Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:37, реферат
Джадидизм - (от арабского усул-и-джадид — новый метод), культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце XIX — начале XX вв.
В конце XIX — начале XX вв. данное движение стало господствующим в общественно-политической жизни мусульман. Оно не было чисто религиозным или светским, хотя имело различные течения. Оно было синтетическим, захватывающим не только систему образования, но и общественно-философской мысли, этических норм. Движение джадидизма относительно органично утверждало связь ислама с просвещением и наукой. Идеи джадидизма активно внедрялись среди мусульманского населения при активном участии крымско-татарского просветителя И.Б. Гаспринского.
Введение………………………………………………………………………... 2
И. Гаспринский и "джадидизм" ………………………………………………. 3
Заключение……………………………………………………………………... 8
Литература……………………………………………………………………… 9
Содержание
Введение…………………………………………………………
И. Гаспринский и "джадидизм" ………………………………………………. 3
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Джадидизм - (от арабского усул-и-джадид — новый метод), культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце XIX — начале XX вв.
В конце
XIX — начале XX вв. данное движение стало
господствующим в общественно-политической
жизни мусульман. Оно не было чисто
религиозным или светским, хотя имело
различные течения. Оно было синтетическим,
захватывающим не только систему
образования, но и общественно-философской
мысли, этических норм. Движение джадидизма
относительно органично утверждало
связь ислама с просвещением и
наукой. Идеи джадидизма активно внедрялись
среди мусульманского населения
при активном участии крымско-татарского
просветителя И.Б. Гаспринского.
И. Гаспринский и "джадидизм"
В последней
четверти 19 века были радикальные изменения
методов преподавания в мектебах
и медресе: были введены европейские
методы обучения - эсулджадид (новый
метод), отсюда выражение джадидизм.
Наряду с религией, в мектебах стали
преподаваться также основы светских
наук - арифметики, географии, а также
родной язык, как особый предмет, рисование,
придавалось большее значение обучению
письму; преподавание проводилось на
татарском языке вместо прежнего
так называемого тюрки и
Учителя
стали более
Идея обновления и европеизации жизни татарского народа, возникшая в Казани, нашла свое практическое осуществление впервые в Бахчисарае (Крым). Великий просветитель Исмаил-бей Гаспринский, начавший в 188З г. выпускать газету «Тарджеман» (переводчик), вплоть до своей смерти в 1914 г. на протяжении более 30 лет популяризовал идеи джадидизма среди тюркских народов России. «Гаспринский выдвигает лозунг тройного единства мусульманского мира России: «Единство в языке, мыслях, действиях». Но это единство является единством, не западным кем- то, а выбранным самим человеком»1
Гаспринский
родился в 1851 г. в деревне Гаспара
около Бахчисарая (Крым) в семье
небогатого дворянина. Через 4 года семья
переселилась в Бахчисарай. Исмаил
в 7 лет был отдан в старометодный
мектеб. Затем он поступил в московское
военное училище, однако, не окончив
курса, вернулся в 1866 г. в Бахчисарай
и стал учителем русского языка в
одном из медресе. В 1871 г. Гаспринский
отправился в Париж, где он оставался
2 года, потом переехал в Истанбул.
Из Турции он вернулся в 1875 г. на родину,
полный желания служить не только
своему народу, но и своей расе. В
1878-1883 гг. он был городским головой.
После этого Гаспринский
В 1883 г. Гаспринский открыл первую джадидскую школу в Бахчисарае и составил учебник для обучения по новому методу. Новометодные школы стали открываться и среди татар Поволжья, Приуралья и Сибири. Гаспринский с самого начала ставил целью выведение мировоззрения мусульман из рамок традиционной общины. В «Тарджемане» нашли отклик самые различные темы от достижений науки до открытия новометодных школ в аулах. В 1898г в Уфе проходит совещание представителей духовенства, интеллигенции по поводу создания основ литературного татарского языка и реформы просвещения.
Разумеется,
джадидское движение победило не сразу
и не легко, оно должно было преодолеть
отчаянное сопротивление
Гаспринский
прикладывает огромные усилия для создания
светской национальной элиты. Начальная
джадидская школа давала лишь первичный
уровень подготовки, поэтому в
конце 19 века создаются учительские
курсы и джадидские медресе, как
центры подготовки новой элиты. Эти
функции выполняли медресе «
К 1900г,
можно говорить о достижении основных
идей просветительского этапа
Наряду с улучшением методов преподавания быстро росло также количество школ. В 1908 г. в Казани было 36 медресе, из них 12 высшего типа, 12 - неполного высшего типа, 12 - среднего типа и 13 мектебов при них; в 1913 году в городе существовало 7 женских джадидских школ, еще в 1909 г. джадские женские школы были открыты в Троицке и Оренбурге. В 1909г. в Томске было создано общество мусульман-прогрессистов, распространявших свое влияние на всю Западную Сибирь. Джадиды были инициаторами первых театральных постановок на татарском языке любительскими объединениями, способствуя духовному развитию и расширяя культурный кругозор мусульманского населения края, которое существенно пополнилось в начале 20 века благодаря вольному и целевому переселению тюркского населения, ссылаемым сюда из других регионов.
Все мектебы
и медресе содержались на средства
самого населения, расходы на них
покрывались за счет добровольных пожертвований
жителей. Государство никаких средств
на них не отпускало. Народ не только
строил школы, но и содержал их, отапливал
и освещал, платил учителю, покупал
учебники и оказывал помощь бедным
детям. Некоторые школы содержали
целиком отдельные
Заключение
Суммируя
все вышесказанное, можно сделать
вывод, что благодаря идеям
Список
использованной литературы
1. Валидов
Д., Очерки истории образованности
и литературы татар до
2. Давлетшин Т.Д. «Советский Татарстан» - Казань: «Жиен», 2005.-485с.
3. Тагиров
И.Р. «История национальной
4. Хабутдинов А.Ю. « Миллет Оренбургского Духовного Собрания в конце XVIII- XIX веках».-Казань: Иман, 2000.-160с.