Христианство и его значение в белорусской ментальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:33, реферат

Описание работы

Начало Христианства на белорусских землях неразрывно связано с крещением Руси киевским князем Владимиром в 988 году. До того времени все племена, названные Русью, исповедовали язычество. Главным божеством был Перун.Счастливая мысль сделать Христианство государственной и народной религией на Руси зародилась у киевского князя Владимира давно, но осуществил он ее не сразу, т.к. для этого нужно было подходящее время.О Христианстве в Киеве знали давно. Среди дружинников Владимира были христиане, для которых была в Киеве построена церковь в честь св. пророка Илии, существовавшая уже много лет. До Владимира киевская княгиня Ольга (ум. 969) была христианкой.

Работа содержит 1 файл

Начало Христианства на белорусских землях неразрывно связано с крещением Руси киевским князем Владимиром в 988 году.docx

— 21.65 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Христианство  и его значение в         белорусской     ментальности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало Христианства на белорусских  землях неразрывно связано с крещением  Руси киевским князем Владимиром в 988 году. До того времени все племена, названные  Русью, исповедовали язычество. Главным  божеством был Перун.Счастливая мысль сделать Христианство государственной и народной религией на Руси зародилась у киевского князя Владимира давно, но осуществил он ее не сразу, т.к. для этого нужно было подходящее время.О Христианстве в Киеве знали давно. Среди дружинников Владимира были христиане, для которых была в Киеве построена церковь в честь св. пророка Илии, существовавшая уже много лет. До Владимира киевская княгиня Ольга (ум. 969) была христианкой.

Но Владимир не остановился на крещении киевлян. Он послал духовенство крестить жителей всех городов, находившихся под его властью.Удельные княжества Полоцкое и Туровское признавали верховную власть великого князя киевского. Обращение в Христианство жителей этих княжеств совершилось в том же порядке, как и прочих обитателей Руси. Летописи умалчивают о времени крещения полочан, крывичей, дреговичей и других славянских племен Руси. Многие летописи пропали в безвременье: погибли во время войн, пожаров и разных народных бедствий, которые в те времена были частыми. Этим объясняется, почему не сохранились древние летописи Полоцка, Турова и др. церковных и культурных центров Беларуси.

Первая епископия в Беларуси была основана в 992 году в Полоцке. Первый полоцкий епископ, упоминаемый в летописи, был Мина, посвященный в этот сан в 1105 году8. С 1411 года полоцкие епископы часто величались архиепископами. Царь московский Иван Грозный, взявши Полоцк в 1563 году, поставил в нем своего епископа и величал его архиепископом. К полоцкой епископии принадлежали области Минская, Витебская, Мстиславльская и Могилевская. Впоследствии полоцким епископам подчинялись православные в г. Риге, где была церковь св. Николая.

О Туровской епископии сохранилось древнее летописное сказание, которое повествует следующее: "Третiе богомолiе епископiю постави въ Туровѕ въ лѕто 6513 (1005) и придахъ къ ней городы и погосты въ послушанiе и священiе, и благословенiе держати себѕ Туровской епископiи: Пинскъ, Новогородокъ, Городень, Берестье, Волковыескъ, Здитовъ, Неблестескъ, Дубовица, Высочко, Случескъ, Копысь, Ляховъ, Городокъ, Смѕдяне, и поставихъ перваго епископа Фому, и придахъ села, винограды, земли бортныя, волости со всъми придатки... Святому Спасу и святѕй Богородицѕ"9. Из этого свидетельства видно, что епископия эта учреждена св. Владимиром вскоре после Полоцкой. Границы ее простирались далеко на запад, охватывая всю Западную Беларусь без Виленщины, а также небольшую часть нынешней Волыни. В 1440 году кафедра епископов туровских была перенесена в г. Пинск.

В 1137 году по велению князя Ростислава Мстиславича Смоленского (1127-1159) была открыта епископия в Смоленске, выделенная из епископии Переяславльской. Произошло это против воли переяславльского епископа. При открытии этой епископии кн. Ростислав сделал в своей жалованной грамоте следующую оговорку: "Аще епископъ, который начнетъ несытствомъ хотя итти въ Переяславль и сiю епископiю приложитъ къ Переяславлю, да буди ему клятва"10. Этим завещанием он хотел сохранить самостоятельность Смоленской епископии. Границы ее не указаны.

