"Холодная война" во второй половине XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:25, реферат

Описание работы

Причины начала войны, формирование блоков, политика Советского Союза. Условия достижения стратегического паритета. Решение проблем послевоенного мирного урегулирования после Второй мировой войны.

Содержание

1. Начало «холодной войны». Доктрина Трумэна. План Маршалла……..2
2. Формирование блоков…………………………………………………….5
3. Период эскалации 1953-1962 гг…………………………………………..7
4. Достижение стратегического паритета. Разрядка……………………….9
5. «Вторая холодная война» 1979-1985 гг………………………………....11
6. Окончание «холодной войны»…………………………………………...13
7. Решение проблем послевоенного мирного урегулирования в 1945 г ...15
8. Список литературы…………………………………………………….…

Работа содержит 1 файл

История.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

    Администрация Р.Никсона, пришедшая к власти в 1969г., критически относилась к продолжению  масштабного военного строительства  и скорректировала доктрину «гибкого реагирования» в пользу доктрины «реалистического сдерживания». Такая корректировка взглядов американской политической элиты означала более экономичный подход к военным расходам, более бережное отношение к расшатанной военными расходами экономике страны.

    Советское руководство также постепенно отходило от прежнего ожесточения, принесшее втрожение в Венгрию и Чехословакию в 1956 и 1968гг. Кульминацией потепления советско-американских отношений стало подписание договоров ОСВ-1 и ОСВ-2, а также договора по ПРО. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    «Вторая холодная война» 1979-1985 гг.. 

    Ввод советских  войск в Афганистан в декабре 1979г. положил начало следующему периоду  «холодной войны». Пришедшая к  власти администрация Рональда Рейгана  утверждала, что между двумя сверхдержавами возникла опасность разрыва в уровнях стратегических вооружений в пользу Советского Союза. Дальнейшая пассивность, по их мнению, привела бы к тому, что США в итоге неминуемо проиграют «холодную войну».

    На вооружение американской армии был принят стратегический бомбардировщик В-1, и началось строительство усовершенствованных бомбардировщиков по технологии «Стэлс», началось развертываение межконтинентальных ракет нового поколения МХ и строительство подводных лодок – ракетоносцев «Трайдент», колоссальное увеличение количества крылатых ракет и ракет средней дальности «Першинг-2». Советское руководство особенно опасалось размещения в Европе новых американских ракет средней дальности. В 1982г. Советский Союз предложил в случае отказа США от размещения «Першингов» сократить число своих ракет СС-20 в Европе до суммарного количества аналогичных ракет Англии и Франции (162 единицы), а остальные вывезти в Сибирь. Однако американцы отвергли этот вариант, считая, что в случае необходимости вернуть ракеты из-за Урала будет гораздо проще, чем доставить их из-за океана.

    СССР безуспешно пытался оказать давление на союзников  США. Так, летом 1983г. Андропов предупреждал канцлера ФРГ Гельмута Коля, что из-за «Першингов» военная угроза для Западной Германии возрастет многократно, отношения между нашими двумя странами также обязательно претерпят серьезные отношения.

    В августе 1983г. Москва предложила НАТО так называемый нулевой вариант, согласившись ликвидировать все свои ракеты сверх 162. Возможно, это открыло бы новые перспективы на переговорах, но случилось непредвиденное.

    1 сентября  советский истребитель сбил вторгшийся  в воздушное пространство СССР  южнокорейский пассажирский авиалайнер. Разразился колоссальный международный скандал. Американцы обвинили Кремль в сознательном расстреле пассажирского самолета. Советская сторона поначалу отрицала свою причастность к гибели лайнера. Лишь 7 сентября правительство СССР официально признало, что «Боинг» был сбит, но утверждало, что он нарушил воздушную границу СССР не случайно, а по заданию американской разведки.

    Андропов обвинил  администрацию США в том, что  она провокационно использует инцидент с южнокорейским самолетом для  организации беспрецедентной гонки вооружений. В ноябре 1983г., после того как США реально приступили к размещению «Першингов» и крылатых ракет в Европе, СССР прервал переговоры и объявил о размещении в Европе дополнительных ракет СС-20 и отправке в океан советских подводных лодок с ядерным оружием на борту.

    В свою очередь, Рейган принял решение о форсировании работ над стратегической оборонной  инициативой, известной также как  программа «звездных войн». Речь шла о размещении в космосе  противоракетного щита, который сделал бы Америку неуязвимой для советского ядерного оружия.

    Отношения между  Западом и Востоком накалились до предела. Символом этого периода  «холодной войны» можно с полным правом считать «шутку» Р.Рейгана  в прямом эфире американского  телевидения: «Дорогие соотечественники, я рад сообщить вам, что только что я подписал указ, навеки объявляющий Россию вне закона. Ядерная бомбардировка начнется через 5 минут». 
     

