадиды были инициаторами первых театральных постановок на татарском языке любительскими объединениями, способствуя духовному развитию и расширяя культурный кругозор мусульманского населения края, которое существенно пополнилось в начале 20 века благодаря вольному и целевому переселению тюркского населения, ссылаемым сюда из других регионов.

Все мектебы  и медресе содержались на средства самого населения, расходы на них  покрывались за счет добровольных пожертвований  жителей. Государство никаких средств  на них не отпускало. Народ не только строил школы, но и содержал их, отапливал  и освещал, платил учителю, покупал  учебники и оказывал помощь бедным детям. Некоторые школы содержали  целиком отдельные состоятельные  люди из татар. Как мектебы, так и  медресе, даже реформированные, в которых  изучались светские науки и европейские  языки, считались религиозными; открытию татарских светских школ ставились  правительством различные преграды, которые существовали вплоть до Февральской  революции, точнее до 20-го марта 1917 г., когда  Временным правительством было издано постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничении». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Суммируя  все вышесказанное, можно сделать  вывод, что благодаря идеям Гаспринского были открыты новометодные мектебы  и медресе, которые были обеспечены необходимой литературой, формируется  собственная идеология и литературный татарский язык, мусульманская элита  начинает получать знание русского языка, создаются благотворительные общества как культурно – просветительские центры общин. Итогом является повышение  уровня просвещения и общенационального  светского образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы  

1. Валидов  Д., Очерки истории образованности  и литературы татар до революции  1917 г., Москва-Петроград, 1923.- 532с.

2. Давлетшин  Т.Д. «Советский Татарстан» - Казань: «Жиен», 2005.-485с.

3. Тагиров  И.Р. «История национальной государственности  татарского народа и Татарстана».- Казань, 2000.

4. Хабутдинов  А.Ю. « Миллет Оренбургского  Духовного Собрания в конце  XVIII- XIX веках».-Казань: Иман, 2000.-160с.

Информация о работе И. Гаспринский и "джадидизм"