Холокост и страны оси "Берлин-Рим-Токио"

Автор: j******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 13:33, реферат

Описание работы

Годы Второй мировой войны были самыми трагическими за всю четырехтысячную историю еврейского народа. На протяжении всей своей истории этот народ подвергался многочисленным гонениям и обвинениям в убийствах со стороны представителей других религий, вынуждены были жить в гетто, носить отличительные знаки, по отношению к ним вводились запреты на многие ремесла, запрещалось поступать в университеты и многое другое. В эти годы на территории Германии и оккупированных ею стран были истреблены более чем 6 000 000 евреев и уничтожены тысячи еврейских общин.

Работа содержит 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

    Но  венгерские евреи игнорировали эти  антисемитские общественные тенденции, и выступали за ассимиляцию, и, несмотря на то, что в этой стране также существовали по отношению к ним дискриминационные законы, их положение было значительно лучше, чем во многих европейских странах.

    Но  зловещие признаки холокоста начали появляться и в Венгрии. Многие евреи, проживавших на территории этой страны, но имевших другое гражданство, были высланы или расстреляны, а также их депортировали в гетто (Будапешт, Освенцим и др.).

    В октябре 1942 г. Министерство иностранных  дел Рейха потребовало от правительства Венгрии, чтобы оно исключило евреев из культурной и экономической жизни страны, предписало всем евреям носить на одежде отличительные знаки и начало депортацию их на Восток. Но венгры демонстративно отвергли эти требования Германии и выступили в защиту еврейского населения.

    Следует отметить то, что еврейская община в Венгрии вплоть до 1944 г. оставалась почти не затронутой геноцидом, следует  поставить в заслугу политике венгерского правительства.

    О евреях Греции. Холокост греческих евреев проходил в два этапа: 1) весной и летом 1943 г. он коснулся евреев-сефардов, живших в Салониках и во Фракии; 2) весной и летом 1944 г. – евреев, живших в центральной, западной и южной частях Греции, которые говорили на греческом языке, а также евреев, живших на островах Корфу и Родос и говоривших на итальянском языке.

    История Греции военных лет осложняется  тем обстоятельством, что страна была разделена на зоны между партнерами по "Оси Берлин – Рим", т.е., между  Германией, Италией и Болгарией. Еще до депортации евреям предстояло испытать на себе политические репрессии, причем в каждой оккупированной зоне особые.

    У евреев Греции, как и в других странах, где был установлен нацистский режим, и велась программа по их уничтожению, отбирали собственность, регистрировали и отправляли на принудительные работы по восстановлению разрушений (от регистрации освобождались только евреи, не являющиеся гражданами Греции, как, например, многие испанские и итальянские евреи), арестовывали.

    В феврале 1943 г. в Греции были приведены в действие неподписанные приказы Нюрнбергских законов, согласно которым евреев надлежало в обязательном порядке регистрировать и сгонять в гетто. Но греческие евреи и местное население оказывали нацистам сопротивление в проведении этих мероприятий.

    Также следует упомянуть о том, что Греция оказалась единственной страной, в которой по требованиям самих же евреев судили евреев-коллаборационистов, во время войны сотрудничавших с нацистами.

    О евреях Италии. Вплоть до начала "расовой кампании" 1938 г. ненависть к евреям не была ни заметным явлением в жизни итальянцев, ни фактором, определяющим социально-политическую жизнь страны. Культурная ассимиляция евреев способствовала предоставлению им равных гражданских прав. Евреи активно участвовали в социальной, экономической и культурной жизни страны.

    Проникновение идей расизма и приход к власти Муссолини в 1922 г. вызвали обеспокоенность  среди евреев, который был известен своим подозрительным и нетерпимым отношением к евреям и иудаизму.

    Переломными годами стали 1936 – 1937 гг., после которых начались массовые гонения на евреев и лишения их прежних прав, а вносимые далее поправки еще более усугубляли их положение.

    Итальянские евреи смогли преодолеть первоначальную растерянность и недоумение и с достоинством приняли вызов новых зловещих порядков. Сохранив внутреннюю сплоченность, они сумели собраться с силами и противопоставить им моральную стойкость и отличную организацию внутриобщинной жизни. Также большая часть итальянского общества оставалась на стороне евреев и поддерживала словом и делом в их  борьбе за выживание в столь сложных сложившихся условиях.