    Окончание «холодной войны». 

    Стремясь оздоровить международную обстановку, вывести  из тупика советско-американские переговоры, Советский Союз после 1985г. предпринял мирное наступление, выступив с рядом важнейших инициатив, объявил об одностороннем советском моратории на вывод в космос военных объектов. С целью остановить качественное совершенствование ядерного оружия, Советское правительство в августе 1985г. выступило с заявлением о прекращении подземных испытаний ядерного оружия.

    В ноябре 1985 года состоялась советско-американская встреча  в верхах (М.С.Горбачев и Р.Рейган) в Женеве. Она вылилась в открытый широкий диалог, оказавший существенное воздействие на общую осбтановку в мине, а также положила начало сотрудничества в ряде сфер двусторонних отношений СССР-США. В октябре 1986 года М.С.Горбачев и Р.Рейган встретились в Рейкьявике. Значение этой встречи состоит прежде всего в том, что на ней были обсуждены конкретные формулы радикального сокращения ядерного оружия, предложенные советской стороной. С марта 1987 года заметно активизировались политические контакты на различных уровнях.

    Становилось очевидным то, что в виду экономических трудностей, США оказываются не в состоянии финансировать все проталкиваемые Пентагоном военные программы. В 1985г. конгресс США заморозил военные расходы, а с 1987г. началось даже их определенное сокращение. В стране усиливалась критика внешней политики администрации, и особенно ее курса в отношении Советского Союза. Важным звеном в развитии советско-американских отношений стала встреча в верхах в Москве, которая состоялась с 29 мая ро 2 июня 1988 года. Сам факт проведения встречи на высшем уровне, подготовка к ней не только закрепили значительные позитивные перемены в советско-американских отношениях, но и дали новые имупльсы к их развитию. Ратификация Договора по ракетам средней и меньшей дальности, обмен в ходе встречи ратификационными грамотами о вступлении этого договора в силу, дальнейшее продвижение в завершении выработки соглашения о 50-процентном сокращении стратегических наступательных вооружений, подписание до встречи соглашений по урегулированию ситуации в Афганистане, заключение ряда соглашений о дальнейшем совершенствовании механизма предотвращения ядерной войны, а также о развитии двустороннего сотрудничества – все это конкретные свидетельства продолжающейся нормализации советско-американских отношений, привнесение в них дополнительных элементов устойчивости и последовательности, которые действительно отвечали интересам как Советского Союза, так и Соединенных Штатов. Однако последующие действия советского союза были, мягко сказать, нелогичными. В ноябре 1989 года прекратила свое существование Берлинская стена. 1 июля 1991 года произошел роспуск Варшавского Договора. Социалистический лагерь распался. В ряде стран – его бывших членов – произошли демократические революции, которые не только не осуждались, но поддерживались СССР. Советский Союз отказался также и от расширения своего влияния в странах третьего мира. В конечном итоге все закончилось распадом Восточной сверхдержавы в декабре 1991г. 
     
     
     
     
     
     
     
     

    Решение проблем послевоенного мирного  урегулирования в 1945 г. 

После окончания  военных действий началась подготовка к подписанию мирных договоров со странами гитлеровского блока. 6 сентября 1945 г. Совет министров иностранных дел стран- победительниц (СМИД) приступил к рассмотрению спорных вопросов. Советская делегация требовала строго придерживаться принципов коллективной дипломатии при разработке договоров, не исключая и урегулирование «японской проблемы». В свою очередь, английская и американская дипломатия предлагала пересмотреть ряд положений договоров о перемирии между СССР и бывшими странами гитлеровского блока. Также западные державы настаивали на реорганизации правительств Румынии и Болгарии, которые еще в последние месяцы войны заручились поддержкой Москвы. После нескольких месяцев напряженных дипломатических переговоров было принято компромиссное решение. СССР согласился на такой порядок функционирования союзных контрольных органов в Японии, который предоставлял практически неограниченные полномочия американской оккупационной администрации. Правительствам же Болгарии и Румынии было лишь рекомендовано включить в свой состав по два министра от демократической оппозиции.

На Парижской  мирной конференции, проходившей с 29 июля по 15 октября 1946 г., были сформулированы основные принципы послевоенного урегулирования в отношении стран германского блока. Сами мирные договоры с Болгарией, Венгрией, Румынией, Финляндией и Италией были торжественно подписаны в Париже 10 февраля 1947 г. Каждый из этих договоров обязывал побежденную страну обеспечить своим гражданам демократические свободы, а также не допускать «возрождения, существования и деятельности фашистских организаций».

