Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:17, реферат
Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и нау¬ки.
Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников. В петровское время появилось немало записок, “прожектов”, авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры.
Введение………………………………………………………………....….Стр. 3
Глава 1. Общественная мысль и социальные движения………..………..Стр. 4
Глава 2. Общественно-политическая мысль……………….……………..Стр. 7
2.1 Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова……………Стр. 7
2.2 Критика крепостничества……………………………………………...Стр. 9
2.3 Крестьянский вопрос в Уложенной комиссии……………………….Стр. 11
2.4 Просвещение и передовая русская общественная мысль....………...Стр. 13
Заключение…………………………………………………………………Стр. 16
Список используемой литературы………………………………………..Стр. 17
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. С.Ю.ВИТТЕ
Специальность
Менеджмент
по дисциплине | Культурология |
Тема: | Христианство в культуре средневековья |
(тема работы) |
Выполнил студент | Орлова Любовь Юрьевна, 1 курс №ЧБУ3018/11-c |
(курс, группа, фамилия, имя, отчество) |
Руководитель
работы ______________________________
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Общественная мысль и социальные движения………..………..Стр.
4
Глава
2. Общественно-политическая мысль……………….……………..Стр.
7
2.1 Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова……………Стр. 7
2.2 Критика
крепостничества………………………………………
2.3 Крестьянский
вопрос в Уложенной комиссии………
2.4 Просвещение
и передовая русская общественная мысль....………...Стр.
13
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.
Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников. В петровское время появилось немало записок, “прожектов”, авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И. Т. Посошков, автор “Книги о скудости и богатстве”, выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести “во смирение”. В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. “Крестьянам,— утверждал автор,— помещики не вековые владельцы”.
Для
упорядочения административных и судебных
учреждений Посошков предлагал посадить
в них вместо “великородных” людей
из любых других сословий, если в
них “острота ума есть”, “истребить”
“всяких разных явных и потаенных
грабителей”. Он — сторонник равенства
всех сословий перед судом. Посошков предложил
подготовить новое уложение с помощью
выборных от всех жителей России, в том
числе и крестьян. Проект этого кодекса
законов должен быть опубликован для обсуждения,
внесения поправок (“народосоветие”).
Об итогах реформ и Северной войны идет
речь в “Рассуждении о причинах Свейской
войны” вице-канцлера П. П. Шафирова (послесловие
к нему написал сам Петр I). Феофан Прокопович,
вице-президент Синода, знаменитый проповедник,
в “Духовном регламенте” и “Правде воли
монаршей” выступает, в соответствии
с замыслами Петра, сторонником подчинения
духовенства светской власти. Он же говорит
о том, что царь волен завещать престол
тому, кому пожелает, вне зависимости от
степени родства наследника. Из трех форм
государственной власти—демократии (народодержавства),
аристократии и монархии—наиболее приемлема
третья, т.е. неограниченная власть монарха.
ГЛАВА 1
Общественная
мысль и социальные
движения
Общественная
мысль второй половины XVIII
в. была представлена уже достаточно широким
спектром социально-политических концепций. Ее основные направления
составляли: официально-охранительная
теория, консервативно-
Первое направление получило разработку в трудах самой Екатерины II. В сочинении "Антитод" утверждалось, что просвещенное правительство Екатерины II и не собирается менять порядки в государстве, ибо все в России обстоит благополучно.
Аристократическо-
Представители
дворянского либерализма
Просветительство второй половины XVIII в. - широкое и многообразное направление - продолжало наступление на идеологию феодального общества с позиций теорий "естественного права" и "общественного договора". Совершенным государственным устройством для большинства просветителей являлась просвещенная конституционная монархия, в которой на практике осуществлялся идеал общественного блага, подразумевавший прежде всего правовое обеспечение "вольности и собственности". Крупнейшим деятелем Просвещения был Н. И. Новиков (1744 - 1818), журналист и книгоиздатель, выпустивший около 1000 изданий. В своих сатирических журналах он обрушивался на закоренелые пороки административной и общественной жизни: бюрократический произвол, казнокрадство, взяточничество, алчность и жестокость владельцев "крещеной собственности".
Во второй половине 60-х годов XVIII в. с серией писем, в которых излагался план решения крестьянского вопроса, выступил Д. А. Голицын. Он прямо указывал на крепостное право как на главный тормоз в развитии страны, который следовало устранить путем реформы общегосударственного масштаба. Но при этом Голицын исходил из того, что земельная собственность должна оставаться в руках помещика, который мог бы ее сдавать на выгодных условиях в аренду. Таким образом, получая личную свободу, крестьянин волей-неволей должен был превратиться в арендатора помещичьей земли, наиболее состоятельные из крестьян могли приобретать землю в собственность, скупая ее по рыночной цене у помещика. Несмотря на ограниченность проекта Голицына, его претворение в жизнь содействовало бы преобразованию феодально-помещичьих латифундий в капиталистическо-фермерские хозяйства и появлению вольнонаемных сельскохозяйственных рабочих.
Во второй половине XVIII в. в рамках просветительства оформилась революционная традиция, связанная с деятельностью А. Н. Радищева (1749-1801). В его сочинениях (ода "Вольность", "Путешествие из Петербурга в Москву", "Письмо другу, жительствующему в Тобольске" и др.) распространенные просветительские теории естественного права и общественного договора даны под углом зрения радикального вывода о праве народа свергать недостойных или не выполняющих своего долга перед подданными правителей. Революционность позиций Радищева воплощалась в призыве к сокрушению строя насилия и несправедливости путем крестьянского восстания. Конечной целью борьбы провозглашалось установление народоправства в форме буржуазной республики.
Вторая половина XVIII в. была связана с заметной активизацией социальных движений. В год вступления Екатерины II на престол волновалось около 150 тыс. монастырских и помещичьих крестьян. Главная причина крестьянских выступлений коренилась в усилении режима феодальной эксплуатации в условиях разложения крепостнической системы и прокрепостнической политике правительства. Предвестниками крестьянской войны стали крупные народные движения конца 60-х начала 70-х годов. В 1768 г. восстание, получившее название "колиивщины" (по главному оружию, которым были наделены восставшие, - колу), распространилось на Украине.
В
1771 г. в Москве вспыхнул "чумной
бунт", население, охваченное паникой
из-за эпидемии чумы, закрытия мануфактур,
увольнения рабочих, расправилось с архиепископом
Амвросием, повелевшим увезти от Варварских
ворот, где скапливались люди, чудотворную
икону Богородицы. Взрывоопасная обстановка
возникла и среди казачества Урала:
введение государственной монополии на рыбную
ловлю и соль, стеснение автономии яицкого
казачества, привлечение казаков
к службе в войсках на Северном Кавказе и других местах уже
в 1772 г. спровоцировало восстание на Яике,
в ходе которого были убиты генерал, войсковой
атаман и ряд представителей казачьей
старшины. После подавления восстания
казачий круг был запрещен, а в Яицкий
городок назначен комендант.
ГЛАВА 2
Общественно-политическая
мысль
2.1 Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова
Представителем передовой русской общественной мысли, выходившей за рамки официальной дворянской идеологии, был М. В. Ломоносов, показавший своей многогранной деятельностью, какие творческие возможности народа скованы крепостничеством. Он выступал за ускорение экономического развития России, желая, чтобы она встала вровень с передовыми странами Европы. Пути для этого он видел в более полном использовании природных ресурсов, в развитии крупной промышленности, основанной на применении достижений науки и техники, в росте населения, в облегчении повинностей и рекрутчины.