    Начало  Второй мировой войны и вступление в нее Италии в 1941 г. на стороне  Германии не привели к значительным изменениям их юридического статуса  в стране, но их положение неизменно ухудшалось. Накануне вступления Италии в войну были арестованы тысячи евреев-иностранцев – как те, что не подчинился требованиям закона 1938 г. покинуть страну, так и те, кто попал в Италию из других стран, уже оккупированными нацистами, а также те евреи, которых заподозрили в неприятии фашизма. Мужчин, женщин и детей бросали в тюрьмы с тяжелыми условиями содержания, началось строительство лагерей для интернированных (самый крупный лагерь для интернированных находился в Феррамонти-ди-Тарсиа около г. Козенцы).

    Переломным моментом в судьбе итальянских евреев  стало падение режима Муссолини и капитуляция Италии перед войсками антигитлеровской коалиции 8 сентября 1943 г. Но страна оказалась разделенной на две части – Южную, освобожденную войсками союзников, и Северную, подпавшую под власть Германии.

    Евреи, находящиеся на юге страны, теперь были вне опасности. Но для евреев, проживавших в Риме и в городах к северу, это разделение страны имело катастрофические последствия. На этой территории была образована Итальянская Социальная Республика (ИСР) – фашистское государство под немецким протекторатом, во главе которого встал Муссолини. Многие из руководящей верхушки этого государства давно "исповедовали" антисемитизм и теперь были готовы направить все силы на содействие нацистам в реализации их антиеврейской политики. На евреев на этой территории начали проводить облавы, заставляли вносить свои имена в списки и проходить обязательную регистрацию, носить отличительные знаки на одежде. Арестованных евреев, сначала содержавшихся в местных тюрьмах, школах и бараках, перевозили в специальные концентрационные лагеря на севере Италии, откуда их отправляли в лагеря смерти вплоть до конца 1944 г.

    О евреях Румынии. В отличие от Германии, Польши, России или Испании, Румыния не имела многовекового исторического опыта антисемитизма. До XIX в. в Румынии случались вспышки антисемитизма, но фактически земли этой страны служили прибежищем для безжалостно притеснявшихся евреев из Польши и России. Это явление проявилось здесь в XIX в. и быстро распространился, принимая все более жестокие формы.

    До  Второй мировой войны еврейское население Румынии составляло более чем 756 000 чел. Это была третья по численности еврейская община в Европе.

    Став  союзницей Германии, Румыния в  июне 1941 г. вступила в войну против СССР. В первые же дни войны в г. Яссы, а также двух поездах смерти румынские военные отряды, полиция и жандармерия уничтожили ок. 13 тыс. евреев. В кровавой бойне в Яссах участвовали и германские части. Тем, кому удалось выжить в поездах смерти, после 2-месячного пребывания в лагерях Калараш и Подул-Илоаей были освобождены.

    Были  разработаны планы дальнейших действий по отношению к евреям, в основе которых лежала "очистка земель". Это означало, что все евреи, жившие в сельской местности, подлежали уничтожению, а городские – заключению в гетто, а также правительство Румынии требовало применять в отношении еврейского населения самые решительные и беспощадные меры; их целью было то, чтобы ни один еврей не ушел от заслуженной кары. Тысячи румынские евреев попали в гетто и лагеря смерти. 

    В отношениях между Германией и  Румынией по поводу "еврейского вопроса" не все было гладко. Если в начале войны германские власти выражали неудовольствие румынами по поводу стихийного характера истребления евреев, а также стремления поскорее сбыть с рук огромные партии еврейского населения, вытеснив их, таким образом, на контролируемые германскими войсками территории, то уже в 1942 г. гитлеровцев уже сильно раздражало то, что румыны отказались депортировать евреев в нацистские лагеря в оккупированной Польше.

    Одной из характерных особенностей политики геноцида в Румынии периода Второй мировой войны 1939 – 1945 гг. было то, что физическое уничтожение евреев происходило молниеносно, причем по географическому признаку. С самого начала войны румынское правительство ввело решительные и беспощадные репрессивные меры против румынских евреев, направленные на их тотальное уничтожение, однако в 1943 г. они были прекращены.

    В 1944 г. Румыния присоединилась к странам  антигитлеровской коалиции, и ее армия  начала воевать против своей недавней союзницы, Германии.