С принятием православия на Руси в народных массах произошли глубокие внутренние процессы духовного возрождения. Недавние грубые язычники под влиянием учения Православной Церкви становились  благочестивыми христианами: среди  них увеличивались добродетели и поднялась нравственность. В сознании народа вырабатывались новые представления о жизни, новые идеи, новые понятия; люди стремились осуществить их в своей жизни. В этом духовном стремлении выделялись особенно религиозно настроенные люди, которые оставляли свои дома и уходили в уединенные места для молитвы и подвижнической жизни. Они становились монахами, в числе которых были как люди знатные, так и простые. Монашеская жизнь привлекала многих своей нравственной строгостью и молитвенным подвигом, чего не было в мирской жизни. В истории вошло мало имен выдающихся подвижников, прославившихся в Беларуси, но некоторые из них сохранились в памяти народной и переданы потомству, окруженные ореолом святости. Церковью они причислены к лику святых. Имена их назовем ниже.

Св. Евфросиния, княжна полоцкая, в  миру Предислава, с юных лет подвизавшаяся в женском монастыре в г. Полоцке. Она была дочерью полоцкого князя Георгия Всеславича. Двенадцати лет она тайно постриглась в монахини и с разрешения полоцкого епископа первое время жила при храме св. Софии в том же Полоцке. Затем она основала близ города монастырь и убедила постричься там в инокини своих родственниц. В преклонных летах преподобная совершила паломничество в Иерусалим для поклонения Гробу Господню. В 1173 году она там и скончалась. Мощи ее были перевезены в 1187 году в Киев, где почивали в пещерах Киево-Печерской лавры. В 1910 году ее мощи перенесли в Полоцкий Спасов монастырь.

К тому же раннему периоду истории  Беларуси относятся имена святых угодников, прославившихся в г. Турове. Из них первым был св. Кирилл, епископ туровский. Он был сыном богатых горожан г. Турова. Мальчик с юных лет полюбил чтение, выучился греческому языку и читал греческие книги. Выросши, он постригся в Борисоглебском монастыре в своем родном городе. Через несколько лет после иноческого пострига он уединился в устроенной им башне, где усердно молился и проводил время в чтении собранной им литературы не только святоотеческой, но и светской, благодаря чему сделался образованнейшим иноком своего времени. За святость жизни и ученость он был избран епископом на туровскую кафедру. Его проповеди сохранились до нашего времени, они отличаются высокими литературными достоинствами и проникнуты мудростью и убедительностью. Современники называли его "Златоустом". В 1182 году св. Кирилл оставил епископскую кафедру и затворился в монастыре. Вскоре после его кончины последовавшей вероятно в 1183 году, началось его местное почитание, а во второй половине ХIII века в "Прологе" он уже именуется святым.

В монастырях Беларуси спасались многие иноки и инокини, которые Церковью не прославлены, как угодники Божии. Самыми замечательными личностями из них были:Рогнеда, княжна полоцкая, жена киевского князя Владимира, отпущенная им после его крещения на родину вместе с сыном Изяславом. Рогнеда построила монастырь в Изяславле недалеко от Минска и приняла в нем иночество с именем Анастасия.

Великий князь литовский Войшелг Давид Миндовгович, о котором повествуется в летописи, что он "прiиде в Новогородок и учини себѕ монастырь на реке Немани, межи Литвою и Новым Городком, и ту живяше"12. Его монашеское имя было Лаврентий, а основанный им монастырь стал называться Лавришевским. В этом монастыре подвизался князь Рымонт Тройденович, "иже в чернечествѕ сый, имя ему чернеческое Елисей"13. В крещении он был назван Лавр или Лаврентий.По летописным сказаниям, великий князь литовский Ольгерд - Александр перед кончиной принял монашеский постриг с именем Алексей.Весь великокняжеский литовский род был православным по вере. В Густынской летописи говорится о великом князе Миндовге, который перед смертью "прiят вѕру христiанскую от восток со многими своими бояры".Великий кн. Гедымин имел семь сыновей, и все они были женаты на православных княжнах и сами исповедовали православную веру.

