Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:51, реферат
Всю историю человечества можно обоснованно назвать священной книгой народов. Это – книга их бытия, содержащая откровения и правила. Она - наследие предков, предназначенное потомству, пример прошлых ошибок и грандиозных успехов. История, это то, без чего не может существовать ни один народ, ни одна нация. Это наше прошлое, которое мы должны помнить и гордится им, каким бы оно не было.
Историю своей страны должен знать каждый человек. Она примиряет нас с несовершенством настоящего, как с обыкновенным явлением во всех веках. История помогает людям избежать ошибок в настоящем, опираясь на примеры прошлого.
Введение
1. Проникновение христианства на Русь.
2. Дело Владимира
3. Трудности в становлении и распространении христианства
4. Формирование церковной структуры на Руси.
Список используемой литературы.
Сего недовольно: Владимир отказался от своего завоевания и, соорудив в Херсоне церковь - на том возвышении, куда граждане сносили из-под стен землю, возвратил сей город царям греческим в изъявление благодарности за руку сестры их. Вместо пленников, он вывел из Херсона одних иереев и того Анастаса, который помог ему овладеть городом; вместо дани взял церковные сосуды, мощи св. Климента и Фива, ученика его, также два истукана и четырех коней медных, в знак любви своей к художествам (сии, может быть, изящные произведения древнего искусству стояли в Несторово время на площади старого Киева, близ нынешней Андреевской и Десятинной церкви). Наставленный херсонским митрополитом в тайнах и нравственном учении христианства, Владимир спешил в столицу свою озарить народ светом крещения. Истребление кумиров служило приготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из реки, воины княжеские отталкивали его от берегов и проводили до самых порогов, за коими он был извержен волнами на берег (и сие место долго называлось Перуновым). Изумленный народ не смел защитить своих мнимых богов, но проливал слёзы, бывшие для них последней данью суеверия: ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди русские, бедные и богатые шли креститься - и народ, уже лишенный предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая вера должна быть мудрою и святою, когда Великий князь и бояре предпочли её старой вере отцов своих. Там явился Владимир, провожаемый собором греческих священников, и, по данному знаку, бесчисленное множество людей вступило в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на руках; иереи читали молитвы крещения и пели славу Вседержателя. Когда же обряд торжественный совершился, когда священный собор нарек всех граждан киевских христианами, тогда Владимир, в радости и восторге сердца устремив взор на небо, громко произнес молитву: “Творец земли и неба! Благослови сих новых чад твоих; дай им познать тебя, Бога истинного; утверди в них веру правую. Будь мне помощью в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя твое!..” В сей великий день, говорит летописец, земля и небо ликовали.
Что касается крещения киевлян, то источники дают противоречивые указания на его время. Наряду с традиционной датой 988г. исследователи обосновывают и более ранние, и более поздние даты, в частности 990 г. По повести временных лет, крещение киевлян происходило в Днепре, по Житию Владимира - в притоке Днепра речке Почайне. Крещение Владимира, получившего христианское имя Василий в честь святого патрона императора Василия II - Василия Великого.
Смена
религиозных культов
Распространение
христианства проводилось княжеской
властью и формирующейся
Церковное управление на местах, в важных политических и административных центрах, осуществлялось епископами, подчиненными митрополиту. Уже ко времени Владимира и к первым десятилетиям княжения Ярослава можно отнести создание епископий в Белгороде, Новгороде, Полоцке, Чернигове, Турове и в некоторых других городах. Это - время христианизации и включения в орбиту церковной власти основной территории государства, населенной древнерусской народностью. Все епископии были созданы в важнейших центрах феодализирующего государства.
3. Трудности в становлении и распространении христианства
Христианство на Руси распространялось далеко не лучшим образом. В некоторых местах, как, например, в Новгороде, язычники даже оказывали открытое сопротивление введению новой веры и уступили только после упорной борьбы. Особенно сложно вводилось христианство в далекой и глухой Рязанской области и в земле суровых вятичей, которые даже замучили святого Кукшу, первого распространителя веры Христовой на этой дальней окраине. Но Владимир не жалел на это дело ни трудов, ни сил, и благодаря ему еще при его жизни открыто исповедуемое язычество исчезло среди различных племен русских славян. 15 июля 1015 г. Владимир скончался, и русская церковь, причтя его к лику святых, наименовала его Равноапостольным в память его заслуг.
В Ростовской области. христианство также распространялось со значительными трудностями. Древнерусское и мерянское население оказывало сопротивление христианизации, не хотело подчиняться государственной власти и церкви. Повесть временных лет упоминает о восстании местного населения в 1071 г. Учреждение епископии в Ростове, вероятно, последовало за восстанием как мера предотвращения подобных выступлений, хотя это и не привело сразу к желаемым результатам. Как известно, первый ростовский епископ - Леонтий - был убит язычниками, не желавшими принимать христианство и подчиняться государственной церковной организации.
Таким
образом, кафедра, возникшая при
соответствующих политических условиях,
должна была способствовать более тесным
связям этого района с Киевом. С
русской церковной организацией
в XI в. была связана и древняя
4. Формирование церковной структуры на Руси.
Сравнение церковной структуры на Руси с византийской показывает, что условия Руси не позволяли слепо копировать иноземные образцы, а заставляли исходить из местных нужд.
Структура
русского церковного управления сильно
отличалась от других государств, в
частности от Византии. Она соответствовала
русской государственной
Формирование церковной структуры на Руси в конце X - XII вв. представляло собой процесс внутреннего развития государственного строя. Центром национальной церкви по-прежнему оставался Киев. Этому способствовало наличие в нем митрополичьей кафедры, т.к. обладание древней столицей позволяло князьям использовать в своих интересах не только епископа своей епархии, но и главу всей русской церкви.
Христианство внесено было на Русь с греческого Востока, который в ту пору уже был на грани разрыва с Римом, и этот факт сыграл не последнюю роль для отечества. Противоречия и споры, возникавшие между западной и восточной церковью, начавшиеся ещё при патриархе Фотии, не прекращались в течении всего X в. и в начале XI в. привели к полному разрыву, который навсегда отделил Восток от Запада.
Принявшая благословение от восточной греко-католической церкви русская церковь всеми силами держалась их, и ничто не могло поколебать и склонить её на сторону папы как всемирного патриарха. Это повлияло на обособленность Руси от Западной Европы и в политике, хотя, и способствовало сохранению и развитию оригинального и самобытного типа русской народности, ее традиций и обычаев. И в дальнейшем эта приоритетность русского народа не ослабевала.
Список используемой литературы.
1.
Карамзин Н. М. Предания веков:
2. Клибанов А. И. Русское православие: Политиздат, 1987
3. Оскар Егер Всемирная история: издательство Москва 1999
4. Щапов Я. Н. Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.): Политиздат, 1987
5.Поппэ А. Как была крещена Русь. Политический фон крещения Руси: Москва. Издательство политической литературы 1988г.