    Из  всех стран, переживших Вторую мировую  войну, ни в одной стране массовое истребление евреев не достигало таких масштабов, как в Румынии. Но все же стоит признать, что Румыния в своей внутренней политике смогла совершить переворот и остановить машину массовых и жестоких убийств и репрессий,  что позволило сохранить жизнь значительному количеству евреев.

    О евреях Словакии. Антисемитизм в Словакии имел давнюю традицию; евреев то и дело обвиняли в "коррупции", "мадьяризации", а позже – "чехизации". Первые ограничительные меры против еврейского населения, пока еще эпизодического характера, были направлены на то, чтобы вытеснить евреев из экономической жизни Словакии и ограничить их деятельность в сфере свободных профессий, и в первую очередь это коснулось юристов и врачей. Этот процесс усилился во второй половине 1939 г.: у евреев конфисковали земельную собственность, а принадлежавшие евреям крупные компании и на предприятия поставили управляющих-"арийцев". Евреев изгнали из правительственных органов и из армии, им вменили в обязанность принудительный труд.

    Точкой  отсчета стала Зальцбургская конференция (28 июля 1940 г.), на которой в присутствии Гитлера и Риббентропа словацкие руководители Тисо, Тука и Мах дали согласие ввести в стране нацистский режим. Эта страна входила в число стран-участниц Оси.

    Евреи Словакии, как и в других странах, которые входили в состав Оси, и в которых был установлен нацистский режим, должны были носить отличительные знаки на одежде. Всем евреям в возрасте 16 – 60 лет вменялся в обязанность принудительный труд.

    Евреи этой страны не избежали депортации в  гетто и лагеря смерти.

    Словацкие евреи организовали яростное сопротивление нацистки настроенному правительству и всеми силами стремились спасать своих соотечественников, поддерживали и выкупали их.

    Потери, понесенные словацкими евреями во время  двух депортационных волн – 1942 г. и 1944 – 1945 гг. – оцениваются в 68 – 71 тыс. чел. С учетом евреев, депортированных в мае 1944 г. в Освенцим с территории, перешедшей в 1938 г. к Венгрии, эта цифра превышает 100000 чел. Войну пережили менее 20% от общей численности еврейской общины Румынии довоенного времени.

    О евреях Финляндии. В 1930-х гг. до властей и общественности Финляндии стали доходить известия о нацистских преследованиях евреев. Правительство желало сохранить с Германией добрые отношения и, в отличие от средств массовой информации, не торопилось осуждать вскрывающиеся в сообщениях факты о жестокости над европейским еврейством. Начиная с 1938 г. несколько сотен иностранных евреев, в основном из Австрии и Германии, прибыли в Финляндию – большинство транзитом, но какая-то часть осталась в стране.

    Вначале никакой определенной политики по отношению  к беженцам финское правительство  не проводило и щедро раздавало  временные визы. Но уже вскоре вынуждена  было ужесточить свою политику по отношению  к въезжающим в эту страну из-за опасения превращения в конечный пункт для гонимых евреев из Европы, а также из-за нажима Патриотического народного движения (эта партия была фашистской). Но, несмотря на это Финляндия продолжала принимать евреев.

    Судьба  финских евреев зависела от того, в какой степени правительство в Хельсинки сохраняло свободу действий, весьма ограниченную Германией. Поистине роковым для евреев Финляндии оказались тесные связи между германскими властями и финскими чиновниками, занимавшихся иммиграционной политикой. Руководящая верхушка Финляндии выдавала своей союзнице евреев-беженцев.

    Хотя  еврейское население Финляндии  было немногочисленно (~ 2300 чел.), оно, тем не менее, интересовало Берлин.

    Разрабатывались планы по депортации евреев в Германию, но местное население выступало против проведения таких мер и защищало их.

    То, что и финские евреи, и находившиеся в Финляндии беженцы уцелели, объясняется, скорее всего, изменениями  в ходе войны – в конце 1942 г. немецкие войска отступали в Северной Африке и их сильно теснили советские войска под Сталинградом. В сложившейся ситуации финское правительство начало искать пути выхода из войны.

    Значительную  роль в спасении финских евреев сыграло  и то, что германское военное присутствие  в стране было незначительным, а  сама она слишком отдаленной, чтобы Германия могла решить судьбу живших там евреев.

Информация о работе Холокост и страны оси "Берлин-Рим-Токио"