Двенадцать сыновей великого князя  Ольгерда были православными. Сам он был женат первым браком на Марии Ярославне, княжне витебской, а вторым браком - на Иулиании, княжне тверской. Его сыновья носили православные христианские имена, напр.: Вингольд - Андрей, князь полоцкий, позднее псковский; Корибут - Дмитрий, князь брянский и новгород-северский; другой Дмитрий, князь трубчевский, родоначальник князей Трубецких; Владимир, князь бельский, родоначальник князей слуцких Олельковичей; Киригайло - Константин, кн. мстиславльский, родоначальник князей Чарторыйских: Ягайло, в католичестве Владислав, король польский; Виганд - Феодор, князь подольский; Зодзевит - Иоанн, в католичестве Казимир; Скиргайло - Иоанн, князь трокский, потом киевский; Лугвений - Симеон, кн. виленский, впоследствии мстиславльский ; Мингайло - Василий, князь пинский; Свидригайло - Лев, князь витебский, впоследствии великий князь литовский. Православными были также все дочери Ольгерда.

Сыновья великих князей литовских  женились на русских православных княжнах. Так, напр., Любарт Гедыминович первым браком был женат на дочери владимиро-волынского князя, а вторым браком - на дочери князя ростовского Константина. Из сыновей Ольгерда кн. Евнутий был женат на витебской княжне; Лугвений - на дочери великого князя московского Дмитрия Донского Марии; кн. Свидригайло - на дочери князя тверского Бориса.Дочери великих князей литовских выходили замуж за православных русских князей.

Храмы и монастыри.

Православные храмы в Беларуси строились в большом количестве. Князья, бояре и народ любили созидать их. На это не жалели ни средств, ни труда. Любовь к храмостроительству, развившаяся в раннюю пору Христианства на Руси, сохранилась в русском народе до последних времен. О количестве церквей в городах можно судить по следующим летописным свидетельствам. Так, в одном Киеве к концу жизни св. Владимира (ум. 1015) было до 400 храмов.Лаврентьевская летопись сообщает, что в 1124 году сгорело 600 церквей, в Турове к концу XVI века было до 80 церквей. Для небольшого города, каким был в то время Туров, давно переставший быть столицей княжества, это число храмов весьма велико.О храмах в других городах Беларуси не сохранилось летописных указаний. Это объясняется тем, что летописи погибли в огне пожаров церквей и монастырей, где они хранились.

Пожары в древней Беларуси были часты и разрушительны. Они легко  уничтожали деревянные постройки. Дома и церкви строились преимущественно  из дерева, потому что такие постройки  стоили дешево, а деревянного материала  было сколько угодно, да и возить его не приходилось издалека. Каменных палат и храмов в городах было очень мало, потому что построение их обходилось дорого. Строили из тесаного камня специальные вызванные  мастера. Особенно художественно строились  каменные храмы, которые своей архитектурой отличались от деревянных.Белорусы любили свои храмы и неукоснительно посещали все богослужения. В отдаленные времена храмы и монастыри являлись очагами культуры и просвещения; они поднимали народ духовно и укрепляли в нем религиозность и благочестие. Все историки высоко оценивают духовно-воспитательную роль монастырей в Древней Руси.

Князья и бояре понимали высокое  значение монастырей и охотно строили  их на свои средства, делая большие  жертвы в пользу этих монастырей. Пожертвования  они вносили в монастыри на вечное поминовение своей души. Это  свидетельствует о высокой религиозности  высших слоев белорусского населения.История не сохранила названий всех монастырей, существовавших в Беларуси со времени введения Христианства. Есть основание предполагать, что число их было очень велико. В каждом епископском и княжеском городе был построен монастырь, а то и несколько. В монастыре обычно имели свое местожительство епископы и находилась их архиерейская кафедра. Строились они преимущественно в пустынных местностях где-либо на берегу реки или в лесной глуши.

В монастырях, мужских и женских, было благочестие и подвижничество, благотворно влиявшее на народные массы. Народ это понимал, любил их и  в большом количестве приходил сюда на богослужения и для получения  наставлений в духовной жизни. Всеми  историками признано, что православные монастыри на Руси были яркими светочами  христианского учения, наставниками благочестия и источниками просвещения  и грамотности. В этом отношении  белорусские монастыри не отставали  в своей религиозно-просветительной  деятельности от других на Руси.

Под сенью креста в храмах и монастырях объединились все слои общества, от князя до простолюдина. Сильные и  богатые молились вместе с бедными  и слабыми. В то время рабства  и крепостничества в Беларуси не было. Это социальное зло появилось  позже, принесенное чужеземцами, завладевшими страною. В период лихолетья белорусские  православные монастыри несли свою помощь народу, укрепляли его в  недоле и давали духовные силы переносить все житейские невзгоды.


Информация о работе Христианство и его значение в белорусской ментальности