Христианизация Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:16, реферат

Описание работы

Отправной точкой в истории Русской православной церкви считается, как известно, 988 г. - год, когда, согласно Повести временных лет, киевский князь Владимир Святославич, взяв штурмом г. Корсунь (Херсонес), вынудил императоров-соправителей Византии Василия и Константина отдать ему в жены их сестру Анну и в соответствии со встречным условием данного соглашения крестился сам и заставил креститься своих подданных. Однако совершенно очевидно, что такое эпохальное событие, как утверждение новой религии, не может быть сведено к некоему одномоментному акту.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА СРЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
2. КРЕЩЕНИЕ РУСИ
3. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
4. ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕРУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО САМОСОЗНАНИЯ
5. ЦЕРКОВЬ И ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ ИГО
ИСТОЧНИКИ

Работа содержит 1 файл

христианизация древней руси.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

     В то же время противоречия с Западом  до XIII в. еще не носили характера конфронтации. Даже разделение церквей в 1054 г. означало лишь констатацию нетождественности друг другу двух ветвей христианства. Характер антагонизма культур это соперничество приобрело не ранее 1204 г., т.е. после разгрома крестоносцами Византийской империи. А к 40-м гг. XIII в. уже и Русь оказалась перед лицом широкомасштабной агрессии Запада, видевшего в православных христианах "схизматиков" - отщепенцев, которых любой ценой необходимо вернуть в лоно истинной церкви. В этих условиях на Руси были склонны видеть в татарах меньшее зло, нежели в немцах, чем и объясняется "проордынская" политика Александра Невского и его потомков.

     Но  вскоре после религиозного (и как следствие - культурного) обособления от Запада мощная преграда возникла и на Востоке. На рубеже XIII-XIV вв. в Орде начинает распространяться ислам, а при хане Узбеке (1313-1342) он становится государственной религией. Шансы на христианизацию татар свелись к нулю, поскольку ислам формирует культуру с чрезвычайно сильными внутрисистемными связями, что делает поглощение, ассимиляцию другой культурной общностью (не беря во внимание случаи прямого или скрытого насилия) практически невозможными. В итоге Русь замыкается в пределах своего культурного ареала, что приводит к серьезным изменениям в сфере общественного сознания.

     Если  в открытой культуре истинность и  ценность ассоциируется с полезностью (а отсюда - и ее высокая адаптивная способность), то закрытая - формирует принципиально иную аксиологию и эпистемологию. Такая культура мыслит себя священным текстом, в котором все абсолютно важно, все имеет сокровенный смысл, и наималейшее его искажение может обернуться катастрофой. Данное опасение заставляет общество постоянно обращаться к "незамутненным истокам", и потому истинность ассоциируется здесь с исконностью, ценность - с древностью. В этом кроется причина конфликтного характера любых преобразований в закрытых обществах. Даже если происходит кардинальное изменение социокультурной ситуации, при которой ответ на новые вызовы не может быть дан с позиций прежнего опыта, общество склонно искать корень бед не в собственной отсталости, а, наоборот, в отступлении от заветов предков. С другой стороны, высокая конфликтность закрытого общества объясняется тем, что понимание культуры как сакрального текста ведет к стиранию грани между сущностью и явлением, отождествлению знака с обозначаемым. Носитель такой культуры с трудом может ответить на вопрос, что для него более существенно, более важно. Фактически, в его сознании нет иерархии ценностей. Если в тексте абсолютно важно все до последней запятой, то поступиться нельзя ничем. Следствием этого становится неспособность социума достигать консенсуса, отсутствие культуры компромисса. При чрезвычайно высокой семотичности сознания и ритуализации поведения (вследствие неспособности различать форму и содержание) конфликт в таком обществе может вспыхнуть по самому ничтожному (с точки зрения внешнего наблюдателя или современного человека) поводу и продолжаться сколь угодно долго - вплоть до полной победы одной из сторон или их взаимного уничтожения, но никак не примирения.

     Не  учитывая этих особенностей религиозного сознания русского средневекового общества трудно понять, почему идейная борьба в церкви зачастую приобретала столь острый и бескомпромиссный характер, а противоречия, второстепенные с точки зрения православного вероучения, ввергали общество в кровавое противоборство.

 

Источники

 
  1. Иларион. Слово о Законе и Благодати // Красноречие Древней Руси. М., 1987. С.42-57.
  2. Ипатьевская летопись /Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). М., 1998.Т. II.
  3. Лаврентьевская летопись / ПСРЛ. М., 1997.Т.I.
  4. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов / ПСРЛ.М., 2000.Т. III.
  5. Повесть временных лет / Подг. текста Д.С. Лихачева, пер. Д.С. Лихачева и Б.А. Романова. М.; Л., 1950.

Основная  литература:

  1. Введение христианства на Руси. М., 1987.
  2. "Крещение Руси" в трудах русских и советских историков. М., 1988.
  3. Рапов О.М. Русская церковь в IX - I трети XII вв. Принятие христианства. М., 1988.
  4. Курбатов Г.Л., Фроянов И.Я., Фролов Э.Д. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.
  5. Принятие христианства народами центральной и юго-восточной Европы и Крещение Руси. М., 1988
  6. Русская Православная церковь.988-1988. Очерки истории. М., 1988.
  7. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
  8. Шапов Я.Н. Церковь в системе государственной власти Древней Руси. // Новосельцев А.П. и др. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965

Дополнительная  литература:

  1. Ариньон Ж. - П. Международные отношения Киевской Руси в сер. Х в. и крещение княгини Ольги. // Византийский временник. 1980. Т.41.
  2. Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. Киев, 1989
  3. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII).М., 1999.
  4. Древняя Русь в свете зарубежных источников / М.В. Бибиков, Г.В. Глазырина, Т.Н. Джаксон и др.; Под ред. Е.А. Мельниковой. М., 1999.
  5. Иеромон. Иоанн (Экономцев). Византизм, славяне и Россия. // Вопросы истории. 1989. № 8.
  6. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1993.Т.I.
  7. Идейно-философское наследие Илариона Киевского. М., 1986.Ч. I-II.
  8. Литаврин Г.Г. Русь и Византия в XII веке. // Вопросы истории. 1972. № 7.
  9. Литаврин Г.Г. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь. Проблема источников. // Византийский временник. 1981. Т.42.
  10. Никольский Н.М. История Русской церкви. М., 1985.
  11. Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. М., 1991.
  12. Образование Древнерусского государства. Спорные проблемы.М., 1992.
  13. Оргиш В.П. Древняя Русь: образование Киевского государства и введение христианства. Минск, 1988.
  14. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
  15. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995-1998.Т. I-II.
  16. Сочнев Ю.В. Русь и Золотая Орда: некоторые аспекты конфессиональных отношений. // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. М., 1993
  17. Филипповский Г.Ю. Столетие дерзаний. М., 1991
  18. Христианство: Словарь. М., 1994.
  19. Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1993-1995.Т. I-III.
  20. Христианство и Русь. М., 1988.

Информация о работе Христианизация Древней Руси