На включении  в текст договоров понятия  «фашизм» настояла советская сторона. Против такого решения выступала Франция при поддержке британской делегации. Причина разногласий заключалась в том, что для советской пропаганды идея «антифашистской борьбы» уже превратилась в важный инструмент консолидации прокоммунистических политических сил в странах Восточной Европы. Поэтому «фашистскими» в Москве начали называть все авторитарные режимы, существовавшие в восточноевропейских странах в годы войны (независимо от того, в какой степени они действительно придерживались фашистской идеологии). В самом Советском Союзе Великая Отечественная война изначально рассматривалась как продолжение антифашистской борьбы предвоенных лет, поэтому идеологический маневр оказался почти незаметным. Однако смысловые акценты в советской трактовке фашизма изменились. Если коминтерновские идеологи считали фашизм «диктатурой крупного финансового капитала» и «оппортунистической» социальной демагогией, то теперь фашизм начал ассоциироваться прежде всего с националистическим экстремизмом. Такая трактовка позволяла объявить фашистскими любые политические движения, отстаивавшие интересы тех или иных этно-национальных групп вопреки «интернациональной солидарности трудящихся». Нацизм же, как и раньше, рассматривался лишь в качестве разновидности фашизма. В ходе работы Парижской конференции советская делегация доказывала, что на Нюрнбергском процессе мировое сообщество осудило в лице нацистских военных преступников фашизм в целом, и новые мирные договоры должны закрепить это решение юридически. Французы и англичане первоначально возражали против столь произвольного причисления всех союзников Рейха к «фашистскому интернационалу». К тому же во Франции еще с довоенных времен было немало политиков, которые видели в фашизме идеологию, основанную на принципах надклассовой солидарности, социального государства, укрепления общественной роли религиозной веры и традиционных ценностей. Но дискуссия на эту тему могла спровоцировать политическую напряженность в самих странах Запада, только вышедших из войны. Поэтому возражения в адрес советских трактовок были сняты.

Декларированный в мирных договорах запрет фашизма не привел к ужесточению санкций против бывших союзников Германии. Побежденным государствам было предоставлено даже право сохранить собственные вооруженные силы, хотя вводились ограничения по их численности и тяжелым видам вооружения. Побежденные страны обязались выплачивать репарации (Финляндия, Румыния, Болгария и Венгрия в пользу СССР, Болгария также в пользу Греции и Югославии, Италия в пользу СССР, Югославии, Греции, Эфиопии и Албании). Окончательно устанавливались послевоенные границы в Европе. Мирный договор с Румынией закрепил передачу Советскому Союзу Бессарабии и Северной Буковины. Румынии возвращалась Трансиль- вания, отторгнутая по решениям «Венских арбитражей», но подтверждалась осуществленная во время войны передача Южной Добруджи в состав Болгарии. В свою очередь, Болгария возвращала Македонию в состав Югославии, а Фракию - в состав Греции. Венгрия вернулась к границам 1937 г., предав Румынии Транеильванию и Бачку, Чехословакии - Южную Словакию, а Советскому Союзу - Закарпатскую Украину. Финляндия признала границу с СССР, установленную в марте 1940 г., а также территориальные условиях договора о перемирии с СССР 1944 г. Италия передала Югославии полуостров Истрию, часть Юлийской Крайни, город Фиуме. Принадлежавшие раньше Италии Додеканезские острова перешли к Греции. Дискуссия о Триесте завершилась компромиссом - была создана «Свободная Территория Триест» под управлением ООН. В 1954 г. город Триест и западная часть его округа отошли к Италии, а восточная часть - к Югославии. Окончательно линия итало-югославской границы была определена двусторонним договором 1975 г. Споры на Парижской конференции вызвала и судьба итальянских колоний. СССР добивался предоставления ему в качестве подопечной территории Триполитании, а также предоставления базы для торгового и военного флота в одной из бывших итальянских колоний в Средиземноморье. Эти предложения были отвергнуты западными державами. В итоговом варианте мирного договора было установлено, что Италия лишается «всех прав и правооснований на итальянские территориальные владения в Африке», которые подлежали передаче в распоряжение ООН.

Проект мирного  договора с Японией США подготовили  лишь к 1951 г. В соответствии с ним  Япония должна была отказаться от претензий  на Корею, Тайвань и Пескадорские острова, от островов в Тихом океане, которыми она управляла по мандату Лиги наций, от всех прав и претензий в Китае и Антарктике, а также от претензий на Южный Сахалин и Курильские острова. Острова Рюкю (включая Окинаву) и Бонин оставались под управлением американцев (они были поэтапно возвращены Японии в 1968-1972 гг. при условии сохранении там американских военных баз). Репарационные выплаты на Японию не налагались.

Информация о работе "Холодная война" во второй половине XX века